Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российское западничество.
Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Оно было представлено " обеими столицами" - Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился (в спорах со славянофилами) в 1841 – 1842 гг., в Петербурге находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало. Современники трактовали западничество очень широко, относя к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. Х. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придерживался радикальных воззрений, как, например, В.Г. Белинский, А. И Герцен и Н. Н П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен сами называли себя " западниками" в своих спорах со славянофилами, По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. В число западников входили известные профессора Московского университета - историки. Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслачев, а также видные писатели - И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А.Гончаров, позднее Н. А. Некрасов. Западники противопоставляли себя славянофилам в своих суждениях о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и " запоздала", но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. В отличие от славянофилов отрицали самодержавную власть монарха и выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха, с гарантиями свободы печати, неприкосновенности личности и с введением гласного суда В этом плане их привлекал парламентарный строй Англии и Франции, вплоть до идеализации его некоторыми западниками. Как славянофилы, западники выступали за отмену крепостного сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования. В противоположность славянофилам, которые признавали примат веры, западники решающе значение отдавали разуму. Они выступали за самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее корпоративности (или " соборности"). Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили " спас" Россию. Деятельность Петра I они рассматривали как первую фазу обновления страны, вторая должна начаться с проведения реформ, которые явятся альтернативой пути революционных потрясений. Профессора истории и права (например, С. М. Соловьев Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) большое значение придавали роли государственной власти и стали основоположниками так называемой " государственной школы" в русской историографии. Здесь они основывались на схеме Гегеля, считавшего государство творцом развития человеческого общества Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся в " Московском наблюдателе", " Московских ведомостях", " Отечественных записках", позже - в " Русском вестнике" и " Атенее". Большой общественный резонанс имели чиемые Грановским в 1843-1851 гг..циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерно-исторического процесса в России и западноевропейских странах. 3ападники широко использовали московские салоны (Елагиных, Свербеевых, Чаадаева и др.), где они " сражались" со славянофилами и куда съезжалась просвещенная элита московского общества, " чтобы посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого". Разгорались жаркие споры. Особенно изощрялся в полемическом задоре и остроумии Герцен. Выступления заранее готовились, писались статьи, цитаты. III отделение было хорошо осведомлено о содержании этих споров через своих агентов, аккуратно посещавших салоны. Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее привилегированной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их – воспитанники Московского университета. Теоретической основой взглядов и других была немецкая классическая философия. И тех и других волновали судьба России, пути ее развития, хотя они понимали их по-разному. " Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно", - скажет позднее Герцен.
|