Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянский вопрос во внутренней политике самодержавия во второй четверти XIX в.






В правительственной политике второй чет­верти XIX в. одним из острейших был кресть­янский вопрос. Само крестьянство постоянно

" напоминало" о себе возраставшими с каждым десятилетием бунта­ми. Крестьяне выступали не только против " злоупотреблений" крепостным правом, но и против крепостного права вообще - за пре­доставление им " полной воли". Шеф жандармов А. Х. Бенкендорф в секретных отчетах царю с тревогой писал об опасности этого явления. «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».

Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному нраву, видел его неприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимость отмены крепостного права, он, тем не менее, указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный мо­мент. " Нет сомнения, - заявил он в Государственном совете 20 марта 1842 г., - что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное, но прикасаться к нему теперь было бы еще более гибельным, и всякий помысел о даровании свободы крепостным людям был бы преступным посягательством на Спокойствие го­сударства". Опасность освобождения крестьян он видел в том, что упразднение власти помещиков над ними неизбежно затронет и само­державие, опиравшееся на эту власть. Правительство также опасалось, что отмена крепостного права неизбежно будет сопровождаться народными волнениями. Поэтому проводимые меры в крестьянском вопро­се носили паллиативный характер: они были направлены на отмену наиболее одиозных вопиющих сторон крепостничества и преследо­вали цель снять остроту социальных отношений в деревне.

Представления Николая I о крестьянском вопросе были вполне определенными: «Освободить крестьян без земельных наделов – безумие». Для наделения же крестьян землей требовались средства, время и терпение; необходимо было иметь внятное представление о том, как подобная мера отразится на дворянском сословии. Нельзя было допустить его оскудения и разорения. Именно дворянство поставляло верных слуг России, именно из этого сословия все монархи получали надежных помощников, именно дворянство откликалось на нужды страны, когда надо было идти на бой с врагами, защищая честь и независимость Отечества. Обидеть дворянства Николай I никогда не мог.

В царствование Николая I было издано более 100 законода­тельных актов по крестьянскому вопросу. Был издан ряд законов, на­правленных против обезземеливания крестьян. Так, по указу 1827 г помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного торга «с раздроблением семейств» " удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено дворянам не имевшим имений, покупать крестьян без земли. В число мер, направленных на некоторое смягчение крепостного права, входил и­ указ 1828 г., ограничивавший право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению; указ 1844 г., предоставлявший помещикам право отпускать дворовых на волю по обоюдному с ними договору; указ 1853 г., запрещавший сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам. В 1842 г. Сибирь объявлялась зоной, свободной от крепостного права.

Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права, для чего создавались специальные секретные комитеты. Всего в царствование Николая I. было образовано 9 таких комитетов. Более или менее практическое значение в решении крестьянского вопроса из числа секретных комитетов имели два - комитеты 1835 и 1839 гг. " Секретный комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий" 1835 г. поставил перед собой широкую, но весьма осторожно сформулированную задачу постепенного перевода крестьян " от состояния крепостного до состояния свободного". Было намечено три этапа этого процесса: на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю; на втором этапе: крестьяне оставались " крепкими земле", но их повинности четко регламентировались законом; на третьем этапе крестьяне получали" право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях. Какого-либо срока завершения этого безземельного освобождения крестьян Комитет не устанавливал. Однако даже предложение не вышло за рамки его обсуждения.

Новая попытка общего решения крестьянского вопроса была предпринята в Секретном комитете 1839 г. помещиками. Итогом его занятий явилось изданиеуказа 2 апреля 1842, г. об " обязанных крестьянах". Указ был направлен на то, чтобы " исправить вредное начало" указа 1803 г. о " вольных хлебопашцах" -отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли), в пользу крестьян. Николай I исходил из незыблемости помещичьего землевладения. Он рассматривал земельную собственность помещи­ков " навсегда неприкосновенной в руках дворянства" и как гарантию " будущего спокойствия", По этому указу крестьянин получал с согла­сия помещика свободу и надел, но не в собственность, а в пользование, за который был обязан (отсюда и название " обязанный крестьянин") выполнить по соглашению с помещиком по сути дела те же феодаль­ные повинности (барщину или оброк), но с условием, что помещик впредь не мог изменять ни виды, ни размеры этих повинностей. Предоставленный в пользование крестьянина надел помещик не мог уже ни отнять у него, ни обменять или уменьшить. Никаких определенных норм наделов и повинностей закон не устанавливал - все зависело от воли помещика. В селениях " обязанных крестьян" вводилось выбор­ное " сельское самоуправление", однако сохранялась вотчинная власть помещика в имении. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса указ 2 апреля 1842 г. не имел. За время его действия (1842-1858) в категорию " обязанных крестьян" перешло всего лишь 27 17Здуши муж. пола. Это объясняется не только тем, что большинство помещиков встретили этот указ в штыки, но и тем, что и сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные условия, не дававшие им ни земли, ни свободы.

Еще меньшее применение имел указ 8 ноября 1847 г. о праве крестьян помещичьих имений, продававшихся с публичных торгов за неуплату казенных или частных долгов владельца имения. Согласно этому указу, крестьяне обязаны были внести выкуп в тече­ние 30 дней со времени объявления о продаже имения. Размер выку­па определялся последней на торгах ценой, при этом крестьяне долж­ны были внести всю выкупную сумму сразу, " не ожидая никакого по­собия от казны". Выкупленная земля предоставлялась в собственность всей общине, а не отдельному крестьянскому двору. Выкупив­шиеся на волю крестьяне поступали в разряд государственных и несли наравне с ними все подати и повинности, за исключением оброка за землю (который платили государственные крестьяне за свои наделы). Поэтому такие крестьяне получали название " безоб­рочных". Характерно, что, несмотря на стеснительные условия выку­па,. от многих крестьянских общин, к удивлению правительства, стали поступать заявления о предоставлении им возможности выкупиться на волю на основании этого указа. Помещики забили тревогу. Прави­тельство пошло им навстречу: формально не отменяя указа, оно так изменило его различными " разъяснениями" и " дополнениями", что практически свело его на нет. Всего этим указом могли воспользоваться и выкупиться на волю лишь 964 души. муж. пола крестьян.

3 марта 1848 г. был издан закон, предоставлявший помещичьим крестьянам право покупать землю (до этого они ее покупали на имя своего помещика). Однако крестьянин мог купить земли только с согласия помещика.

Смелее правительство действовало там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов русского дворянства, а именно -в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), и где помещиками были преимущественно поляки. Здесь правительство стремилось ослабить влияние польских помещиков и вместе с тем предотвратить процесс обезземеливания крестьян. В30-х годах была проведена конфискация имений у тех польских помещиков, которые участвовали в восстании 1830-1831 Крестьяне этих имений были переведены в разряд государственных.

В 1844 г. был образован Комитет западных губерний для выработки " Правил для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям". Были составлены инвентари - описания помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и общее для всех имений количества барщинных дней, которые впредь нельзя было изменять. Инвентарная реформа была проведена в 1847-1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Волынской Киевской и Подольской), в 1852-1855 гг. - в белорусских губернии. (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской).

Гораздо большее значение имела реформа в государственной деревне, проведенная в 1837-1841 гг. В апреле 1835 г. было создано V отделение императорской канцелярии специально для разработки проекта реформ государственной деревни. Во главе его был назначен П. Д. Киселев. Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в учрежденное 26 декабря 1837 г. Министерство государственных имуществ под управление П. Д.Киселева. В 1838-1841 гг. последовала серия законодательных актов о введении нового управления государственной деревней о землеустройстве крестьян, упорядочении податной системы, организации начального образования, медицинской и ветеринарной помощи.

На местах создавалась четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась палата государственных имуществ. В округ входили один или два уезда, в зависимости от численности в них государственных крестьян. Во главе округа был поставлен окружной начальник. Округа подразделялись на волости из расчета около 6 тыс. душ муж. пола в каждой. Волости, в свою очередь, делились на сельские общества примерно по 1500 душ муж. пола в каждом. Сельское общество состояло из одного или нескольких селенй. Вводилось: выборное сельское и волостное самоуправление. Из домохозяев от каждых 5 дворов составлялся сельский сход, который избирался сро­ком на 3 года сельского старшину, а для исполнения полицейских функциий - сотских и десятских. Волостной сход состоял из домохозя­ев от каждых 20 дворов. Он избирал сроком на 3 года волостное прав­ление в составе волостного головы и двух " заседателей" - по хозяйственной и полицейской части. Для разбора мелких тяжб и проступков крестьян избирались сельские и волостные суды (" расправы"). Они состояли из судьи и нескольких " добросовестных' (заседателей). Впоследствии опыт административного устройства в государственной деревне был использован при формировании сельского самоуправления во время проведения реформы в помещичьей и удельной деревне.

Реформа Киселева государственной деревни сохраняла общинное землепользование с периодическими переделами земли внутри общины. Была реорганизована оброчная повинность. Хотя оброк по­-прежнему раскладывался " по душам" (муж. пола), размеры его оп­ределялись с учетом доходности крестьянского надела. Для уравнения оброчных платежей в соответствии с доходностью земли был прове­ден земельный кадастр (межевание земель с их оценкой). Для устранения малоземелья предусматривалось наделение кресть­ян землей из государственного резерва, а также переселению их в малонаселенные губернии с выдачей ссуд на льготных условиях Для решения продовольственного вопроса расширялась " общественная запашка", которая призвана была создать необходимый страховой резерв. На случай неурожаев устраивались- запасы зерна. На селе заводились школы медицинские и ветеринарные пункты. Создавались " образцовые государственные " фермы" для пропаганды среди крестьян новейших приемов земледелия. В государственной деревне западных губерний была ликвидирована барщина и отменена практика сдачи казенных селений арендаторам. В 1847 г. Министерству государственных имуществ было предоставлено право покупать за счет казны дворянские населенные имения.

Реформа 1837-1841 гг. в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчила земельную " тесноту", способствовала развитию производительных сил, но с другой - расширила дорогостоящий бюрократический аппарат управления, создала мелочную чиновничью опеку над крестьянами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал