Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кодификация законов и ее значение. Охранительное направление во внутренней политике самодержавия: организация и деятельность III отделения.
Преобразование императорской канцелярии. При воцарении неопытный Николай I не представлял хода работы государственной машины, но твердо знал, что ему не нужен первый министр. Впавший в глубокую депрессию Аракчеев был отстранен от «общегосударственных дел. Вслед за Аракчеевым вскоре оказался не у дел популярный в армии А. П. Ермолов. Император доверял немногим, среди которых были лично ему близкие А. Х. Бенкендорф, И. Ф. Паскевич, А. Ф. Орлов. Влияние на дела сохранили начальник Главного штаба И. И. Дибич, министр финансов Е. Ф. Канкрин и министр иностранных дел К. В. Нессельроде. Стремясь увеличить свое влияние на государственные дела, Николай I провел общее преобразование императорской канцелярии. Созданная в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия первоначально занималась всеми делами, требовавшими решения императора. В январе 1826 г. прежняя канцелярия была переименована в I Отделение, и было образовано II Отделение, предназначенное для сборов и систематизации законов Российской империи. В июле того же года возникло III Отделение, затем их число увеличилось до шести. В I Отделение все центральные ведомства должны были каждое утро доставлять сведения о своей деятельности и особо представлять дела, которые требовали личного рассмотрения царя. Чтобы глубже разобраться во внутреннем состоянии империи, царь приказал делопроизводителю Следственного комитета А. Д. Боровкову составить свод мнений декабристов, высказанных ими в период следствия. Он часто их просматривал и оттуда «черпал много дельного». Для изучения возможности государственных преобразований 6 декабря 1826 г. был образован Секретный комитет во главе с давним сотрудником Александра I В. П. Кочубеем. Комитет должен был разобрать бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I, где было немало проектов конституционных преобразований и решения крестьянского вопроса. Туда же был передан свод показаний декабристов. Первостепенную роль в Комитете играл Сперанский. Более всего членов Комитета занимали сословный вопрос и административные преобразования. Кочубей считал полезным обратить внимание правительства на «рабство» помещичьих крестьян, но призвал к осторожности, «удаляя всякую мысль о даровании мгновенно свободы». По мнению членов Комитета, следовало освободить Государственный совет от административных и судебных дел, оставив в его ведении составление законов. Предлагалось разделить Сенат на Сенат правительствующий, куда входили бы министры, и Сенат судебный. Тем самым последовательно проводился принцип разделения властей. В низших местных учреждениях, волостных и сельских, усиливалось коллегиальное начало и допускались выборные должности, что могло служить ограничению чиновничьего произвола. Сословная реформа призвана была укрепить права дворянства. Главный принцип преобразований, предложенный Комитетом 6 декабря 1826 г., заключался «не в полном изменении существующего порядка управления, но в его усовершенствовании посредством некоторых частных перемен и дополнений, соответствующих истинным нуждам государства». Проработав более трех лет, Комитет прекратил свои заседания. План административных и сословных преобразований был отложен. Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Благодаря II Отделению император контролировал всю законотворческую деятельность. Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство и, как ему казалось, ограничить судебный и административный произвол местных властей. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось много противоречивых установлений, что делало актуальной задачу создания нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения. Отказавшись от мысли разработать новый юридический кодекс, Николай I поручил II Отделению, в работе которого главную роль играл Сперанский [8], распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было доставлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных фолиантов, содержавших указы, манифесты; рескрипты, уставы, постановления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении работала собственная типография, в которой печаталось многотомное " Полное собрание законов Российской империи ". В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили " Первое собрание", в которое вошла 31 тыс. законодательных актов за 1649-1825 гг. Кроме того, были изданы еще 6 томов законов, Вышедших с конца 1825 по 1830 г., - этими томами начиналось " Второе собрание". [9] Однако в строгом смысле слова его нельзя назвать " полным". Как установлено историками российского законодательства, в него за первую четверть ХVIII в. вошла лишь треть законодательных актов, а за вторую четверть ХVIII в. - не более пятой их части. Полнее представлено законодательство Екатерины II и Павла I. Почти полностью включены законы, изданные во время царствования Александра I. Одновременно на основе " Полного собрания законов" готовился и " Свод законов Российской империи ". При его составлении изымались законы, утратившие силу или замененные последующими актами. Проводилась и текстовая обработка статей " Свода". При этом все исправления, а тем более дополнения делались только с санкции императора, контролировавшего весь ход кодификации. В 1832 г. " Свод" был издан в 15 томах, заключавших в себе 40 тыс. статей. Государственный совет 19 января 1833 г. одобрил " Свод", а Николай I наложил резолюцию: " Свод рассматривать как исключительно Положительный закон". В Царствование Николая I он с необходимыми дополнениями издавался в 1834, 1839 и 1842 гг. Кроме того, были изданы подготовленные Сперанским " Свод военных постановлений, " Свод законов Остзейских и Западных губерний" и " Свод законов Великого княжества Финляндского". При Николае I были изданы также " Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения Святейшего Синода", Кодификационный план Сперанского не был выполнен на. завершающем и самом существенном его этапе - подготовки и издания " Уложения Российской империи". Николай I, придерживаясь строгих принципов охранительства, отверг третий этап кодификации, предусматривавший внесение " новшеств". За свои труды М.М. Сперанский в 1839 г. получил от Николая I титул графа. Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла ни политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол; волокиту и коррупцию чиновников, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета. Развитие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавшему бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в. численность чиновников увеличилась с 1.6 тыс. до 74, 3 тыс. Николай I видел пороки бюрократии сетовал на то, что " империей управляет столоначальник", однако устранить эти пороки в условиях абсолютистского режима было невозможно. III Отделение. В январе 1826 г. Бенкендорф подал царю проект «Об устройстве высшей полиции». Он предлагал создать политическую полицию, построенную на основах «строгой централизации» и простирающуюся на «все пункты империи». Реализация проекта была возложена на самого Бенкендорфа, который вскоре возглавил III Отделение собственной его императорского величества канцелярии (3 июля 1826 г.) Одновременно он был шефом Отдельного корпуса жандармов. Штат III Отделения был немногочисленным[10], но его деятельность была эффективна. Оно располагало сетью тайных агентов в России и за границей. Вся Россия (кроме Польши, Финляндии, Области войска Донского и Закавказья) была поделена сначала на 5, а в 1843 – на 8 жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7-8 губерний. Округа состояли из отделений (по 4-6 отделений в каждом округе) округами командовали генералы, а отделениями – штаб-офицеры. 1826 – 1844 гг. – главой III отделения был генерал А.Х.Бенкендорф, после его смерти отделение возглавил граф А.Ф. Орлов (1844 – 1856 гг.). На III Отделение было возложено наблюдение «за общим мнением и народным духом», сыск по политическим делам, надзор за общественными деятелями, писателями и учеными. Ему подчинялись секретные политические тюрьмы. Одновременно оно следило за иностранными подданными в России, осуществляя функции контрразведки, ловило фальшивомонетчиков, ведало расколом и сектантством, надзирало за действиями администрации, вело статистику крестьянских волнений. III Отделение должно было составлять ежегодные отчеты о состоянии умов в империи, представляемые императору. Круг занятий III отделения не ограничивался только слежкой, сыском и дознанием. Его глава вредоставлял царю доклады об общем состоянии дел в стране, о необходимости принять государственные меры: о необходимости построить железную дорогу между Москвой и Петербургом (1838); о неудовлетворительной организации рекрутских наборов (1838), о недовольстве высоким таможенным тарифом (1842) и др. Призванное обеспечивать «безопасность престола и спокойствие государства», III Отделение было органом, который позволял императору контролировать полицейско-карательные функции. Его деятельность укрепляла личную власть Николая I, но объективно ослабляла государство, так как возникал чреватый конфликтами параллелизм в действиях III Отделения и Министерства внутренних дел. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было образовано IV отделение, которое заменило ее канцелярию. Созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были созданы два временных отделения: в 1835 г. – V – для подготовки реформы в государственной деревне и в 1843 г. VI – для управления присоединенными к России территориями Кавказа.
|