Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления внутренней политики Николая I. Высшая бюрократия николаевской эпохи. Политика Николая в области печати и просвещения.






Царствование императора Николая I (1825-1855) началось с расправы над декабристами и завер­шилось в трагические дни обороны Севастополя во время неудачной Крымской войны 1853-1856 гг. Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая. Однако он не мог не учитывать " уроков 14 декабря", не задумываться над причинами, породившими декабризм. Именно поэтому он входил во все детали следствия по делу декабристов; сам выступал в роли искусного следователя, чтобы докопаться до " корней заговора". Николай I понимал необхо­димость проведения если не реформ, то серии мер, которые, не меняя существующей политической системы, смогли бы предот­вратить вероятность социального потрясения.

Николая I неверно изображали как некую " самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". Это был доста­точно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий монарх. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики. Любил архитектуру: ни один проект общественных зданий не проходил без его личного одобрения. Он разбирался в литературе и искусстве, любил театр и музыку и был чужд мистицизма и сентиментальности, при сущих Александру I; не обладал они его искусством тонкой интриги и притворства; его ясный и холодный ум действовал прямо и открыто.

Манифест 13 июля 1826 г. В день казни декабристов 13 июля 1826 г. был издан написанный Сперанским Высочайший мани­фест, который возвещал о суде над государственными преступ­никами. Важнейший документ николаевской эпохи, Манифест 13 июля утверждал незыблемость вековых устоев России. В нем 13 июля впервые были Официально высказаны догматы, которые спустя несколько лет развил С. С. Ува­ров. Их важнейшей составной частью стало противопоставление России и Европы, русских и европейских политических, обще­ственных и культурных идеалов.

Манифест обращал внимание российских подданных на нравственное воспитание детей. Дворянству - «ограде престола и чести народной» ­предлагалось стать «примером всем другим состояниям» И предпринять «подвиг к усовершенствованию отечественного, не чужеземного воспитания». Манифест 13 июля заложил идейные основы николаевского самодержавия.

В высших государственных учреждениях принципиальных изменений не произошло – осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования. Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), Государственных имуществ (1837). Особняком оказалось IIIотделение его императорского величества канцелярии.[7] Роль государственного совета как законосовещательного органа уменьшилась. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Армия чиновников за годы правления Николая выросла до 70 тыс. человек.

Цензура и образование. Цензура была важной частью ни­колаевской идеократии. Именно на цензурные инстанции возла­галась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. император утвердил Цензурный устав, который современники назвали «чугунным». Был учрежден Главный цензурный коми­тет, который подчинялся Министерству народного просвещения. Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществ­ляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Мини­стерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязан­ностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

Цензоры обязаны были действовать согласно «политическим обстоятельствам и видам правительства», не пропускать сочинений, колеблющих христианскую веру и пори­цающих монархический образ правления или содержащих «предположения О преобразованиях каких-либо частей государ­ственного управления». для Николая I это был естественный ответ на реформаторские настроения прошлого царствования.

Устав 1826 г. требовал от цензоров контролировать не только политическую, но и литературную сторону сочинений, «ибо разврат нравов приуготовляется развратом вкусов». Произ­вол был столь велик, что два года спустя правительство вынуж­дено было дать новый цензурный устав, где цензорам рекомен­довалось не придираться к словам и отдельным выражениям. Николай I охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рас­садниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царст­вование были открыты Технологический (1828) и Межевой (1835) институты, Училище правоведения (1835), Военно-морская академия и другие спе­циальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. Уваров наладил систему под­готовки отечественной Профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры.

Денежная реформа. Важной экономической мерой явилась проведенная Канкриным в 1839-1843 гг. денежная реформа. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом Курс ассигнации подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром и обеспеченный золотой серебряной монетой. Для этого в течение последующих четырех лет был создан необходимый запас в золоте и серебре путем скупки золотой и серебряной монеты, а также слитков драгоценных металлов. Манифестом 1 июня 1843 г. было объявлено начало обмена всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. К 1851 г. обмен был завершен. Реформа 1839-1843 гг. Канкрина на время укрепила денежную систему. Однако выйти из финансового кризиса правительство так и не смогло: к концу царствования Николая I, особенно в связи с резко возросшими расходами в годы Крымской войны, кредитные билеты начали падать в цене внутренний и внешний государственный долг значительно возрос; в 1855 г.он почти в два раза превысил доходную часть государственного бюджета.

Николаевское правительство и европейская «весна народов» 1848 г. Поводом для дальнейшего усиления цензурного гнета стала европейская «весна народов» 1848 г. Уже в феврале был создан Секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для пересмотра издающихся в России жур­налов. От журналистов требовалось содействовать «правительству в охранении публики от заражения идеями, вредными нравственности и общественному порядку». По рекомендации этого комитета 2 апреля был учрежден Комитет для высшего над­зора за духом и направлением печатаемых в России произведе­ний. Во главе его был поставлен генерал Д. Бутурлин. Зада­чей его комитета был сплошной просмотр всех печатных изда­ний, выходивших в России, надзор за цензорами, редакторами и издателями. Деятельность Комитета давала основание совре­менникам говорить о стремлении правительства ввести в России единомыслие. Создание Комитета означало дальнейшее разви­тие идеократии. Последние годы царствования Николая I во­шли в историю как «мрачное семилетие».

Попытка Уварова выступить с благонамеренной за­щитой университетского преподавания привела к тому, что он был отправлен в отставку. Новый министр А. Ширинский-­Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богослови­ем. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. На протяжении всего правления Николая I основной опорой самодержавия были доведенный до предела милитаризм, без­граничная регламентация, бюрократическая централизация, они определяли прочность режима, которая долгое время удивляла Европу и внушала чувство бессилия его подданным. Такая по­литика создавала иллюзию стабильности, но в действительности обрекала страну на застой, на экономическое и социальное от­ставание от передовых европейских государств.

Сословная регламентация. В николаевское время важней­шие решения по вопросам внутренней и внешней политики вы­рабатывались и принимались в обстановке строгой секретности, что соответствовало как личным склонностям царя, так и его пониманию хода государственных дел. Для него естественным было обсуждение серьезных тем в кругу доверенных сановников, огражденное канцелярской тайной. Само обсуждение происходило в Секретных комитетах, которые создавались по высочайшему распоряжению вне обыч­ных государственных институтов. Членами комитетов были высшие государственные сановники по выбору императора, обя­занные подпиской о неразглашении сведений о своих занятиях. Не допуская и тени гласности, Николай I ставил перед Секрет­ными комитетами вопросы, связанные как с выработкой общих принципов государственного переустройства, так и с созданием частных законодательных актов, в основном касавшихся соци­альной политики. Секретные комитеты возникали по усмотре­нию императора, и деятельность большинства из них была бес­плодной.

С особой силой стремление опереться на высшую бюрокра­тию сказалось при обсуждении сословной реформы, которая была поставлена в повестку работы Комитета 6 декабря 1826 г. Сохраняя незыблемыми самодержавие и крепостное право, Ко­митет предложил упорядочить сословную иерархию, оградить права дворянства и укрепить его имущественное положение. Для лиц, выдвинувшихся благодаря государственной службе, полу ченному образованию или приобретенным капиталам, предлага­лось создать новые сословия - чиновных граждан, именитых граждан и почетных граждан. Новые сословия освобождались от подушного оклада, от телесных наказании и рекрутского на­бора. Эта мера призвана была предотвратить проникновение в дворянское сословие чуждых ему элементов. Комитет 6 декабря планировал создать сословие «вольноотпущенных земледельцев» для крестьян, освобожденных помещиками с землей или без земли. Предложения Комитета в определенном мере легли в ос­нову социальной политики Николая I.

Усмирив польское восстание, видя себя оплотом легитимизма в Европе, Николай I сделал попытку укрепить российское дво­рянство. В декабре 1831 г. было обнародовано Положение «о порядке дворянских собрании, выборах и службы по оным». По нему повышался имущественный ценз, необходимый для уча­стия в дворянских выборах. Избирательным голосом обладали дворяне, имевшие не менее ста душ крестьян в пределах данной губернии или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Мелкопомест­ные дворяне должны были объединяться, чтобы послать своего представителя для участия в голосовании. Состоятельные пред­ставители поместного дворянства получали преимущества при занятии выборных должностей в дворянских обществах. Губерн­ские дворянские собрания наделялись правом делать представ­ления правительству как о дворянских нуждах, так и по общим местным вопросам.

Ограничивался доступ в ряды дворянства, для чего в 1832 г. было учреждено новое сословие - потомственных почетных граждан, какими могли стать богатые купцы, ученые и лица свободных профессий. Создавалось сословие личных почетных граждан, куда входили низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Потомственные и личные почетные граждане освобождались от телесных наказаний, подушной по­дати и рекрутской повинности.

Звание потомственного дворянина по закону 1845 г. приобрета­лось чинами 5-го класса, а не 8-го, как прежде, обер-офицерские чины и чины гражданской службы начиная с 9-го давали только личное дворянство.

Укреплению положения дворянства должен был служить Закон 1845 г. о майоратах, который разрешал превращать име­ния, где было свыше тысячи душ, в заповедные и передавать их в наследство старшему сыну. Это противоречило давним тради­циям дворянских разделов и не привилось.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал