Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура 1-ой половины XIX в.






 

В культуре пер­вой половины XIX в. нашли завершение процессы, начало ко­торым было положено в екатерининскую и даже Петровскую эпоху. Это была культура, выросшая на высоких идеалах Про­свещения. В первой половине XIX в. произошли события, определившие дальнейшее развитие культуры: усилия­ми Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина был вы­работан современный русский литературный язык, развитие и совершенствование которого стало основой формирования на­ционального сознания. Огромную роль в становлении русского национального са­мосознания и в познании прошлого сыграла 12-томная «Исто­рия государства Российского» Н. М. Карамзина. Свой труд Карамзин предназначал всем слоям российского общества. Он посвятил «Историю» Александру I, но писал ее «для русских, для купцов ростовских, для владельцев калмыцких, для кресть­ян Шереметева». Историк воспевал добродетели народа, славу прошедших веков, он учил понимать преемственность поколений.

Первые восемь томов «Истории государства Российско­го» вышли в 1818 г. небывалым для того времени тиражом ­3 тыс. экземпляров, и уже месяц спустя потребовалось новое издание. Прежде в России не было подобной исторической литературы, одновременно и научной, и художе­ственном, написанной столь увлекательно, умно, ново и смело.

Золотой век российской культуры. Принципиально новым явлением город­ской жизни с начала XIX в. стала быстро расширявшаяся роз­ничная торговля, совершенно изменившая облик городских улиц. Так, в Москве после войны с Наполеоном множились магазины на Кузнецком мосту, Петровке, Неглинной. Появлялись огромные крытые пассажи. Улицы застраивались продовольст­венными магазинами, ларьками, зеленными лавками, а также кофейнями и трактирами.

Явлением городской дворянской культуры были литератур­но-музыкальные салоны. Наиболее известными и оставившими яркий след в русской культуре были салоны З. А. Волконской и А. О. Смирновой-Россет. Там в свободном общении избран­ная публика обсуждала политические и светские новости, перед ней выступали приглашенные в Россию европейские знаменито­сти - певцы и музыканты, среди которых был Ф. Лист. В эти годы достиг совер­шенства эпистолярный жанр. Становившаяся регулярность почтовых сообщений делала частные письма не только незаме­нимым источником информации, но и явлением культуры.

Грамотность в крепостной России оставалась почти исклю­чительно уделом привилегированных сословий - дворянства и духовенства, она была необходима чиновникам, офицерам, куп­цам и предпринимателям. В первой половине XIX в. в России было 3-4% грамотных. У женщин уровень грамотности был существенно ниже. Если в дворянских семьях девочек стало

принято учить наравне с мальчиками, то среди духовенства и особенно среди купечества грамотная женщина смотрелась «бе­лой вороной». С воцарением Александра I под воздействием общеевропейских политических и культурных процессов и благодаря целенаправ­ленным усилиям правительства положение стало быстро ме­няться.

Ланкастерские школы взаимного обучения, распространен­ные в армии в декабристское время и служившие обучению сол­дат, крестьянские школы, открытые в государственной деревне в ходе реформы Киселева, и потребности технических ремесел и городской магазинной торговли - все это способствовало ус­воению навыков чтения, письма и счета выходцами из податных сословий. В начале XIX в. была создана единая система народ­ного образования, которая предусматривала государственное попечение над начальной, средней и высшей школой. Возникли первые технические учебные заведения: Петербургский практи­ческий технологический институт, знаменитое Московское ре­месленное училище.

Высшее образование было доступно немногим. В начале века в стране средоточием университетского образования был Московский университет. Благодаря целена­правленным усилиям Александра I и его «молодых друзей» были открыты Казанский и Харьковский, преобразованы Дерптский и Виленский университеты. В 1819 г. на базе Главного педаго­гического института был открыт Петербургский университет. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи ­Царскосельский, Демидовский (Ярославль), Нежинский, Ришельевский (Одесса). Однако лицеи имели исключительно со­словный, дворянский, характер и весь дореформенный период оставались привилегированными учебными заведениями. Вос­питанниками лицеев были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. М. Горчаков. Серьезное внимание стало обращаться на по­вышение уровня военного образования, которое сохраняло кас­тово-сословную направленность.

Университеты были более демократичны. Росло число выпуск­ников университетов, а среди них - число разночинцев с выс­шим образованием. Среди студентов Петербургского университета разно­чинцы составляли 38%, Казанского - 56%, Московского ­57%. Возросшая потребность в педагогах и образованных чи­новниках привела к тому, что в 1840-х гг. в стране было 20 тыс. учителей, врачей и мелких служащих из разночинцев. С началом XIX в. стали возникать возможности для жен­ского образования. Кроме закрытых институтов благородных де­виц, предназначавшихся для девочек из дворянского и духовно­го сословий, открылись в 1820-х гг два училища в Петербурге, а для дочерей матросов - в Севастополе и Николаеве. Росло число частных женских пансионов и школ, куда был широко от­крыт доступ для дочерей как дворян, так и состоятельных раз­ночинцев.

Издательское дело. В дореформенное время происходили изменения в издательском деле. Росла книготорговля. В книж­ных лавках Петербурга и Москвы в начале XIX в. продавались сочинения Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера. В 1801 г. в Москве была открыта книжная лавка П. Бекетова, ставшая своеобразным клубом московских писате­лей. Множилось число читателей не только среди столичных, но и среди провинциальных дворян, купцов и мещан. В начале века главную роль играли казенные типографии, численность которых доходила до 55. В 1830-е гг. появляются крупные частные кни­гоиздатели, среди которых был прославленный А. Ф. Смирдин. В своей книгоиздательской деятельности Смирдин ориентиро­вался на широкий слой читателей, его дешевые книги предна­значались для небогатых людей. Он один из первых стал платить гонорары авторам. Смир­дин был издателем журнала «Библиотека для чтения», тираж которого достигал 4-5 тыс. Журнал расходился по всей стра­не. Спрос на периодическую печать постоянно увели­чивался. В журналах появлялись новые произведения россий­ских прозаиков и поэтов, печатались переводы. Звание «рос­сийский литератор» стало восприниматься как почетное.

Периодическая печать. По сравнению с XVIII в. значи­тельно возросло число газет и журналов. Повысились тиражи, что было связано не просто с увеличением спроса, но, главным образом, с ростом технических возможностей печати. В начале XIX в. один из самых популярных журналов, карамзинский «Вестник Европы», выходил тиражом 1500 экземпляров. Менялся и внешний облик журналов: вместо небольших изящных книжечек стали выходить объемистые тома «Современника» и «Отечественных записок». Интересным явлением культурной жизни стало появление, на­ряду с литературно-политическими, специализированных жур­налов по разным отраслям науки: «Горный журнал», «Военный журнал», «Русский земледелец» и др. Возникли и особые дет­ские и женские периодические издания.

Журналистика привлекала внимание крупнейших литерато­ров. Основателем «Вестника Европы» в 1802 г. был Карамзин, которого на посту редактора сменил Жуковский. Журнал осве­щал политическую и культурную жизнь как России, так и За­падной Европы, публиковал переводы первостепенных евро­пейских литераторов. В 1808 г. С. Н. Глинкой был основан журнал «Русский вестник», который отличался патриотической направленностью. Близкий к декабристским кругам «Сын Отечества» издавался Н. И. Гречем. В нем было напечатано знаменитое «Послание к русским» известного профессора А. П. Куницына о народном характере войны 1812 г., здесь же появилась резкая антинапо­леоновская басня И. А. Крылова «Волк на псарне». Короткое время - 1823-1825 гг. - выходила «Полярная звезда», в которой печатался молодой Пушкин, были впервые обнародова­ны переводы из Шиллера В. А. Жуковского и поэма К. Ф. Рылеева «Исповедь Наливайки». «Полярной звезде» было суждено стать символом декабристского времени. Николай I и его министр С. С. у варо, В резко ограничили возможность возникновения новых органов периодической пе­чати, усилили цензурный контроль. Приметой николаевского времени стал журнальный триумвират, который составили стре­мившиеся к монополии на читательском рынке Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч и О. И. Сенковский.

 

После 1825 г., в период жесткой цензуры николаевского времени, среди той части дворянского общества, где оставались неизжиты околодекабристские настроения, наиболее популярны были «Московский телеграф» Н. А. Полевого и «Телескоп» Н. И. Надеждина. Обвиненный в пропаганде европейского «ре­волюционаризма», «Московский телеграф» был запрещен по инициативе Уварова в 1834 г., что стало идейным и жизненным крушением для одаренного литератора и историка, выходца из купеческой среды Полевого. Спустя два года был закрыт «Те­лескоп», напечатавший первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.

В противовес проправительственной журнали­стике в 1836 г. Пушкин предпринял издание журнала «Совре­менник», который позднее перешел в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева. В 1840-е гг. этот журнал был основным орга­ном демократического направления, где печатались произведе­ния «натуральной школы». Наряду с «Современником» замет­ную роль в пропаганде передовых идей играл журнал А. А. Кра­евского «Отечественные записки». Его ведущим сотрудником был В. Г. Белинский, который стал кумиром и властителем дум молодого поколения.

Доступ к журналам и книгам облегчали публичные библио­теки, которые возникали в губернских и некоторых уездных го­родах. В 1814 г. была открыта Императорская Публичная биб­лиотека в Петербурге. Появились коммерческие библиотеки, крупнейшей из которых была Смирдинская. В стране стала воз­никать сеть книжной магазинной торговли, что было свидетель­ством роста культурных запросов.

Наука и просвещение. Главными центрами науки и про­свещения были Академия наук и университеты. В 1841 г. к Императорской Академии наук была присоединена Российская академия, что закрепило организационное единство всей систе­мы научных исследований в России. Огромную роль в собира­нии российских древностей играли археографические экспеди­ции Академии наук, руководимые П. М. Строевым. Важные открытия были сделаны в исследованиях физических явлений. В 1802 г. В. В. Петров описал свойства электрической дуги и показал возможность ее применения Б освещении и металлур гии. Академик Б. С. Якоби много сделал для развития электро­техники, мировую славу ему принесло изобретение гальванопла­стики. Совместно с П. Л. Шиллингом он работал над усовер­шенствованием электромагнитного телеграф а. В 1839 г. стала действовать подземная телеграфная линия Петербург - Цар­ское Село. В том же году была основана хорошо оснащенная Пулковская обсерватория, где долгие годы работал выдающим­ся астроном академик В. Я. Струве.

Ректором Казанского университета был гениальный Н. И. Ло­бачевский, чья система неевклидовои геометрии была подлин­ным переворотом в математике. Крупный вклад в развитие ма­тематических знании внесли академики. В. Остроградский И В. Я. Буняковский. В МГУ работали выдающиеся ученые - историки - П. Погодин, С.М. Со­ ловьев, зоолог К. Ф. Рулье, историк права К. Д. Кавелин, ос­новоположник терапии и военной гигиены – Мудров.

В 1830-е гг. создается система подготовки университетской профессуры, которая предусматривала посылку молодых ученых за границу на стажировку. При университетах читаются пуб­личные лекции. Про­славленными лекторами были Т. Н. Грановскии, С. П. Шевы­рев. В начале века при МГУ возникло Об­щество испытателей природы, задачей которого было содейст­вие успехам естественных наук. Вслед за ним появились общество истории и древностей российских и Общество люби­телей россииской словесности.

Центром изучения растительного и животного мира, прове­дения научных исследовании стал Никитинский ботанический сад в Крыму, начало которого относится к 1812 г. В Москве были открыты Ботанический и Зоологический музеи, заложен Бота­нический сад.

 

в 1845 г. в Петербурге было создано Русское географиче­ское общество, которое стало одним из самых авторитетных в научном мире. В его работе принимали участие Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший Общество в те­чение десятилетий. Семенов занимался географией, геологией, ботаникой, энтомологией; он особенно прославился исследова­нием Тянь-Шаня, предпринятым им в 1856-1857 гг.

По инициативе Академии наук организуются многочислен­ные географические, гидрографические и геофизические экспе­диции, которые исследуют огромные территории России - по­бережье Северного Ледовитого океана, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток. В ходе полярных экспедиций была доказана возможность Северного морского пути, под руковод­ством Ф. П. Литке составлено подробное Описание труднодос­тупных районов.

Открытия, сделанные русскими путешественниками, во многом изменили картину мира. В 1803-1806 гг. было совер­шено первое российское кругосветное путешествие на кораблях, которыми командовали И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисян­ский. В 1821 г. кругосветная экспедиция под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла Антарктиду. В ходе экспедиции Г. И. Невельского в 1840-1850 гг. была доказана судоходность устья Амура и то, что Сахалин является островом.

Сентиментализм и романтизм. На рубеже XVIII-XIX ве­ков наметился отход от рационализма просветителей, который регулировал нормы классицизма. В Россию проникает сенти­ментализм, вершиной которого стала «Бедная Лиза» Карамзи­на. Сентиментальная литература противопоставляла разуму чув­ства, писала о «естественном человеке» и о богатстве его духов­ного мира.

Острым оппонентом литературного нова­торства сентименталистов выступало общество «Беседа любите­лей русского слова» под председательством А. С. Шишкова. Участниками «Беседы» были известнейшие деятели культуры А. А. Шаховской, Н. С. Мордвинов, министр просвещения А. К. Разумовский. Сторонники Карамзина создали в противо­вес «Беседе» общество «Арзамас», где пропагандировали необ­ходимость преодоления отживших канонов классицизма. В «Арзамас» входили Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и другие выдающиеся литера­торы. К середине 1810-х гг. с изменением общественно-куль­турной обстановки, с уходом идей сентиментализма с европейской литера­турной сцены идейное размежевание в русской литературе ме­жду сторонниками и противниками современного языка перерос­ло в новое литературно-культурное течение - романтизм.

Романтизм проявился, прежде всего, в поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тют­чева. Романтизм воспевал свободу и независимость личности.

Великая русская литература. Невозможно переоценить значение творчества А. С. Пушкина, который утвердил первен­ствующую роль литературы в национальной культуре. Поэт мя­тежного романтизма, проводник революционных идей декаб­ризма. Его «Евгений Онегин» был, по словам Бе­линского, «в высшей степени народным произведением». Реа­лизм Пушкина с особой силой проявился при его обращении к историческим сюжетам, в которых он ставил вопрос о роли на­родных масс в политической истории страны. Поэзия и проза Пушкина завершили процесс преобразования и формирования русского литературного языка.

Развитие русской драматургии предопределили пушкин­ский «Борис Годунов» и гениальная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов был первым автором, для которого условность сцены не стала препятствием при обращении к жи вому разговорному русскому языку.

От предельного романтического индивидуализма «Демона» С его гимном гордому одиночеству непокоренной личности к психологическому реализму «Героя нашего временю», в котором нашла выражение трагедия мыслящего русского человека 1830-х гг., лишенного возможности плодотворно применить свои силы, знания, ум и энергию, прошел путь М. Ю. Лермон­тов. Он оставил вели­чайшие образцы мировой лирической поэзии.

Реалистическая проза и драматургия были представлены в творчестве Н. В. Гоголя, который придал русскому реализму резко выраженную критическую направленность. В комедии «Ревизор» он зло высмеивал порочность, невежество и про­дажность бюрократии. Его «Мертвые души» были и лириче­ской поэмой, и сатирой на николаевскую Россию, он достиг со­вершенства в типизации художественных образов.

В 1840-е гг. русская литература ответила на запросы вре­мени, обратившись к реалистическому изображению жизни кре­постной деревни, провозглашая гуманистические и антикрепост­нические идеи. Окончательно утвердилась натуральная школа, лучшими представителями которой были Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров. Гоголевская тема «маленького человека» получила развитие в ранних произ­ведениях Ф. М. Достоевского. Русская поэзия и проза первой половины XIX в. была бес­предельно многообразной – от философско-романтической ли рики Ф. И. Тютчева до грустных песен А. В. Кольцова. Глав­ной тенденцией дореформенной литературы было утверждение реализма.

Русская сцена. Театральная культура первой половины XIX в. в первую очередь была связана с деятельностью императорских театров. Они определяли репертуарную политику, формировали вкусы публики. В Петербурге это были Александринский и Мариинский театры, где долгое время господствовали каноны классицизма. На петербургской сцене блистали классические трагические актеры В. А. Каратыгин и Е. С. Семенова. В Москве спектакли шли в Большом театре и в открывшемся в 1825 г. Малом. По признанию современников, спектакли Ма­лого театра значили для москвичей больше, чем университет­ские лекции, - они просвещали и воспитывали.

Музыка. Тенденции перехода от сентиментализма к ро­мантизму и реализму, характерные для всего искусства первой половины XIX в., проявлялись и в русской музыке. Недосягае­мые образцы романтического балета были даны в постановках Ш. Дидло. В императорских театрах ставились балеты на му­зыку К. А. Кавоса, А. А. Алябьева, романтические оперы А. Н. Верстовского. Его опера «Аскольдова могила» выражала характерное для романтизма обращение к историческим сюже­там и эпосу, в котором зафиксированы народные представления о своем прошлом. Под влиянием сентиментализма в начале XIX в. создавалась уникальная школа русского романса, часто корнями уходившего в народное песенное творчество. Необычай­ная популярность романсов Алябьева («Соловей»), А. Е. Вар­ламова («Красный сарафан»), А. Л. Гурилева («Матушка-го­лубушка») была вызвана глубокой связью с песенным народным творчеством. Традиции русского романса, заложенные Алябье­вым, Варламовым и другими, были продолжены А. С. Дарго­мыжским. Опера Даргомыжского «Русалка» стала музыкальной интерпретацией темы «маленького человека». Он смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни, широко пользовался народными песенными мелодиями; его но­ваторский подход проявился в использовании мелодического ре­читатива, в котором он достиг высокого мастерства.

Создание национальной русской музыки связано· с именем М. И. Глинки, опера которого «Иван Сусанин» (в последующей редакции «Жизнь за царя») заложила основы народной музы­кальной драмы и стала событием культурной жизни страны. Им была напи­сана сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», оркестро­вые сочинения, вокальные циклы. Он стал первым русским музыкальным классиком, его творчество получило европейское признание.

Архитектура. Величие и могущество Российской империи с огромным размахом отразила архитектура.

Особенностью российской градостроительной концепции второй половины 1810-1820-х гг. была идея единого ансамб­левого строительства. В начале XIX в. создаются непре­взойденные ансамбли Дворцовой площади с аркой главного штаба, Стрелки Васильевского острова, где Тома де Томон воздвиг Биржу с мощной колоннадой. По проектам гениального К. И. Росси сооружается комплекс зданий Сената и Синода, возле которых по планам А. Монферрана возводится Исааки­евский собор; ансамбль зданий Александринского театра с при­легающей к нему улицей, идущей невообразимо стройной и чет­кой дугой. Традиции позднего классицизма нашли совершенное выражение в архитектуре русского ампира, которая воплотилась в творчестве А. Д. Захарова, построившего здание Адмирал­тейства, призванное связать в один градостроительный узел главные парадные магистрали столицы, и создателя Казанского собора А. Н. Воронихина. Был построен классицистический Манеж для конногвардейцев. Каменноостровский дворец стал излюбленной летней резиденцией Алек­сандра I.

Если внешний вид Петербурга во многом определяли тво­рения Росси, то главным архитектором послепожарной Москвы был О. И. Бове, по проектам которого сооружен Манеж с не­обычно смелыми и совершенными инженерными конструкция ми; создан ансамбль Театральной площади со зданиями Боль­шого и Малого театров и замкнутым низкой оградой «плац-парадом»; около Кремля разбит Александровский сад. После 1812 г. Москва не просто восстанавливалась, но преображалась, камень постепенно вытеснял дерево, старый одно-двухэтажный город уходил в прошлое. Было создано украшение города ­Бульварное кольцо; река Неглинка, чьи мутные воды не укра­шали центр, спрятана в подземную каменную трубу. Были вос­становлены разрушенные стены и башни Кремля, восстановлен и заново оформлен Д. И. Жилярди Московский университет. Берега Москвы-реки облицевали камнем и оградили решетка­ми; были построены новые мосты, соединившие Замоскворечье с центральной частью города. При этом темпы строительства поражали: город обновился менее чем за десять лет.

Облик городов менялся с ростом их хозяйственного или по­литического значения. Так, с пере носом в 1817 г. Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород там был воздвигнут огромный Гостиный двор из 60 корпусов; монументальные церковные и гражданские сооружения возводились в городах Поволжья:

Троицкий собор в Симбирске и Казанский университет ни в чем не уступали столичным зданиям; бурно развивались города Предкавказья - Ставрополь, Пятигорск, Екатеринодар.

Смешение стилей привело к появлению особого русско-византийского стиля, который был воплощен архитектором К. А. Тоном при строительстве Боль­шого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя.

Изобразительное искусство. Тесным образом с идеями имперского величия была связана монументальная скульптура, которая была ориентирована на традиции классицизма. В 1818 г. по проекту И. П. Мартоса на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Героизации Отечественной войны 1812 г. служили созданные Б. И. Орлов­ским памятники Кутузову и Барклаю де Толли, поставленные перед Казанским собором. Всемирную славу получили работы П. К. Клодта, чьи совершенные композиции украсили Аничков мост в Петербурге.

В области изобразительного искусства в начале века веду­щие позиции сохраняла Императорская академия художеств, где было правильно поставлено обучение художников и создана система их профессионального совершенствования. Выдаю­щуюся роль в развитии русской живописи сыграл К. П. Брюл­лов. Чистый представитель традиций академической живописи, автор изысканных парадных портретов, в главном своем произ­ведении «Последний день Помпеи», над которым он работал в начале 1830-х гг., нашел не только новые выразительные сред­ства, но и впервые в русской живописи показал трагическую судьбу не отдельной личности, но народа.

Романтическое направление в живописи было представлено в портретах О. А. Кипренского, оставившего один из лучших прижизненных портретов А. С. Пушкина, в жанровых сценах А. О. Орловского.

Поиски народности привели А. Г. Венецианова к созданию картин, в которых идеализированная в духе сентиментализма патриархальность крестьянской жизни сочеталась с реализмом в передаче красоты русской природы. Он стал основоположни­ком венециановской школы, его ученики, молодые художники, развивали традиции созданного им бытового жанра.

Религиозно-нравственные искания А. А. Иванова претво­рились в его огромном произведении «Явление Христа наро­ду», где типичные для академической живописи евангельские мотивы обрели мощь и выразительность. Над картиной худож­ник работал более 20 лет, ища художественные средства пере­дачи пути личности к духовному прозрению.

Вне стен Академии художеств проходила деятельность В. А. Тропинина, чьи камерные портреты были народными в полном смысле этого слова и стали вехой на пути развития рус­ской живописи от сентиментализма к реализму. Его отличи­тельной чертой была склонность к бытовым мотивам в сочетании с некоторой идеализацией в изображении простых людей, про­низанная искренностью и теплотой. Его портрет Пушкина, бо­лее интимный, чем у Кипренского, стал подлинным шедевром.

Своего рода вехой на пути развития русской живописи XIX в. стало творчество П. А. Федотова. Его работы находи­лись в прямой связи с сатирическими произведениями Н. В. Го­голя и писателей натуральной школы. Первая выставленная им в 1848 г. на академической выставке картина «Свежий кава­лер», изображавшая чиновника, чванившегося только что полу­ченным орденом, который выглядел злой пародией на грязном халате, накинутом подобно античной тоге, произвела сильное впечатление на прославленного к тому времени Брюллова: «По­здравляю вас, вы победили меня». Демократизм и реализм творчества Федотова оказали впоследствии огромное влияние на

живопись передвижников.

 



[1] В рамках данного вопроса рассматривается и политика правительства в религиозной сфере (не заявлена в вопросах)

[2] Имеются в виду волнения в Семеновском полку (1820), связанные с учреждением военных поселений

[3] Здесь рассматривается деятельность Сперанского до опалы.

[4] По размерам контрибуции информации в литературе нет.

[5] См. вопрос №4

[6] Ответ на первую часть вопроса (крестьянский вопрос) см. вопрос №3

[7] Об этом см. вопрос №21.

[8] Примечательно, что Сперанский был «помощником» профессора права Петербургского университета Булугьянского (главы II отделения), а всю работу сделал фактически сам.

[9] Второе собрание продолжало издаваться потом при Александре III и Николае II

[10] Максимальное число служащих III отделения – 32 человека, а численность корпуса жандармов по данным А.Г. Дорожкина составляла 5164 человека.

[11] Ответы на первую часть вопроса изложены в других вопросах.

[12] Английский дипломат.

[13] Речь идет о русской помощи Австрийцам в подавлении Венгерского восстания (поход Паскевича)

[14] Речь идет о желании Николая I разделить некоторые территории Османской империи с Англией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал