Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протестантизм и протестантская этика
Решающую роль в возникновении капитализма Вебер отводил протестантизму. Протестантизм (от лат. protestans, p. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из главных направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося церковного канона, господствующей идеологии или существующего социального устройства. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний протестантизм, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или «Святые последних дней», Армия спасения, Христианская наука и др. Большинство течений протестантства формировалось под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма (движения духовного возрождения). В настоящее время протестантизм наиболее распространен в Скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Сегодня общее число протестантов достигает почти 500 млн человек. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и других протестантских церквей и деноминаций. Протестантизм можно квалифицировать как одно из фундаменталистских движений, поскольку он, как и подобает подобным идейным направлениям, основан на стремлении воскресить «забытое и искаженное» вероучение первохристиан. Стремление вернуться к истинным христианским ценностям и незамутненному сознанию отцов церкви получило весьма противоречивое оформление: протестанты сохранили основные догматы, в том числе представление о бытии Бога, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и др., но почти полностью изменили обрядовую часть. Протестанты старались во всем походить на первых христиан, не имевших роскошных храмов и икон, имущества и иерархии. Простота в отправлении культа у них сочетается с фанатичной преданностью Богу, образ которого, как они считают, надо носить в своем сердце, а не вешать на стены. Поэтому убранство протестантских церквей крайне 45 ФеврЛ.Укт. соч. С. 214. простое и даже бедное. В молитвенных домах протестантов нет пышного убранства, алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Протестантизм упразт-нил многие таинства, оставив только крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати, упразднил молитвы за умерших, почитание святых и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное Писание отвергнуто Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.). Протестантизм, по мнению С.С. Авериниева, создал культуру — мирскую и церковную, которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени. Протестантизм отказался от противопоставления духовенства мирянам и сложной церковной иерархии, монашества и целибата, присущих католицизму, выступив за упрощение религиозного культа. Обмирщая церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства). Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора). Недаром протестантский север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регионы Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения). По мнению Вебера, изменение экономической структуры в Англии от феодализма к капитализму и частному предпринимательству произошло в XVI в. Одним из важных факторов такого изменения была специфическая протестантская этика. Протестантская этика — неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («кальвинистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для богословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности заметно расходились с христианской моралью Средневековья. Протестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасение человека заранее определенным немотивированным решением Бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и значение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Согласно протестантизму, основными симптомами избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно М. Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — значит согрешить перед Богом. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы. Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из добрых дел, протестантизмом осуждалось — милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что лучший способ угодить Богу — получать возможно большую прибыль. Осуждение лености в протестантизме относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна Богу (в ряде пуританских колоний Америки в XVII в. были приняты законы об обязательном начать-ном образовании). Но, поскольку главным ее назначением было освоение Писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипросветительский характер протестантской этики проявился и в осуждении театра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной траты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оправданны, если становились источником дохода. Протестантская этика, согласно Веберу, явилась духовным выражением новых тенденций в западноевропейском обществе и в таком качестве действительно сыграла важную роль в формировании дисциплины и культуры труда. Она отразила психологию и надежды широких слоев тружеников и воплотила общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной для людей деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. Современные протестанты ратуют за возвращение к традиционным ценностям трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные программы помощи бедным за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные идеалы (безраздельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), считают безработицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться. Вебер отдавал себе отчет в том, что нарисованная им картина протестантской трудовой этики и ее влияние на зарождение капитализма — это всего лишь историческая реконструкция того, что было на самом деле. Но реконструкция сознательная, предпринятая им на основе его же методологии «идеальных типов». Эмпирическая реальность может и не соответствовать тому идеальному типу протестантизма, который изобразил Вебер. В частности, с критикой веберовской версии выступили протестантские теологи, считая, что он серьезно исказил суть дела46. По мнению Г. Робертсона, движущей силой капитализма был католицизм, а согласно теории Л. Брентано, таковой выступали политические идеи47. Достоинством веберовской теории генезиса капитализма является увязка экономических и социальных аспектов. Вебер раскрыл влияние экономики на социальную структуру общества на примере современного капитали з-ма, обозначив два основных класса — буржуазию и пролетариат. Они привязаны к четвертому варианту, если следовать модели Ф. Паркина. Однако для других вариантов Вебер не дает столь четкой привязки, поэтому остается только догадываться о том, какая социатьная структура, какие классы, сословия и социальные группы соответствуют тому или иному историческому типу капитализма. 4(' История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979. С. 294. 47 Се.'шгмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 43—44.
|