Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индустриальный капитализм






Второй исторической стадией капитализма является индустриальный капитализм. Одним из факторов его зарождения послужил прогресс в сель­скохозяйственном производстве. Капитализм в сельском хозяйстве — важ­ный шаг в промышленном развитии. Сельское хозяйство в Англии рано на­чало работать на рынок. Землевладельцы, располагавшие обширными поме­стьями и широкими торговыми связями, были заинтересованы в совершенствовании методов аграрного производства. Фермеры-арендаторы стремились к специализации и разделению труда, ибо только так они могли оплачивать аренду и избежать перехода в ряды безземельных. Торговля и ремесла предъявляли постоянный спрос на свободные рабочие руки.

Большую роль в развитии английской промышленности сыграли оптовые торговцы. Они являлись знатоками рынка и одновременно снабженцами Одних они обеспечивали шерстью и красителями, других — прядильными и ткацкими станками. Постепенно производство шерстяных тканей — основ­ная отрасль национальной промышленности — распространилось на всю страну, включая сельские местности. Движущей силой промышленного про­изводства было стремление к прибыли, столь хорошо знакомое тем, чья про­фессия связана с куплей-продажей. В атмосфере погони за прибылью фор­мировался институт наемных рабочих.

 

Промышленное развитие Англии с самого начала было ориентировано на рынок. Крестьяне, занимаясь пряде­нием шерсти вначале для пополнения семейного бюджета, постепенно пе­решли к профессиональному домаш­нему прядению, а затем и к работе на текстильных фабриках. Торговцы хлопком превратились в текстильных фабрикантов. В конце XVIII в. в Ан­глии стремительно выросло число прядильных станков, паровых ма­шин, фабрик и угольных шахт. Благо­даря текстильной промышленности в Англии накопились самые значитель­ные за всю историю человечества ка­питалы. К началу XIX в. рынком для ее текстильных продуктов оказался весь мир. Лондон превратился в первый город-«миллионер» (с населением, превышавшим 1 млн человек). С 1780-х гг. смертность в Англии пошла на убыль, а в XIX в. население страны выросло почти в 4 раза, хотя 10 млн англичан и ирландцев покинули Европу.

В конце XIX — начале XX в. в развитых странах Запада возникают круп­ные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. Складывается устойчивая со­циальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и наем­ными работниками значительное место занимает средний класс.

По мнению М. Балабанова, капитализм в России установился гораздо быстрее, чем в Европе. «То, что потребовало в Англии столетий, а в других странах долгих десятилетий, свершилось у нас в 15—20 лет»2. Гиляранский определял скорость капитализации страны по успешности становления сель­ской буржуазии — кулачества. Сопоставив быстрый рост в деревне кулаче­ства и пролетариата с аналогичными процессами на Западе, он писал: «...а у нас в течение каких-нибудь 10—15 лет этот метаморфоз господства в капитал сделал столь быстрые успехи, что уже теперь образовался своеобразный класс крупных собственников, которых экономическая природа хотя пока и характеризуется смесью принципов господства и денег, но с совершенно очевидной претензией на страшное поглощение мелкой собственности и отвлечение мелких хлебопашцев от их хозяйств». Гиляранский полагал при этом, что «не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что недалеко то время, когда мы явимся свидетелями такого пассажа, в котором представится нашим очам русский пролетариат в европейском значении этого слова, в размере примерно 50 000 000 душ обоего пола, а мы будем спрашивать друг друга — что это такое?»3.

Таким образом, капитализм не был статичен: на смену ремеслам пришла мануфактура, ее заменило фабрично-заводское производство, разделение ком­плексного труда на простые операции подготовило появление станочного пар­ка. Первая машина помогла становлению фабрик и заводов, которые позже переросли в конвейерное производство. Именно благодаря индустриализации капитализм стал развиваться на собственной основе. Как видим, индустриаль­ное и капиталистическое общество — это две стороны одной медали.

2 Балабанов М. Очерки по истории рабочего класса в России. Ч. 2. Киев, 1924. С. 44.

3Гиляранский. Обшественно-экономические отношения в юго-восточной России//Слово. 1878. № 3. С. 149-150.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал