Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения между трудом и капиталом






Как уже говорилось, капиталистическим считается общество, где подав­ляющая часть людей (не менее У4 занятого населения) является наемными работниками или нанимателями.

Индустриальным считается общество, где подавляющая часть людей (3/ за­нятого населения) трудится в промышленности (индустрии).

В постиндустриальном обществе большинство занятого населения трудит­ся не в промышленности, а в сфере обслуживания и информации.

В доиндустриальном обществе большинство занятого населения трудится в аграрном секторе (сельском хозяйстве); здесь У4 занятого населения — ра­ботодатели, самонанятые или занятые семейным трудом. В доиндустриаль­ном обществе базисом системы производства являлась не индустрия, а сис­тема ручного ремесла, основанная на семейном труде. Она характерна для средневековой Европы.

Переходной формой между ремесленной и индустриальной системой являлась так называемая старая фабричная система, покоившаяся на ману­фактуре (ручном труде).

Ремесленная система характерна для раннего Средневековья, мануфакту­ра — позднего средневековья. Переход к машинному, или индустриальному.

труду знаменует окончание Средневе­ковья и переход к Новому времени. Ре­месленная система существовала в об­ ществе, в котором царили бедность. депривация и грубая эксплуатация, а отношения между рабочим и работодателем можно квалифицировать как лич­ные, персональные. Их обязанности по отношению друг к другу гораздо бо­лее глубокие и всеохватывающие, чем сегодня. Ремесленник владел орудия­ми труда и рабочим местом, сам покупал сырье и сам же продавал готовый про­дукт непосредственно потребителям. Ремесленник — и в этом его отличительная черта в сравнении со свободным наемным работником — знал не часть производственного процесса, а всю технологию и мог выполнять лю­бые операции, как бы много их ни было. По мнению Бравермана, в этом со­стоит исходная клеточка трудового процесса.

Ремесло надо считать не специальностью, а профессией, т.е. не частичным, а полным трудом. Принцип ремесла — знание всей технологической цепочки и владение всеми операциями, специальностями, необходимыми для выпол­нения полного трудового цикла, — сохранился сегодня лишь в некоторых сфе­рах труда. Такова деятельность бизнесмена, врача, менеджера, юриста, пре­подавателя и ряда других. Их называют профессионалами, во всех других ви­дах труда деятельность работников называют специальностями, или занятиями.

Ремесленную систему можно назвать еше домашним производством, гак как здесь объединены место работы и место жительства. Многие крестьяне в России трудились на домашних фабриках— в светелках, тесных помеще­ниях, где обрабатывалась пряжа и выделывалась ткань.

Переход к фабричной системе внес в общество радикальные социальные изменения. Во-первых, место жительства отделилось от места работы. Все занятые в производстве — и мастер, и его ученики — отныне трудились не дома, а в специальных помещениях — цехах, фабриках. Во-вторых, появил­ся жесткий режим или регламентация труда, чего раньше не было. Концен­трация рабочей силы в одном месте потребовала слаженности работы боль­шого числа людей, их четкой кооперации. Наряду с дисциплиной появился третий элемент — специализация труда.

Специализация труда — выполнение одним человеком одной или несколь­ких операций, которые не охватывают весь трудовой цикл.

Хотя юридически рабочие были свободными, экономически и социаль­но зависели от работодателя. Распространение машин, использующих силу ветра, воды и пара, а позднее электричества, углубило специализацию. Машины стоили много дороже ручных орудий труда, поэтому их внедре­ние в производство требовало концентрации капитала. Опытного и уме­лого ремесленника заменили полу- и неквалифицированные рабочие, вы­полнявшие фрагменты полного цикла труда, которые получили название заданий.

Дробление труда обернулось сокращением контактов частичных рабочих друг с другом. Более того, личное общение и контакты заменились опосре­дованным общением — деловыми контактами. Наконец, рабочие потеряли право собственности на сырье, орудия и продукт труда. Превращение конк­ретных видов труда, каждый из которых ограничивался одной-двумя опера­циями, в трудовые задания вызвало к жизни новое явление, которого преж­де не существовало.

Прежде было мастерство, теперь появилась квалификация. Разделение работ на простые и сложные, появление заданий, которые надо было выпол­нять порознь, сделали возможным само явление квалификации.

Квалификация — уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда. Квалификационный разряд был введен как показатель, который устанавливался с учетом сложности и ответственности цеховой ра­боты в соотнесении с определенной системой правил, зафиксированных в тарифно-квалификационном справочнике. Появилось разделение на квали­фицированный и неквалифицированный труд. С фабричной системой зарож­дается интеллектуальное разделение труда между работниками преимуще­ственно физического труда (разнорабочие, квалифицированные рабочие) и работниками преимущественно умственного труда (служащие, руководите­ли), а также социальное — между работодателями-собственниками и рабочи­ми-несобственниками.

Для собственника цена рабочей силы представляет собой вычеты из при­были. Собственник заинтересован в том, чтобы минимизировать цену труда (цену рабочей силы), поэтому он нанимает работников на то время, пока ему это выгодно. Страх перед увольнением и угроза безработицы —дополнитель­ный (к высокой заработной плате) стимул хорошо трудиться. Труд вознаг­раждается не только и не столько пропорционально квалификации рабочего (чем выше квалификация, тем выше заработная плата), сколько пропорцио­нально рыночной цене данного вида труда (чем дефицитнее специальность, тем выше она ценится). Рыночная цена конкретной специальности и конк­ретной квапификации выступает базисом вознаграждения.

Рынок труда действует таким образом, что работник более высокой квали­фикации обладает более широкими возможностями торговаться за более вы­сокую заработную плату, чем работник низкой кватификации. Подобные воз­можности называются попыткой контролировать рыночное предложение. Сле­довательно, чем выше квалификация, тем больше возможностей выторговать высокую заработную плату и сильнее контроль рыночного предложения.

Переход от фабричной системы к современному поточному производству знаменует окончательную победу частичного, фрагментарного труда. Слож­ный ручной труд ремесленника сведен к простому ручному труду частично­го рабочего. В индустриальном обществе частичный труд — самый массовый. Историю ручного труда можно представить как процесс, в ходе которою рабочий постепенно терял контроль и собственность над своими знаниями и умениями. Менеджмент, организующий и соединяющий в единое целое фрагментарные задания и частичные виды труда, устанавливает монополию на знания и контроль над процессом труда.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал