Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разыгрываю Андроникова
В Париже, где я жила несколько дней в ожидании визы в Португалию на заседание Международного жюри, незнакомый француз сказал мне: - Мы все про вас знаем! Вы пишете стихи, ищете по радио детей и родных, разлученных войной, и разыгрываете Ираклия Андроникова. Я была так явно поражена его осведомленностью, что он поспешил объяснить: - Помните, в Москве было Международное совещание переводчиков? Я в нем участвовал, там выступал Андроников. - Француз улыбнулся: - Он-то и рассказал нам, как вам удается его разыгрывать. По правде сказать, я и сама каждый раз удивляюсь, как мне это удается. Ираклий Луарсабович - человек проницательный, далеко не наивный, но, видимо, есть у него та душевная доверчивость, из-за которой он и попадает впросак. В моих записных книжках 'летопись' розыгрышей Андроникова ведется издавна. Вот некоторые из них. Приближалось стопятидесятилетие со дня рождения Михаила Лермонтова. Нетрудно себе представить, как поглощен был подготовкой к торжественным дням Андроников - неутомимый исследователь жизни и творчества поэта. Неутомимый и страстный! Потому в свое время он и разгадал 'Загадку Н. Ф. И.'. Наверно, с той же одержимостью, как Германн в 'Пиковой даме' твердил: 'Три карты, три карты, три карты', повторял молодой Андроников: 'Три буквы, три буквы, три буквы', пока не сумел раскрыть имя Натальи Федоровны Ивановой, зашифрованное поэтом в посвящении 'Н. Ф. И.'. Прочитав в преддверии юбилейной даты, что И. Л. Андроников - член лермонтовского комитета, я звоню ему по телефону. Говорю старушечьим голосом, медленно растягивая слова: - Извините, пожалуйста, за 6еспокойство... Я... старая пенсионерка... Не можете ли вы помочь мне... улучшить мое жилищное положение... в связи с юбилеем... Михаила Юрьевича Лермонтова... Я его родственница. - Родственница? - восклицает Андроников.- По какой линии? - По линии тети, - отвечаю я, твердо зная, что у Лермонтова были тетки. - А какое колено? - Четвертое, - говорю я наугад. - Вы не ошибаетесь? - У меня есть доказательства. - Скажите, а нет ли у вас писем Лермонтова? - Письма есть, - еще медленнее тяну я слова, - маленькая стопочка и стихи там... небольшие... В сундуке. - Разрешите, я сейчас к вам приеду? - взволнованно говорит Андроников, и мне кажется, я по телефону слышу, как у него колотится сердце. - Сейчас поздно... десятый час... Мы с сестрой рано ложимся, сестра еще старше меня. - Тогда завтра с утра я у вас буду. - Знаете... нас с сестрой... завтра утром... повезут в баню... Вы после двух, пожалуйста. - Спасибо, буду после двух, - нехотя соглашается Андроников. Но, видимо, опасения ревностного искателя, что не он первый увидит драгоценный листок со стихами, так велики, что заставляют его добавить: - Только до моего прихода вы никому из других членов лермонтовского комитета не звоните. - Зачем же? - успокаиваю я.- Запишите адрес! Лаврушинский переулок, семнадцать... В пылу Ираклий Луарсабович не сразу понимает, что это дом, где живут многие московские писатели. - Ваши имя, отчество? И фамилию назовите, пожалуйста. Называю себя. - Это жестоко! Но через мгновение Андроников уже хохочет: - Как я попался! Нет, это грандиозно! Обычно люди, очутившись в смешном положении, не любят об этом вспоминать. Андроников - напротив: где 6ы мы ни встречались, он уже издали начинал улыбаться и охотно рассказывал окружающим, как чуть не помчался, полный надежд, к родственнице Лермонтова 'по линии тети'. Самый первый розыгрыш Андроникова был связан с его выступлением по телевидению. Он вел передачу из квартиры Алексея Николаевича Толстого, рассказывал о тех, кто посещал этот дом, показывал фотографии разных людей, читал сердечные дарственные надписи, серьезные и шутливые. Ираклий Луарсабович часто бывал здесь при жизни Толстого. Их связывали самые дружественные отношения. Прикинув, сколько времени потребуется, чтобы доехать с улицы Алексея Толстого до Кировской, и решив, что он уже дома, набираю номер его телефона. — Слушаю, слушаю вac, — говорит он, запыхавшись. — Поздравляю вас, только что смотрела передачу... Так хорошо все было! — стараюсь я говорить высоким девичьим голосом.— Вы меня, наверное, не знаете, я сотрудница литературной редакции (называю первое попавшееся имя). Я — Таня. — Я вас знаю, Таня, — учтиво отвечает Андроников. И благодарю: вы первая мне звоните после передачи... Значит, все хорошо? — Да очень! Только вы фотографию народной артистки Улановой в 'Лебедином' вверх ногами показали. Но это ничего, все равно красиво! Она же в танце, в балетной пачке... — Неужели я не так повернул снимок? — ужасается Ираклий Луарсабович. — Не волнуйтесь, может быть, у нас плохое изображение в телевизоре, мы его чиним, чиним... — Такой кадр не мог пойти в эфир. Меня бы остановили, прервали бы съемку... — Конечно! Я еще вот почему вам звоню: вы так хорошо говорили об Алексее Толстом, не могли бы вы выступить в передаче, посвященной Льву Толстому? — В связи с какой датой? —осведомляется Андроников. — Не в связи с датой. Мы задумали воспоминания современников Льва Толстого... Пока они живы. Некоторые из них. — Позвольте, Вы, кажется, считаете, что я ровесник Льва Николаевича? — В голосе Андроникова почти негодование.— Неужели я выглядел таким в вашем телевизоре? Его действительно нужно чинить. Я едва лепетал, когда великий Толстой ушел из жизни. — Но все-таки прошу — запишите в своем блокноте! — Что я должен записать? — недоумевает Андроников. — Запишите! Розыгрыш номер один. В трубке раздается громкий хохот: — Колоссально! Как вы меня настигли? Я только что вошел в дом! Несколько лет спустя Андроников рассказывал по телевидению о рукописях XIII века. Раскрыв толстый фолиант, он сказал, что на полях этой рукописи ее автор, монах, оставил запись: 'С похмелья писать не хочется'. Нельзя было упустить такой блестящий повод для розыгрыша! Набрав знакомый номер, изменив голос и назвавшись рядовой телезрительницей, говорю укоризненно: — Смотрела вашу передачу. Очень интересно, но исторически неверно, что с перепою писать нельзя. — По рукописи мной прочитано, — говорит Андроников. — А почему же некоторые писатели с похмелья писали? И сейчас бывает... — Это вопрос бестактный. Я не знаю, кто пишет с похмелья! Как ваша фамилия? С длительными перерывами розыгрыши продолжались, но требовали все большей изобретательности. Хотелось мне что-то придумать на тему необычных устных рассказов Ираклия Андроникова, где он не только описывает и изображает разных людей, но передает тонкие оттенки их мысли, восстанавливает их образы, да еще выступая перед любой аудиторией и мгновенно приноравливаясь к ней. На сей раз изобрела я некую Эмилию Глазунову, начала разговор голосом низким, хрипловатым: - Товарищ Андроников? С вами говорит артистка филармонии Эмилия Глазунова, у меня к вам дело: я хотела бы исполнять ваши устные рассказы. - Странная мысль... Вы находите, что я сам их плохо исполняю? - иронизирует Андроников. - Замечательно исполняете! Все знают, что у вас всегда аншлаги! Но уверяю вас, что ваши рассказы будут иметь успех и в моем исполнении. Мне нужно ваше разрешение. - Не представляю себе, как мои рассказы может исполнять кто-нибудь, кроме меня? И я же импровизирую, у меня нет точного текста. - Текст у меня есть, я записала вас на магнитофон в одном из ваших концертов. Андроников начинает нервничать: - Позвольте, вы меня удивляете! И, кроме того, вы, как женщина, вряд ли сможете изобразить Качалова или Фадеева. - В том-то и дело, что мой жанр это вполне допускает. - Но в каком именно жанре вы работаете? Тут я говорю своим обычным голосом: - Я - чревовещательница, Ираклий Луарсабович. - О господи, - хохочет Андроников, - а я-то думаю, как мне отвязаться от этой Эмилии? И мы оба долго смеемся. Розыгрыши привились и утеплили наши дружеские отношения. Не только они, конечно. Когда я начала вести радиопоиски, Андроников душевно отнесся к поиску по детским воспоминаниям. Почти всякий раз после передачи звонил, расспрашивал, советовал. Мне было важно, что он одобряет интонацию живого разговора, которую я взяла в этой передаче. Одобрял он и то, что о судьбах людей я размышляю, отклоняясь от написанного текста. - Если вы хотите больше народу привлечь к поискам, непременно ведите разговор так, как будто видите перед собой живую аудиторию, - говорил он. Я приняла многое из того, что он советовал. - Теперь мы с вами - коллеги, - шутила я.- Оба - искатели, только в разных областях. Поиски все расширялись и заполнили мою жизнь до краев. Времени ни на что не хватало. Вскоре розыгрыши прекратились сами собой. И я думала, что навсегда.
|