Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дневники 1974 года Часть 14
Смотрю на высокий дуб за окном и качаю головой. Неужели ничего нельзя придумать — химический состав какой-нибудь? В начале лета с дубов свисали на длинных невидимых нитях извивающиеся гусеницы, а в конце лета вывелись тучи серо-зеленых мотыльков, похожих на крупную моль, и вьются вокруг ветвей, проедают листья. Красавец дуб должен гибнуть из-за них! Говорят, с вертолетов опрыскивать нельзя, опасно для птиц. А сегодня утром смотрю — вокруг нашего дуба летают, носятся стаи ворон, снуют по веткам. Оказывается, они поедают эту чертову моль. Отлично! Но вороны-то каркают, орут! Работать невозможно! И я возмущенно кричу: «Ишь, налетели!» Все-таки трудно угодить человеку! Больше года пишу прозу и поневоле отстраняю от себя строчки стихов. Если начну думать и работать над ними, мне трудно будет снова настроиться на волну прозы. Не дано мне быть «многостаночницей». А вообще-то если говорить о самом процессе работы, то у стихов, честное слово, бесспорное преимущество перед прозой. Начать с того, что проза привинчивает тебя к столу, сидишь часами на одном месте, безжалостно исписываешь листы бумаги, путаешься в бесконечных вариантах, причем нужные листки имеют обыкновение куда-то исчезать. Совсем иное — стихи! Еще когда моя дочь была маленькой, мы шли с ней по улице, и она спросила о чем-то меня. — Подожди, я пишу, — сказала я. — Как же ты пишешь, когда ты гуляешь? Стихи дают полную свободу движения, где застанут тебя строчки, там и пиши: сидя, стоя, лежа. И бумаги пока мне не нужно, строчки сначала обкатываются в голове. Конечно, есть и прозаики, которые не только рассказы, но и свои романы от строчки до строчки складывают в голове. Но меня проза усаживает за стол... Пока не кончу «Записки детского поэта», я со стихами в разлуке! Перечитала последнюю запись и насторожилась: не получается ли, что пишу стихи на ходу, с легкостью? Бывают, конечно, такие счастливые минуты, но бывает и по-другому: чем бы я ни занималась, где бы ни была, строчки не отпускают, не уходят из головы, но по-своему выразить мысль все не удается. А если строчки уходят от меня, возникает тревога: не навсегда ли я утратила способность писать стихи? В молодости наивно уговаривала себя, когда мне не писалось; я и не хочу сейчас работать, отдыхаю. В детстве она была упрямой. Однажды за обедом дедушка сказал: — Моя внучка не хочет киселя. — Не хочу, —ответила она. — Дедушка пошутил! — засмеялись взрослые. Но она вскочила с места и, громко стукнув дверью, выбежала из комнаты. Ее наказали, поставили в угол. Она стояла не шелохнувшись, с сухими глазами. — Теперь можешь выйти, — разрешила мама.— Выходи из угла, слышишь? — Не выйду. Всю жизнь буду тут стоять. Начались упреки, уговоры. Мать взяла ее за руку и вывела из угла. Она пыталась встать туда снова. — Оставьте ее, — сказал дедушка, — у нее есть характер, она не простоит всю жизнь в углу. Не перестаю восторгаться Ренаром, тонкостью его иронии, глубиной человечности: «Писать для детей охотничьи рассказы от имени зайца». «Знаю лишь одну истину: труд — единственное счастье человека. Верю лишь в эту истину и все время ее забываю». Не согласна только с одним: «Мучиться от одиночества и искать его». Писатель ищет не одиночества, а уединения. У нас много пишут о вежливости. Я отдала дань этой теме в стихах разных лет. Теперь даю заочные уроки вежливости неизвестным гражданам. По телефону. Здесь у меня большой простор для деятельности, потому что многие неверно набирают номер и часто попадают не по адресу. Снимаю трубку и слышу: — Дайте Сучкову! — Стоило бы сказать «пожалуйста». И вы неправильно набрали номер, — говорю я назидательно. Другой звонок: — Мне Кротона надо! — Наберите еще раз номер и попросите повежливее, — продолжаю я заочное воспитание. И ведь действует! Кто-то потребовал: — Ирину! Привычно повторяю: — Наберите правильный номер и попросите повежливее. Через минуту — тот же голос, но уже с иной интонацией: — Скажите, пожалуйста, какой ваш номер телефона? Я прошу Ирину Николаевну..- — Вы ошиблись, к сожалению... — Опять ошибся? Извините! Нашла в папке с черновыми вариантами несколько строчек о том, как дети представляют себе одиночество. Неожиданно дописала стихотворение: Одиночество
Буду жить один в лесу, Хорошо жить в шалаше, Пруд заглохший я найду Буду слушать птичий свист Хорошо жить в шалаше. Лучше я в лесной глуши Разошлю открытки всем: Солнце нынче такое щедрое, что птицы очень рано начали свой трудовой день, щебечут на все лады. И дети встали от волнения чуть не вместе с птицами. Первое сентября. Еду по Подмосковью, пытаюсь еще раз обдумать, что буду говорить на заводе, где мне предстоит выступить, но никак не могу сосредоточиться. И в Перхуш-кове, и в Одинцове, и в Кунцеве по всем дорогам идут дети. Вспоминаю Багрицкого:
Идут дети, хочется на них смотреть. И Москва вся в пионерских галстуках, белых школьных фартуках и разноцветных ранцах. Праздник! Детей поздравляют прохожие па улице и, конечно, в школах перед началом занятий. Но поздравляют иногда слишком долго. — Первоклассник-то наш взопрел! — говорит чья-то бабушка. И впрямь нелегко первоклассникам выстоять весь торжественный митинг перед первым звонком. Ранцы с книгами тяжелые, оттягивают плечи, в руках у всех букеты или горшки с цветами, а понять сложно, что говорят многочисленные ораторы. Маленькую первоклассницу расспрашивают дома: — Ну как, понравилось тебе в школе? — Очень! — говорит она.—Только самый первый урок скучный, который до звонка был... — Что ты киснешь? Чем ты расстроен? — спрашивает отец сына-первокурсника. — Да нет... Все нормально... С чего ты взял? — Я же вижу. Молчание. — Просто мне... скучно, — говорит юноша. Отец встревожен; не депрессия ли у парня? — Скучно? Но у тебя есть товарищи! Тебе с ними разве неинтересно?! Молчание. Теперь отец настораживается: не высокомерие ли это? — Что тебе в них не нравится? — Они мне нравятся... я сам себе не нравлюсь. — С чего бы? — Такой ли я способный, как считали в школе? Не знаю, что я могу. Тревоги современных юношей глубже и чище, чем нам иногда кажется. Поэты жадны до разговоров о стихах. В особенности о своих. На днях с Берестовым читали мы друг другу стихи до часа ночи, а вчера молодой Игорь Мазнин пришел со своими стихами. Читали, беседовали чуть не до четырех утра. Поэзию Берестова я давно люблю, а новые стихи Мазнина были для меня неожиданностью, некоторые показались интересными, многообещающими. Есть у него стихотворения, которые как бы опровергают иных молодых литераторов, утверждающих, что в детской поэзии все темы уже «разобраны» первооткрывателями, мастерами. Сколько написано о весне, а Мазнин пишет свою «Весну», и звучит она свежо, не «вторично». Весна
С того, На мой взгляд, Игорь Мазнин талантливый поэт.
|