Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины 6 страница. – установление ориентиров роста денежной массы;
– установление ориентиров роста денежной массы; – прямые количественные ограничения; – эмиссия облигаций и т. д. Первые четыре инструмента в мировой практике являются основными, именно поэтому остановимся на их рассмотрении более подробно. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов, и может быть рассчитана по формуле: Rобяз. = D × rr, где Rобяз. – сумма обязательных резервов; D – общая сумма депозитов; rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных (сайт по Матвеевой). При нарушении нормативов обязательных резервов центральный банк имеет право списать в бессрочном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в центральном банке, сумму недовнесенных средств, а также взыскать штраф в судебном порядке. Исторически сложилось так, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как довольно простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента заключается в следующем. 1. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то денежное предложение уменьшается, поскольку сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. 2. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег, представляющее собой числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему (в широком смысле – в кредитную систему, включающую и страховые компании, пенсионные фонды и т. п.) на одну денежную единицу. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков. Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента или ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков и основу для мультипликативного увеличения денежной массы. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов они могут предоставить, а чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, и начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на уровень инфляции большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или производить процентную политику без фиксации процентной ставки. Уровень официальной процентной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций. Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора. Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Наиболее распространенным и мобильным инструментом денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах являются операции на открытом рынке, под которыми понимают куплю-продажу центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами. Механизм действия этих операций заключается в том, что в случае необходимости ограничения денежной массы в обращении, центральный банк начинает активно предлагать государственные обязательства на открытом рынке. С увеличением предложения рыночная цена таких обязательств падает. Банки и население активно скупают их, что приводит к сокращению банковских ресурсов, а значит и предлагаемых кредитов. Для увеличения денежной массы в обращении (для стимулирования спроса и роста экономики) центральный банк начинает скупать государственные обязательства у банков и населения. С увеличением спроса на ценные бумаги их рыночная цена растет, население и банки продают государственные обязательства, что приводит к увеличению банковских ресурсов и к соответствующему увеличению денежной массы. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Валютное регулирование как инструмент кредитно-денежной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорт, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источники его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Существует два основных вида валютной политики – дисконтная и девизная. Дисконтная (учетная) политика проводится не только для изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но нередко направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Девизная политика – купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке страны, валютные интервенции для поддержания курса иностранной валюты или сглаживания колебаний валютных курсов. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, центральные банки увеличивают спрос на нее и таким образом повышают ее курс. Продавая национальную валюту, они увеличивают ее предложение и снижают ее курс по отношению к иностранной. Сегодня в России основным инструментом валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. Таким образом, в конечном итоге все инструменты монетарной политики государства связаны с регулированием количества денег в обращении и направлены, прежде всего, на решение главной задачи центрального банка – защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. В зависимости от применяемых инструментов и их формы различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия. Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков. Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка. Проведение такого комплекса мер называется политикой «дешевых» денег. Ее целью является стимулирование, рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложений денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости. Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков. Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка. Проведение такого комплекса мер называется политикой «дорогих» денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость. К преимуществам монетарной политики можно отнести: 1. Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает. 2. Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска. 3. Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т. е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска. Недостатки монетарной политики следующие: 1. Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т. е. рост предложения денег ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т. е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика. 2. Наличие внешнего лага. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т. е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. 3. Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т. е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования, равную отношению наличности к депозитам. 4. Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка. Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента, то поскольку при увеличении спроса на деньги ставка процента повышается, центральный банк должен увеличить предложение денег, т. е. не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента. И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложения денег ставка процента будет снижаться, а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать. В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей не контроль предложения денег, а поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня центральный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада. 5. Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т. е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет: а) покупки центральным банком государственных ценных бумаг или прямой эмиссии денег (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета); б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг) и в) займов у иностранного сектора (внешний долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран и в переходных экономиках) или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем. Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы. Таким образом, денежно-кредитное регулирование необходимо для успешного разрешения задач финансовой и экономической стабилизации государства. Через него правительство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, – на потребительский и инвестиционный спрос. Выводы 1. Деньги – это особый товар, спрос и предложение на который складываются на специфическом денежном рынке. Сущность денег проявляется в следующих их функциях: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа и мировые деньги. Все деньги, обращающиеся в стране (наличные и безналичные), объединяются в денежные агрегаты, различающиеся между собой уровнем их ликвидности. Количество денег, необходимых для обращения, прямо пропорционально объему реального национального производства, уровню цен и обратно пропорционально скорости обращения денег. Стоимость денег (их покупательная способность) определяется тем количеством товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Совокупный спрос на деньги зависит от реального объема производства, уровня цен и нормы ссудного процента. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона, так как при уменьшении ставки процента спрос на деньги возрастает. Предложение денег – это денежная масса в обращении, т. е. совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах и обеспечивающих обращение товаров и услуг в национальной экономике. Рынок деньги не создает. Снабжение экономики деньгами – это функция государства. Непосредственный контроль за денежной массой и ее регулирование осуществляет центральный государственный банк. Кривая предложения денег отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривую предложения денег. Для наиболее ликвидных денежных средств (агрегата М1) краткосрочная кривая предложения денег является вертикальной линией, так как денежный мультипликатор стабилен и не зависит от процентной ставки. Для других агрегатов (М2, М3) она представлена наклонной линией. Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком. Соединение денежного предложения с общим спросом на деньги дает картину денежного рынка. Равновесие на денежном рынке достигается при соответствии денежного спроса денежному предложению. При этом если спрос на деньги формируется всеми субъектами хозяйственных отношений и находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки, то предложение денег регулируется государством и абсолютно неэластично, т. е. не зависит от цены денег (процента). При нарушении равновесия оно восстанавливается через колебания процентной ставки. 2. Рынок ценных бумаг (далее – РЦБ) – это часть финансового рынка, где осуществляется выпуск ценных бумаг и их последующая купля-продажа. По организационной структуре РЦБ делят на первичный (т. е. рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги, то есть продажа новых выпусков ценных бумаг) и вторичный (рынок, обеспечивающий ликвидность находящихся в обращении ценных бумаг, то есть возможность свободной их продажи владельцами) рынки. Ценная бумага – это документ, который удостоверяет право собственности на какой-либо вид капитала и приносит своему владельцу доход. Ценные бумаги принято делить на свидетельства о собственности (акции, опционные свидетельства, финансовые фьючерсы, ордера, варранты, коносаменты) и свидетельства о займе (векселя, банкноты, чеки, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и т. д.). Состояние фондового рынка играет важную роль для стабильного развития экономики. Крах фондового рынка, т. е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать спад и депрессию в экономике. 3. Развитие экономики было бы невозможно без существования кредита – механизма, посредством которого временно свободные денежные средства перемещаются к хозяйствующим субъектам, испытывающим потребность в дополнительных денежных ресурсах. Кредит обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства, стимулирует повышение эффективности производства, порождает кредитные деньги, превращает сбережения в капитал и т. д. Основные виды кредита: коммерческий и банковский. Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый одним предпринимателем другому, как правило, в форме отсрочки платежа за поставленную продукцию. Банковский кредит предполагает предоставление банком денежных ссуд хозяйствующим субъектам на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности. 4. Банки – это финансовые посредники, основная функция которых состоит в аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их в кредит. Выдавая ссуды, банки открывают текущие счета, т. е. создают безналичные деньги. Всякий банк можно охарактеризовать по форме собственности, сфере деятельности, размерам, видам выполняемых операций. Банки функционируют на основе собственного и привлеченного капитала. Все операции банков по привлечению и мобилизации денежных средств называются пассивными, а операции, связанные с размещением свободных денежных ресурсов банка, имеющих разную целевую направленность – активными. Результаты деятельности банков, соотношение между имеющимися ресурсами банка и долгами банку находят свое отражение в его балансе. Центральный государственный банк – это главный государственный банк страны, основное звено денежно-кредитной системы государства. Он наделен особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение и управлять бюджетом. 5. Монетарная политика государства – это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. Прямое регулирование осуществляется посредством административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы–это воздействие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Его эффективность тесно связана со степенью развития денежного рынка. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется гибкой политикой, политикой «дешевых денег». В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшаться и предложение денег. Государство проводит жесткую монетарную политику, или политику «дорогих денег». Преимуществами монетарной политики являются: отсутствие внутреннего лага, отсутствие эффекта вытеснения, эффект мультипликатора. Недостатками монетарной политики являются: значительный временной лаг между принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.
|