Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины.
Вопросы для обсуждения 1. Какую зависимость устанавливает уравнение обмена И. Фишера? 2. Место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка государства? 3. Охарактеризуйте основные принципы, на которых строятся кредитные отношения? 4. Охарактеризуйте статус Центрального банка страны и обозначьте его основные функции? 5. Что можно отнести к преимуществам монетарной политики государства? Задача На счет в банке положена сумма 2000 рублей сроком на 1 год, ставка по вкладу – 20 % в год. Ожидаемый темп инфляции – 15 % в год. Определить вероятную ставку банковского процента при отсутствии инфляционных ожиданий со стороны банка.
1. Что из перечисленного не относится к основным функциям денег: а) мера стоимости; б) средство накопления; в) мировые деньги; г) средство страхования? 2. Дивиденд – это: а) доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании; б) плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и продажу ценных бумаг; в) доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании; г) документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу ценных бумаг. 3. Эмиссию наличных денег производит: а) Центральный банк РФ; б) коммерческие банки; в) предприятия; г) инвестиционные банки. 4. К принципам кредитования не относится: а) срочность; б) платность; в) возвратность; г) оформленность. 5. Стимулирующая денежно-кредитная политика государства не направлена на: а) снижение нормы обязательных резервов; б) продажу Центральным банком государственных ценных бумаг; в) снижение учетной ставки процента; г) все варианты верны.
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». 2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 89-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 3. Ефимова Е. Г. Экономика: учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с. 4. Курс экономической теории: учеб. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: «АСА», 2000. – 752 с. 5. Экономическая теория: полный курс: учеб. / под ред. Т. В. Чечеловой. − 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 448 с. 6. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. 7. Финансы, налоги и кредит: учеб. / под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Изд-во РАГС, 2007. – 656 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). Глава 15 Социальная политика государства 15.1. Социальная политика государства: сущность и способы реализации. 15.2. Доходы населения: источники их формирования и неравенство распределения. 15.3. Государственное перераспределение доходов. Социальная защита населения. 15.1. Социальная политика государства: Социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а также различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций). Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях – экономической, защитной распределительной, идеологической. Экономическая роль социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недавно (первая треть XX в.), что связано с работами Дж. М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути, другими словами, социальная политика не рассматривалась как самодеятельная область экономической политики государства, а представлялась как скорая помощь для облегчения участи широких масс населения рыночной экономике. В современном понимании социальная политика – это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Главная тема социальной политики – социальное положение различных уровней населения. Социальное положение – это основная, комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Параметры социального положения – это конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж). Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность, богатство и др.). В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т. д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для вывода об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место – и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика может быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Объект и предмет социальной политики – понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС). СТС – это система взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т. д.); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система и др. Проводя социальную политику, важно держать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внимания ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается предпочтение развитию образования, культуры и т. п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т. д. Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий характер (отрабатываются и принимаются соответствующие законы, указы, постановления и т. д.). Реальная, конкретная социальная политика осуществляется, как говорится, лицом к лицу с конкретным человеком, как правило, на районном, муниципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение и фиксирует свою результативность и отдачу. Сущность политики вообще и социальной в частности выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры – социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития. Социальные группы, структурные части народа (общества) – несомненная реальность. Они могут действовать или бездействовать, осознавать и не осознавать свои интересы, организовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами). Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки – разные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Создаются классовые политические организации, союзы, ассоциации, движения. И все это действующие лица социальной политики, ее субъекты. В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп. Основные функции (главные задачи, направления) социальной политики: 1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций. 2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. 3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. 4. Н алаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение. 5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. 6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп. Социальная защищенность – одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение. Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или нескольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы. Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т. е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т. п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки. Общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков – социальную защиту. Это одна из функций социальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой. 15.2. Доходы населения: Проблема распределения доходов была и остается наиболее актуальной. Она обсуждалась во все времена человеческой истории и продолжает дискутироваться в наши дни. По поводу распределения доходов существуют две позиции: одна из них заключается в том, что равенство в распределении является основным условием выживания капитализма; другая исходит из того, что равенство в распределении доходов, наоборот, приведет к гибели капитализма. Это в теории, на практике же распределение доходов было и остается неравным, что обусловлено как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Доход – это сумма денег, полученная за конкретный период времени в форме заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т. п.). Конечный доход определяет покупательную способность конкретного индивида. Следует иметь в виду, что кроме денежных доходов существуют натуральные доходы. К ним относятся не только продукты домашнего хозяйства, но и безналичные трансферты (оплата медицинских услуг, субсидии на жилье, продовольственные талоны, транспортные карточки и т. п.). Выделяют следующие причины неравенства доходов: 1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетические способности. Наличие высоких интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу. Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного развития, обречены на низкооплачиваемые работы. Наличие особых физических способностей позволяет быть высокооплачиваемыми спортсменами получать высокую заработную плату. Имея эстетические способности, индивид становится высококвалифицированным музыкантом или художником. Следовательно, обладая талантами, индивиды вносят более высокий вклад в создание ВВП, что приносит им более высокие доходы. 2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется инвестиций в человеческий фактор. 3. Люди неодинаково наделены собственностью. Одни граждане имеют мало собственности или вовсе ее не имеют. Другие обладают большим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и пр.). В результате «богатство рождает богатство», т. е. на собственность получают большие доходы. Кроме названных выше имеются и другие факторы, обеспечивающие неравенство в распределении доходов. Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на своиденежные доходы, т. е. реальный доход выражается в средствах существования, которые можно купить на денежный доход. Его величина зависит от размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и уровня цен на предметы потребления и тарифов на услуги, от размера взимаемых налогов и др. Чтобы получить действительную величину реальных доходов, необходимо из общей суммы всех денежных и натуральных доходов вычесть платежи в бюджет, взносы в общественные и кооперативные организации, прирост денежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату услуг, превышающих стоимость их материального содержания. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных материальных благ, образует фонд конечных (реально используемых на потребление и накопление в данном периоде) доходов. Выделяют функциональное и персональное распределение доходов. Для рынков труда, капитала и земли характерно функциональное (пофакторное) распределение доходов – деление денежного дохода общества в соответствии с предельной производительностью вложенных ресурсов. На первый взгляд такое распределение представляется справедливым. Оно было бы таковым в случае равномерного распределения ресурсов. Однако различия в способностях людей, в образовании, различия в отношении к работе, неравенство в собственности на вещественные факторы производства ведут к различиям в уровнях получаемых пофакторных доходов. Кроме того, совершенная конкуренция, при которой каждому вложенному фактору «вменяется» определенная часть дохода, – это некая идеальная модель, на самом деле она в той или иной мере сочетается с монополией, нарушающей принцип пофакторного распределения доходов. Аналогичное воздействие может оказывать и вмешательство государства. В этих условиях цены ресурсов (соответственно, и доход на них) уже не отражают точного вклада ресурса в производство. Стремясь скорректировать рыночное распределение доходов, государство осуществляет их перераспределение, что приводит к формированию личных (персональных) доходов. Личный (персональный) доход – совокупный доход, реально находящийся в распоряжении домохозяйства. Процесс формирования персональных доходов может быть представлен следующим образом: Плата за труд (заработная плата) + Доходы на вещественные факторы производства (рента, процент) + Доход от предпринимательской деятельности (прибыль) = Пофакторные доходы + Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т. п.) = Персональные (личные) доходы – Налоги = Располагаемый доход. Располагаемый доход – это доход, который остается после уплаты персональных налогов и может быть использован на потребление и сбережения. Не смотря на то, что государство, осуществляя перераспределение факторных доходов, стремиться сгладить неравенство их распределения, неравномерность получаемых доходов сохраняется. Неравномерность распределения доходов иллюстрируется на рисунке 15.1 с помощью кривой Лоренца – кривой, отражающей фактическое распределение доходов в обществе.
Рис. 15.1. Кривая Лоренца На горизонтальной оси откладывается численность всего населения страны, поделенная на 5 частей, в каждую из которых входит 20 % населения. На вертикальной оси откладывается национальный доход страны (совокупность всех доходов, полученных обществом за год), тоже поделенный на пять 20 %-х частей. Биссектриса 0С характеризует абсолютное равенство в распределении национального дохода: на долю 20 % населения приходится 20 % национального дохода, на долю 40 % населения – 40 % национального дохода и т. д. Кривая 0АВС (кривая Лоренца) отражает фактическое распределение доходов. Беднейшая часть населения получает 5–6 % национального дохода, богатейшая – 40–50 %. Чем больше выпуклость кривой Лоренца, тем неравномернее распределен совокупный доход общества. Количественно неравенство в распределении доходов можно выразить с помощью коэффициента концентрации доходов – коэффициента Джини – показателя, характеризующего распределение доходов между отдельными группами населения. Индекс Джини определяется как отношение площади сегмента 0АВС к площади треугольника 0DC. Чем больше значение этого коэффициента, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Чем ближе этот коэффициент к 0, тем равномернее распределены доходы. Еще один показатель, употребляемый для характеристики дифференциации доходов – это децильный (квинтильный) коэффициент, который равен отношению среднего дохода 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан к среднему доходу 10 % наименее обеспеченных граждан. Неравенство в доходах ведет к нерациональному распределению ресурсов общества. Поскольку богатые обладают большим потребительским спросом, то на производство предметов роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости. Вообще социальная справедливость в экономической теории – это проблема приемлемой степени неравенства в распределении доходов. Рассмотрим наиболее известные концепции справедливости, или справедливого распределения доходов: эгалитаристскую, утилитаристскую, роулсианскую и рыночную. Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнительное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Проблема заключается в том, что понимать под «одинаковыми заслугами»? Одинаковый трудовой вклад в общественное благосостояние? Одинаковые стартовые условия в смысле владения собственностью? Одинаковые умственные и физические способности? Единого ответа на этот вопрос нет, но здесь представляется важным подчеркнуть, что эгалитарный подход не столь примитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну, ведь речь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающими этого людьми. Утилитаристская концепция (ее разработал во второй половине XVIII века английский экономист и правовед Иеремия Вентам) считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества. Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть как одинаковыми у всех людей, так и различными у различных членов общества. В последнем случае мы подразумеваем различную способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального). Трудно не согласиться с тем, что для богатого предельная полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека. Такой вывод не должен показаться странным, если, напомним, речь идет о максимизации суммы индивидуальных полезностей. Утилитаристская концепция может совпадать с эгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извлекать предельную полезность из своего дохода, то справедливым будет его уравнительное распределение. Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулс, американский философ, чьим именем названа рассматриваемая концепция, использует специфическую мысленную конструкцию, известную в экономической теории под названием «вуаль неведения»(veil of ignorance). «Вуаль неведения» означает, что при формировании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Другими словами, если бы была возможность устранить все, что является результатом случая или традиции, какое бы общество мы выбрали, если бы были свободны выбирать все, что угодно? И если бы мы осуществляли свой выбор во взаимодействии с другими, такими же свободными и равными людьми? Например, принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпочел бы в таком случае каждый член общества? Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества. Речь идет о решении задачи «максимина», т. е. максимизации благосостояния лица с минимальным доходом. Другими словами, подход Дж. Роулса означает, что справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного индивида. Роулсианская общественная кривая безразличия, согласно рисунку 15.2, будет иметь следующий вид: Мы видим, что никакое приращение благосостояния одного индивида не оказывает влияния на благосостояние другого (сравните с конфигурацией индивидуальной кривой безразличия в случае жесткой взаимодополняемости двух товаров). Общественное благосостояние, по Роулсу, улучшается только в том случае, если повышается благосостояние наименее обеспеченного индивида.
Рис. 15.2. Общественная кривая безразличия: роулсиантский подход Дж. Роулс критикует утилитаристскую концепцию по нескольким направлениям. Во-первых, утилитаризм в его первоначальном виде дает простейшую и наиболее прямую концепцию права и справедливости, т. е. максимизацию блага, но не особенно обращает внимание на то, как эта сумма полезностей распределяется между индивидами (каким именно образом выигрыши отдельных индивидов компенсируют и перекрывают потери других). Во-вторых, полагает Роулс, спорна аналогия между индивидом и обществом. Получается, что так же, как индивид может выбирать оптимальное сочетание между определенными потерями и выигрышами (заниматься по сложной учебной программе, чтобы позднее занять высокое положение; принять участие в определенных непривлекательных видах деятельности, ведущих к выгоде в будущем), так и общество может проявлять терпимость к определенным видам потерь (неудобства для отдельных индивидов), если они приведут к росту общего выигрыша (большее благо для большего количества индивидов). Проблема утилитаристского подхода, согласно критическим взглядам Роулса, заключается в том, что он нарушает право отдельных индивидов в рамках общества, т. е. использует одних субъектов как средство для достижения цели других. Характерный пример: существование рабовладельческой системы на юге США перед гражданской войной, вполне возможно, отвечало интересам нации в целом (дешевая рабочая сила, позволяющая развивать текстильную промышленность, что обеспечило США лидирующее положение на мировом рынке). Однако трудно себе представить, как это можно было бы совместить с основами справедливости. Рыночная концепция считает справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом. Этот способ никем не придумывался и не создавался. В этом смысле и надо понимать слова Хайека, вынесенные в эпиграф главы: «Эволюция не может быть справедливой». Следовательно, по мысли этого выдающегося представителя либерализма, «при подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен». Последняя из рассмотренных концепций справедливости вновь заставляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс перераспределения доходов. 15.3. Государственное перераспределение доходов. Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся. Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть. Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения. Социальная зашита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии. Социальная защита – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает: – воспроизводство квалифицированной рабочей силы; – наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду; – создание новых рабочих мест иподдержку работников, оказавшихся безработными и др. Социальные гарантии – обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают: - общедоступность и бесплатность образования; - гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду; - гарантии неприемлемости принудительного труда и др. В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный. Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности. Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономической активности и получения дохода. Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся: - удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе; - абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения; - уровень занятости трудоспособного населения; - условия труда и производства; - состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни; - уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами; - состояние экологической среды обитания людей и др. Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе это денежные пособия плюс здравоохранение, в России – государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку. Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др. Социальное страхование представляет собой систему денежных пособий, создаваемую государством на основе обязательных специализированных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемые в форме процента от предыдущего заработка. Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспеченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку. Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения. Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников. Выводы Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает равенства доходов. Степень неравенства в распределении доходов характеризует кривая Лоренца и коэффициент Джини. Чем больше значение коэффициента Джини, тем больше неравенство в доходах общества. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством. Одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государственной социальной политики. Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т. д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной защиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т. д.
|