Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины.






Деньги Денежная система
Денежная масса Уравнение И. Фишера
Денежная база Спрос на деньги
Стоимость денег Денежный рынок
Предложение денег Рынок ценных бумаг
Равновесие на денежном рынке Инвестор
Эмитент Дилерская деятельность на рынке ценных бумаг
Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг Клиринг
Финансовое консультирование Размещение эмиссионных ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг Биржевой рынок ценных бумаг
Вторичный рынок ценных бумаг Биржевая операция с ценными бумагами
Свободный рынок ценных бумаг Стеллажная сделка
Фьючерсная сделка Маржинальные сделки
Листинг Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг
Клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг Акция, опционное свидетельство, финансовый фьючерс, коносамент, варрант, облигация, вексель, чек, сертификаты
Ценная бумага Дивиденд
Курс акции Кредит и кредитные отношения
Государственное регулирование рынка ценных бумаг Межгосударственный, государствен­ный, банковский, межбанковский, коммерческий, межфирменный, потребительский, ипотечный кредиты
Принципы кредитования Номинальная и реальная ставки процента
Ставка процента Банковская система
Банк Небанковская кредитная организация
Центральный банк Двухуровневая банковская система
Иностранный банк Коммерческий банк
Банковская прибыль Банковская операция
Денежные агрегаты Норма обязательных резервов
Пассивные, активные, пассивно-актив­ные операции коммерческих банков Монетарная политика государства
Теория монетаризма Стабилизационная монетарная политика
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы Общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики
Инструменты реализации монетарной политики Нормативы обязательных резервов
Ставка рефинансирования Операции на открытом рынке
Валютное регулирование Валютная интервенция
Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика государства Политика «дешевых» денег

Вопросы для обсуждения

1. Какую зависимость устанавливает уравнение обмена И. Фишера?

2. Место рынка ценных бумаг в структуре финансового рынка государства?

3. Охарактеризуйте основные принципы, на которых строятся кредитные отношения?

4. Охарактеризуйте статус Центрального банка страны и обозначьте его основные функции?

5. Что можно отнести к преимуществам монетарной политики го­сударства?

Задача

На счет в банке положена сумма 2000 рублей сроком на 1 год, ставка по вкладу – 20 % в год. Ожидаемый темп инфляции – 15 % в год. Определить вероятную ставку банковского процента при отсутствии инфляционных ожиданий со стороны банка.


Тесты

1. Что из перечисленного не относится к основным функциям денег:

а) мера стоимости;

б) средство накопления;

в) мировые деньги;

г) средство страхования?

2. Дивиденд – это:

а) доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании;

б) плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и продажу ценных бумаг;

в) доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании;

г) документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу ценных бумаг.

3. Эмиссию наличных денег производит:

а) Центральный банк РФ;

б) коммерческие банки;

в) предприятия;

г) инвестиционные банки.

4. К принципам кредитования не относится:

а) срочность;

б) платность;

в) возвратность;

г) оформленность.

5. Стимулирующая денежно-кредитная политика государства не направлена на:

а) снижение нормы обязательных резервов;

б) продажу Центральным банком государственных ценных бумаг;

в) снижение учетной ставки процента;

г) все варианты верны.


Литература

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 89-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3. Ефимова Е. Г. Экономика: учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

4. Курс экономической теории: учеб. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: «АСА», 2000. – 752 с.

5. Экономическая теория: полный курс: учеб. / под ред. Т. В. Чечеловой. − 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 448 с.

6. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.

7. Финансы, налоги и кредит: учеб. / под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Изд-во РАГС, 2007. – 656 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).


Глава 15

Социальная политика государства

15.1. Социальная политика государства: сущность и способы реализации.

15.2. Доходы населения: источники их формирования и неравенство распределения.

15.3. Государственное перераспределение доходов. Социальная за­щита населения.

15.1. Социальная политика государства:
сущность и способы реализации

Социальная функция рынка является заведомо огра­ниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а также различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

Поэтому в широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государст­венными и негосударственными институтами, с одной стороны, и от­дельными социаль­ными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспече­ния последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле слова социальная политика представляет собой составную часть государствен­ной экономической политики, на­правленной на решение социальных проблем. Сущность социальной политики в любой экономической систе­ме проявляется в ее функциях – экономической, защитной распредели­тельной, идеологической.

Экономическая роль социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недав­но (первая треть XX в.), что связано с работами Дж. М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание нега­тивных последствий развития экономики по капиталистическому пути, другими словами, социальная политика не рассматривалась как самодеятельная область экономической политики государства, а представлялась как скорая помощь для облегчения участи широких масс населения рыночной экономике.

В современном понимании социальная политика – это прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста.

Главная тема социальной политики – социальное поло­жение различных уровней населения.

Социальное положение – это основная, комплексная характе­рис­тика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат дей­ствия системы существенных факторов (причин), которые об­разуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Параметры социального положения – это конкретные измери­тели социального положения, его качественно-количествен­ные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной опреде­ленностью судить о реальном, прогнозируемом или програм­мируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый рубеж).

Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосо­стояния (ни­щета, достаток, бедность, богатство и др.).

В практическом смысле под социальной политикой обычно пони­мают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, на­правленных на жизнеобеспечение населения. В зависи­мости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, раз­личают виды социальной политики – государственная, региональ­ная, корпоративная и т. д. Такой терминологический подход имеет право на существование, однако он не дает возможности для глубокого, сущностного понимания социального явления. При таком, узком, толковании социальной политики, напри­мер, отсутствие мер и мероприятий дает возможность для выво­да об отсутствии социальной политики как таковой. Однако она всегда имеет место – и не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Другое дело, социальная политика мо­жет быть ошибочной, слабой, деформированной. В широком смысле и при взгляде с научных позиций это не столько систе­ма мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная конечная цель которых – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безо­пасность населения в целом.

Объект и предмет социальной политики – понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС). СТС – это сис­тема взаимосвязанных компонентов и частей: отрасли социаль­ной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, ту­ризм, жилищно-коммунальный сектор и т. д.); рынок труда, за­нятость, безработица; социальное партнерство; социальная за­щита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенси­онная система и др. Проводя социальную политику, важно дер­жать в поле зрения все ее направления, не оставляя без внима­ния ни одного из них. Например, вряд ли можно признать сильной и правильной такую социальную политику, в рамках которой отдается пред­почтение развитию образования, культуры и т. п. в ущерб решению проблем занятости, пенсионного обеспечения и т. д.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации и соответствующих органов управления носит преимущественно рамочный, нормативно-задающий ха­рактер (отрабатываются и принимаются соответствующие за­коны, указы, постановления и т. д.). Реальная, конкретная со­циальная политика осуществляется, как говорится, лицом к ли­цу с конкретным человеком, как правило, на районном, муни­ципальном и корпоративном уровнях. Именно здесь она нахо­дит свое окончательное воплощение и фиксирует свою резуль­тативность и отдачу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры – социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса обществен­ных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) – несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Субъекты социальной политики – это реально самостоятель­ные и фактически действующие социальные группы и пред­ставляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп, к субъектам политики отно­сятся и представляющие их интересы организационные струк­туры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваи­ваются). К примеру, летчики, писатели, ученые, горняки – раз­ные социально-профессиональные группы. Они создали свои организации: Профсоюз летного состава гражданской авиации, Союз писателей, Академию наук, Профсоюз горняков. Созда­ются классовые политические организации, союзы, ассоциа­ции, движения. И все это действующие лица социальной поли­тики, ее субъекты.

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, все­гда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобнов­ляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содер­жание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­но­сти общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в резуль­тате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­той­чи­вость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных кон­кретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собст­венности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Н алаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки – эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность – одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психоло­гическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исто­рического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т. е. возникают и могут воспроизводить­ся по разным причинам (стихийные бедствия, военные дейст­вия, эпидемии, революции, государственные перевороты, де­мографические взрывы и провалы и т. п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и сущест­вуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровожда­ют нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные от­но­шения, нормальные (повседневные, регулярные) общест­вен­ные порядки.

Общество порождает и развивает систему защиты от соци­альных рисков – социальную защиту. Это одна из функций со­циальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.

15.2. Доходы населения:
источники их формирования и неравенство распределения

Проблема распределения доходов была и остается наиболее актуаль­ной. Она обсуждалась во все времена человеческой истории и продол­жает дискутироваться в наши дни. По поводу распределения доходов существуют две позиции: одна из них заключается в том, что равенство в распределении является основным условием выживания капитализ­ма; другая исходит из того, что равенство в распределении доходов, на­оборот, приведет к гибели капитализма.

Это в теории, на практике же распределение доходов было и остается неравным, что обусловлено как объективными, так и субъективными обстоятельствами.

Доход – это сумма денег, полученная за конкретный период времени в форме заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обес­пече­нию и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т. п.).

Конечный доход определяет покупательную способность конкретного индивида. Следует иметь в виду, что кроме денежных доходов существуют натуральные доходы. К ним относятся не только продукты домашнего хозяйства, но и безналичные трансферты (оплата медицинских услуг, субсидии на жилье, продовольственные талоны, транспортные карточки и т. п.).

Выделяют следующие причины неравенства доходов:

1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетиче­ские способности. Наличие высоких интеллектуальных способно­стей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу. Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умствен­ного развития, обречены на низкооплачиваемые работы. Наличие особых физических способностей позволяет быть высокооплачи­ваемыми спортсменами получать высокую заработную плату. Имея эстетические спо­собности, индивид становится высококва­лифицированным музыкантом или художником. Следовательно, обладая талантами, индивиды вносят более высо­кий вклад в создание ВВП, что приносит им более высокие доходы.

2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше профес­сиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработ­ную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образо­ванием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется ин­вестиций в человеческий фактор.

3. Люди неодинаково наделены собственностью. Одни граждане имеют мало собственности или вовсе ее не имеют. Другие облада­ют большим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и пр.). В результате «богатство рождает богат­ство», т. е. на собственность получают большие доходы.

Кроме названных выше имеются и другие факторы, обеспечивающие неравенство в распределении доходов.

Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номиналь­ный доход – это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количе­ство материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на своиденежные доходы, т. е. реальный доход вы­ражается в средствах суще­ствования, которые можно купить на денежный доход. Его величина зави­сит от размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и уровня цен на предметы потребления и тарифов на услу­ги, от размера взимаемых налогов и др. Чтобы получить действительную величину реальных доходов, необходимо из общей суммы всех денежных и натуральных доходов вычесть платежи в бюджет, взносы в обществен­ные и кооперативные организа­ции, прирост денежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату услуг, превышающих стоимость их материального содержания. Оставшаяся сумма, равная стоимости по­требленных и частично накопленных материальных благ, образует фонд конечных (реально ис­пользуемых на потребление и накопление в данном периоде) доходов.

Выделяют функциональное и персональное распределение доходов.

Для рынков труда, капитала и земли характерно функциональное (пофакторное) распределение доходов – деление денежного дохода общества в соответствии с предельной производительностью вложенных ресурсов. На первый взгляд такое распределение представляется справедливым. Оно было бы таковым в случае равномерного распределения ресурсов. Однако различия в способностях людей, в образовании, различия в отношении к работе, неравенство в собственности на вещественные факторы производства ведут к различиям в уровнях получаемых пофакторных доходов.

Кроме того, совершенная конкуренция, при которой каждому вложенному фактору «вменяется» определенная часть дохода, – это некая идеальная модель, на самом деле она в той или иной мере сочетается с монополией, нарушающей принцип пофакторного распределения доходов. Аналогичное воздействие может оказывать и вмешательство государства. В этих условиях цены ресурсов (соответственно, и доход на них) уже не отражают точного вклада ресурса в производство.

Стремясь скорректировать рыночное распределение доходов, государство осуществляет их перераспределение, что приводит к формированию личных (персональных) доходов. Личный (персональный) доход – совокупный доход, реально находящийся в распоряжении домохозяйства.

Процесс формирования персональных доходов может быть представлен следующим образом:

Плата за труд (заработная плата) + Доходы на вещественные факторы производства (рента, процент) + Доход от предпринимательской деятельности (прибыль) = Пофакторные доходы + Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т. п.) = Персональные (личные) доходы – Налоги = Располагаемый доход.

Располагаемый доход – это доход, который остается после уплаты персональных налогов и может быть использован на потребление и сбережения.

Не смотря на то, что государство, осуществляя перераспределение факторных доходов, стремиться сгладить неравенство их распределения, неравномерность получаемых доходов сохраняется.

Неравномерность распределения доходов иллюстрируется на рисунке 15.1 с помощью кривой Лоренца – кривой, отражающей фактическое распределение доходов в обществе.

 
C
A
B
Население, %
 
 
D
 
 

 

 


 

 

Рис. 15.1. Кривая Лоренца

На горизонтальной оси откладывается численность всего населения страны, поделенная на 5 частей, в каждую из которых входит 20 % населения. На вертикальной оси откладывается национальный доход страны (совокупность всех доходов, полученных обществом за год), тоже поделенный на пять 20 %-х частей. Биссектриса 0С характеризует абсолютное равенство в распределении национального дохода: на долю 20 % населения приходится 20 % национального дохода, на долю 40 % населения – 40 % национального дохода и т. д.

Кривая 0АВС (кривая Лоренца) отражает фактическое распределение доходов. Беднейшая часть населения получает 5–6 % национального дохода, богатейшая – 40–50 %. Чем больше выпуклость кривой Лоренца, тем неравномернее распределен совокупный доход общества.

Количественно неравенство в распределении доходов можно выразить с помощью коэффициента концентрации доходов – коэффициента Джини – показателя, характеризующего распределение доходов между отдельными группами населения. Индекс Джини определяется как отношение площади сегмента 0АВС к площади треугольника 0DC. Чем больше значение этого коэффициента, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Чем ближе этот коэффициент к 0, тем равномернее распределены доходы.

Еще один показатель, употребляемый для характеристики дифференциации доходов – это децильный (квинтильный) коэффициент, который равен отношению среднего дохода 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан к среднему доходу 10 % наименее обеспеченных граждан.

Неравенство в доходах ведет к нерациональному распределению ресурсов общества. Поскольку богатые обладают большим потребительским спросом, то на производство предметов роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости.

Вообще социальная справедливость в экономической теории – это проблема приемлемой степени неравенства в распределе­нии доходов. Рассмотрим наиболее из­вестные концепции справедливости, или справедливого распределения доходов: эгалитаристскую, утилита­рист­скую, роулсианскую и рыночную. Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнитель­ное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, оди­наково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределе­ние поровну. Проблема заключается в том, что понимать под «одинако­выми заслугами»? Одинаковый трудовой вклад в общественное благо­состояние? Одинаковые стартовые условия в смысле владения соб­ственностью? Одинаковые умственные и физические способности? Еди­ного ответа на этот вопрос нет, но здесь представляется важ­ным подчеркнуть, что эгалитарный подход не столь примитивен, как его иногда представляют: взять и поделить все поровну, ведь речь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающи­ми этого людьми.

Утилитаристская концепция (ее разработал во второй половине XVIII века английский экономист и правовед Иеремия Вентам) считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизи­руется общественное благосостояние, представленное суммой инди­видуальных полезностей всех членов общества.

Во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность меж­личностного сравнения индивидуальных функций полезностей различ­ных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть как одинаковыми у всех людей, так и различными у различных членов общества.

В последнем случае мы подразумеваем различную способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального). Трудно не согласиться с тем, что для богатого предельная полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека. Такой вывод не должен показаться странным, если, напомним, речь идет о максимизации суммы индивидуальных полезностей.

Утилитаристская концепция может совпадать с эгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой способностью извлекать пре­дельную полезность из своего дохода, то справедливым будет его урав­нительное распределение.

Роулсианская концепция основана на утверждении, что справедли­вым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулс, американский философ, чьим име­нем названа рассматриваемая концепция, использует специфическую мысленную конструкцию, известную в экономической теории под на­зва­нием «вуаль неведения»(veil of ignorance). «Вуаль неведения» оз­на­чает, что при формировании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Другими словами, если бы была возможность устра­нить все, что является результатом случая или традиции, какое бы об­щество мы выбрали, если бы были свободны выбирать все, что угод­но? И если бы мы осуществляли свой выбор во взаимодействии с дру­гими, такими же свободными и равными людьми? Например, принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично должны набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы станете в результате принятия таких правил: нефтяным магна­том, кинозвездой, почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпо­чел бы в таком случае каждый член общества? Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения» каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено мак­симизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.

Речь идет о решении задачи «максимина», т. е. максимизации бла­госостояния лица с минимальным доходом. Другими словами, подход Дж. Роулса означает, что справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного индиви­да. Роулсианская общественная кривая безразличия, согласно рисунку 15.2, будет иметь следующий вид:

Мы видим, что никакое приращение благосостояния одного индивида не ока­зывает влияния на благосостояние дру­гого (сравните с конфигурацией индиви­дуальной кривой безразличия в случае жесткой взаимодополняемости двух то­варов). Общественное благосостояние, по Роулсу, улучшается только в том случае, если повыша­ется благосостояние наименее обеспеченного индивида.

Полезность индивида А
Полезность индивида В

 


Рис. 15.2. Общественная кривая безразличия: роулсиантский подход

Дж. Роулс критикует утилитаристскую концепцию по нескольким направлениям.

Во-первых, утилитаризм в его первоначальном виде дает простей­шую и наиболее прямую концепцию права и справедливости, т. е. максимизацию блага, но не особенно обращает внимание на то, как эта сумма полезностей распределяется между индивидами (каким именно образом выигрыши отдельных индивидов компенсируют и перекрывают потери других).

Во-вторых, полагает Роулс, спорна аналогия между индивидом и об­ществом. Получается, что так же, как индивид может выбирать опти­мальное сочетание между определенными потерями и выигрышами (за­ниматься по сложной учебной программе, чтобы позднее занять высокое положение; принять участие в определенных непривлекательных видах деятельности, ведущих к выгоде в будущем), так и общество мо­жет проявлять терпимость к определенным видам потерь (неудобства для отдельных индивидов), если они приведут к росту общего выигрыша (большее благо для большего количества индивидов).

Проблема утилитаристского подхода, согласно критическим взглядам Роулса, заключается в том, что он нарушает право отдельных индивидов в рамках общества, т. е. использует одних субъектов как средство для достижения цели других. Характерный пример: существо­вание рабовладельческой системы на юге США перед гражданской вой­ной, вполне возможно, отвечало интересам нации в целом (дешевая рабочая сила, позволяющая развивать текстильную промыш­ленность, что обеспечило США лидирующее положение на мировом рынке). Од­нако трудно себе представить, как это можно было бы совместить с основами справедливости.

Рыночная концепция считает справедливым распределение дохо­дов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном меха­низме спроса и предложения на факторы производства. Распределе­ние ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличнос­тным процессом. Этот способ никем не придумывался и не создавался. В этом смысле и надо понимать слова Хайека, вынесенные в эпиграф главы: «Эволюция не может быть справедливой». Следовательно, по мысли этого выдающегося представителя либерализма, «при подавлении диффе­ренциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, про­цесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен».

Последняя из рассмотренных концепций справедливости вновь застав­ляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс пе­рераспределения доходов.

15.3. Государственное перераспределение доходов.
Социальная защита населения

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на до­ход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется го­сударственное вмешательство в сферу распределения до­ходов и созда­ние системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собствен­ности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране являет­ся государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.

Социальная зашита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную за­щиту и социальные гарантии.

Социальная защита – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Она означает:

– воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

– наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

– создание новых рабочих мест иподдержку работников, оказав­шихся безработными и др.

Социальные гарантии – обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они оз­начают:

- общедоступность и бесплатность образования;

- гарантии общества, связанные с реализацией способности к труду;

- гарантии неприемлемости принудительного труда и др.

В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.

Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантиро­вать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности.

Рыночный подход предусматривает обязательства общества только создавать условия каждому его члену для осуществления экономиче­ской активности и получения дохода.

Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня насе­ления, к которым относятся:

- удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;

- абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения;

- уровень занятости трудоспособного населения;

- условия труда и производства;

- состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроиз­водства населения и продолжительности жизни;

- уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммуналь­ными услугами;

- состояние экологической среды обитания людей и др.

Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспече­ние». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимают­ся лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают си­стему денежных пособий, в Европе это денежные пособия плюс здравоохранение, в России – государственная система материально­го обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «со­циальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трак­товку.

Практически во всех странах мира государственная система социаль­ного обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.

Социальное страхование представляет собой систему денежных по­собий, создаваемую государством на основе обязательных специализи­рованных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемые в форме процента от предыдущего заработка.

Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», по­нимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспеченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают фор­мальную и неформальную социальную поддержку. Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения. Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.

Выводы

Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает ра­венства доходов. Степень неравенства в распределении доходов характеризует кривая Лоренца и коэффициент Джини. Чем больше значение коэффициента Джини, тем больше неравенство в доходах общества. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством.

Одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Эффективность реализации социальной политики любого уровня (федерального, регионального, корпоративного), как известно, во многом зависит от экономики, бюджетного обес­печения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федера­ции, муниципалитетов, предприятий и т. д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-комму­нального сектора, рынка труда, об обеспечении социальной за­щиты населения, о своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и т. д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал