Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Процедура проведения маркетингового исследования
Процедура проведения практически идентична для любого вида маркетинговых исследований, поскольку представляет собой алгоритм действий по обеспечению маркетинговых решений необходимой и достоверной информацией. Под процедурой в данном случае понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способов исследования. Процедура маркетингового исследования может рассматриваться как ряд последовательных этапов — постановки задач, составления и осуществления программы (плана, проекта), обработки и анализа результатов. В разных работах этапы именно маркетингового исследования могут интерпретироваться по-разному, но в целом схема остается неизменной. Процедура маркетингового исследования включает в себя шесть последовательных этапов: 1 этап – Определение проблем и постановка целей маркетингового исследования 2 этап – Определение потребности в информации и ее источников 3 этап – Выбор проекта и разработка плана исследования 4 этап – Сбор данных 5 этап – Подготовка данных, их анализ и интерпретация 6 этап – Подготовка и презентация отчета о результатах исследования Несоблюдение этого порядка может свести процесс исследования к механическому сбору данных. Остановимся на краткой характеристике каждого этапа маркетингового исследования. В маркетинговых исследованиях каждый этап важен, но первый этап – этап определения проблем и постановки целей исследования – самый важный. Ошибки, допущенные на этом этапе, сводят на «нет» все последующие усилия. На данном этапе необходимо: 1. Идентифицировать проблему. 2. Выбрать объект и предмет исследования. 3. Выдвинуть рабочие гипотезы. 4. Сформулировать цель исследования. 5. Определить задачи исследования. На втором этапе определяются потребность в информации и источники необходимой для решения поставленных задач информации. Если потребность в информации определена неточно, то это может привести к сбору как «лишней» информации, так и информации, недостаточной для решения всех поставленных задач. Сбор «лишней» информации приводит к удорожанию маркетингового исследования. Кроме того, период сбора информации увеличивается в зависимости от ее количества. В зависимости от целей, для которых была собрана информация, различают источники первичной информации и источники вторичной информации. Первичная информация – это информация, собираемая впервые в соответствии с поставленными целями исследования. Вторичная информ ация – это информация, собранная однократно или собираемая регулярно для каких-либо целей, отличных от данной конкретной маркетинговой проблемы. В свою очередь каждый из этих источников в зависимости от местонахождения делится на внутренние и внешние источники информации. Внутренняя информация создается самим объектом исследования, например, магазином в процессе торговой деятельности. Внешняя информация поступает из источников, находящихся за пределами объекта исследования, но имеет отношение к предмету маркетингового анализа. Третий этап - выбор проекта и разработка плана исследования. На этом этапе необходимо решить следующие вопросы: 1. обосновать выбор проекта исследования; 2. выбрать метод сбора необходимой информации; 3. разработка инструмента сбора первичной информации; 4. осуществить планирование выборки; 5. сформировать бюджет исследования. Существует различные классификации проектов исследований. С точки зрения дизайна, маркетинговые исследования принято делить на. - поисковые (exploratory), иногда их называют разведочными - окончательные (conclusive). Они делятся, в свою очередь, на описательные (descriptive) и каузальные (causal). Поисковые исследования нужны, чтобы выдвинуть гипотезы, а окончательные — чтобы эти гипотезы проверить и сделать выводы. В таблице 1 приведены особенности вышеперечисленных проектов исследований с позиций преследуемых целей, характеристик и применяемых методов. Таблица 1.
|