Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайная страсть Рудольфа Нуриева
В раннем возрасте я был совершенно шокирован встречей с миром Запада, хотя на самом Западе побывал лишь четверть века спустя после описанного ниже случая. По сей день не могу без содрогания вспоминать эту позорную историю. Много лет я никому о ней не рассказывал. А мысль о том, чтобы описать произошедшее в статье, не могла даже в голову прийти. Но время залечивает душевные раны. И вот без малого полвека спустя я наконец решился поведать читателям, как стал жертвой нарождающегося общества потребления. Дело было в первом классе, в самом конце 1960-х. Мы, первоклашки, знали, что есть где-то на Западе такая крутая штука, как жевательная резинка, но до поры до времени во рту ее не держали и даже видеть не видели. И вот как-то раз мой сосед Виталик явился на уроки с сей соблазнительной штукой, упакованной в яркую разрисованную обертку. Не то чтобы я ему очень завидовал и не то чтобы мне очень хотелось диковинную резинку пожевать. Как правильный советский ребенок, я вполне обходился продуктом отечественной кондитерской промышленности под названием ирис “Кис-кис”. Но вот однажды Виталик после школы предложил мне зайти по-соседски в гости и попробовать жвачку. Устоять оказалось невозможно. Слегка смутило, правда, то, что, по словам Виталика, жвачка, которую он может мне предложить, не сладка и не завернута в яркий фантик. Однако стремление приобщиться “к высокому” перевесило все сомнения. И вот, когда мой одноклассник достал со шкафа невзрачную коробку, где лежали большие куски “резины” очень странного темного цвета, я раскрыл пасть пошире Вкус оказался столь же гадким, как и внешний вид. Мучительно пережевывая этот дикий продукт капитализма, я своими первоклашечными мозгами пытался осмыслить противоречивость мира. Наверное, в тот момент во мне мог зародиться патриот, ненавидящий все иностранное. Однако ехидно ухмыляющийся Виталик раскрыл вдруг тайну “жевательной резинки”. Оказывается, Стыд, испытанный по причине моего идиотизма, был страшнее вкуса жвачки, но торжествующий Виталик удовлетворился, к счастью, самим актом манипуляции сознанием дурака-одноклассника и не стал никому рассказывать Сегодня, правда, я могу в оправдание привести обращенные к молодым слова Андрея Макаревича: “Вы вообще не представляете, какое впечатление производили те редкие предметы, которые чудом попадали к нам из-за кордона. Глаз был прочно настроен на отечественное — журналы, ботинки, игрушки, машины, пластинки, конфеты, карандаши, носки, рубашки, надписи на вывесках магазинов — ибо других не было. Все эти вещи составляли собой плотную и весьма однородную среду. И когда вдруг какой-нибудь предмет оттуда пробивал этот серый занавес, как метеор, — со свидетелем этого чуда мог случиться шок”. Мой случай на этом фоне был еще сравнительно уважительным. Я все же оказался идиотом по вине жвачки — совсем диковинного продукта. Тогда как Макаревич в детстве испытал шоковое воздействие со стороны обычной по вкусу шоколадки. Правда, привезенной отцом из-за границы, а потому имевшей совершенно необычный, чарующий внешний вид. Маленький Андрей выкрадывал шоколад из шкафа, куда мать припрятала его в ожидании торжественного случая, и по кусочку откусывал до тех пор, пока все абсолютно не съел. Отец Макаревича примерно раз в год уезжал в загранкомандировку и возвращался с чемоданом, на котором красовались заграничные наклейки. “С каким же трепетом я лез в этот чемодан! — вспоминает музыкант. — Я нюхал вещи, приехавшие из другого мира — это был совершенно незнакомый и прекрасный запах. Шмотки меня мало интересовали — я получал сначала ковбойские револьверы, чуть позже модели самолетов для склеивания, потом — пластинки, струны, гитары и даже усилители. По-моему, отец все свои суточные тратил только на меня”. Другой музыкант, Максим Леонидов, описывает, с какой радостью он Мой отец в капиталистический мир не ездил и посылок оттуда не получал, а потому мне приходилось довольствоваться тем отражением Запада, которое воспроизводилось в социалистических странах Восточной Европы. Лет через пять после истории с жвачкой родители привезли из Чехословакии маленькую бутылочку кока-колы. Сама кола была не лучше лимонада “Буратино”, а по остроте потребительских ощущений явно уступала газировке Туда мой детский палец вошел сравнительно легко, а вот обратно выходить никак не желал. Разбить бутылку мама опасалась, чтоб не поранить сына, Впрочем, опять-таки мой случай на фоне случая известного музыканта выглядит сравнительно прилично. Максим Леонидов вспоминает, что в детстве копался в помойке возле дома, где жил консул США, находя там “вещи совершенно замечательные — бутылки из-под пепси и кока-колы, красочные коробки из-под попкорна, разноцветную оберточную бумагу”. И уж совсем диковинным зрелищем был “сын американского консула — шестилетний карапуз в розовом дутом комбинезоне с неимоверно красивой машинкой и необычными санками. Для нас он был марсианин < …>. Такой маленький, а уже американец…”. Другим необычным детским впечатлением Леонидова стала все та же жвачка. Но даже не из-за особых вкусовых ощущений, а потому что внутри так называемых широкопластов “находилась цветная фотография каких-нибудь звезд, либо спортивных, либо музыкальных”. Сама необычность такой невиданной Детское восприятие иного мира сильно отличалось от восприятия взрослых. Мы поначалу не думали ни об удобстве импортных вещей, ни об их соответствии моде, ни даже о престижности обладания дефицитом. Малыши тянулись к необычному, к тому, что невозможно найти возле себя в повседневной жизни. Но представление о том, что это необычное всегда приходит из других стран, неизбежно оказывало воздействие на формирование сознания нашего поколения. Легко представить, как сильно импортные диковинки воздействовали на неокрепшее сознание советского ребенка, если и взрослые люди частенько оказывались в плену своих потребительских впечатлений. Вот любопытный случай из жизни танцовщика Рудольфа Нуриева. Когда он впервые оказался на гастролях в Париже, отмечает его биограф Д. Солуэй, то большую часть заработанных денег потратил “в роскошном магазине игрушек „Голубой гном“. Там он играл с самым дорогим электрическим поездом, который в конце концов и купил. Соловьев (ведущий солист Кировского театра. — Д. Т.) радовался этому приобретению не меньше Рудольфа; оба сидели почти всю ночь, глядя, как поезд бежит вверх, вниз, поворачивает по игрушечной колее, которую они разложили на полу в своем номере”. Понятно, что со всякими нескладно сшитыми мишками и белочками советский ребенок запросто мог позабавиться на родине. Но яркая, экстраординарная, а особенно технически сложная игрушка оказывалась нам (детям 1960-х — 1970-х годов), как правило, недоступна. Жена рассказывала мне, что железная дорога была мечтой ее детства. Разок-другой она видела эту заграничную диковинку у подруг, чьи родители ездили за границу, но сама ее, увы, не имела. Помимо железной дороги попадали к нам временами еще и другие известные многим предметы детского общества потребления. Знаменитая настольная игра “Монополия”, например, проникла к нам из-за рубежа в середине 1970-х через чьих-то родителей, бывавших то ли в турпоездках, то ли в заграничных командировках. Настоящая игра, естественно, в наших магазинах не продавалась. У нас с друзьями на даче имелся самодельный скопированный откуда-то вариант. Никто не знал, где находился тот первоисточник, с которого перерисовывались на убогую картонку лондонские улицы с загадочными названиями. По сути своей “Монополия” не сильно отличалась от обычных игр, в которых кидается кубик, но возможность приобрести домї на Ломбард-стрит или на Пикадилли столь сильно манила своей необычностью, что заграничная диковинка быстро вытесняла из нашего распорядка дня набившие оскомину карты, лото и домино.
|