Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Понятие и характеристики организацииСтр 1 из 11Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ «Теория организации»
Блок 1 Организация как управленческий процесс Тема 1. Понятие и характеристики организации (Понятие и сущность организации) Вопросы: 1. Понятие организации как явления. 2. Жизненный цикл организации и его структура. 3. Организация как управленческий процесс.
Вопрос 1. Понятие организации как явления. Существует множество понятий организации как явления. Таблица 1.1. Примеры некоторых определений организации
Любая организация имеет внутреннюю среду ифункционирует во внешней среде. Внутренняя среда – это те факторы, которые формирует сам предприниматель, собственник. На рис.1.1. приведена структура внутренней среды организации. Внешняя среда – это факторы, на которые организация, ее руководитель не оказывают влияния, или оказывают незначительное влияние, но изменения которых обязательно должны учитывать в своей деятельности. Эти факторы условно разделяют на две группы – ближнее окружение организации – деловая среда (среда прямого воздействия) и дальнее окружение организации – макросреда ( среда косвенного воздействия ). На рис. 1.2. приводятся основные группы факторов внешней среды организации.
Рисунок 1.1. Модель внутренней среды организации
Рисунок 1.2. Модель внешней среды организации Факторы внешней среды организации имеют ряд характеристик. Таблица 1.2. Характеристики внешней среды организации
Вопрос 2. Жизненный цикл организации и его структура. Жизненный цикл организации – изменение состояния организации в определенной последовательности в течение всего периода ее существования на рынке. Структура жизненного цикла может быть представлена в виде графика. Согласно представленному графику в жизненном цикле организации наблюдается четыре основных этапа: 1. Этап предпринимательства ( создание ) – организация находитсяв стадии становления, формируется жизненный цикл работ, услуг, продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. 2. Этап коллективности (рост) – формируется миссия организации, уточняются ее цели, организация начинает работать, формируется и уточняется структура предприятия и организационная структура управления, упор делается на развитие и эффективность инноваций, возрастает роль высшего руководства организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным, организация успешно производит и реализует продукцию, экономический потенциал организации растет. 3. Этап стабильности ( зрелость ) – организация увеличивает выпуск продукции, объем выполнения работ, услуг и расширяет рынки сбыта, получает максимальную в данных условиях прибыль, потенциал организации – высокий, Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. 4. Этап упадка ( спад, ликвидация ) – организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию, или услуги, работы. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Механизм выработки и принятия решений централизован. В организации может нарастать количество конфликтов. Увеличивается потребность в специалистах особенно ценных специальностей. Вопрос 3. Организация как управленческий процесс. Организация как процесс – есть проявление общественной деятельности, основанной на общественном разделении труда. Функциональное назначение организации как процесса – создание новых и качественное совершенствование функционирующих систем любого типа. Организовать – значит: · создать систему вновь; · улучшить состояние действующей системы в соответствии с внутренними и внешними условиями; · создать условия для эффективного функционирования системы. Таким образом, процесс организации – это установление упорядоченности, согласованности частей в соответствии объективными законами и принципами организации. Как и любой процесс, он имеет определенную структуру (табл. 1.3.) Таблица 1.3. Характеристика элементов процесса
|