Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Организация и управление
Вопросы. 1. Система управления организацией. 2. Функциональное содержание организации. 3. Методы управления. Вопрос 1. Система управления организацией. Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В системе управления обязательно наличие объекта и субъекта управления. Объект управления – отдельное подразделение организации, либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления – орган, либо лицо, осуществляющее управленческое действие. Структура управленияорганизацией – внутренняя переменная, конструкция организации, построенная в такой форме, которая обеспечивает достижении е целей организации. В структуре управления выделяются звенья(отделы) – это структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть; уровни управления –совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией; вертикальные и горизонтальные связи. В реальной практике формирование структуры управления осуществляется следующим образом: * определяется необходимая численность персонала по функциям управления; * устанавливается количество и состав функциональных отделов и служб управления; * регламентируются взаимоотношения как между функциональными отделами и службами, так и между работниками этих подразделений; * устанавливаются права, обязанности, ответственность работников аппарата управления организацией; * определяются требования к профессиональному составу управленческого персонала. Структура управления организацией формируется под воздействием ряда факторов: а) форма собственности; б) вид юридического лица; в) масштабы деятельности; г) характер производимого продукта; д) характер среды функционирования организации; е) структура деятельности организации и др. Вопрос 2. Функциональное содержание организации. В общем виде функция – совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Критерием для анализа функции служит ее полезность. В организации выполняемые функции делятся на три большие группы: 1. производственные; 2. управление производственными функциями; 3. управление управленческой деятельностью. Производственные – это функции основного, вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства для осуществления целей организации. Выполняют рабочие, специалисты, техники, секретари и т.д. Управление производственными функциями – это функции по планированию, организации, координированию деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном производстве, обслуживающем хозяйстве. Выполняют руководители среднего звена – начальники цехов, отделов, служб предприятия. Управление управленческой деятельностью – это стратегическое управление, внешнее представительство и т.п. Выполняют руководители высшего звена. В теории организации существует понятие «конкретная функция управления (КФУ)» - это конкретизированный вид управленческой деятельности. Любая КФУ состоит из общих функций управления – организации, планирования, мотивации, контроля. Таблица 3.1. Классификация конкретных функций управления
Вопрос 3. Методы управления. Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяются три основные группы методов: 1.организационно-распорядительные (административные), основанные на прямых директивных указаниях; 2.экономические – обусловленные экономическими стимулами; 3.социально- психологические – применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
|