Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Организационная культура
Вопросы: 1. Понятие и содержание организационной культуры. 2. Функции организационной культуры. Вопрос 1. Организационная культура – это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации. Она рассматривается в узком и широком смысле. В широком смысле – как культура, которая присутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества; в узком смысле – как культура предприятия, фирмы, учреждения. Организационная культура предприятия подразделяется на две подсистемы: 1. идеальная – это смысловые установки, организационные ценности, нормы поведения, ориентиры деятельности; 2. – материальная ( вещественная ) – определяет потенциальные возможности организации для достижения целей (средства производства, средства непроизводственного назначения Рассмотрим составляющие компоненты идеальной организационной культуры, что является предметом исследования в теории организации. Смысловые установки – определяют роль и предназначение организационной системы в обеспечении реализации миссии организации (в этом смысле выделяются три типа культур: признающие необходимость организационной деятельности, допускающую возможность ее осуществления, отрицающую ее). Организационные ценности – это представление о полезности и предпочтительности для реализации миссии организации тех или иных средств, форм и методов, а также культурных свойств членов этой организации. Нормы поведения – формируют различные типы культур Ориентиры деятельности – формируются на основе организационных ценностей и норм поведения; это – предположения, каким образом и в каком направлении должны действовать участники этой деятельности для того, чтобы обеспечить реализацию миссии организации. Организационная культура – преобладающая в организации и разделяемая большинством ее членов совокупность ценностей, норм и принципов, которая позволяет идентифицировать организацию во внешней среде и добиться эффективной внутренней интеграции. Организационная культура включает шесть составляющих: 1. философию, задающую смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам; 2. доминирующие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования, либо средствам их достижения; 3. нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющих принципы взаимоотношений в коллективе; 4. правила, по которым ведется «игра» в организации; 5. климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены коллектива взаимодействуют с внешним миром; 6. поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении организацией определенных церемоний, использовании определенных выражений, знаков и т.п. Организационная культура может формироваться: · долговременной практической деятельностью; · деятельностью (стилем управления) руководителя или собственника; · естественным отбором наилучших норм, правил, стандартов, привнесенных руководителем и коллективом; · искусственным формированием организационной культуры специалистами-консультантами.
Рисунок 7.1. Модель формирования организационной культуры Таблица 7.1. Различия западной и восточной культур
|