![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Основные этапы и методы организационного проектирования.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Процесс организационного проектирования включает три этапа: 1. предпроектная подготовка – проводится комплексное обследование (анализ внешней внутренней среды) организации, как объекта проектирования и затем разрабатывается общая концепция проектируемой системы; 2. проектирование организационной системы – содержит две стадии: разработка технического проекта (обоснование окончательного комплекса организационных решений по проектируемой системе) и разработка рабочего проекта (разработка полного комплекта рабочей документации, проведение экспертизы проекта); 3. внедрение организационного проекта – осуществляется обучение и психологическая подготовка персонала, перестраиваются производственная структура и структура управления, вводятся новые нормативные документы и т.д. В табл. 8.1. приведены основные этапы анализа, который проводится на первом этапе организационного проектирования. Таблица 8.1. Основные этапы анализа внешней и внутренней среды организации
Итогом осуществления второго этапа организационного проектирования является формирование нормативной базы и информационной системы организации, то есть осуществляется разработка положений, структурных схем, инструкций. Административные действия по внедрению результатов организационного проектирования (третий этап проектирования) заключаются в утверждении и доведении до обязательного исполнения комплекта нормативных документов, регламентирующих различные аспекты деятельности работников в новых организационных условиях. Это следующие документы: · комплект положений о подразделениях фирмы; · комплект должностных инструкций работников; · положение о внутрифирменном планировании; · методика разработки бизнес-плана фирмы; · положение о системе оплаты труда; · контракты ведущих руководителей; · положение о документообороте предприятия. Весьма важным и необходимым элементом организационного проектирования является проведение экспертизы проектов. Экспертиза основывается на суждениях опытных специалистов или ученых в соответствующей предметной области. Цель экспертизы – профилактика несоответствий проекта задачам развития объекта организационного проектирования и исключение экономических потерь. Внутренняя экспертиза организации-разработчика включает: · технический контроль проектной документации и ее нормоконтроль; · согласование проектных решений с главными специалистами предприятий или учреждений, для которых выполняется проект; · обсуждение проектных решений в коллективах, к деятельности которых относится проект; · заключения по проекту научных, научно-технических и других советов, на которых обсуждается проект; · техническая экспертиза перед утверждением проекта у заказчика или его обсуждением в инстанциях. Внешняя экспертиза – государственная, вневедомственная, экспертиза инвесторов. Государственная – согласование организационного проекта с органами Государственной инспекции: государственного санитарного, пожарного, экологического и др. видов надзора. Вневедомственная – согласование, при необходимости, проектных решений с учреждениями, ответственными за эксплуатацию железных дорог, линий связи, морского или речного транспорта и т.п. Экспертиза инвесторов предусматривает: · определение коммерческой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации ОП для его непосредственных участников; · определение бюджетной эффективности, отражающей финансовые последствия осуществления ОП для федерального, регионального или местного бюджета; · расчет экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты. Различают несколько методов проектирования (корректировки организационных систем). Метод аналогий – заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками (целями, технологией, спецификой деятельности, масштабами и др.) по отношению к проектируемой организации Экспертно-аналитический метод – состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением руководителей; то есть вырабатываются рекомендации по совершенствованию организационной системы с учетом устранения «узких мест» Метод структуризации целей – выработка системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировки и последующий анализ организационной системы с позиций ее соответствия системе целей Метод организационного моделирования – состоит в разработке формализованных моделей (графических, математических) организационной системы с распределением функций, прав, обязанностей, ответственности в организации
|