Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международной опыт развития молодёжной политики






 

Большинство тенденций в развитии молодёжной сферы носят транснациональный характер. Поэтому для их правильной оценки необходим анализ международного опыта молодёжной политики.

Его результаты свидетельствуют о наличии различных подходов не только к разработке и реализации молодёжной политики в различных странах, но и к самому определению молодёжи.

Организация Объединенных Наций (далее – ООН) относит к молодёжи категорию молодых людей от 15 до 24 лет. Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) и Детский фонд ООН (далее - ЮНИСЕФ) используют термин «подростки» для тех, кому от 10 до 19 лет, «молодёжь» — для тех, кому от 15 до 24 лет, а также термин «молодые люди» — для тех, кому от 10 до 24 лет.

Общую цель молодёжной политики различных стран можно обозначить как содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество и повышение их самостоятельности.

В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодёжной политики. Первая предусматривает государственную помощь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодёжи при жесткой регламентации расходования средств и категорий, нуждающихся в помощи.

Вторая исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодёжи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. В любом случае участие (в том числе финансовое) в реализации стратегических целей принимает как государство, так и различные структуры гражданского общества.

Наработан и ряд успешных практик. Так, реализацию японской молодёжной политики характеризуют совместные взаимовыгодные действия государственных органов и общественных институтов, а также чёткое распределение их ответственности. В этой стране пристальное внимание уделяется влиянию интернет-ресурсов и иных средств массовой информации на молодёжное сознание. Проводится политика по ограничению доступа молодёжи к небезопасным и нежелательным интернет-сайтам.

В азиатских странах особое внимание уделяется образованию и трудоустройству молодёжи. Государственная молодёжная политика Китайской народной республики (далее – КНР), к примеру, осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, которая уделяет внимание всем сферам жизни молодёжи.

В Германии существует свыше 90 надрегиональных молодёжных союзов, в которых организовано около четверти всей молодёжи.

В США внедрены механизмы государственно-частного партнерства, к участию в реализации молодёжных программ привлекаются благотворительные частные организации и коммерческий сектор. В американских учреждениях образования развиты органы самоуправления, которые помогают подросткам приобрести необходимые социальные, культурные, коммуникативные, управленческие навыки.

Во многих странах эффективно действуют специальные молодёжные центры и службы на основе государственного обеспечения.

Например, в Турции в крупных городах работают информационные и культурные молодёжные центры, в Германии – консультативные бюро молодёжной информации. Данные центры объединены в сети, имеют стандартный базовый пакет услуг, систему обмена информацией и её обновления. В Испании, Португалии, скандинавских странах также внедрена разветвлённая общественно-государственная система служб социальной помощи молодёжи.

Несмотря на схожесть форм и методов реализации европейских концепций молодёжной политики, можно условно выделить две её приоритетные стратегии развития. Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодёжной политики (Франция, Германия).

Вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодёжной политики (Великобритания, Швеция).

В качестве главной задачи современной государственной молодёжной политики выступает выравнивание социального статуса различных групп молодёжи. Тем не менее, в последние несколько лет по самым разным странам мира прокатились протестные молодёжные движения. И хотя поводы для их возникновения, длительность и последствия были различными, представляется, что в основе лежит неустроенность жизни молодых людей и их беспокойство о своем будущем.

В 2011 году тунисская молодёжь положила начало «арабской весне». В Каире первыми заявили протест молодые люди, что в дальнейшем привело к падению режима в Египте[1]. В Европе выступления молодёжи Греции, Испании в период острого экономического кризиса были связаны с недовольством мерами, предпринимаемыми правительствами, и безработицей.

Движение «Оккупируй Уолл-стрит», начавшись в США, распространилось в 82 странах мира и осенью 2011 года охватило около 1 тыс.городов. Студенческими волнениями ознаменовалось в 2014 году начало учебного года в Гонконге.

При этом следует подчеркнуть, что события, получившие название «цветных революций», далеко не случайны и стихийны. Чаще всего, это следствие реализации конкретных проектов и экстремизм используется как инструмент геополитики.

Но эти явления придали импульс пересмотру в ряде государств основных приоритетов, в том числе в области молодёжной политики инициирования новых молодёжных программ и проектов, создания и/или реорганизации молодёжных организаций.

Особо важным при формировании государственной молодёжной политики является законодательно-правовой аспект.

Первый документ, в котором ООН указала на необходимость формирования политики в отношении молодёжи и выделила её в отдельную группу, стала «Декларация о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» (1965г.).

Основополагающим документом ООН, который сформировал мировую молодёжную политику в нынешнем её виде, можно считать « Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодёжи», принятые в 1985 году[2].

В 1995 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всемирная программа действий для молодёжи до 2000 года и на последующий период» (далее – Всемирная программа), которая определила молодёжную политику на последующие десятилетия. Она была призвана сформировать межсекторальный стандарт – «модель для комплексных мероприятий на всех уровнях с целью более эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в различных условиях, и расширения их участия в жизни общества»[3].

Всемирной программой были определены десять приоритетных направлений деятельности в сфере молодёжной политики: образование, занятость, борьба с голодом и нищетой, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, гендерные вопросы, а также эффективное участие молодёжи в жизни общества и в процессе принятия решений.

Всемирная программа реализуется соответствующим отделом ООН. Одна из главных задач отдела – составление отчётов о глобальном положении молодёжи. Так, во «Всемирном докладе по вопросам молодёжи 2005 год» было предложено сгруппировать приоритетные области в 3 основные группы вопросов, а именно: молодёжь в мировой экономике, молодёжь в гражданском обществе и молодёжь, подверженная риску. Эти группы вопросов были представлены как отражающие главные контексты, в которых молодёжь занимается своими общими вызовами и проблемами.

Ещё одним важным документом ООН стала Стратегия UN-Habitat расширения участия молодёжи. Основные положения: молодёжное участие в форумах и деятельности организаций на глобальном, национальном и локальном уровнях, поселенческие программы, управление информацией, коммуникацией и знаниями, стратегии партнёрства и координации.

Подход ООН к работе с молодёжью основан на признании её прав и преследует четыре главные цели: обеспечить участие молодых людей в процессе принятия решений, которые способны повлиять на их жизнь; предоставить им доступ к основным услугам и возможностям для развития; создать благоприятные, защищающие и безопасные условия для их проживания; обеспечить полное развитие их способностей и талантов.

Отличительной особенностью документов ООН является необходимость учитывать показатели и тенденции стран всего мира, вне зависимости от уровня их развития.

В работе с европейской молодёжью законодательную базу с 1993 года обеспечивает Договор о создании Европейского Союза (далее – ЕС).

С момента вступления в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 года законодательной основой для молодёжной политики является статья 165 Договора о функционировании ЕС. Особо следует отметить предусмотренное сотрудничество ЕС со странами-членами ЕС, третьими странами, а также компетентными международными организациями в области образования и спорта.

Новый импульс развитию европейской молодёжи придала «Белая книга» по вопросам молодёжи 2001 года. Данный документ привёл к принятию системы принципов европейского сотрудничества, основанной на четырёх конкретных приоритетах в целях содействия активному гражданскому участию молодёжи: информация; открытый метод координации; добровольная деятельность; повышение уровня знаний молодёжи.

В числе значимых документов следует отметить Европейский молодёжный пакт, принятый ЕС в 2005 году. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения. Также в западных странах действует «Европейская хартия об участии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году).

В 2009 году Европейской комиссией была утверждена новая Стратегия молодёжной политики «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей» на 2010 – 2018 гг. Основными её целями стали: расширениевозможностей для молодёжи в образовании и занятости; улучшение доступа и участия молодёжи в социальной жизни; содействие солидарности молодёжи с остальным обществом[4].

Эта Стратегия тоже основана на межсекторном подходе и указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодёжной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном. Причём такой подход должен быть обеспечен как горизонтальными, так и вертикальными связями. В документе подчёркивается, что успех открытого метода координации в молодёжной сфере зависит от политической ответственности государств-членов ЕС и эффективных методов работы на национальном и европейском уровнях.

Также в 2009 году Совет Европейского союза принял Резолюцию о пересмотренных Основах европейского сотрудничества в молодёжной сфере на 2010 – 2018 гг. Среди других важных инициатив Европейской комиссии можно отметить программы «Новые навыки для новых рабочих мест» и «Европейская платформа по борьбе против бедности».

Главный орган, реализующий молодёжную политику Совета Европы, – Директорат по делам молодёжи и спорту (www.coe.int/vouth/). Он является частью Генерального директората по образованию, культуре и наследию, молодёжи и спорта Совета Европы.

Управление разрабатывает руководящие принципы, программы и правовые инструменты для формирования согласованной и эффективной молодёжной политики, обеспечивает финансирование и образовательную поддержку международных молодёжных мероприятий.

Руководящий комитет по делам молодёжи (CDEJ) объединяет представителей министерств и организаций, ответственных за молодёжную политику из 49 государств-участников Европейской культурной конвенции. Комитет способствует более тесному сотрудничеству между правительствами по вопросам молодёжи, исследует и обобщает опыт реализации молодёжной политики.

Консультативный совет по делам молодёжи (Advisory Council on Youth) состоит из 30 представителей молодёжных общественных организаций и сетей.

Объединенный совет по делам молодёжи (The Joint Council on Youth) совместно с руководящим комитетом по делам молодёжи и консультативным советом обеспечивает принятие решений, касающихся формирования приоритетов в молодёжной сфере и бюджета молодёжного сектора.

Программный комитет по делам молодёжи (The Programming Committee on Youth) состоит из 8 членов руководящего совета и 8 членов консультативного совета. Разрабатывает, контролирует и оценивает молодёжные программы.

Европейский молодёжный фонд Совета Европы (EYF) оказывает финансовую поддержку молодёжным мероприятиям.

Европейские молодёжные центры (EYCs) Совета Европы содействуют развитию партнёрских взаимоотношений между молодёжными организациями. Они ежегодно реализуют программу, которая включает 40-50 мероприятий.

Совет Европы работает в тесном взаимодействии с Европейской комиссией (исполнительный орган ЕС). Причём, Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами-членами ЕС, а Европейский Союз реализует централизованную программу.

Реформы молодёжной политики Совета Европы повлекли структурные изменения в управлении молодёжным сектором. В том числе Европейские молодёжные центры преобразованы в ресурсные центры по делам молодёжи; расширены полномочия ряда комитетов.

Координации структур, занимающихся вопросами молодёжи, использование межсекторального подхода предполагают учёт интересов молодёжи в других направлениях деятельности Совета Европы, так называемое «молодёжное измерение» и обеспечивают его приоритетность. Так, на решение проблем молодёжи направлен ряд кардинальных целей и инициатив в рамках Стратегии «Европа–2020».

По оценке экспертов, Европейская молодёжная политика является достаточно эффективной. Она позволяет учитывать ключевые потребности молодёжи. Сюда входят потребности в качественном и доступном образовании и профессиональной подготовке, благоприятных условиях жизни, включая вопросы обеспеченности молодёжи льготным жильем, услугами здравоохранения, возможности трудоустройства для молодёжи и многие другие потребности молодых людей для жизни и успешной социализации в обществе в условиях глобализации. При этом сохраняются ключевые демократические ценности, такие, как уважение прав человека и признание верховенства права.

Реализация принципа совместного управления обеспечивает участие молодёжи в принятии решений на общеевропейском уровне. Молодёжные лидеры и молодёжные организации привлекаются к процессу определения приоритетов, выступают как эксперты при оценке решений, принимаемых в рамках молодёжной политики.

Единое информационное пространство и территориальная мобильность позволяют наиболее полно реализовывать различные программы, направленные на обмены в различных сферах: образование и трудоустройство, добровольчество, культура и экология. Кроме фактической реализации программ обмена, Европейский Союз занимается предоставлением финансовой поддержки, благодаря которой в данных программах может принять участие молодёжь, принадлежащая ко всем социальным группам.

Анализируя нормативные акты, программы и инициативы Европейского Союза в области молодёжной политики, необходимо подчеркнуть, что основная их задача – наднациональная стратегия развития молодёжной политики в странах Европы.

С одной стороны, наднациональные стратегические документы Европы позволяют странам с разными традициями, национальным составом, религиозным укладом проводить общие программы и меры по развитию молодёжной среды, заниматься актуальными вопросами трудоустройства молодёжи на всем европейском пространстве.

С другой стороны, такая стратегия таит скрытую угрозу для национальной безопасности отдельных государств. И в каждой развитой европейской стране молодёжная политика основывается не только на общеевропейских документах, но и на собственных законодательных актах, включая Конституцию, разнообразные национальные стратегии и законы, регламентирующие основные направления, инструменты и методы её реализации. Событие последних лет показывают, что правильные декларации не всегда подтверждаются делами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал