![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И цыганская тема у Блока 5 страница
са". Контраст здесь совершенно иной: " красота вольной жизни народа - безобразие жизни узников современной " тюрьмы" ".
к " муравьиному царю", к народу, к земле. Идеал народа, таким образом, противоположен романтическому, который оказывается одной из форм исторически сложившегося, ра- зорванного, в конечном счете - мещанского сознания. " Цыганская тема" для Блока 1906-1908 гг. связывается с интересом именно к " естественной" жизни патриархаль- ного народа. Образ цыганки приобретает характерные для демократического сознания черты нормативности: это - человек, каким он и должен быть. Раньше действия цыган- ки были вне этической оценки - теперь они " прекрасны". Рядом с этим идет и резкая антитетичность образа цыган- ки и образа современного человека. Наиболее отчетливо эти настроения отразились в " Пес- не Судьбы" (1909; 4, 129), где, как уже отметил Д. Благой, Фаина - русская раскольница - одновременно и " цыганка". Здесь уже не намеками лирического стихотворения, а прямо и детально раскрыты те черты " цыганского" харак- тера, которые противопоставляют Фаину современному го- роду. Эта " цыганка" прекрасна, она страстная и сильная натура, презирающая буржуазную мораль, слабость и без- волие современного человека:
Над красотой, над сединой, Над вашей глупой головой - Свисти, мои тонкий бич! (4, 129)
" Разве вы - мужчина? " - презрительно кричит она Спутнику (4, 143). Фаина требует от человека не слов, а дел, - эта черта героини связывается в сознании Блока в конечном итоге с потребностью полного переустройства жизни. Фаина гневно кричит " современному человеку" Гер- ману: " Я бью тебя за слова! Много ты сказал красивых слов! Да разве знаешь ты что-нибудь, кроме слов? " - и тут же ее потребность в реальной, полнокровной жизни раскрывается как жажда бури, пожара: " Даль зовет! Смот- рите - там пожар! Гарью пахнет! Везде, где просторно, пахнет гарью! " - она страстно молит " мать-землю": " Ро- димая! Родимая! Бури! Бури! " (4, 163, 143, 145). Так народное начало, прекрасная, гармоническая дочь народа, оказывается связанной с мечтами поэта о коренном преоб- ражении современной жизни. Так идеал, уходящий корнями в прошлое народной жизни, в патриархальную древность, оказывается связанным с будущим России - России народ- ной. Так же трактуется образ цыганки и в статье " Безвре- менье". Здесь речь идет о путях выхода из современной " паучьей" жизни. Выход найден в уходе в народ, в беск- райние поля России. В этом нетрудно заметить влияние характерного для прогрессивной, демократической (допро- летарской) мысли представления о том, что выход из несправедливого современного строя - в возвращении к " естественным" нормам исконной народной жизни. И вот на этом-то вьюжном пути, трудном пути вперед к истокам жизни, и возникает среди метелей Родины образ цыганки. " Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. Мель- кнувший взор, взор цыганки, чей бубен звенит, чей голос сливается с песнями вьюги, зовет в путь бесконечный" (J, 72). С этим образом цыганки оказывается связанной и героиня приведенного здесь же стихотворения " Там, в ночной завывающей стуже...", у которой тоже есть и " взлетающий бубен метели", и возникающее " из кружев ли- цо", и " вьюжные трели" и которая тоже связана с поэти- ческим идеалом Блока этого периода: она - " от века за- гаданный друг" поэта (5, 72). Но через это стихотворе- ние (как и через песню Фаины в " Песне Судьбы") протяги- вается мост к циклу " Фаина", ко всему тому, чем наделя- ло поэтическое воображение Блока Фаину, - Н. Н. Волохо- ву - " цыганку" и " русскую душой" одновременно. Но Фаина, как и Млада, неразрывно связана не только с русским национальным характером, но и с народным об- разом жизни. В пьесе детально, несколько раз рассказы- вается о ее жизни в деревне (4, 115-117, 139, 144 и др.). И вновь звучит столь важный для понимания " цы- ганской темы" мотив: яркая цыганка Фаина - дочь народа; тусклость, безли- кость современных людей - следствие отклонения совре- менной жизни от ее естественных, воплощенных в народной жизни норм. Блок подчеркивает эту мысль своеобразной композицией (обратной тому, что мы видели в стихотворе- ниях первого тома), в которой понятия " народ" и " толпа" становятся полярными: дитя народа, яркая Фаина - в пь- есе - одна, прекрасная и неповторимая. А сегодняшние " отдельные" люди, собственники - серая и безликая тол- па. Фаина смело и решительно противопоставляет себя, свои настроения окружающим - городская " толпа" говорит безликим хором:
Старичок (громче)
Вы убедитесь воочию, сколь неутомима деятель- ность человеческого ума...
Толпа Ума! Ума!
|