Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К дешифровке одного непонятного места
из воспоминаний о Блоке)
1. В воспоминаниях Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (Мате- ри Марии) о Блоке имеется рассказ о непонятном детском художественном замысле поэта: " Он [А. Блок] рассказы- вал, как обдумывал в детстве пьесу. Герой должен был покончить с собой. И он никак не мог остановиться на способе самоубийства. Наконец решил: герой садится на лампу и сгорает". Контекст мемуаров убедительно свиде- тельствует, что не только для Кузьминой-Караваевой, но и для самого Блока в момент его рассказа замысел был уже непонятен и воспринимался как курьезный. Попытаемся его дешифровать. 1.1. Сам Блок считал, что " сочинять стал чуть не с пяти лет" (Автобиография)2. Тетка его, М. А. Беке- това, уточняла: " С семи лет Саша начал увлекаться писанием. Он сочинял коротенькие рассказы, стихи, ребу- сы" 3. Поскольку замысел пьесы достаточно сложен, чтобы относить его к этим первым опытам4, то его можно, с большой долей вероятности, отнести к 1888 или 1889 г. 1.2. 24 октября 1887 г. произошло событие, которое, возможно, проливает некоторый свет на " странный" замы- сел Блока: в камере " старой
1 Кузьмина-Караваева Е. Ю. Встречи с Блоком / Вступ. ст. Д. Е. Максимова, примеч. 3. Г. Минц // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1968. Вып. 209. С. 269. 2 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 13. Далее ссылки на это издание - в тексте с указанием тома и страницы. 3 Бекетова М. А. Александр Блок и его мать. Л., 1926. С. 30. 4 Ср.: Рукописные журналы Блока-ребенка / Публ. 3. Г. Минц // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Вып. 2. тюрьмы" Шлиссельбургской крепости " облил себя керосином из большой лампы, которую ставили для освещения, и сго- рел" народоволец Михаил Федорович Грачевский. Первое печатное известие об обстоятельствах гибели Грачевского появилось в зарубежной печати (" Летучие листки Фонда вольной русской прессы") лишь в 1897 г. Однако слухи о шлиссельбургской трагедии распространились быстро и широко вскоре после события. " Самосожжение Грачевского произвело огромное впечатление во всем революционном мире, но долгое время о нем циркулировали только глухие слухи" 2. 1.3. Замысел Блока не был сознательной реакцией взрослого человека. Это было то неосознанное и смутное, но глубокое впечатление, которое возникает в душе ре- бенка, случайно слышащего не предназначенные для его ушей героические и трагические рассказы взрослых. Б. М. Эйхенбаум в глубоком и изящном очерке " Легенда о зеле- ной палочке", посвященном преломлению в сознании Л. Н. Толстого и его братьев " взрослых" разговоров, с убеди- тельностью раскрывшем в их детской игре отзвуки декаб- ристских идеалов, писал: " Некоторые впечатления детства обладают такой силой, что следы от них сохраняются в памяти до конца жизни. По этим следам, как по остаткам древних надписей, можно восстановить факты, имеющие ис- торическое значение" 3. Далее Б. М. Эйхенбаум с исключи- тельной проницательностью по детскому рассказу брата Толстого о " зеленой палочке и муравейных братьях" не только дешифровал содержание бесед в доме родителей пи- сателя, но и раскрыл на примере сна Николиньки Болконс- кого в конце " Войны и мира" механизм превращения разго- воров взрослых в сон ребенка. 2. Гибель М. Ф. Грачевского вызвала напряженный ин- терес в русском обществе. Для реконструкции устных - не дошедших до нас - откликов интересна оценка В. Н. Фиг- нер, писавшей: " Из всех крупных народовольцев к Гра- чевскому более всего приложимо название " фана- тик" " 4. " И не напоминает ли он суровые образы наших раскольников, в огне костров искавших выхода из жиз- ни" 5. 2.1. Документальные данные о Грачевском столь огра- ниченны, что исключают возможность однозначного психо- логического объяснения его трагического поступка. Среди других соображений, как связанных с условиями заключе- ния, так и вытекающих из психологического склада его личности, обращает на себя внимание частая встречае- мость в немногочисленных сохранившихся документах
1 Фигнер В. Шлиссельбургские узники // Полн. собр. соч.: В 7 т. 2-е изд. М., 1932. Т. 4. С. 78. 2 Колосов Е. Е. Государева тюрьма Шлиссельбург, по официальным данным / Предисл. Н. А. Морозова, 2-е изд. 1930. С. 315. Разговоры о подвиге Грачевского - еще од- но свидетельство связи атмосферы " бекетовского дома" с пронародническими симпатиями демократически настроенной петербургской интеллигенции 1830-х гг. См.: Минц 3. Г. Александр Блок и традиции русской демок- ратической литературы XIX в. // Минц 3. Г. Лирика Алек- сандра Блока. Тарту, 1973. Вып. 3. 3 Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969. С. 431. 4 Фигнер В. Шлиссельбургские узники // Поли. собр. соч. Т. 4. С. 59. 5 Там же. С. 61. метафоры огня: " Я горел желанием принести пользу крестьянам" (из показания на суде 1883 г.); " Друзья! Вас пламенно люблю всех..." (из предсмертного стихотво- рения, написанного в камере Шлиссельбурга)' и пр. 3. Блок сам не помнил побудительных причин, обусло- вивших появление его замысла. Означает ли это, что впе- чатления от разговоров, которые он услыхал в восьми-де- вятилетнем возрасте и которыми, видимо, был потрясен, прошли бесследно и не оставили в его художественном сознании никаких следов, кроме забытого детского замыс- ла пьесы? Посмотрим, как Л. Толстой показывает транс- формацию в сознании Николиньки Болконского во многом непонятного ему разговора взрослых. Перед нами цепь из трех звеньев: прежде всего, некоторая реальная ситуация, затем не- понятные разговоры взрослых, которые трансформируются в соответствующие элементы из алфавита детского мышления (перевод Пьера в образ из иллюстраций к книжке Плутар- ха); однако возникающий таким путем образ, содержащий в себе сплав черт и из исходного текста, и из его " пере- вода", подразумевает некоторый набор возможных для него в данном контексте предикатов, то есть потенциальные возможности сюжетов. Развертывание такого текста-образа в сюжет и составляет повествовательную ткань сна. При этом первая и третья стадии представляют собой выявле- ние и развернутые тексты, а вторая - скрытое и наиболее интимное - часто неосознанное звено, в которое сверты- вается первый и из которого развертывается третий текст. Так устанавливается соотношение между сценой в кабинете Николая Ростова и сном Николиньки, пронизанным белыми косыми линиями и ощущением полета. 3.1. Механизм, столь проницательно показанный в дан- ном случае Л. Толстым, во многом совпадает с трансфор- мацией неосознанных впечатлений в творческие импульсы повествовательного типа. В особенности это относится к детским впечатлениям: забываясь, они оставляют в созна- нии писателя глубинные свернутые тексты, которые, всту- пая во взаимодействие с контекстами более позднего соз- нания, могут подвергаться весьма сложным развертывани- ям2. 3.2. Разговоры о смерти Грачевского вылились в соз- нании Блока-ребенка в образ человека, убивающего себя, садясь на лампу, что скоро сделалось самому Блоку и странным, и смешным. Но можно ли считать случайным, с одной стороны, то, что в дальнейшем творчестве Блока образы огня и борьбы оказались слитыми, а с другой - что в определенный момент его эволюции понятия " русский революционер" и " старообрядец-самосожженец" оказались синонимами, а " огненная смерть" стала символом револю- ции? 3.3. Образы группы " огонь" (" огонь", " пламя", " го- реть", " костер", " пожар" и др.), игравшие в творчестве Блока важную роль, не раз меняли значение. Первоначаль- но (" Ante lucem") оно было четко фиксированным и свя- занным с широкой традицией лирики, уже обратившей в шаблон мета-
1 Фигнер В. Шлиссельбургские узники // Полн. собр. соч. С. 62, 59 (курсив наш. - 3. М., Ю. Л.). 2 См. ряд весьма интересных статей на эту и близкие темы в польском сб.: Teksty. 1973. N 2 (8). форические образы " огней зари" и " сердечного огня", " огня страстей"; соединение неметафорического словоу- потребления с эсхатологическими описаниями. Начиная со " Стихов о Прекрасной Даме" эти образы деавтоматизи- ру-ются превращением их в символы со сложной игрой пря- мого и переносного, словарного и окказионального значе- ния. Одновременно расширяется и их семантика: кроме прежних значений еще и " огонь" - электрический свет, символ " инфернальности" современного города (циклы " Распутья", " Город"); " огонь", " костер" и " пожар страстей" как характерис- тика людей из народа (" Мне снились веселые думы...", " Прискакала дикой степью..."); " огонь" - символ револю- ции (" Пожар", статья " Михаил Александрович Бакунин" и др., вплоть до " мирового пожара" в " Двенадцати"). 3.3.1. На фоне этой общей эволюции возникают и ло- кальные упорядоченности - тексты, где образы группы " огонь" связываются с более узким и определенным кругом значений. Таков ряд произведений, созданных в годы выз- ревания идей " народа и интеллигенции" (1906-1909). В стихотворении " Угар" (1906) " дьявольская Судьба" симво- лизируется сценой сожжения ребенка на костре. При этом: а) сожжение здесь - тяжкий, но добровольный шаг (" На костер идти пора" - 2, 212'); б) герой - " ребенок" (ср.: " Будьте как дети") и, од- новременно, " царь"; на него возлагают " венок багряный / Из удушливых уг- лей". Герой отчетливо сближен с Христом, а сожжение - с распятием. Образы " костра" и " креста" (ср. эвфонический повтор: кстр - крст) сближаются во многих произведениях этих лет: И был костер в полночи И змеи окрутили Мои ум и дух высокий Распяли на кресте (2, 136); И взвился костер высокий Над распятым на кресте (2, 252).
Связь образов " огня" и " костра" с мотивом доброволь- ной, жертвенной гибели раскрывается и как связь их с темой гибели революционера:
Только в памяти веселой Где-то вспыхнула свеча. И прошли, стопой тяжелой Тело теплое топча (2, 59) -
а затем - как самосожжение старообрядцев (" Песня Судьбы", " Задобренные снегом кручи..."). При этом приз- наки жертвенности и пассивности не совпадают, а проти- вопоставляются: песни самосожженцев несут " весть о сжи- гающем Христе" (3, 248; ср. в публицистике Блока мысль о родстве жертвенного
Здесь и далее в текстах А. Блока курсив наш. - 3. М., Ю. Л. и бунтарского лика народа). Костер самосожженца стано- вится для Блока одновременно символом и национальной формой бунта, и национальной формой распятия (народным вариантом христианской этики), а образ человека, сжига- ющего самого себя, синтезирует бунтаря и Христа. Позд- нее (конец 1900-х - 1910-е гг.) эта мысль трансформиру- ется в утверждение права человека на сожжение себя в " пожаре жизни", в осмысление такой гибели как мести, протеста. А поскольку в лирике зрелого Блока значения символов раскрываются не только в ближайшем контексте (часть текста, текст), но и в контекстах значительно более широких (цикл, том, в пределе - все творчество), постольку и каждое конкретное упоминание " огней", " по- жаров" и т. п. потенциально заключает в себе и все от- меченные выше значения. 3.4. Эволюция значений блоковских символов чаще все- го будет историей роста их " полигенетичности" ', увели- чения связей с разнообразными жизненными и культурными впечатлениями2. Поэтому вполне реально предположить, что неосознанные впечатления детства (возможно, обнов- ленные позднее, в период изучения истории русского ре- волюционного движения)3 наложили отпечаток на ту слож- ную смысловую " связь", в которую включены образы группы " огонь" в позднем творчестве Блока. 4. Как же соотносятся эти идеи и образы, представля- ющие результат сознательной и целенаправленной работы мысли поэта, с забытым впечатлением детства? Целостные тексты, организованные и выраженные на всех уровнях, при частичном забывании остаются в памяти в виде сво- еобразных " осколков", из которых, однако, при припоми- нании может быть снова восстановлен целостный текст. Если в качестве такого " осколка", выполняющего роль свернутой программы текста, выступает элемент высокого уровня, в памяти остается логически построенная мысль или часть ее. В этом случае восстановление целостного текста выступает как сознательный акт. Если же в памяти застревает " осколок" низших уровней - слово, конкрети- зированное до звукового образа, зрительный образ конк- ретного предмета, выступающий как вырванный из контекс- та знак, - то реконструкция забытого текста протекает как неосознанный и неожиданный для самого субъекта про- цесс. 4.1. Если элементы первого рода активно участвуют в развитии глубинных структур сознания, то вторые, как своеобразные споры, скрыты в неосознанном механизме па- мяти. Однако, когда внутреннее развитие дает им импульс к пробуждению, они приобретают характер текстообразую- щих программ, создавая из новых материалов новые текс- ты, неосознанные для
Жирмунский В. М. Драма Александра Блока " Роза и Крест". Л., 1964. С. 78. 2 См.: Минц 3. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. 1973. Вып. 308. 3 Изучение бьшо предпринято в связи с работой над поэмой " Возмездие" (ср. в особенности " Материалы к поэ- ме", опубликованные В. Н. Орловым в 3-м томе Собрания сочинений Блока). Во второй половине 1900-х гг. Блок знакомится с поэтом-шлиссельбуржцем Н. А. Морозовым (см.: 5, 309; 7, 259 -260; 8, 501). В этих условиях следует учитывать и возможность прямого знакомства Бло- ка с историей гибели Грачевского. Однако связь образа " огня" с темой героической жертвы наметилась ранее того времени, к которому относятся указанные факты. самого субъекта мысли, воспроизводящие структуру тех давно забытых первотекстов, " осколками" которых они яв- ляются. Именно такую роль, можно полагать, для Блока, напряженно ищущего в 1910-е гг. синтеза революции и на- родности, национальных форм протеста, сыграл дремлющий в его памяти, бессознательный образ бунтаря-самосожжен- ца, " садящегося на лампу". 5. Собеседница Блока была далека от трагического восприятия его рассказа и отнеслась к нему как к курь- езу. Ни тогда, когда она его слушала, ни позже, когда много лет спустя писала свои воспоминания о Блоке, она не могла знать своей будущей судьбы - добровольного са- мосожжения в фашистской печи ради спасения другой узни- цы концлагеря, " жизни своей за други своя".
|