Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихотворения Древность?
В 1933 г. в статье " Подпольная поэзия 1770-1800-х годов" (Литературное наследство. М., 1933. Т. 9/10) Г. А. Гуковский опубликовал неизвестное прежде стихотворе- ние " Древность". В публикации, на основании места сти- хотворения в рукописном сборнике, оно было датировано 1796-1797 гг.
1 Напомним, что именно после этих стихов у Державина идет: " Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог! " (Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 107). 2 Однако и традиционное истолкование стихов Пнина как направленных против Державина интересно: оно отра- жает давление на исследователей мировоззрения новейшей эпохи, с точки зрения которого более заметно не отли- чие, а сходство держа-винской и традиционно церковной позиции. Так, Марина Цветаева не делала различия между державинской и библейской трактовкой этого образа, от- вергая их во имя богоборческой идеи - " человеческое вы- ше божественного":
Бог - слишком Бог, червь - слишком червь.
(Цветаева М. И. Избранное. М., 1961. С. 211)
В качестве возможного автора был назван Радищев. Позже, в 1941 г., во втором томе академического Полного собра- ния сочинений, куда стихотворение было введено как " приписываемое", Г. А. Гуковский повторил аргументы первой публикации. Их можно свести к следующим: 1. Политический радикализм стихотворения (" Именно Радищеву была свойственна та независимость политической мысли, которая видна в оде " Древность"..."). 2. Необычность языка и редкость поэтического разме- ра: " Самый размер ее (шестистопный хорей) необычен для оды конца XVIII в." 2. Г. А. Гуковский считал, что " даже своеобразие размера стиха оды может быть сопоставлено с фактами теоретических и практических метрических иска- ний Радищева, в частности с его тенденцией бороться с засилием ямба в поэзии" 3. При этом указывалось на силь- ное влияние Оссиана и Клопштока на стиль оды. Легко заметить, что ни эти аргументы, ни указание на сочувственное отношение автора " Древности" к Державину и Рейналю еще не представляют сколь-либо убедительной аргументации в пользу авторства Радищева. Наиболее ин- дивидуально характеризует неизвестного автора следующее наблюдение Г. А. Гуковского: "...в строфе 2-ой оды есть слово " сопки"; это - си- бирское слово, в XVIII в., по-видимому, неупотребитель- ное в литературном русском языке. Естественно возникает предположение, что это слово вывезено из Сибири челове- ком, привыкшим к нему именно там; Радищев в 1797 г. приехал из Сибири" 4. Г. А. Гуковский отметил условность своей атрибуции: " Не исключена, конечно, возможность, что ее написал че- ловек, находившийся под сильным влиянием Радищева..." 5 Таким образом, соглашаясь с Г. А. Гуковским, что " Древность" - незаурядное произведение русской полити- ческой лирики XVIII в. (" Это - не стиль любого среднего поэта эпохи, это - стиль, отмеченный яркой печатью ин- дивидуального мастерства определенного поэта")6, мы вы- нуждены отметить, что вопрос об авторстве этого инте- ресного текста остается открытым. Однако, как нам представляется, на этот счет можно высказать некоторые предположения. Размер стихотворения - пятистопный хорей - действи- тельно редок. Однако он, вопреки мнению Г. А. Гуковско- го, не уникален в XVIII в. Прежде всего, и размер, и структура строфы " Древности", крайне редкие в русской поэзии, хорошо известны были в немецкой конца XVIII столетия, в частности в творчестве молодого Шиллера (строфы " Древности" AbAbCCdEEd представляют собой сое- динение такта шестистопных хореев - строфы " Phantasie an Laura" - AbAb - " Rousseau" - CCdEEd).
1 Радищев А. Н. Полн. собр. соч.: [В 3 т.] М.; Л" 1941. Т. 2. С. 421. 2 Там же. Неточность: ода " Древность" написана пя- тистопным, а не шестистопным хореем. 3 Там же. 4 Там же. С. 422. 5 Там же. 6 Там же. С. 421.
Однако пятистопный хорей - размер редкий, но все же встречающийся (им, в частности, написан лермонтовский " Утес"). Вот что об этом пишет К. Тарановский: " Пятис- топный хорей - весьма редкий размер в русской поэзии. Впервые встречаем его у Тредиаковского в одном из пере- водов Горация (" Строфы похвальные поселянскому житию"). Кроме как в песенниках XVIII века этот размер нигде не встречается. Мы его находим у Сумарокова в комбинации с шестистопным (" Песня CIV") или у Державина в одном стихотворении 1796 года (" Доказательство твор- ческого бытия") в комбинации с четырехстопным. Державин обратился к этому размеру еще в 1812 году (в стих. " Жи- лище богини Фригии")1. В поэзии современников Пуш- кина этот размер встречается редко" 2. Далее К. Тара- новский указывает на выполненный Кюхельбекером перевод " Амура-живописца" Гёте (1825), ряд стихотворений Шевы- рёва (1825-1826) и один сонет Дельвига (1827). Таким образом, " Древность" написана почти уникальным для русской поэзии XVIII в. размером, и если мы обнару- жим такой же размер в творчестве какого-либо поэта (Державина с основанием отвел Гуковский, Тредиаковский отпадает), то это будет поводом присмотреться к нему как к возможному автору. В XVIII в. - и именно в 1796 г. - было стихотворе- ние, написанное пятистопным хореем и выпавшее из внима- ния специалистов. Это " Дополнение к вечернему разгово- ру" П. А. Словцова - его стихотворное письмо к сотова- рищу по семинарии молодому М. М. Сперанскому. Стихотворение было списано П. И. Саввантовым в 1842 г. " у одного из учеников М. М. Сперанского" и опублико- вано в " Русской старине" 3. Процитируем начало этого текста:
Полно, друг, с фортуною считаться И казать ей философский взор; Время с рассуждением расстаться, Если счастие катит на двор. Лучше с светом в вихрь тебе пуститься И крутиться по степям честей, Чем в пустыню с Прологом забиться И посохнуть с горя без людей...
Наблюдение над ритмикой стихотворения П. А. Словцова позволяет сделать некоторые выводы. К. Тарановский, проанализировав процент ритмических ударений в сильных метрических положениях, получил следующие данные:
1 Весьма интересно отношение Державина к этому сти- ху. В одном из писем к графу П. Г. Головину от 7 февра- ля 1812 г. он признает, что стихотворение написано " не- обычным и тяжелым" размером. (Примеч. К. Тарановского.) 2 Тарановский К. Руски двоеделни ритмови. Београд, 1953. С. 273; Тарановский К. О взаимоотношении стихот- ворного ритма и тематики // American Contributions to the fifth International Congress of Slavists. Sofia, 1963. В этой работе с большой подробностью рассмотрены русские пятистопные хореи. Однако интересующие нас тексты остались автором незамеченными. 3 См.: Русская старина. 1872. Янв. С. 80-81. Уточ- ненная публикация: Там же. Март. С. 469-470. 4 Там же. Март. С. 469.
Соответствующие подсчеты по стихотворению Словцова дают цифры, существенно отличающиеся от довольно равно- мерной картины от Тредиаковского до Кюхельбекера. Осо- бенно показательны первый и седьмой слоги.
Если мы рассмотрим соответствующие цифры по " Древ- ности", то обнаружим, что они существенно отличаются от приводимых К. Тарановским данных, ближе всего соответс- твуя показателям " Дополнения к вчерашнему разговору":
Эти цифры представляют интерес: хотя пятистопный хо- рей - крайне редкий размер - сам уже показателен при определении авторства, но еще более важна его индивиду- альная трактовка. Все, что мы знаем о мировоззрении Словцова - челове- ка радикальных настроений, вполне соответствует той ха- рактеристике, которую дал Г. А. Гуковский автору " Древ- ности". Дошедшее до нас наследие Словцова слишком не- велико, чтобы на основании его идейного анализа делать какие-либо категорические заключения, но оно делает предположение об авторстве Словцова не лишенным большой доли вероятности. " Древность" - не произведение теоре- тика-революционера радищевского типа. Скорее оно напо- минает нам о людях из того лагеря, к которому принадле- жали, например, С. Бобров или, по всей вероятности, мо- лодой Сперанский. Это были люди глубоко демократических симпатий, поповичи и семинаристы, поклонявшиеся Ньютону и Ломоносову в науке, Гельвецию и Руссо - в философии. Их волновали картины космических и социальных катаст- роф. Традиционные церковные представления о бренности " земных" отличий вельможи от бедняка они воспринимали как проповедь равенства. В поэзии они были противниками легкости и изящества. Их интерес к затрудненной форме резче всего проявился в " странных" и гениальных поисках " темного" С. Боброва. Черты эти присущи поэзии Словцова - они свойственны и " Древности".
О П. А. Словцове см.: Степанов Н. П. А. Словцов: У истоков сибирского областничества. Л., 1935; Светлое Л. Радищев и политические процессы конца XVIII века // Из истории русской философии XVIII-XIX веков. М., 1952.
В стихотворении " Древность" есть еще одна - отмеченная Г. А. Гуковским - деталь: употребление сибирского слова " сопки". Кроме Радищева и явно не могущего быть автором " Древности" П. Сумарокова, среди поэтов-сибиряков Слов- цов должен быть назван в первую очередь: П. А. Словцов родился на Урале, с 1779 по 1788 г. учился в тобольской семинарии, в 1772 г., по окончании Александро-Невской семинарии, снова был послан в Тобольск. С Сибирью была связана и дальнейшая его жизнь. Словцов любил вставлять в свои стихотворения местные речения. Так, например, в ярком стихотворении " Материя" (сб. " Муза И. И. Мартыно- ва") он употребляет слово " калан", поясняя: " по-камча- дальски " бобер" ". Поэтическое наследие П. А. Словцова до нас дошло, видимо, очень неполно и никогда не было предметом спе- циального изучения. Когда подобная работа будет произ- ведена, возможно, и авторство " Древности", определяемое пока лишь гипотетически, прояснится в значительно боль- шей мере1.
|