Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые издания поэтов XVIII века
Выход в свет ряда изданий произведений поэтов XVIII в. - событие, привлекающее внимание и специалистов-ли- тературоведов, и рядовых читателей. В данном случае ин- терес этот усугубляется тем, что на титульных листах рецензируемых сборников2 стоят имена поэтов, чьи произ- ведения или вообще впервые предстают перед современным читателем, или предстают в значительно более полном, чем в предыдущих изданиях, виде. Характер сборников определен типом издания. " Библио- тека поэта" была задумана А. М. Горьким как полный свод произведений исторически значительных русских поэтов, включающий наряду с проверенными критическими изданиями текстов справочный аппарат, научный комментарий и всту- питель-
1 Лермонтов М. Ю. Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954. Т. 1. С. 73. 2 Кантемир А. Собр. стихотворении / Вступ. ст. Ф. Я. Приймы, подгот. текста и примеч. 3. И. Гершковича. Л., 1956 (Библиотека поэта. Большая серия); Сумароков А. П. Избр. произведения / Вступ. ст., подгот. текста и при- меч. П. Н. Беркова. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая серия); Богданович И. Ф. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. И. 3. Сермана. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая серия). В дальнейшем ссылки на эти издания даются в тексте.
ные статьи, содержащие историко-литературный анализ из- даваемых произведений. Издание рассчитано на широкий круг любителей русской литературы, имеющих уже элемен- тарные сведения о ее развитии и желающих расширить и углубить свои представления в этой области: литерато- ров, студентов, учителей-словесников. Рецензируемые сборники имеют бесспорное значение для ознакомления читателя с богатым наследием русской поэ- зии XVIII в. Читатель получает возможность ознакомиться в полном объеме с поэтическим наследием Кантемира - литератора, который, по характеристике В. Г. Белинско- го, " первый на Руси свел поэзию с жизнью", - и рядом трагедий Сумарокова. Творчество Богдановича вообще впервые после длительного перерыва становится доступным широкому кругу читателей. Комментарий, давая необходи- мые справки элементарного характера, в ряде случаев представляет самостоятельный научный интерес. Предпосланные сборникам вступительные статьи, помимо общих сведений о жизни и творчестве Кантемира, Сумаро- кова и Богдановича, содержат ряд новых положений, одна часть которых бесспорно войдет в исследовательскую ли- тературу как доказанная, другая, видимо, сделается предметом научных обсуждений. Обширная статья Ф. Я. Приймы " Антиох Дмитриевич Кан- темир" дает широкую картину творческого пути первого русского поэта-сатирика. Интересно проанализирован творческий метод писателя. Свежи и убедительны сообра- жения о том, что в парижский период жизни произошло не " понижение уровня" " политической мысли" Кантемира, как это принято было считать, а дальнейшее ее идейное соз- ревание. Вместе с тем некоторые положения автора не мо- гут быть приняты безоговорочно. Наиболее спорным представляется вопрос об общем оп- ределении природы мировоззрения Кантемира. Почти через всю статью исследователь настойчиво проводит определе- ние Кантемира как русского просветителя XVIII в. По мнению автора статьи, Кантемир " критикует " благородс- тво" происхождения с точки зрения просветительской тео- рии " естественного права" " (с. 13). Задачи литературы он понимает " в духе просветительской идеологии XVIII века" (с. 17). " Писателем-просветителем" назван Канте- мир на с. 31 и в ряде других мест статьи. Тезис этот, однако, совсем не столь бесспорен. Необходимо отметить, что в исследовательской литера- туре последних лет наметилась тенденция весьма расшири- тельно пользоваться этим термином. Его применяют к дея- телям, верившим в разум и отрицательно относившимся к церковной догматике, к сторонникам распространения гра- мотности в народе, к людям, осуждавшим жестокие дейс- твия помещиков, и т. д. и т. п. Создается угроза утраты этим термином его исторически конкретного содержания. Остановимся на том, какое содержание вкладывали в этот термин классики марксизма. Многократно обращаясь к истории общественного сознания
Издание 1867-1868 гг. под ред. П. А. Ефремова дав- но уже стало библиографической редкостью и массовому читателю практически недоступно.
XVIII в., К. Маркс и Ф. Энгельс неизменно пользовались термином " просветительство" для определения той боевой, буржуазной по своему классовому содержанию идеологии, которая, возникнув в предреволюционную эпоху, являлась непосредственной теоретической основой следующего, уже революционного этапа общественного развития. Просвети- тели могли не быть (и часто не были) революционными де- ятелями, но теоретически их воззрения подразумевали осуждение феодального порядка и идеологически подготав- ливали революцию. В письме Ф. Энгельсу от 25 марта 1868 г. К. Маркс писал о реакции " на французскую революцию и связанное с нею Просвещение (курсив мой. - Ю../7.)". Ф. Энгельс в " Развитии социализма от утопии к науке" назвал просветителей " великими людьми", " которые во Франции просвещали головы для приближавшейся револю- ции" 2. Просветители - философы, " подготовлявшие револю- цию" 3. В. И. Ленин, говоря о " просветителях", также имел в виду идеологов боевых антифеодальных классов, а в России - " с соответственным преломлением через призму русских условий" - крепостного крестьянства. Ввиду особой важности этой ленинской формулировки при- ведем ее полностью. В. И. Ленин писал: " По характеру воззрений Скалдина можно назвать буржуа-просветителем. Его взгляды чрезвычайно напоминают взгляды экономистов XVIII века (разумеется, с соответственным преломлением их через призму русских условий), и общий " просвети- тельный" характер " наследства" 60-х годов выражен им достаточно ярко. Как и просветители западноевропейские, как и большинство литературных представителей 60-х го- дов, Скалдин одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социаль- ной и юридической области. Это первая характерная черта " просветителя". Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям, - горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вооб- ще всесторонней европеизации России. Наконец, третья характерная черта " просветителя" это - отстаивание ин- тересов народных масс, главным образом крестьян (кото- рые еще не были вполне освобождены или только освобож- дались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с со- бой общее благосостояние, и искреннее желание содейс- твовать этому" 4. Просветительская идеология могла возникнуть лишь в определенных исторических условиях, в период кризиса феодально-крепостнического строя (для России - не ранее второй половины XVIII в.). Просветительская идеология обладала рядом присущих ей характерных черт: верой в природное равенство людей, в право людей на земное, ма- териальное счастье, верой в благородство " естественных" склонностей человека. " Просветители" считали, что мо- раль должна строиться на основе личной пользы; утверж- дая, что среда воспитывает человека, они вплотную под- ходили к идее справедливого переустройства общества. Угнетение человека казалось им противоестественным,
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1964. Т. 32. С. 44. 2 Там же. Т. 19. С. 189. 3 Там же. С. 192. 4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. М., 1958. Т. 2. С. 519.
При всем обилии философских оттенков - от прямого ате- изма до деизма - философски они стояли на почве матери- ализма. Их гносеологии были обычно свойственны сенсуалисти- ческие черты. Вера " просветителя" в господство разума означала совсем не мысль о том, что просвещение разума людей само по себе решит все социальные вопросы. Даже мирный, мыслящий не революционно " просветитель" пола- гал, что устранение ложных понятий в голове человека - лишь первый шаг к уничтожению ложных социальных инсти- тутов. В качестве же этих " ложных" институтов мыслилось все, что связано с политическим, сословным неравенс- твом, крепостным правом и его порождениями. Энгельс, цитируя слова Гегеля о том, что в эпоху " просвещения" " мир был поставлен на голову", показывает, что это по- нятие неотъемлемо включало и то, что " человеческая го- лова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, выступили с требованием, чтоб их приз- нали основой всех человеческих действий и общественных отношений", и то, что " действительность, противоречив- шая этим положениям, была фактически перевернута сверху донизу". " Просветители" были рационалистами, однако наличие одной рационалистической веры в познающую мощь разума недостаточно для возникновения качества " просве- тительства". Даже беглого ознакомления с мировоззрением великих представителей русской общественной мысли начала и пер- вой половины XVIII в. - Посошкова, Прокоповича, Татище- ва, Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского - достаточно, чтобы убедиться в том, что в их позиции еще не созрели (а исторически и не могли созреть!) основные принципы " просветительной" идеологии. Не рассматривая, по сооб- ражениям места, этот вопрос во всей полноте, остановим- ся на аргументах, приводимых Ф. Приймой в пользу " прос- ветительства" Кантемира. Ф. Прийма совершенно прав, когда указывает, что Кан- темир был " противником клерикализма и религиозного дог- матизма" и отрицательно относился к монахам, которых " весьма гнушался" (с. 36). Однако необходимо иметь в виду, что на такой же позиции стояли многие обществен- ные деятели тех лет, говорить о которых как о " просве- тителях" (не в житейском, а в научно-терминологическом смысле этого слова) нет оснований. Таковы, например, Татищев и Петр I, который монахов именовал " долгими бо- родами, кои по тунеядству своему ныне не в авантаже об- ретаются", а к их смертным грехам считал необходимым прибавить еще один - " лицемерие и ханжество". Даже Ф. Прокопович, сам видный церковный деятель, был свободен от средневекового преклонения перед догматикой. В связи с изуверской кампанией, развернутой Стефаном Яворским вокруг дела Тверитинова и его единомышленников, Проко- пович, отражая официальную правительственную линию, в специальном " Слове" требовал, " дабы тщалися пастырие учити народ правильному святых икон почитанию и отво- дить его всячески от боготворения" 2.
1 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 190. 2 Прокопович Ф. Слова и речи. СПб., 1870. Ч. 1. С. 93.
Приводимые Ф. Приймой аргументы в пользу наличия " мате- риалистических элементов в философском сознании А. Кан- темира" (с. 36-37) требуют подкрепления - в таком виде они не обладают безоговорочной убедительностью. Факт прямых выступлений Кантемира против Эпикура не может быть снят лишь тем, что в библиотеке поэта имелось три издания Лукреция, а в одном из его писем содержится беглое упоминание о том, что критика философии Лукреция представляет для него такой же интерес, как и сама эта философия (с. 36). Ни " пропаганда гелиоцентрической системы Коперника", ни стремление " к исследованию " причин действий и ве- щей" " не говорят еще о связи Кантемира с той специфи- ческой формой материализма, которая составляла элемент просветительской идеологии и характеризовалась сенсуа- лизмом в гносеологии и этике. Да и сам автор на с. 35 совершенно верно связывает Кантемира с картезианским рационализмом. Развитие этого тезиса, видимо, было бы более плодотворным, чем искусственное сближение Канте- мира с тем историческим этапом, для возникновения кото- рого в России еще не было оснований. Ссылка на упоминание Кантемиром " оснований права ес- тественного", " естественного закона" и Пуффендорфа так- же не обладает достаточной убедительностью. Просветите- ли были сторонниками теории " естественного права" и до- говорного происхождения государства, однако сами по се- бе эти теории возникли задолго до XVIII в. и имели ши- рокое хождение в политических доктринах допросветитель- ского периода. Теории " светской", " земной" природы го- сударства широко использовались и идеологами дворянско- го абсолютизма. В России мысль о политической, а не церковной природе государства встречается уже у И. Пе- ресветова и Ермолая-Еразма, позже у С. Полоцкого и старца Авраамия. Именно в теории естественного права видел Ф. Прокопович обоснование идеи сильной самодер- жавной власти: " Зри же, аще не в числе естественных за- конов есть и сие, еже быти властем предержащим в наро- дех? " (" Слово о власти и чести царской")'. Следует не забывать, что пропаганда сочинений Пуффендорфа и Гуго Гроция была официально санкционирована правительством Петра I и воспринималась как защита идей абсолютизма. Для решения вопроса о природе воззрений Кантемира особое значение имеет отношение его к положению русско- го крестьянина. Собранные здесь Ф. Приймой факты свежи и интересны, однако их недостаточно для того, чтобы увидеть в позиции Кантемира " отстаивание интересов на- родных масс" и " вражду к крепостному праву" (Ленин). Жалоба крестьянина в V сатире действительно написана сильно и выразительно. Можно согласиться с Ф. Приймой, что Кантемир " открывает крестьянскую тему в русской ли- тературе" (с. 18). Однако нельзя забывать того, что не- довольство крестьянина поэт объясняет его " неразумием", тем, что люди никогда не бывают довольны своим положе- нием: люди - " бессчетных страстей рабы". Кстати, вслед за стихами 699-712 V сатиры, содержащими жалобу кресть- янина и приведен-
1 Прокопович Ф. Слова и речи. Ч. 1.
ными во вступительной статье, в тексте сатиры идет из- вестное место, рисующее жизнь крестьянина совершенно иначе, в духе " златой посредственности" Горация:
Заплачу подушное, оброк - господину А там, о чем бы тужить, не знаю причину: Щей горшок, да сам большой, хозяин я дома, Хлеба у меня чрез год, а скотам - солома.
Рационалистическое мировоззрение, возникшее в пери- од, когда дворянский абсолютизм боролся в России со средневековыми формами общественной жизни и обществен- ного сознания, предшествовало " просветительству". Оно имело с ним общие черты - веру в разум, отрицание суе- верия, догматизма, оно расчищало дорогу " просветите- лям", но представляло собой явление, качественно сво- еобразное и наполненное иным социальным содержанием. Напомним, что К. Маркс настойчиво отделял рационалистов XVII в. от " просветителей". Он указывал, что, " поражен- ная французским просвещением, и в особенности французс- ким материализмом, метафизика XVII столетия праздновала свою победоносную, полную содержания реставрацию в лице немецкой философии" 1. Все основные черты мировоззрения Кантемира вытекают, как это указывает и Ф. Прийма (см. с. 5), из идеологии и политики Петровской эпохи. Но станет ли кто-нибудь утверждать, что петровская государственность осущест- вляла социально-политическую программу " просветителей"? Интересная статья Ф. Приймы поднимает широкий круг вопросов и весьма плодотворна для изучения и обсуждения творчества А. Кантемира. В эпоху, когда развертывалась литературная деятельность Кантемира, верность принци- пам, декларировавшимся в эпоху петровских преобразова- ний, уже сама по себе означала определенное движение вперед. Создание " регулярного" государства, отвечая в первую очередь интересам русского дворянства, не могло быть осуществлено руками одних дворян - оно требовало привлечения к историческому созиданию гораздо более ши- роких общественных кругов. Иллюзия общенародного харак- тера программы правительства Петра I поддерживалась у современников еще и тем, что реформы начала XVIII в. действительно одновременно решали и ряд задач общенаци- онального характера, отвечавших не только классово-ко- рыстным интересам дворянства, но и имевшим действитель- но прогрессивный смысл. В этих условиях пафос общесос- ловного, национального дела, идеи патриотического труда всех граждан на благо России соответствовали правитель- ственному идеологическому курсу. Они были предельно четко сформулированы, например, в таких программных до- кументах, как приказ Петра перед Полтавским боем и речь Ф. Прокоповича по случаю мира со Швецией. Реальный ис- торический смысл собственных действий был порой скрыт от передовой части деятелей начала XVIII в. Люди, кото- рые ценой невероятных усилий и жертв на полях Полтавы, в морских сражениях, на строительстве новых заводов создавали новую
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 154.
Россию, искренне верили, что " стал вдруг народ уже но- вый" (Кантемир), что великие жертвы нужны для торжества над невежеством и стариной, во имя разума, науки и об- щего блага. Цель нового государства - всенародная поль- за. Но когда, ценой великих общенародных усилий, Рос- сия, по словам Пушкина, " въехала в Европу как боевой корабль - при стуке топора и громе пушек", когда новое государство было построено, перед глазами самих его творцов открылось не здание просвещенной России " для всех", а фасад дворянской монархии, крепостнического и бюрократического государства, разъедаемого коррупцией и возглавляемого быстро сменяющимися невежественными, но полновластными временщиками. В этих условиях верность вчерашним лозунгам " народного блага", патриотизма, мысль о том, что любой гражданин, независимо от сослов- ной принадлежности, - сын отечества, и мечта о ца- ре-труженике приобретали новый смысл. Не только для Кантемира, но и для писателей типа Ломоносова действи- тельность, с которой они сталкивались на каждом шагу, мыслилась еще как большое количество случайностей, за- висящих от злой воли отдельных лиц, повинных в наруше- нии заветов Петра. В этих условиях идеализация Петра I могла выступать как первый шаг к критике современности. Теоретики этого типа не могли еще противопоставить идее сословного дворянского строя мысль о народной республи- ке без дворян, но их утопический идеал общесословного государства - огромной мастерской, в которой люди раз- личаются родом занятий, но едины в патриотическом рве- нии, содержал уже в зародыше возможность отрицания принципа сословности. Путь Кантемира к V сатире, содер- жащей горькое сомнение в преобразовательной силе отвле- ченного разума, Ломоносова - к последним одам, в кото- рых Петр является гневным судьей современных царей, Тредиаковского - к " Тилемахиде" подготавливал те исход- ные позиции, из которых в дальнейшем развилось русское " просветительство". Вступительная статья П. Н. Беркова " Жизненный и ли- тературный путь А. П. Сумарокова", по существу, предс- тавляет собой исследование творческого пути одного из виднейших деятелей русского классицизма. Основы истол- кования творчества Сумарокова в отечественной истори- ко-литературной науке были заложены Г. А. Гуковским, неоднократно возвращавшимся в своей исследовательской работе к творчеству этого писателя. Данный Г. Гуковским анализ художественного метода Сумарокова широко вошел в исследовательскую литературу и в основном сохраняет на- учный кредит и в настоящее время. Статья П. Беркова не ограничивается, однако, суммированием уже вошедших в научный оборот фактов и мнений - она дает во многом но- вую концепцию творчества поэта. Целый ряд ее положений, бесспорно, будет учитываться теми, кто в дальнейшем об- ратится к изучению русского классицизма. Если до сих пор в научной литературе при объяснении политической и эстетической позиций Сумарокова указыва- лось на рационалистическую - в картезианском духе - природу его мировоззрения, то, по мнению П. Беркова, " по своим философским воззрениям Сумароков был очень близок к сенсуалистам. В статье " О разумении человечес- ком по мнению Локка" он сочувственно излагает доводы английского философа против учения о врожденных идеях" (с. 11). Далее П. Берков считает, что " на основе эклек- тического соединения во взглядах Сумарокова элементов сенсуализма и рационализма формулировались его полити- ческие и социальные убеждения" (с. 13). Мысль эта представляется весьма плодотворной. Хотелось бы, одна- ко, найти в статье ее развитие применительно к эстети- ческой позиции Сумарокова. Интересно было найти в статье и объяснение таких философских статей Сумароко- ва, как " К худу или к добру человек родится". Творчест- во Сумарокова подробно раскрыто в статье П. Беркова. Во многих отношениях писатель предстает перед нами в новом свете. Известные возражения может вызвать лишь определение в статье смысла идейной эволюции Сумарокова. Справедли- во отметив, что в творчестве Сумарокова быстро " растут черты критицизма по отношению к придворному дворянскому кругу, к заносчивому и наглому " вельможеству" " (с. 20), П. Берков делает вывод, что Сумароков сначала " был поэ- тическим выразителем всего " дворянского корпуса" в це- лом, был литературным идеологом всего правящего класса" (с. 19), а " кончает Сумароков как поэт хотя и дворянс- кий, но при всех внешних выражениях своей верноподдан- ности явно враждебно настроенный по отношению к Екате- рине II" (с. 20). Вопрос этот, как нам кажется, нуждается в уточнении. Середина XVIII в. в России дает необычайно яркую карти- ну переплетения различных группировок господствующего класса, отражавшего и столкновение политических тече- ний, и просто беспринципную борьбу за власть. Успешно роль дворянской идеологии могла выполнить лишь такая система теоретических представлений, которая бы наибо- лее последовательно, гибко и умело могла представить господство дворянства как класса в " очищенном", облаго- роженном облике. Такая система идей, хотя и возникала в среде одной группы - передового, либерального дворянс- тва, являлась идеологией класса в целом, ибо только она могла теоретически оправдать практическое господство помещиков. Однако такое соотношение теории и практики отнюдь не означало безоговорочного оправдания послед- ней. Для того чтобы оправдать господство дворянства, теоретик должен был осудить, подвергнуть критике все протекавшие перед его глазами насилия и беззакония, объявить их не следствием принципов, лежащих в основе самого строя, а лишь результатом случайностей, злой во- ли людей. Сама действительность воспринималась идеоло- гом дворянства лишь как частичное, изуродованное, " заг- рязненное" воплощение дорогих его сердцу принципов. Быть выразителем дворянства как класса, конечно, не значило стоять на уровне - нравственном и культурном - этого класса, и Сумароков, резко критиковавший совре- менного ему дворянина, вельможу, чиновника и даже дес- пота-царя, стремился " возвысить" реальный порядок кре- постнической монархии до уровня идеально-разумного сос- ловного государства. Для Сумарокова действительность, уже в силу своего грубо-материального характера, не могла полностью выразить теоретические идеалы и подле- жала критике. Необходимо отметить, что эта субъективно направлен- ная на укрепление дворянского господства критика исто- рически сыграла двойственную роль: создавая традицию обличения действительности, она способствовала и идейному воспитанию демократической интеллигенции. Сатирики второй половины XVIII в. охотно подчеркивали свою связь с сумароковской традицией. Статья И. 3. Сермана " И. Ф. Богданович" является но- вым словом в изучении этого интересного и значительного поэта, которому советское литературоведение до сих пор уделяло минимальное внимание. В статье убедительно раскрыта как несостоятельность карамзинской легенды о Богдановиче, так и исторические предпосылки возникнове- ния этой легенды. Тонко и интересно выполнен анализ " Душеньки" - автор раскрывает отличие поэмы и от тра- вестийной поэмы классицизма, и от того пути преодоления классицизма, на который встал В. Майков в " Елисее". И. 3. Серман считает, что " в основном Богданович должен был действовать самостоятельно, не опираясь ни на какую традицию" (с. 36). Убедительно раскрыто в статье отли- чие творческого метода Богдановича от Лафонтена1. И. 3. Серман приходит к выводу о том, что " Душенька" " стала одним из первых явлений русской предромантической поэ- зии" (с. 41). В целом статьи Ф. Приймы, П. Беркова и И. Сермана представляют бесспорный вклад в изучение литературы XVIII в. Рецензируемые сборники отличаются удачным под- бором и высоким качеством подготовки текстов, а также полнотой и точностью комментариев. " Библиотека поэта" призвана дать полную картину истории русской поэзии - читатель ждет новых выпусков, в том числе посвященных и поэтам XVIII в.
|