Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга о поэзии Лермонтова
Появление книги о творчестве Лермонтова2 представля- ет интерес не только для профессионалов-литературове- дов, но также для широкого круга читателей - любителей русской поэзии. Несмотря на очевидные успехи советской науки о Лермонтове, творчество поэта все еще остается значительно менее исследованным, чем, например, насле- дие Пушкина, Гоголя или Толстого. Все еще возможен спор не по частным вопросам истолкования того или иного про- изведения Лермонтова, а по самым коренным проблемам его мировоззрения, идейной эволюции, творческого метода. Если к этому прибавить то бесспорное обстоятельство, что даже на фоне неоскудевающего интереса современного советского читателя к вечно живой традиции русской и мировой классической литературы Лермонтов выделяется особенной " мо-
1 Хотелось бы лишь, чтобы вопрос о традиции не толь- ко русской, но и западноевропейской литературы был пос- тавлен в статье более широко. Любопытно было бы сопос- тавить " Душеньку" не только с " Любовью Амура и Психеи" Лафонтена - сравнение напрашивается в силу сюжетной близости поэм, - но и, например, с " Обероном" Виланда. 2 Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959.
лодостью" (факт, хорошо знакомый каждому, кто наблюдал за читательскими интересами молодежи), станет понятно, с каким вниманием встречается каждая новая книга о творчестве писателя. Книга Д. Максимова называется " Поэзия Лермонтова". Однако фактически она значительно шире своего заглавия. Строя свое исследование как серию научных очерков, час- тично посвященных общим вопросам художественного разви- тия поэта (" Поэзия Лермонтова"), частично освещающих некоторые важные аспекты его творчества (" Тема простого человека в лирике Лермонтова"), вопросы лермонтовской традиции (" Лермонтов и Блок") или представляющих моног- рафический анализ отдельного произведения (" Мцыри"), автор не ставит перед собой задачи исчерпывающего изу- чения всех сторон многогранного наследия Лермонтова-по- эта. Но круг рассматриваемых им вопросов настолько ши- рок и настолько связан с самыми существенными проблема- ми творчества писателя, что у читателя остается в памя- ти не ряд частных разысканий, объединенных лишь общ- ностью имени изучаемого писателя, а единый, многогран- ный и в значительной степени по-новому увиденный образ великого поэта. Это единство книге придает стремление автора раскрыть в творчестве Лермонтова самое основное - его идейно-художественное своеобразие. Исключение здесь, пожалуй, составляет лишь заключительный очерк " Лермонтов и Блок", который стоит несколько особняком, лишь намечая, но не исчерпывая собой темы о Лермонтове и последующей традиции русской поэзии. В результате отказа автора от монографического расс- мотрения всего поэтического наследия Лермонтова книга приобрела, на первый взгляд, известную неполноту. Одна- ко та же особенность построения имеет бесспорные поло- жительные стороны: она позволила автору не повторять того, что сделано его предшественниками, а сосредото- чить свое внимание на малоизученных, спорных, а часто и совершенно новых, еще не поднимавшихся в исследователь- ской литературе вопросах. Этим определяется и общее впечатление новизны, свежести аналитической мысли, ко- торое оставляет книга. Ощущение это поддерживается ши- роким и свободным привлечением богатого историко-лите- ратурного материала. Центральное место в работе занимает обширный обзор поэтического наследия Лермонтова. Анализируя стихотвор- ные циклы, поэмы, широко привлекая материал драматургии и прозы Лермонтова, Д. Максимов раскрывает природу осо- бого " лермонтовского" взгляда на жизнь. В книге цент- ральное место занимает " лермонтовский человек" - тот гневный, протестующий, героический и трагический образ, который возникает из лирики поэта. Исследователь вскры- вает неразрывную связь и единство разрушительных и со- зидательных тенденций в поэзии Лермонтова, ее лиризма и обличения. " Грозная сила стиха и затаенная в нем горя- чая и трепетная интонация неотделимы здесь друг от дру- га. Сочетание этих двух лирических начал является одной из самых примечательных особенностей Лермонтова, выде- ляющей его на фоне русской поэзии" (с. 19). Бесспорное сочувствие вызывает стремление автора ре- абилитировать значение романтизма как прогрессивного художественного метода, во многом определившего своеоб- разие поэтического сознания Лермонтова. " Пора отказать- ся, - пишет он, - от недооценки романтизма, от нежела- ния видеть в нем - в первую очередь в творчестве левых романтиков - великое прогрессивное явление литературы" (с. 13). Эволюция Лермонтова в сторону реализма не дает права рассматривать его романтическую поэзию как худо- жественно неполноценную, своеобразный " грех юности", избавление от которого составляет смысл творческого развития поэта. Как показывает Д. Максимов, сам переход Лермонтова к реализму (в отличие, например, от Пушкина) не означал отказа от коренных принципов романтизма. " Особенностью этого процесса является то, что он не снимает романти- ческого лиризма Лермонтова и вполне уживается с поэти- зацией мятежного духа лермонтовских героев, а - в из- вестной мере - объективирует эту романтическую стихию" (с. 65). Совершенно новую, не замеченную другими исследовате- лями сторону творчества Лермонтова освещает глава " Тема простого человека в лирике Лермонтова". Вопрос этот имеет особо важное значение для понимания всего твор- чества Лермонтова. Образ " простого человека", сопровож- дающий Лермонтова на всех этапах его поэтической жизни, имеет сложную судьбу, не учитывая которой нельзя понять взаимоотношений романтического героя и народа в произ- ведениях поэта. Глава раскрывает конкретно-историческое содержание народности поэзии Лермонтова. Свежо и инте- ресно написаны страницы, посвященные рассмотрению связи мотивов " дружбы" и " товарищества" с организационными формами развития русского освободительного движения после восстания декабристов. Хотелось бы лишь, чтобы само понятие " простого человека" было определено более четко, чтобы автор отграничил его содержание от возник- ших позже в литературе 40-60-х гг. XIX в. понятий " ма- ленький человек" и " человек из народа". С большим интересом читается глава о " Мцыри", в ко- торой исследователь свежо и убедительно раскрывает фи- лософскую и художественную природу поэмы. Вместе с тем не все в этой содержательной, богатой мыслями книге представляется бесспорным. Присоединяясь к часто высказываемому мнению, автор делит зрелые поэмы Лермонтова на романтические и реа- листические. Критерием является то, что поэмы первой группы объединены " образами высоких героев", а в реа- листических поэмах герои " снижены или психологизирова- ны, смыкаются с бытом или даже растворяются в нем" (с. 71-72). Подобное деление не лишено научных оснований и не вызвало бы возражений, если бы одинаковое определение поэм " Мцыри" и " Демон" как романтических не скрадывало глубокого различия в художественном методе этих произ- ведений. Выдающаяся личность, как она представлена в " Демоне", - это фигура не только протестующая, но и эгоистическая. Формула юношеского стихотворения Лермон- това: " Собранье зол его стихия" - остается действитель- ной для образа Демона на всех этапах создания поэмы. Как справедливо отмечает Д. Максимов, " Демон переносит свое презрение на весь человеческий род" (с. 79). Ему чужда и природа, которую он окидывает " презрительным оком". Иначе строится образ Мцыри: в основе его лежит вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья человеческую личность. Причем счастье ее состоит не в индивидуалистическом погружении в сокровенные тайны своего духа, не в забвении реального мира (к чему при- зывает Демон Тамару), а в приобщении к этому миру, ко всей полноте существования, которую он может дать чело- веческой личности, - в счастье любви, борьбе и единстве с природой. Природа, этот антипод созданной людьми " тюрьмы" - общественному порядку, - предстает как царс- тво безусловного добра. Трудно согласиться с утверждением автора, что " силы природы" выступают в Мцыри как " этически нейтральные" (с. 249) только потому, что на воле Мцыри ждет и борь- ба, и страдания. Природа в " Мцыри" - не буколический пейзаж; давая свободному человеку счастье деятельности, братства и любви, она дает ему и счастье борьбы, ра- дость героизма. Без борьбы невозможна деятельность, а Мцыри жаждет именно ее. В этом смысле барс, разрывающий грудь юноши когтями, милосерднее к герою, чем монахи, чьи заботы и уход Мцыри должен покупать ценой отказа от борьбы и активности. Борьба с барсом - не столкновение Арбенина со светской интригой: здесь сила честно борет- ся против силы, и в этом смысле противники равны. Барс - противник Мцыри в борьбе - принадлежит к миру, проти- вопоставленному монастырской тюрьме - философскому обобщению социального зла. Трагический разрыв между Мцыри и природой, который ощутим в конце странствования героя, связан не с нали- чием зла в самом естественном порядке жизни, а с тем, что именно в этот момент обнаруживается вторая сторона характера Мцыри - " печать тюрьмы", связь с воспитавшей его средой, внутренняя невозможность найти силы для свободной жизни. Вызывают также сомнения некоторые частные положения. Вряд ли стоит, например, связывать, даже косвенно, с темой простого человека образ Тараса Бульбы (с. 112). Можно было бы назвать и другие мелкие упущения, но не они определяют лицо исследования. " Поэзия Лермонтова" - книга, ведущая читателя вперед, порой спорная, но всег- да будящая мысль, наталкивающая на размышления.
|