Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В системе русской культуры
конца XVIII - начала XIX века"
Статья В. М. Живова, бесспорно, привлечет внимание специалистов. На широком историко-литературном материа- ле автор развертывает концепцию, отличающуюся не только новизной, но и убедительностью. Традиционная истори- ко-культурная схема, сложившаяся еще во времена А. Н. Пыпина, исходила из представления о том, что до эпохи Петровских преобразований русская литература имела од- нородно-церковный характер, а после приобрела полностью секуляризованный, светский вид. В части, касающейся древнерусской литературы, эта условная схема давно уже заменена детализованной и богатой картиной, основанной на конкретных исследованиях и рисующей сложное перепле- тение различных внутрицерковных тенденций на фоне вне-церковной и антицерковной идеологической и литера- турной жизни. Относительно же послепетровского культур- ного развития все еще продолжает считаться аксиомой представление о полной ликвидации церковной культуры,
Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951. С. 41.
якобы утратившей всякое влияние на духовную жизнь на- ции. Весь материал, касающийся этой проблемы, из исто- рико-культурного рассмотрения обычно исключается. Одна- ко, если бы дело сводилось к необходимости механически прибавить к светским текстам историю церковных памятни- ков XVIII-XIX вв., то решение проблемы не представляло бы значительной трудности. Вопрос в ином: необходимо найти для этих памятников место в историко-культурной жизни эпохи. А это влечет за собой потребность измене- ния перспективы, в которой традиционно рассматривалась сама светская литература XVIII - начала XIX в. Исследование В. М. Живова дает в этом смысле исклю- чительно много. Рассмотрев обширный поэтический матери- ал, исследователь обнаружил мощный пласт цитат, реми- нисценций и отсылок, связывающий светскую литературу тех лет с сакральными текстами. Эти последние не были забыты или вычеркнуты из культурной памяти эпохи. Они оставались ее живым и активным участником, с которым светская литература ведет постоянный диалог. Рассматривая характер этого диалога, В. М. Живов об- наруживает два функционально противоположных типа отно- шений. В высоких светских жанрах, имеющих торжествен- но-официальный характер (в первую очередь, в оде), ав- тор устанавливает тенденцию уподобления традиции цер- ковных текстов, которую он называет сакрализацией. Со- циологический корень этого явления он видит в сакрали- зации, которой подвергается новая - светская - петровс- кая государственность в ходе ее идеологического самоут- верждения. С этим процессом В. М. Живов связывает " сакрализа- цию" образа поэта, который наделяется в культурном соз- нании эпохи чертами пророка. Приводимые в связи с этим факты своеобразной " конкуренции" и ревности, которую испытывает клир в отношении к поэтам, исключительно ин- тересны сами по себе и тонко интерпретированы автором. В нижних этажах здания литературы автор обнаруживает противоположную тенденцию - исключительно мощный пласт кощунственной поэзии. Причину этого своеобразного и изучавшегося лишь спорадически и весьма односторонне явления он видит в следующем: автор справедливо отмеча- ет, что русская православная церковь и отдаленно не располагала в XVIII в. той политической властью и адми- нистративным весом, какие имела, например, католическая церковь во Франции того же столетия. Действительно, ес- ли в 1757 г. в связи с полемикой между М. В. Ломоносо- вым и Синодом неизвестный сторонник автора " Гимна боро- де" писал:
Пронесся слух: хотят кого-то будто сжечь; Но время то прошло, чтоб наше мясо печь,
то во Франции в 1762 г. был колесован Жан Калас, а тело его сожжено. Синод назвал Ломоносова " продерзате- лем к бесстрашному кощунству", но не смог причинить ему вреда, а в Абвиле (Франция) в 1766 г. суд признал
1 Поэты XVIII века. Л., 1972. Т. 2. С. 400. Автором, видимо, был И. Барков. См.: Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750-1765. М.; Л., 1936. С. 235 и 312.
шестнадцатилетнего дворянина Ла Барра виновным в ко- щунстве и оскорблении религии, и виновный был подверг- нут мучительной казни: ему отрубили правую руку, голо- ву, а тело сожгли. Ни о чем подобном в России XVIII в., конечно, не могло быть и речи. Из этого В. М. Живов де- лает вывод, что во Франции кощунственная поэзия могла иметь полемический противоцер-ковный смысл, в России же для такой борьбы не было оснований, и в тех случаях, когда те или иные тексты не были данью западноевропейс- ким штампам, они имели совершенно иной, специфически русский смысл: ода сакрализировалась, - следовательно, борьба с ней, пародирование ее в низких жанрах " внели- тературной литературы" неизбежно принимали кощунствен- ный характер. Концепция В. М. Живова отличается широтой и ориги- нальностью: она не только привлекает наше внимание к фактам, прежде остававшимся вне рассмотрения, но и объ- ясняет их весьма примечательным образом. Однако хоте- лось бы указать на некоторые опасности, связанные с ее излишне прямолинейным приложением к многослойному исто- рическому материалу. Исключительно интересны параллели между светской одой и церковной проповедью, убедительно подтвержденные обильным материалом фразеологизмов и цитат, синтакси- ческих и композиционных соответствий. Однако, когда ав- тор утверждает содержательную близость этих жанров, го- воря: " Надо думать, что для русских поэтов XVIII в. этот Высший Разум не противополагался Богу, почитаемому церковью: для них - субъективно - это было лишь более " просвещенное" понятие о том же божестве", - то мысль его вызывает возражения. С распространением ньютоновс- кой физики, главным пропагандистом которой на континен- те был Вольтер, вольтерьянского деизма и руссоистской религии Природы между культом божественного Разума и церковным Богом пролегло глубокое различие, сводившееся к принципиальному разногласию в отношении к откровению, с одной стороны, догматике, церковному преданию, тради- ции и обряду - с другой. Обе стороны сознавали взаимную враждебность, и сакрализация государственных ценностей свидетельствовала об их противоположности, а не единс- тве. " Сакрализованные" торжественные жанры светской поэ- зии не тождественны церковным жанрам, которым они функ- ционально соответствуют в некотором широком культур- но-историческом контексте. Идея сакрализации государс- твенности и ее носителя - абсолютного монарха была, ко- нечно, ближе к языческой эпифании, чем к христианской догматике. Однако полемика далеко не всегда связана с перечеркиванием отрицаемой традиции - часто она диктует ее усвоение. Убедительно показанное В. М. Живовым упо- добление новой светской поэзии определенным формам цер- ковной традиции может быть сопоставлено с тем, как христианство на ранних этапах во имя вящего торжества над язычеством воспринимало некоторые формы язычества. Однако на втором этапе, когда враг, как кажется, уже побежден и полемичность не только теряет актуальность, но и забывается, усвоенные некогда формы вдруг обнару- живают тенденцию " порождать", казалось бы, давно забы- тое архаическое содержание, которое из " старого" вдруг делается " новейшим", заполняясь новой жизнью. Так, со- вершенно безобидные, с точки зрения христианства, и, напротив, способствовавшие миссионерской деятельности, допущенные церковью обломки языческих обрядов и антич- ной культуры вдруг дают импульсы культуре Ренессанса, народному ярмарочному кощунству и др. аналогичным явле- ниям1. Думаем, что на протяжении XVIII - начала XIX в. функция сакральных элементов в светской поэзии была не- однородной: в период ее становления прилагались усилия к превращению сакральных элементов в факт стилистики и жанра, в позднейшем они неожиданно приобрели религиоз- но-содержательный характер. Церковнославянский язык для Ломоносова принадлежит стилю и жанру, для А. Шишкова - вере и нравственности. Попутно хочется заметить, что противопоставление Шишкова и Беседы церковным иерархам 1820-х гг. и их культурной позиции представляется силь- но преувеличенным. Приводимое В. М. Живовым высказыва- ние Игнатия Брянчининова исключительно красочно и эф- фектно иллюстрирует мысль автора статьи. Однако, даже если оставить в стороне его более поздний характер и очевидный максимализм, нельзя забывать о таких фактах, как участие в Российской
1 Секуляризированная послепетровская государствен- ность была и отрицанием, и продолжением средневековой традиции русской власти. Подчеркивание того или другого аспекта, в значительной мере, - вопрос описания. Необ- ходимо учитывать, что и та и другая историческая реаль- ность была многослойна и поддавалась весьма различным интерпретациям. Нуждается в уточнении и термин " сакра- лизация", который достаточно широк, чтобы включить в себя и веру в божественную природу царской власти, и представление о личности царя как эпифании божества, и жанровый ритуал - " барочную" риторику. Без достаточного определения, что имеется в виду, трудно выяснить, дейс- твительно ли описываемое явление - плод послепетровской культуры. Достаточно отметить, что при всей несовмести- мости веры в то, что царь представляет собой реальное воплощение божества, с православной ортодоксией предс- тавления этого рода встречались именно в допетровской Руси, например, в писаниях Ивана Грозного. Культура XVIII в. вносит в этот вопрос характерную жанрово-сти- листическую обусловленность: в одической поэзии госуда- ря можно представить в образе бога (чаще всего - язы- ческого; ср. торжественный портрет эпохи барокко), в политических трактатах он выступает как монарх, чьи права на власть определены мудростью, пользой подданных или договором (следуют ссылки на Гуго Греция, Мон- тескье, мнение " политических народов" и пр.). Но в век, когда монархов и монархинь " творили" заговоры, которые плелись в гвардейских казармах и кабаках, когда дверь в спальню императрицы сделалась более чем доступной, трудно было воспринимать идею божественности монарха иначе, чем как жанровую риторику. Способность восприни- мать одно и то же лицо - императрицу - в разных кодовых регистрах ясно иллюстрируется словами кн. М. М. Щерба- това, который называет Елизавету в мужеском роде, когда говорит о ней как о правителе (недостойном), и в женс- ком, характеризуя как доброго человека: " Да можно ли сему инако быть (расточительству подданных. - Ю. Л.), когда сам Государь прилагал все свои тщании ко украше- нию своея особы, когда он за правило себе имел каждой день новое платье надевать. При сластолюбивом и роскошном Государе не удивительно, что роскош имел та- кие успехи, но достойно удивления, что при набожной Го- сударыне, касательно до нравов, во многом божественному закону противуборствии были учинены" (Сочинения кн. М. М. Щербатова. СПб., 1898. Т. 2. Стб. 219). На это нас- лаивалось в последней трети века просветительское представление о высшем достоинстве Человека, что позво- лило Г. Державину ввести в оду именно десакрализован- ный, человеческий образ Екатерины.
Академии Шишкова, организационно и идеологически нераз- дельной с Беседой, " особ из высшего духовенства, как то: преосвященных Иринея псковского, Анастасия бело- русского, Мефодия тверского, Феоктиста курского и Миха- ила черниговского" 1, или то, что именно разгром голи- цынского мистицизма и Библейского Общества в результате усилий митрополитов Серафима и Фотия привел Шишкова, лично не любимого Александром I, в кресло министра просвещения. В равной мере неосторожно распространять при оценке функции кощунства ситуацию XVIII в. на эпоху Священного Союза и 1820-х гг. " Мистики придворное крив- лянье" (Пушкин) эпохи Голицына, разгром Казанского и Петербургского университетов и " дело профессоров", инс- пирированные М. Л. Магницким и Д. П. Руничем, отнюдь не делали кощунство беспредметным во внелитературной сфе- ре. Характер возникшего в 1828 г. " дела о Гавриилиаде" также говорит против односторонности в трактовке ее по- лемической направленности. Исключительно любопытны соображения В. М. Живова о путях сакрализации образа Поэта в литературе XVIII - начала XIX в. Однако кажется, что здесь концепционная " жестокость" сняла некоторые существенные оттенки проб- лемы. Распространение религии Природы в предромантичес- кой, руссо-истской и штюрмерской литературе привело к изменению представления о природе поэтического твор- чества. Поэт предстал как одержимый пророческим вдохно- вением. В этом понимании пророк далеко не всегда влек непосредственно библейские ассоциации: библейские обра- зы пророков, оссиановские барды, скандинавские скальды, пророческое безумие дельфийских жриц - все это предста- вало как разные облики божественного вдохновения. О том, в какой мере это могло быть отделено от церковной ортодоксии, свидетельствует, что " глас Натуры" может вещать не только устами поэта - сама Природа уподобля- ется пророку:
Древний бор в благоговеньи Движет старческой главой, И в священном исступленьи Говорит с самим собой...2
Ни славянизмы языка, ни библеизмы фразеологии в та- ких случаях не выходят за пределы стилистики. Ситуация изменилась во вторую половину 1810-х-1820 гг., когда в псалмах Ф. Глинки, " Давиде" А. Грибоедова, " Давиде" В. Кюхельбекера стилистическая проблема пере- растает в сакральную по содержанию. Именно в этот мо- мент оказывается возможным появление демонических " чер- ных" текстов. Если в эпоху предромантизма языческий по- эт, шаман, колдун могли быть помещены в один ряд с христианским пророком, поскольку ряд этот имел литера- турную природу и отражал деистическое равнодушие к воп- росам догматики или даже шире - к религиозным спорам, то теперь, в эпоху романтизма, действительно, приходи- лось выбирать между молитвой и ко-
1 Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955. С. 428. 2 Мерзляков А. Ф. Стихотворения. Л., 1958. С. 207.
щунством, причем последнее облекалось в формы уже не словесной игры или легкомысленной шутки, а " черной мо- литвы", обращенной к демоническим силам:
И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь1.
" Грешные песни" - любовная поэзия, исконно рассмат- ривавшаяся в послепетровскую эпоху как вполне узаконен- ная, нейтральная сфера словесности, оказывается дь- явольской молитвой. Восстанавливается допетровский дуа- лизм божественного - дьявольского, причем, как в сред- невеково-аскетической системе, " человеческое" отождест- вляется со вторым, но как в ренессансно-просветитель- ской традиции, оно совмещено с авторской позицией и на- делено страстной привлекательностью. Показательно, что это " демоническое" кощунство романтика уже не нуждается в библейских цитатах и реминисценциях, количество кото- рых у Лермонтова, например, резко падает по сравнению с Пушкиным или Державиным. Статья В. М. Живова ставит исследователей русской поэзии перед новой проблемой и в определенном смысле намечает пути ее решения, прибегая, что естественно в такой ситуации, к полемически заостренным формулиров- кам. Обсуждение поставленных в статье проблем приблизит нас к их решению.
|