Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Heinrich Heine⇐ ПредыдущаяСтр 105 из 105
Ein Fichtenbaum steht einsam Im Norden auf kahler Hoh. Ihn schlafert; mit weisser Decke Umhullen ihn Eisund Schnee.
Er traumt von einer Paime, Die, fern im Morgenland, Einsam und schweigend trauert Auf brennender Felsenwand.
2. Обсуждаются две основные темы стихотворения: а) Тема столкновения мечты и реальности. Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за- мерзающая " на голой вершине", " на севере диком". Вторая картина - сон сосны. Пальма существует в воображении, сне, мечте сосны. Ее бытие имеет условный характер (этот момент пригодится позже, при анализе стихотворе- ния " Сон", поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает вторую тему. б) Раскрытие мира мечты. Естественно было бы предположить, что замерзающая и страдающая от одиночества сосна мечтает о другой - ве- селой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре- мится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе, которое так же, как и он, рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге- роя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физи- ческого холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения. В поэме Лермонтова " Мцыри" герой мечтает:
Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной...
Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти- хотворение " На севере диком...", внимательно прочитан- ное, привлечет учащихся высокой музыкальностью. Текст удобен для того, чтобы продемонстрировать законы его звуковой организации. Первые две строки создают звуко- вой образ пейзажа повторением фонем " с", " т", " н" (" се- вере", " стоит", " сосна", " одиноко", " снегом", " сыпу- чим"). Так же отчетливо организована в первых двух сти- хах и система гласных: решительный перевес имеют глас- ные переднего ряда " е", " и" и слаболабиализованная фо- нема " о". Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе- ны): иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема " а", открытая и резко выпадающая из общего рисунка строк, встречается только в трех местах - в начале, конце и середине, создавая как бы контрастную рамку. В ударном положении " а" появляется только в конце второго стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым словом " сосна". Таким образом, консонантизм сближает сосну со всем зимним пейзажем, оркестрованным на звук " с", а вокализм резко выделяет. Одновременно ударное " а" в слове " сосна" перекидывает мост (через опоры " она", " одна", " грустна") ко второму главному образу - пальме. Строка " Прекрасная пальма растет" с двумя удар- ными " а" как бы завершает второе большое кольцо " а" - " а". Таким образом, звуковое построение стихотво-
Выражение " снится ей все" означает: " снится ей все время, непрерывно". " Все" здесь наречие со значением " постоянно", а не средний род от местоимения " весь".
рения создает два разных мира (севера и юга) и образы двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под- черкивает их глубокое единство. Анализ звуковой струк- туры стихотворения имеет целью не столько научить уче- ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого анализа являются средством, а не целью), сколько нау- чить их слушать музыку стиха, научить их, читая стихи, чувствовать красоту звучания и старательно и правильно артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою' очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы- ка. Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое говорение, - язык, который получают ученики во внеучеб- ное время, - язык смазанной фонетики. Практическая речь тороплива, стремится быстрее добраться до смысла и яв- ляется плохой школой фонологического артикулирования. Для того, чтобы правильно говорить, надо приучить себя понимать звуковую красоту стиха, а для этого лучшая школа - поэзия.
" СОН"
После ознакомления учащихся с текстом стихотворения следует прочесть вместе с ними отрывок из воспо- минаний Е. П. Ростопчиной (М. Ю. Лермонтов в воспомина- ниях современников. М., 1989). После прочтения необхо- димо связать стихотворение " Сон" с настроениями Лермон- това, отправлявшегося во вторую кавказскую ссылку. Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер. Следует напомнить ученикам, что жизнь может отражаться в лирике не прямо и непосредственно, а преломляясь в определенных условных образах (они уже встречались с этим при работе над текстом " Зимний вечер"). Стихотво- рение " Сон" не описывает биографических событий из жиз- ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об- разов его поэзии. Образный язык, которым пользуется в данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста- вив " Сон" с изученным нами стихотворением " На севере диком стоит одиноко...". Работа здесь должна быть пост- роена на активизации пройденного материала. Перед уче- никами ставится вопрос, могут ли они сопоставить два эти стихотворения и что общего они видят в их сюжетах? Учеников можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря- дом вопросов. Герой (" я" в стихотворении " Сон", сосна в " На севере диком..."), погибая (умирая от раны, замер- зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное существо (" она", " пальма"). Таким образом, стихотворе- ние " Сон", как и " На севере диком...", посвящено траги- ческой для Лермонтова мечте - преодолению одиночества. Однако стихотворение " Сон" построено сложнее. В " На севере диком стоит одиноко..." сосна видит сон о паль- ме. Пальма - только сонное видение сосны. Своей собс- твенной жизни, души она в стихотворении не имеет. Сти- хотворение " Сон" имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:
И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымясь чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй.
Таким образом, сюжет развернут два раза - с точки зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение сюжета можно показать ученикам с помощью графической схемы. Оно подчеркивает, что не только герой, но и его возлюбленная может быть сопоставлена с сосной - одино- кой и страдающей от невозможности контакта с человечес- кой личностью. Сопоставление с " На севере диком..." может быть про- ведено и более подробно. Стихотворение " Сон" делится на две части. В первую входят две строфы до слов " Но спал я мертвым сном...", вторая начинается со слов " И снился мне...". Сопоставим эти части соответственно с частями стихотворения " На севере диком...". Первые части обоих стихотворений пей- зажны. Пейзажи, нарисованные в них, на первый взгляд кажутся противоположными. В одном стихотворении дейс- твие происходит " на севере диком", в царстве мороза и снега, в другом - на юге: " в полдневный жар в долине Дагестана". Однако противопоставление юга и севера здесь не так важно, как общая черта обоих пейзажей: природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая его, сила. Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый герой стихотворения " Сон" погибает от зноя (обратим внимание, что и в том и в другом стихотворении появля- ются горы, голая вершина: " утес горючий" в одном сти- хотворении, " уступы скал" и " желтые вершины" в другом). Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель- ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, " злой" пейзаж. Если мы вспомним, что в стихотворении " Пленный рыцарь" камень ассоциируется с тюрьмой, нас не удивит, что и в " Сне" каменная стена, как тюрьма, окружает ге- роя:
Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом...
Вторая часть стихотворений начинается откровенной параллелью:
И снится ей... (" На севере диком...") И снился мне... (" Сон")
Следует обратить внимание не только на параллелизм смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион- ные обороты - начало периода с союзом " и". Если в пер- вой части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес- тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в такой же роли оказываются " край, где солнца восход", и " вечерний пир в родимой стороне". Взгляд сосны направ- лен с севера в " край, где солнца восход", а в стихотво- рении " Сон" мечта героя летит в противоположном направ- лении. Героиня (" одна"), которая сидит задумчиво " меж юных жен, увенчанных цветами", как бы повторяет образ пальмы. Теперь обратим внимание на строки:
И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена...
Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран- цузским " reve" может означать не только усыпление (сон в прямом смысле), но и мечту. Таким образом, слово " сон" в стихотворении имеет следующие значения: 1) усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот- ворения учителю надо будет несколько раз обращаться к заглавию, показывая, как меняется его смысловое содер- жание. Так, слова " Но спал я мертвым сном..." в общея- зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон; выражение " он спит мертвым сном" само по себе в разго- ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании с выражениями " с свинцом в груди", " по капле кровь то- чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе- ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте " И снилось мне..." становится обозначением предсмертного бреда. Ср.: предсмертный бред Мцыри - " Песню рыбки"; стихотворение " Умирающий гладиатор". Сон героини (" И снилось ей...") имеет уже другое значение - это виде- ние, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение Лермонтова " Сон", как и " На севере диком...", посвящено романтической теме трагического одиночества. Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому в программе произведению Лермонтова необходимо сделать обобщающую работу, которая подготовит учеников к пони- манию того нового, что будет содержаться в стихотворе- нии " Выхожу один я на дорогу...". Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ " лермонтовского героя", который обладает чертами устой- чивого единства. Несмотря на то что каждое стихотворе- ние отличается от другого тематически, интонационно и сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и ту же человеческую личность - героя романтической поэ- зии Лермонтова. Перед учениками необходимо поставить вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих произведений? Учащихся следует подвести к пониманию сущности темы одиночества, а также причин ее появления в поэзии Лермонтова... Надо попросить учеников выделить наиболее часто встречающиеся и самые запомнившиеся им слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та- кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи- более характерные слова и выражения, следует закрепить эту работу домашним заданием на тему: " Характерные черты героя лирики Лермонтова".
" ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..."
Это последнее стихотворение, написанное Лермонтовым. Его изучение следует построить таким образом, чтобы, во-первых, подчеркнуть в нем все черты лермонтовской лирики, знакомые нам по предшествующему материалу, и, во-вторых, обособить то новое, что появляется в этом стихотворении и позволяет считать его следующим - пос- ледним - этапом лермонтовской лирики. С первой точки зрения, мы будем выделять знакомые нам романтические черты: одиночество, тоску поэта, его жажду найти собе- седника, обрести " родную душу". Со второй точки зрения, мы должны будем выявить примиренные интонации стиха, его устремленность к положительным идеалам. Стихотворение носит синтетический характер, как бы соединяя все мотивы лермонтовской поэзии. Именно поэто- му оно избрано как итоговое и для раздела " М. Ю. Лер- монтов", и для всего поэтического отдела. Лермонтов разделил стихотворение на строфы, и анализ его удобнее всего строить именно по этим сегментам. Первая строфа. Стихотворение начинается со знакомых для нас, типично лермонтовских, мотивов. В первой стро- ке появляется носитель лирического голоса - " я" и, к чему мы уже готовы, говорится о его одиночестве. Числи- тельное " один" всегда играет в поэзии Лермонтова значи- тельную роль. Например, еще в 1830 г. Лермонтов написал стихотворение " Одиночество".
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы - Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный...
Пальма - " одна и грустна". Поэт в стихотворении " На смерть поэта" - " один, как прежде". Наполеон:
Один, - он был везде, холодный, неизменный... ...Забытый, он угас один - Один, замучен мщением бесплодным... (" Последнее новоселье", 1841; курсив мой. - Ю. Л.)
Герой стихотворения также один выходит на дорогу. Однако в первой же строке стихотворения мы сталкива- емся с новым мотивом. Лермонтовский одинокий герой был знаком нам как узник (вспомним " Пленного рыцаря"). Он был заключен в тесном и темном месте, а огромный и сво- бодный мир природы находился высоко над ним и был недо- сягаем. Образ тюрьмы постоянно сопровождает романтичес- кого героя Лермонтова. Он отгорожен стенами от мира:
...одинок я, нет отрады, Стены голые кругом...
В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." уже первое слово - глагол в активном залоге - выводит героя из привычного нам окружения. Лирический повествователь стихотворения находится в открытом, распахнутом мире. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дороги, над ним - открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотво- рении - не узник, мечтающий о победе, а человек, погру- женный в открытую и свободную стихию природы. В первой строфе герой упоминается только в первом стихе, а пос- ледующие три посвящены миру природы. Этот мир наделен чертами, совершенно необычными для романтической поэ- зии. В ранней лирике поэта герой находился в условиях изоляции. (Например, в стихотворении " На жизнь надеять- ся страшась...": " Ужель при сшибке камней звук / Про- никнет в середину их".) Для ранней лирики характерны признаки оборванных коммуникаций, невозможности обще- ния. Герой не может найти слушающего; он живет в обста- новке глухоты и немоты. Вместо любви его окружает изме- на, вместо понимания - непонимание. Если ранняя романтическая лирика погружала героя в мир разобщенности, то в анализируемом стихотворении (а это характерно для ряда произведений последних двух лет) мир, в котором находится герой, - это мир, полный коммуникаций. Он пронизан связями, он говорит, слышит, любит. В стихотворении " Небо и звезды" поэт вопрошал звезды, но они молчали. В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." мир характеризуется единением; небо сое- динено с землей - поэт выходит на дорогу, но лежащий перед ним бесконечный путь освещен и залит лунным све- том. Луна принадлежит верхнему миру, миру неба, дорога - нижнему миру, миру земли. Лунный свет на дороге сое- диняет эти две противоположности. Не случайно и упоми- нание тумана: он заполняет пространство между землей и небом и выполняет роль посредника (между темницей и птицей в " Пленном рыцаре", поэтом и звездами в " Небо и звезды" нет никакого средоточия: они стоят по двум кра- ям бездны). Но не только лунный свет соединяет небо и землю. В этом стихотворении небо не молчит, оно " гово- рит", а земля ему " внемлет". Очень важно, что прост- ранство земли названо словом " пустыня". Реальный пейзаж стихотворения ведет нас на Кавказ, и поэтому здесь не следует представлять песчаную пустыню - плоскую равни- ну, покрытую песком. Пустыня здесь имеет два семанти- ческих признака: во-первых, это пространство, противос- тоящее городу, людскому поселению и всему миру создан- ного человеком общественного зла; во-вторых, это слово несет в себе семантику открытого, большого, распахнуто- го пространства. Про небольшой участок земли, отгоро- женный забором, сказать " пустыня" нельзя. Пустыня для Лермонтова имеет признак бескрайности. Так, одновремен- но с " Выхожу один я на дорогу..." поэт написал стихот- ворение " Пророк", герой которого покинул город - место лжи и злобы - и бежал в пустыню.
Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу...
И именно в пустыне лермонтовский пророк находит то, чего он был лишен в городе, - общение. Его не слушали люди в городе - в пустыне его слушают звезды:
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." герой тоже оказывается в пустыне. Если слово " дорога" включает в себя значение бесконечной длины, то пустыня - необъят- ная ширь. Герой один в огромном мире, открытом со всех сторон, и мир этот " говорит" и " внемлет". Очень сущест- венно, что эти глаголы, которые связываются у нас с представлением о звуковой речи, характеризуют у Лермон- това мир, наполненный тишиной. " Ночь тиха", звезды раз- говаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой безмолвной речи. Следовательно, мир, окружающий поэта, не только умеет говорить и слушать. Он слышит неслыш- ное, видит незримое, он наделен способностями тонкого, чувственного взаимопонимания. Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим меж- ду поэтом и окружающей землей. Об окружающем мире ска- зано, что он прекрасен: " В небесах торжественно и чуд- но". Слово " чудно" означает положительную оценку (хоро- шо, прекрасно) и вместе с тем несет семантику чуда: на небе совершается некое торжественное чудо. Поэт оказы- вается свидетелем какой-то скрытой от людей тайны при- роды, момента некоего торжественного и таинственного свершения, которого другим людям не видно. В этой связи слово " один" приобретает новый смысловой оттенок. Тра- диционно оно указывало на одиночество, здесь оно полу- чает оттенок избранничества; поэт оказался единствен- ным, допущенным в святилище природы. Другие люди спят и не видят открывшегося ему таинства. Строка " Спит земля в сияньи голубом" обобщает мотив слияния земли и неба (лунного света). Однако здесь особенно примечательно слово " спит". В изученных нами стихотворениях мы неоднократно сталкивались с мотивом сна. Сон выступал там как сино- ним смерти (" Но спал я мертвым сном"). И сон сосны, и сон умирающего в долине Дагестана героя - это состояние ухода из жизни, перехода в мир смерти. Поэтому сон име- ет признаки застывания, оцепенения, ухода из человека всего, что составляло жизнь (" По капле кровь точилася моя"). В данном случае впервые в наших текстах сон не противостоит жизни, а означает спокойную ее полноту. Земля, озаренная лунным светом и внемлющая голосу неба, жива, и сон ее - " полный гордого доверия покой", как скажет Лермонтов по другому поводу в стихотворении " Ро- дина". Лермонтовский романтический герой в своем одино- честве был одержим жаждой деятельности. Собственная не- полнота заставляла его искать цели вне себя. Вспомним в этой связи слова Пушкина о " современном человеке":
С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.
{" Евгений Онегин", 7, XXII}
В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." земля и весь мир, в который входит поэт, - это мир полноты. Он не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое спокойствие. Такое значение слова " сон" резко отличает- ся от его семантики в изученных нами текстах. Но полноте и спокойствию природы во втором и третьем стихах противопоставлено состояние поэта. Ему " больно" и " трудно", он глубоко неудовлетворен, он сомневается в будущем (" Жду ль чего? ") и с горечью вспоминает о прош- лом (" Жалею ли о чем? "). На этом стоит задержать внима- ние. Мир природы, данный глаголами настоящего времени, по сути дела - вневременной. Для него нет ни прошлого, ни будущего - для него существует только вечность. Мир поэтического " я" погружен в движение времени, и пережи- вания настоящего момента (торжественной ночи на склоне кавказских гор) невозможно для него без памяти о прош- лом и мечты о будущем. Не случайно в огромном природном мире, в который погружен герой стихотворения, он наибо- лее тесно связан с образом дороги. Дорога же влечет за собой понятие движения, направления этого движения - предыдущего и последующего, то есть времени. Во всем пейзаже только она вызывает ассоциацию с временными по- нятиями. Третья строфа полностью посвящена поэтическому " я". Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции и приобщиться к миру природы. Это желание характерно выражается в отказе от времени, в стремлении вырваться из временного мира. " Уж не жду от жизни ничего я" - от- каз от будущего, " И не жаль мне прошлого ничуть" - от- каз от прошлого. Вместо них поэт хотел бы влиться в вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну. Но именно это заставляет лирического героя раскрыть то, что он вкладывает в понятие " сон" и " покой". Уместно отметить, что в эту важную минуту Лермонтов сближается с Пушкиным. Строка " Я ищу свободы и покоя" напоминает пушкинскую строку из стихотворения " Пора, мой друг, по- ра! ":
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Пушкин дал и противоположное решение этого вопроса в " Письме Онегина к Татьяне":
Я думал: вольность и покой Замена счастью...
Но, так или иначе, само сочетание покоя и свободы - идея Пушкина. Для Лермонтова в предшествующем его твор- честве она была совершенно чужда, потому что лермон- товская свобода выявлялась в бунте, борьбе и деятель- ности и по самой своей природе была противоположна по- кою. И в " На севере диком...", и в стихотворении " Сон" утрата жизни - вместе с тем и потеря свободы, застыва- ние, неподвижность и смерть. Герой анализируемого сти- хотворения ищет той высшей свободы, которая не противо- речит законам природы, не требует постоянного бунта, а, напротив, подразумевает полноту индивидуальной жизни, гармонически согласной с мировой жизнью. Строфы
1 Этого стихотворения Лермонтов не мог знать - оно было опубликовано лишь в 1886 г. Тем знаменательнее возникшая перекличка позднего Лермонтова со зрелым Пуш- киным.
четвертая и пятая и раскрывают подробно этот, новый для лермонтовского героя, идеал. Сон, о котором он мечтает, это не " холодный сон могилы", а полнота жизненных сил. Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь (" про любовь мне сладкий голос пел"), то есть достиже- ние личного счастья, и слияние с образами мифологичес- кой и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - это космический образ мирового дерева, соединяющего небо и землю, известный многим мифологическим системам. Таким образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном ве- личии, удовлетворение жажды любви - выход из одиночест- ва и погружение в мир древних преданий и мифов. Этот идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой на- рода и родины, остро звучащей в последних стихотворени- ях Лермонтова. На пушкинский вопрос Лермонтов дал сво- еобразный ответ. Пушкин и его герой Евгений Онегин, по-разному решая этот вопрос, стояли перед альтернати- вой: счастье или покой и воля. Лермонтовский герой ре- шал ее синтетически: покой, воля и счастье. Вот та пол- нота жизни, которая выводила лирического героя лермон- товского стихотворения из устойчивого для всей лирики поэта одиночества. После анализа текста и знакомства со статьей " О сти- хотворении " Выхожу один я на дорогу..." " следует про- вести с учениками итоговую беседу, опираясь на материа- лы изученных стихотворений и привлекая знакомые учени- кам по курсу истории литературы данные об эволюции лер- монтовской лирики. Такое заключение темы " Лермонтов" может идти по одному из трех направлений, которые, в свою очередь, могут стать затем темами домашних сочине- ний: " Страдания и надежды героя лирики Лермонтова" " Лермонтовский герой перед лицом людей и природы" " Герой лирики Лермонтова и Пушкина: сравнение". В порядке подготовки к этой работе ученики должны будут выбрать из пройденного материала основные опор- ные, идейно и художественно значимые, слова и образы. Такая работа одновременно явится повторением и закреп- лением приобретенных лексических знаний. После этого ученики, на основании отобранных слов, строят характе- ристику по плану, составленному ими в классе под руко- водством учителя, а после этого выполняют домашнее за- дание.
|