Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Heinrich Heine






 

Ein Fichtenbaum steht einsam

Im Norden auf kahler Hoh.

Ihn schlafert; mit weisser Decke

Umhullen ihn Eisund Schnee.

 

Er traumt von einer Paime,

Die, fern im Morgenland,

Einsam und schweigend trauert

Auf brennender Felsenwand.

 

 

2. Обсуждаются две основные темы стихотворения:

а) Тема столкновения мечты и реальности.

Первая строфа говорит о реальной картине: сосна, за-

мерзающая " на голой вершине", " на севере диком". Вторая

картина - сон сосны. Пальма существует в воображении,

сне, мечте сосны. Ее бытие имеет условный характер

(этот момент пригодится позже, при анализе стихотворе-

ния " Сон", поэтому его надо подчеркнуть). Это вызывает

вторую тему.

б) Раскрытие мира мечты.

Естественно было бы предположить, что замерзающая и

страдающая от одиночества сосна мечтает о другой - ве-

селой и счастливой - пальме. Но пальма, которая снится

сосне, похожа на нее; она так же несчастлива на своем

юге, как сосна на своем севере. Герой Лермонтова стре-

мится не к благополучию, а к преодолению одиночества,

он мечтает о другом одиноком существе, которое так же,

как и он, рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии

Лермонтова, если будут думать, что главная беда его ге-

роя - плохие условия жизни, что сосна страдает от физи-

ческого холода и снега на диком севере. Холод, который

имеет в виду Лермонтов, - душевный холод. Герой его

жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает

от разобщенности и невозможности соединения. В поэме

Лермонтова " Мцыри" герой мечтает:

 

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной...

 

Работа над звуковой организацией стихотворения. Сти-

хотворение " На севере диком...", внимательно прочитан-

ное, привлечет учащихся высокой музыкальностью. Текст

удобен для того, чтобы продемонстрировать законы его

звуковой организации. Первые две строки создают звуко-

вой образ пейзажа повторением фонем " с", " т", " н" (" се-

вере", " стоит", " сосна", " одиноко", " снегом", " сыпу-

чим"). Так же отчетливо организована в первых двух сти-

хах и система гласных: решительный перевес имеют глас-

ные переднего ряда " е", " и" и слаболабиализованная фо-

нема " о". Рисунок гласных выглядит так (ударные выделе-

ны): иееенооноиооиооенеоа.. Из схемы видно, что фонема

" а", открытая и резко выпадающая из общего рисунка

строк, встречается только в трех местах - в начале,

конце и середине, создавая как бы контрастную рамку. В

ударном положении " а" появляется только в конце второго

стиха, однако там этот звук связан с ключевым смысловым

словом " сосна". Таким образом, консонантизм сближает

сосну со всем зимним пейзажем, оркестрованным на звук

" с", а вокализм резко выделяет. Одновременно ударное

" а" в слове " сосна" перекидывает мост (через опоры

" она", " одна", " грустна") ко второму главному образу -

пальме. Строка " Прекрасная пальма растет" с двумя удар-

ными " а" как бы завершает второе большое кольцо " а" -

" а". Таким образом, звуковое построение стихотво-

 

Выражение " снится ей все" означает: " снится ей все

время, непрерывно". " Все" здесь наречие со значением

" постоянно", а не средний род от местоимения " весь".

 

рения создает два разных мира (севера и юга) и образы

двух разных героев (сосны и пальмы) и вместе с тем под-

черкивает их глубокое единство. Анализ звуковой струк-

туры стихотворения имеет целью не столько научить уче-

ников разбирать текст на фонемном уровне (навыки такого

анализа являются средством, а не целью), сколько нау-

чить их слушать музыку стиха, научить их, читая стихи,

чувствовать красоту звучания и старательно и правильно

артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою'

очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту язы-

ка. Необходимо иметь в виду, что бытовая речь, деловое

говорение, - язык, который получают ученики во внеучеб-

ное время, - язык смазанной фонетики. Практическая речь

тороплива, стремится быстрее добраться до смысла и яв-

ляется плохой школой фонологического артикулирования.

Для того, чтобы правильно говорить, надо приучить себя

понимать звуковую красоту стиха, а для этого лучшая

школа - поэзия.

 

" СОН"

 

После ознакомления учащихся с текстом стихотворения

следует прочесть вместе с ними отрывок из воспо-

минаний Е. П. Ростопчиной (М. Ю. Лермонтов в воспомина-

ниях современников. М., 1989). После прочтения необхо-

димо связать стихотворение " Сон" с настроениями Лермон-

това, отправлявшегося во вторую кавказскую ссылку.

Вместе с тем само стихотворение имеет сложный характер.

Следует напомнить ученикам, что жизнь может отражаться

в лирике не прямо и непосредственно, а преломляясь в

определенных условных образах (они уже встречались с

этим при работе над текстом " Зимний вечер"). Стихотво-

рение " Сон" не описывает биографических событий из жиз-

ни поэта, а рассказывает о его настроениях на языке об-

разов его поэзии. Образный язык, которым пользуется в

данном стихотворении Лермонтов, легко выявить, сопоста-

вив " Сон" с изученным нами стихотворением " На севере

диком стоит одиноко...". Работа здесь должна быть пост-

роена на активизации пройденного материала. Перед уче-

никами ставится вопрос, могут ли они сопоставить два

эти стихотворения и что общего они видят в их сюжетах?

Учеников можно подвести к выявлению сюжетной схемы ря-

дом вопросов. Герой (" я" в стихотворении " Сон", сосна в

" На севере диком..."), погибая (умирая от раны, замер-

зая), видит сон. Во сне ему грезится далекое, но родное

существо (" она", " пальма"). Таким образом, стихотворе-

ние " Сон", как и " На севере диком...", посвящено траги-

ческой для Лермонтова мечте - преодолению одиночества.

Однако стихотворение " Сон" построено сложнее. В " На

севере диком стоит одиноко..." сосна видит сон о паль-

ме. Пальма - только сонное видение сосны. Своей собс-

твенной жизни, души она в стихотворении не имеет. Сти-

хотворение " Сон" имеет зеркальную композицию: сначала

герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую

герой видит во сне, видит сон о нем:

 

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди дымясь чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

 

Таким образом, сюжет развернут два раза - с точки

зрения героя и с точки зрения героини. Такое построение

сюжета можно показать ученикам с помощью графической

схемы. Оно подчеркивает, что не только герой, но и его

возлюбленная может быть сопоставлена с сосной - одино-

кой и страдающей от невозможности контакта с человечес-

кой личностью.

Сопоставление с " На севере диком..." может быть про-

ведено и более подробно.

Стихотворение " Сон" делится на две части. В первую

входят две строфы до слов " Но спал я мертвым сном...",

вторая начинается со слов " И снился мне...". Сопоставим

эти части соответственно с частями стихотворения " На

севере диком...". Первые части обоих стихотворений пей-

зажны. Пейзажи, нарисованные в них, на первый взгляд

кажутся противоположными. В одном стихотворении дейс-

твие происходит " на севере диком", в царстве мороза и

снега, в другом - на юге: " в полдневный жар в долине

Дагестана". Однако противопоставление юга и севера

здесь не так важно, как общая черта обоих пейзажей:

природа выступает здесь как враждебная герою, убивающая

его, сила. Сосна замерзает, ее убивает холод; раненый

герой стихотворения " Сон" погибает от зноя (обратим

внимание, что и в том и в другом стихотворении появля-

ются горы, голая вершина: " утес горючий" в одном сти-

хотворении, " уступы скал" и " желтые вершины" в другом).

Нагромождение камней, голых и не прикрытых раститель-

ностью, создает у Лермонтова всегда тягостный, " злой"

пейзаж. Если мы вспомним, что в стихотворении " Пленный

рыцарь" камень ассоциируется с тюрьмой, нас не удивит,

что и в " Сне" каменная стена, как тюрьма, окружает ге-

роя:

 

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом...

 

Вторая часть стихотворений начинается откровенной

параллелью:

 

И снится ей... (" На севере диком...")

И снился мне... (" Сон")

 

Следует обратить внимание не только на параллелизм

смысла, но и на одинаковые синтаксические и интонацион-

ные обороты - начало периода с союзом " и". Если в пер-

вой части стихотворений северный пейзаж и скалы Дагес-

тана выступают как своего рода синонимы, то во второй в

такой же роли оказываются " край, где солнца восход", и

" вечерний пир в родимой стороне". Взгляд сосны направ-

лен с севера в " край, где солнца восход", а в стихотво-

рении " Сон" мечта героя летит в противоположном направ-

лении. Героиня (" одна"), которая сидит задумчиво " меж

юных жен, увенчанных цветами", как бы повторяет образ

пальмы. Теперь обратим внимание на строки:

 

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена...

 

Сон в употреблении Лермонтова по аналогии с фран-

цузским " reve" может означать не только усыпление (сон

в прямом смысле), но и мечту. Таким образом, слово

" сон" в стихотворении имеет следующие значения: 1)

усыпление, 2) смерть, 3) мечта. Эти значения раскрывают

смысл заглавия постепенно, и поэтому при чтении стихот-

ворения учителю надо будет несколько раз обращаться к

заглавию, показывая, как меняется его смысловое содер-

жание. Так, слова " Но спал я мертвым сном..." в общея-

зыковом употреблении могут означать просто крепкий сон;

выражение " он спит мертвым сном" само по себе в разго-

ворном языке образа смерти не вызывает. Но в сочетании

с выражениями " с свинцом в груди", " по капле кровь то-

чилася" этот фразеологизм раскрывает свое второе значе-

ние и начинает говорить о смерти. В этом контексте " И

снилось мне..." становится обозначением предсмертного

бреда. Ср.: предсмертный бред Мцыри - " Песню рыбки";

стихотворение " Умирающий гладиатор". Сон героини (" И

снилось ей...") имеет уже другое значение - это виде-

ние, которое уносит ее в далекий край. Стихотворение

Лермонтова " Сон", как и " На севере диком...", посвящено

романтической теме трагического одиночества.

Обобщающая работа. Перед переходом к итоговому

в программе произведению Лермонтова необходимо сделать

обобщающую работу, которая подготовит учеников к пони-

манию того нового, что будет содержаться в стихотворе-

нии " Выхожу один я на дорогу...".

Все изученные стихотворения Лермонтова создают образ

" лермонтовского героя", который обладает чертами устой-

чивого единства. Несмотря на то что каждое стихотворе-

ние отличается от другого тематически, интонационно и

сюжетно, все они, с разных сторон, характеризуют одну и

ту же человеческую личность - героя романтической поэ-

зии Лермонтова. Перед учениками необходимо поставить

вопрос: какие общие черты видят они во всех героях этих

произведений? Учащихся следует подвести к пониманию

сущности темы одиночества, а также причин ее появления

в поэзии Лермонтова... Надо попросить учеников выделить

наиболее часто встречающиеся и самые запомнившиеся им

слова и образы из изученных стихотворений. Проделав та-

кую работу в классе и выбрав из всех стихотворений наи-

более характерные слова и выражения, следует закрепить

эту работу домашним заданием на тему:

" Характерные черты героя лирики Лермонтова".

 

" ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ..."

 

Это последнее стихотворение, написанное Лермонтовым.

Его изучение следует построить таким образом, чтобы,

во-первых, подчеркнуть в нем все черты лермонтовской

лирики, знакомые нам по предшествующему материалу, и,

во-вторых, обособить то новое, что появляется в этом

стихотворении и позволяет считать его следующим - пос-

ледним - этапом лермонтовской лирики. С первой точки

зрения, мы будем выделять знакомые нам романтические

черты: одиночество, тоску поэта, его жажду найти собе-

седника, обрести " родную душу". Со второй точки зрения,

мы должны будем выявить примиренные интонации стиха,

его устремленность к положительным идеалам.

Стихотворение носит синтетический характер, как бы

соединяя все мотивы лермонтовской поэзии. Именно поэто-

му оно избрано как итоговое и для раздела " М. Ю. Лер-

монтов", и для всего поэтического отдела.

Лермонтов разделил стихотворение на строфы, и анализ

его удобнее всего строить именно по этим сегментам.

Первая строфа. Стихотворение начинается со знакомых

для нас, типично лермонтовских, мотивов. В первой стро-

ке появляется носитель лирического голоса - " я" и, к

чему мы уже готовы, говорится о его одиночестве. Числи-

тельное " один" всегда играет в поэзии Лермонтова значи-

тельную роль. Например, еще в 1830 г. Лермонтов написал

стихотворение " Одиночество".

 

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье - все готовы -

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный...

 

Пальма - " одна и грустна". Поэт в стихотворении " На

смерть поэта" - " один, как прежде". Наполеон:

 

Один, - он был везде, холодный, неизменный...

...Забытый, он угас один -

Один, замучен мщением бесплодным...

(" Последнее новоселье", 1841; курсив мой. - Ю. Л.)

 

 

Герой стихотворения также один выходит на дорогу.

Однако в первой же строке стихотворения мы сталкива-

емся с новым мотивом. Лермонтовский одинокий герой был

знаком нам как узник (вспомним " Пленного рыцаря"). Он

был заключен в тесном и темном месте, а огромный и сво-

бодный мир природы находился высоко над ним и был недо-

сягаем. Образ тюрьмы постоянно сопровождает романтичес-

кого героя Лермонтова. Он отгорожен стенами от мира:

 

...одинок я, нет отрады,

Стены голые кругом...

 

В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." уже

первое слово - глагол в активном залоге - выводит героя

из привычного нам окружения. Лирический повествователь

стихотворения находится в открытом, распахнутом мире.

Перед ним устремленная вдаль бесконечная дороги, над

ним - открытое небо. Герой Лермонтова в этом стихотво-

рении - не узник, мечтающий о победе, а человек, погру-

женный в открытую и свободную стихию природы. В первой

строфе герой упоминается только в первом стихе, а пос-

ледующие три посвящены миру природы. Этот мир наделен

чертами, совершенно необычными для романтической поэ-

зии. В ранней лирике поэта герой находился в условиях

изоляции. (Например, в стихотворении " На жизнь надеять-

ся страшась...": " Ужель при сшибке камней звук / Про-

никнет в середину их".) Для ранней лирики характерны

признаки оборванных коммуникаций, невозможности обще-

ния. Герой не может найти слушающего; он живет в обста-

новке глухоты и немоты. Вместо любви его окружает изме-

на, вместо понимания - непонимание.

Если ранняя романтическая лирика погружала героя в

мир разобщенности, то в анализируемом стихотворении (а

это характерно для ряда произведений последних двух

лет) мир, в котором находится герой, - это мир, полный

коммуникаций. Он пронизан связями, он говорит, слышит,

любит. В стихотворении " Небо и звезды" поэт вопрошал

звезды, но они молчали. В стихотворении " Выхожу один я

на дорогу..." мир характеризуется единением; небо сое-

динено с землей - поэт выходит на дорогу, но лежащий

перед ним бесконечный путь освещен и залит лунным све-

том. Луна принадлежит верхнему миру, миру неба, дорога

- нижнему миру, миру земли. Лунный свет на дороге сое-

диняет эти две противоположности. Не случайно и упоми-

нание тумана: он заполняет пространство между землей и

небом и выполняет роль посредника (между темницей и

птицей в " Пленном рыцаре", поэтом и звездами в " Небо и

звезды" нет никакого средоточия: они стоят по двум кра-

ям бездны). Но не только лунный свет соединяет небо и

землю. В этом стихотворении небо не молчит, оно " гово-

рит", а земля ему " внемлет". Очень важно, что прост-

ранство земли названо словом " пустыня". Реальный пейзаж

стихотворения ведет нас на Кавказ, и поэтому здесь не

следует представлять песчаную пустыню - плоскую равни-

ну, покрытую песком. Пустыня здесь имеет два семанти-

ческих признака: во-первых, это пространство, противос-

тоящее городу, людскому поселению и всему миру создан-

ного человеком общественного зла; во-вторых, это слово

несет в себе семантику открытого, большого, распахнуто-

го пространства. Про небольшой участок земли, отгоро-

женный забором, сказать " пустыня" нельзя. Пустыня для

Лермонтова имеет признак бескрайности. Так, одновремен-

но с " Выхожу один я на дорогу..." поэт написал стихот-

ворение " Пророк", герой которого покинул город - место

лжи и злобы - и бежал в пустыню.

 

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу...

 

И именно в пустыне лермонтовский пророк находит то,

чего он был лишен в городе, - общение. Его не слушали

люди в городе - в пустыне его слушают звезды:

 

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

 

В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." герой тоже

оказывается в пустыне. Если слово " дорога" включает в

себя значение бесконечной длины, то пустыня - необъят-

ная ширь. Герой один в огромном мире, открытом со всех

сторон, и мир этот " говорит" и " внемлет". Очень сущест-

венно, что эти глаголы, которые связываются у нас с

представлением о звуковой речи, характеризуют у Лермон-

това мир, наполненный тишиной. " Ночь тиха", звезды раз-

говаривают друг с другом без слов, и земля внемлет этой

безмолвной речи. Следовательно, мир, окружающий поэта,

не только умеет говорить и слушать. Он слышит неслыш-

ное, видит незримое, он наделен способностями тонкого,

чувственного взаимопонимания.

Вторая строфа посвящена отношениям, возникающим меж-

ду поэтом и окружающей землей. Об окружающем мире ска-

зано, что он прекрасен: " В небесах торжественно и чуд-

но". Слово " чудно" означает положительную оценку (хоро-

шо, прекрасно) и вместе с тем несет семантику чуда: на

небе совершается некое торжественное чудо. Поэт оказы-

вается свидетелем какой-то скрытой от людей тайны при-

роды, момента некоего торжественного и таинственного

свершения, которого другим людям не видно. В этой связи

слово " один" приобретает новый смысловой оттенок. Тра-

диционно оно указывало на одиночество, здесь оно полу-

чает оттенок избранничества; поэт оказался единствен-

ным, допущенным в святилище природы. Другие люди спят и

не видят открывшегося ему таинства. Строка " Спит земля

в сияньи голубом" обобщает мотив слияния земли и неба

(лунного света). Однако здесь особенно примечательно

слово " спит".

В изученных нами стихотворениях мы неоднократно

сталкивались с мотивом сна. Сон выступал там как сино-

ним смерти (" Но спал я мертвым сном"). И сон сосны, и

сон умирающего в долине Дагестана героя - это состояние

ухода из жизни, перехода в мир смерти. Поэтому сон име-

ет признаки застывания, оцепенения, ухода из человека

всего, что составляло жизнь (" По капле кровь точилася

моя"). В данном случае впервые в наших текстах сон не

противостоит жизни, а означает спокойную ее полноту.

Земля, озаренная лунным светом и внемлющая голосу неба,

жива, и сон ее - " полный гордого доверия покой", как

скажет Лермонтов по другому поводу в стихотворении " Ро-

дина". Лермонтовский романтический герой в своем одино-

честве был одержим жаждой деятельности. Собственная не-

полнота заставляла его искать цели вне себя. Вспомним в

этой связи слова Пушкина о " современном человеке":

 

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

 

{" Евгений Онегин", 7, XXII}

 

В стихотворении " Выхожу один я на дорогу..." земля и

весь мир, в который входит поэт, - это мир полноты. Он

не ищет ничего вне себя и поэтому погружен в гордое

спокойствие. Такое значение слова " сон" резко отличает-

ся от его семантики в изученных нами текстах.

Но полноте и спокойствию природы во втором и третьем

стихах противопоставлено состояние поэта. Ему " больно"

и " трудно", он глубоко неудовлетворен, он сомневается в

будущем (" Жду ль чего? ") и с горечью вспоминает о прош-

лом (" Жалею ли о чем? "). На этом стоит задержать внима-

ние. Мир природы, данный глаголами настоящего времени,

по сути дела - вневременной. Для него нет ни прошлого,

ни будущего - для него существует только вечность. Мир

поэтического " я" погружен в движение времени, и пережи-

вания настоящего момента (торжественной ночи на склоне

кавказских гор) невозможно для него без памяти о прош-

лом и мечты о будущем. Не случайно в огромном природном

мире, в который погружен герой стихотворения, он наибо-

лее тесно связан с образом дороги. Дорога же влечет за

собой понятие движения, направления этого движения -

предыдущего и последующего, то есть времени. Во всем

пейзаже только она вызывает ассоциацию с временными по-

нятиями.

Третья строфа полностью посвящена поэтическому " я".

Она говорит о желании поэта вырваться из мира изоляции

и приобщиться к миру природы. Это желание характерно

выражается в отказе от времени, в стремлении вырваться

из временного мира. " Уж не жду от жизни ничего я" - от-

каз от будущего, " И не жаль мне прошлого ничуть" - от-

каз от прошлого. Вместо них поэт хотел бы влиться в

вечный мир природы и приобщиться к ее полному силы сну.

Но именно это заставляет лирического героя раскрыть то,

что он вкладывает в понятие " сон" и " покой". Уместно

отметить, что в эту важную минуту Лермонтов сближается

с Пушкиным. Строка " Я ищу свободы и покоя" напоминает

пушкинскую строку из стихотворения " Пора, мой друг, по-

ра! ":

 

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

 

Пушкин дал и противоположное решение этого вопроса в

" Письме Онегина к Татьяне":

 

Я думал: вольность и покой

Замена счастью...

 

Но, так или иначе, само сочетание покоя и свободы -

идея Пушкина. Для Лермонтова в предшествующем его твор-

честве она была совершенно чужда, потому что лермон-

товская свобода выявлялась в бунте, борьбе и деятель-

ности и по самой своей природе была противоположна по-

кою. И в " На севере диком...", и в стихотворении " Сон"

утрата жизни - вместе с тем и потеря свободы, застыва-

ние, неподвижность и смерть. Герой анализируемого сти-

хотворения ищет той высшей свободы, которая не противо-

речит законам природы, не требует постоянного бунта, а,

напротив, подразумевает полноту индивидуальной жизни,

гармонически согласной с мировой жизнью. Строфы

 

1 Этого стихотворения Лермонтов не мог знать - оно

было опубликовано лишь в 1886 г. Тем знаменательнее

возникшая перекличка позднего Лермонтова со зрелым Пуш-

киным.

 

четвертая и пятая и раскрывают подробно этот, новый для

лермонтовского героя, идеал. Сон, о котором он мечтает,

это не " холодный сон могилы", а полнота жизненных сил.

Последняя (пятая) строфа соединяет надежду на любовь

(" про любовь мне сладкий голос пел"), то есть достиже-

ние личного счастья, и слияние с образами мифологичес-

кой и космической жизни. Дуб, у корней которого поэт

хотел бы погрузиться в свой полный жизни сон, - это

космический образ мирового дерева, соединяющего небо и

землю, известный многим мифологическим системам. Таким

образом, полнота жизни, в которую хотел бы погрузиться

поэт, - это приобщение к природе в ее таинственном ве-

личии, удовлетворение жажды любви - выход из одиночест-

ва и погружение в мир древних преданий и мифов. Этот

идеал соединяет пейзажную и любовную лирику с темой на-

рода и родины, остро звучащей в последних стихотворени-

ях Лермонтова. На пушкинский вопрос Лермонтов дал сво-

еобразный ответ. Пушкин и его герой Евгений Онегин,

по-разному решая этот вопрос, стояли перед альтернати-

вой: счастье или покой и воля. Лермонтовский герой ре-

шал ее синтетически: покой, воля и счастье. Вот та пол-

нота жизни, которая выводила лирического героя лермон-

товского стихотворения из устойчивого для всей лирики

поэта одиночества.

После анализа текста и знакомства со статьей " О сти-

хотворении " Выхожу один я на дорогу..." " следует про-

вести с учениками итоговую беседу, опираясь на материа-

лы изученных стихотворений и привлекая знакомые учени-

кам по курсу истории литературы данные об эволюции лер-

монтовской лирики. Такое заключение темы " Лермонтов"

может идти по одному из трех направлений, которые, в

свою очередь, могут стать затем темами домашних сочине-

ний:

" Страдания и надежды героя лирики Лермонтова"

" Лермонтовский герой перед лицом людей и природы"

" Герой лирики Лермонтова и Пушкина: сравнение".

В порядке подготовки к этой работе ученики должны

будут выбрать из пройденного материала основные опор-

ные, идейно и художественно значимые, слова и образы.

Такая работа одновременно явится повторением и закреп-

лением приобретенных лексических знаний. После этого

ученики, на основании отобранных слов, строят характе-

ристику по плану, составленному ими в классе под руко-

водством учителя, а после этого выполняют домашнее за-

дание.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.068 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал