Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пространственные представления и конструктивная деятельность.
Выбрать и наложить на схему 3-4 детали геометрической мозаики. Используется набор геометрической мозаики и схемы, на которые можно накладывать детали (см. описание). Педагог раздает схемы и предлагает детям построить картинки, накладывая детали на схему. 2. Копировать образец, построенный из двух кирпичиков с учетом цвета. Используется набор кирпичиков четырех цветов. Педагог строит образец из двух кирпичиков, а дети его воспроизводят. Хорошо включать такое задание в сюжет, называя фигурки: диван, стул, самолет, утюг и т.д. Когда образец из двух кирпичиков освоен, можно увеличить количество кирпичиков. 3. Собирать паззлы из 8-12 деталей. Каждому ребенку выдаются детали паззла и картинка к нему. Можно организовать это, как совместную деятельность всех детей, давая им один паззл из 40-50 крупных деталей на всех. По мере нарастания навыка, количество деталей можно увеличивать. 4. Строить, глядя на уменьшенную схему, конструкции из 3-4 деталей геометрической мозаики. Детям предлагается набор геометрической мозаики и уменьшенные схемы к нему. Обратите внимание на то, что схемы, содержащие ромбы и трапеции представляют большую трудность. По мере освоения детьми этого задания можно увеличивать количество деталей на схеме. 5. Понятия «право» и «лево». Дети встают. Педагог напоминает всем, где у них правая рука и дает задание: «Правой рукой достать до левого глаза» «Левой рукой достать до правой ноги» и т.д. По мере обучения детей можно усложнять инструкцию, вводя в нее «подробности»: «Мизинцем правой руки дотронуться сзади до левого колена». 6. Строительство по условно расчлененной схеме. Используется набор «Сложи узор», предложенный Никитиными, или «кубики Кооса» и схемы к ним. Схемы, прилагаемые к набору «Сложи узор», являются условно расчлененными, так как на них не проведены границы между кубиками, но, рассмотрев рисунок на них, можно догадаться, где кончается один кубик и начинается другой. Схемы в наборе часто расположены не в порядке возрастания сложности. Более простыми являются задания на складывание «кругов», более сложными – на складывание «мельниц». Задания на складывание букв и цифр представляют наибольшую трудность. Для выполнения задания каждому ребенку выдается свой набор кубиков и указывается схема, соответствующая его уровню. 7. Понятие «право» и «лево» (продолжение). Возьмите небольшую куклу, поставьте ее посередине стола. Обсудите с детьми, где у них правая рука, и где правая рука у куклы. Теперь покружите куклу и спросите, кто из детей теперь у куклы справа, кто слева, или с какой стороны от куклы Маша, поворачивайте куклу несколько раз, чтобы опросить каждого ребенка. Следите чтобы, отвечая на вопрос, ребенок не поворачивался за куклой корпусом. 8. Игра в «Лего». Конструктор «Лего» дети охотно используют сами в свободной игре. Побуждайте их использовать для конструирования схемы или описания к нему. На этом уровне развития навыков конструирование по схеме становится доступным и интересным. 9. Рисование и использование планов. Клады. На этом уровне дети обладают достаточным владением схемой, чтобы научить их рисовать планы. Покажите им на примере кукольной комнаты, как это делается (без соблюдения масштаба), а затем предложите каждому нарисовать схему комнаты, спрятать клад и обозначить на схеме место, где он спрятан. После чего все отправляются искать каждый из кладов. 10. Строительство по нерасчлененной схеме. Используется набор пентамино (см. описание). Нерасчлененные схемы к нему необходимо изготовить самим. Для этого несколько деталей пентамино нужно сложить вместе и обвести по внешнему контуру. Схемы первого уровня включают две детали, схемы второго уровня – три, схемы третьего уровня – четыре детали. Для выполнения задания каждому ребенку выдается свой набор пентамино и лист со схемами, соответствующими его уровню. Ребенок подбирает соответствующие детали пентамино, накладывая их на схему. 11. Строительство симметричных фигур. Используется набор геометрической мозаики и тонкие полоски бумаги, обозначающие ось симметрии («зеркало»), а так же небольшое зеркальце, с помощью которого можно проверить правильность выполнения задания. Педагог строит каждому ребенку фигурку из 2-4 деталей, дает «ось симметрии» и говорит: «Эта кривая очень любит смотреться в зеркало. Если зеркало будет здесь, что она увидит? Построй». Затем результат проверяется с помощью зеркальца и исправляется ребенком в случае необходимости. Дополнительно о строительстве симметричных фигур можно прочесть в статье А. Звонкина. 12. «Кубики Сома» («Кубики для всех») (см. описание). Используются наборы «кубиков Сома» по одному на каждого ребенка и схемы к ним. Педагог раздает детям схемы конструкций из 2-4 фигур в порядке усложнения и предлагает построить такие фигуры. Счет В этом разделе приведены только те задания, которые непосредственно связаны отработкой счетных навыков. Другие задания, также способствующие обучению счету, можно найти в разделах «Внимание и память», «Логические задания, задания на поиск стратегии», «Графические задания». 1. На первом этапе необходимо выучить числовую последовательность хотя бы до трех. Ее можно заучить, как стишок, ничего реально при этом не пересчитывая. Не говорите «раз», говорите «один». Например, можно начинать разные дела, хором сказав: «Один, два, три – начали!» 2. Обучаем детей пересчитывать предметы до трех. Необходимо, чтобы дети поняли, что при пересчете один номер соответствует одному предмету, т.е. нельзя ни пропускать предметы при пересчете, ни считать один и тот же предмет два раза. Что бы практически проявить это понимание, дети должны перекладывать предметы при пересчете или, если это нарисованные предметы, то со значительным усилием нажимать на каждый пересчитываемый предмет пальцем. Задания на пересчет на начальном этапе можно предлагать детям не на занятии, а в бытовой деятельности и в сюжетной игре. Убедитесь, что дети понимают, что последний номер при пересчете является общим количеством предметов. После того, как ребенок закончил пересчет, переспросите его: «Сколько всего?» 3. «Кто первый?» (см. описание). Используйте короткую дорожку (15-20 клеточек) и крупный кубик, на котором нарисованы точки от одной до трех, таким образом, чтобы ребенок мог «ткнуть» в каждую из точек пальцем при пересчете. Такой кубик можно сделать самим, нарисовав кружочки на гранях небольшого деревянного кубика. 4. «Кто первый?» (см. описание). Используйте дорожку длинной около 30 клеточек и кубик с точками от одной до шести. Если кто-то из детей не знает последовательности до 6, считайте с ним хором. Продолжайте играть в эту игру до тех пор, пока дети не научатся узнавать количество точек на кубике без пересчета. 5. «Кто первый?» (см. описание). Используйте дорожку длинной около 40 клеточек и два кубика с точками от одной до шести. Во время каждого хода ребенок кидает оба кубика, педагог спрашивает сколько выпало на каждом, а затем, сколько на двух кубиках вместе. Не удивляйтесь, если для того, чтобы сказать сколько вместе, дети будет пересчитывать снова все точки, так в начале обучения поступают все дети, это дает им практическое понимание операции сложения и занимает достаточно долгое время. Затем дети начинают считать, присчитывая точки с одного кубика к точкам с другого. Обратите внимание детей на то, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется и они могут начинать счет с любого кубика. Когда сложение практически автоматизировано, можно переходить к следующей игре. 6. «Кто первый?» (см. описание). Используйте дорожку длинной около 40 клеточек, на которой нарисовано большое количество стрелок, предписывающих тем, кто попал на клетку со стрелкой, двигаться на несколько клеток вперед или назад. Дети кидают два кубика с точками от одной до шести. Новыми правилами разрешается не только складывать количество точек, выпавших на кубиках, но и вычитать из большего числа меньшее. Ребенок должен выбрать, на какую клетку ему «выгоднее» попасть с учетом стрелок, и решить складывать ему или вычитать. Если возникают затруднения с вычитанием, помогите ребенку закрыть пальцем «вычитаемые» точки. 7. Знакомство со вторым десятком. Раздайте детям «абаки», в которых нижняя планка вынута. Объясните детям, что раньше вместо слова «десять», говорили «дцать» и слово «тринадцать», значит «три на десяти». Десять кружочков в нижнем ряду абака уже открыто. Теперь предложите детям открыть в верхнем ряду три кружочка и объясните, что это и есть «три на дцать», то есть тринадцать. Предложите детям поупражняться, открывая в верхнем ряду разное количество кружочков и называя полученные числа. 8. После того, как освоен второй десяток, объясните детям, как «сделаны» числа в пределах сотни. Например, 32 – это три «дцать» и два. Покажите детям, как записываются двузначные числа. Можно считать, что обучение пересчету закончено, когда ребенок без сомнений отвечает на вопрос: «Сколько носов у 2003 псов?». 9. Игра в «пьяницу», сделана по мотивам известной карточной игры. Приготовьте карточки с разными двузначными числами, так чтобы каждому ребенку досталось по 4 - 5 карточек. Каждый ребенок, не глядя на свои карточки, кладет их стопкой рубашкой кверху. Во время хода все дети открывают по одной карточке. Тот, у кого оказывается самое большое число, забирает все открытые карточки и кладет их вниз своей стопки. Игра заканчивается, когда у одного из игроков заканчиваются карточки. 10. Представление об умножении. Используйте кубики «Сложи узор». Раздайте детям по одному набору на каждого. Спросите, сколько прямоугольников можно сложить из двух, трех, четырех и т.д. кубиков. Поясните детям, что квадрат является частным случаем прямоугольника. Просите детей называть сложенные прямоугольники по числу кубиков, составляющих их стороны. Например, из шести кубиков можно сложить прямоугольники 1 на 6, 6 на 1, 2 на 3 и 3 на 2. При этом можно пояснить детям, что два ряда по три кубика и три ряда по два кубика представляют собой один и тот же прямоугольник, повернутый по-разному.
|