![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Буксование ведущих колес на подъеме
Условие буксования ведущих колес определяется схемой привода автомобиля. Рассмотрим последовательно все возможные варианты: 1. Автомобиль классической компоновки с задними ведущими и передними ведомыми колесами. Условие буксования ведущих колес на подъеме определяется так:
Rz2 * φ x Пренебрегаем в расчетах силой сопротивления воздуха и силой инерции, так как очевидно, что при преодолении максимально возможного подъема автомобиль движется с малой скоростью и равномерно. Тогда баланс проекций сил на плоскость дороги имеет вид:
Rx2 = Rx1 + Ga * Sin ά где ά – угол подъема; Учитывая, что Rx1 = Rz1 * f Где f – коэффициент сопротивления качению ведомых колес Получим баланс сил в следующем виде:
Rz2 * φ x = Rz1 * f + Ga * Sin ά Определим значения нормальных реакций на осях автомобиля (см. раздел 2.4) Ga : Rz1 = ------* (L2* Cos ά - hg * Sin ά) L Ga Rz2 = ----* (L1* Cos ά + hg * Sin ά) L Подставим полученные выражения нормальных реакций на осях автомобиля в уравнение баланса сил и после преобразования решим полученное уравнение относительно угла подъема, на котором будет иметь место буксование задних ведущих колес автомобиля с классической компоновкой: φ x* L1 – f* L2 ά букс1 = Arc tg ---------------------- L - hg*(φ x+ f)
В многих учебниках по теории автомобиля обычно приводится несколько иная формула, характеризующая угол подъема, на котором происходит буксование ведущих колес автомобиля с классической компоновкой:
φ x* L1 ά букс1 = Arc tg ---------------------- L - hg* φ x Эта формула получена при условии пренебрежения силой сопротивления качению колес передней оси. Она достаточно справедлива для случая преодоления подъема на дороге с хорошим твердым покрытием, однако при преодолении подъема на дороге с относительно большим коэффициентом сопротивления качению использование этой формулы может привести к значительным погрешностям. 2. Переднеприводный автомобиль. У переднеприводного автомобиля уравнение баланса проекций сил на плоскость дороги имеет вид: Rx1 = Rx2 + Ga * Sin ά Соответственно, значения касательных реакций на колесах мостов имеют вид: Rx1 = Rz1 * φ x; Rx2 = Rz2 * f Значения нормальных реакций на колесах переднего и заднего мостов переднеприводного автомобиля имеют такой же вид, как и для автомобиля с классической компоновкой. Подставим полученные выражения нормальных реакций на осях автомобиля в уравнение баланса сил и после преобразования решим полученное уравнение относительно угла подъема, на котором будет иметь место буксование задних ведущих колес переднеприводного автомобиля:
φ x* L2 – f* L1 ά букс2 = Arc tg ---------------------- L + hg*(φ x+ f) Аналогично, приближенная формула, полученная с пренебрежением силой сопротивления задних ведомых колес, имеет вид:
φ x* L1 ά букс2 = Arc tg ---------------------- L - hg* φ x 3. Полноприводный автомобиль с незаблокированным межосевым дифференциалом. Считаем, что на автомобиле установлен несимметричный межосевой дифференциал, характеризующийся коэффициентом распределения моментов Кд, , характеризующим и распределение касательных реакций по м ОСТам автомобиля: Rx2 К д = ------ Rx1
Поскольку при движении на подъем нормальная нагрузка на передних колесах уменьшается в сравнении со статической, есть все основания предположить, что буксовать на подъеме начнут колеса передней оси. В этом случае касательная реакция на передних колесах будет равна:
Rx1 = Rz1* φ x
Соответственно, на задних колесах будет реализована касательная реакция Rx2, увеличенная в сравнении с реакцией на передних колесах в Кд раз: Rx2 = Rz1* φ x * К д Уравнение баланса сил в этом случае имеет вид:
Rx1 + Rx2 = Ga * Sin ά
Подставив в уравнение баланса сил значения касательных реакций, выраженных через нормальные реакции и решив полученное уравнение относительно угла подъема, на котором будут буксовать передние колеса полноприводного автомобиля с незаблокированным межосевым дифференциалом, получим:
φ x* L2*(1+К д) ά букс3 = Arc tg ------------------- L + hg* φ x(1+ К д) 4. Полноприводный автомобиль с блокированным приводом мостов У полноприводного автомобиля с блокированным приводом мостов уравнение баланса проекций сил на плоскость дороги имеет вид:
Rx1 +Rx2 =Ga * Sin ά Значения касательных реакций при полном использовании сцепных свойств определяются следующим образом:
Rx1 = Rz1* φ x Rx2 = Rz2 * φ x Подставляя значения касательных реакций колес мостов в уравнение баланса сил и проведя преобразования, получим:
ά букс4 = Arc tg φ x Во избежание опрокидывания при движении полноприводного автомобиля на подъеме должно быть выдержано условие:
Это же условие справедливо и для заднеприводного автомобиля. Переднеприводный автомобиль не может преодолевать подъем, на котором возможно его опрокидывание
|