Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автоколебания управляемых колес вокруг шкворня
Подвеска автомобиля – сложная и взаимосвязанная система: вертикальные колебания вращающегося колеса вызывает гироскопический момент, изменяющий направление качения колеса. Рассмотрим это явление подробнее. В передней подвеске существует две колебательные системы: 1. Колебания колес (подвески) в плоскости YОZ. Характеризуется следующими параметрами: Ø ψ – угол наклона оси колес (моста); Ø Сψ – угловая жесткость подвески; Ø Jψ – момент инерции оси колес (вокруг оси Х); Ø . 2. Колебания колес в плоскости ХОY. Характеризуется следующими параметрами: Ø φ – угол поворота колес; Ø Сφ – жесткость деталей и рулевого привода вцелом; Ø Jφ – момент инерции колес и привода вокруг оси Z; Ø . Эти колебательные системы связаны гироскопическим эффектом Кинетический момент колеса: Ак = Jк · ω к, где момент инерции колеса Jк. Вектор кинетического момента колеса направлен по оси ОY ( к). Угловые колебания подвески происходят в плоскости YOZ. Они вызваны внешним моментом вн (например, неровностями дороги), вектор которого направлен по оси ОХ. Возникает гироскопический момент: – этот момент «тянет» вектор кинетического момента к вектору внешнего момента – колесо поворачивается на угол φ. Теперь поворот на φ является внешним моментом. Появляется второй гироскопический момент: . Этот момент «тянет» вектор кинетического момента к вектору первого гироскопического момента – колесо наклоняется на угол Δ ψ. Совпадение частоты собственных колебаний системы с частотой внешнего возмущения может привести к резонансу, что не допустимо.
Найдем собственную частоту системы. Т”г Т’г Пусть и . Из первого уравнения Из второго уравнения . Приравняем откуда – биквадратное уравнение. à – коэффициент гироскопической связи. Корень биквадратного уравнения: . Наличие гироскопической связи снижает высшую частоту и повышает низшую частоту, что увеличивает вероятность резонанса.
Ø Рассмотрим влияние дисбаланса колеса. Радиальная сила, вызванная дисбалансом: Ø Кинематическое рассогласование рулевого привода и подвески.
Методы борьбы – э то стабилизация управляемых колес: отклонение колес от прямого направления должно вызывать появление сил, возвращающих колесо в нейтральное положение. Контролируемые параметры: Ø Поперечный наклон шкворня (поднимает переднюю часть авто) эффективен при больших углах поворота à малых скоростях; Ø Продольный наклон шкворня (кастор) – эффект «рояльной ножки»– скоростная стабилизация (иногда отказываются, т.к. есть следующий…) Ø Стабилизация за счет силового увода шин – момент от равнодействующей реакции шины противоположен моменту от боковой силы; Ø Весовая стабилизация (продольная симметрия нагрузок на колеса).
|