Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свободные колебания массы на упругом элементе
Рассмотрим свободные (т.е. после (!) возбуждающего толчка) колебания массы. Сила, развиваемая упругим элементом, пропорциональна его жесткости и прогибу: . Сила инерции, действующая на массу, пропорциональна ускорению: (точки над переменной означают производную по времени). В статическом состоянии имеем: (Fст численно равна mg). Баланс сил имеет вид: или . Приведем уравнение к каноническому виду (т.е. старшая производная должна быть без коэффициентов): . Обозначим С/m = ω 2 (где ω – собственная частота системы), тогда . Характеристическое уравнение имеет вид: К2 + ω 2 =0; К2 =– ω 2; К = i· ω Решение дифференциального уравнения ищем в виде: . Из начального условия известно, что при t = 0 и z = 0. Откуда B = 0. Тогда . . . . Приведение жесткостей упругого элемента и шины: Деформация подвески складывается из деформаций шины и пружины под действием внешней силы (подрессоренной массы, неподрессоренную не учитываем): ; Тогда окончательно получим: . 8.3. Свободные колебания подрессоренной массы двухосного автомобиля без учета затухания и влияния неподрессоренных масс (масса на 2х пружинах) Заменим жесткость рессоры Ср и жесткость шины Сш приведенной жесткостью подвески Спр. (Неподрессоренной массой mн в первом приближении (в этом параграфе) пренебрегаем.) После таких допущений остается 2 степени свободы: вертикальное перемещение z0 и поворот α в продольной вертикальной плоскости. Оба эти движения вызывают изменение прогибов z1 и z2 упругих элементов и возникновению сил Спр1·z1 и Спр2·z2 действующих со стороны этих элементов на подрессоренную массу. Уравнения сил и моментов запишутся следующим образом: где – радиус инерции подрессоренной массы относительно поперечной оси ОУ; Jy – момент инерции подрессоренной массы относительно той же оси; aп и bп – расстояние от передней и задней осей до центра подрессоренной массы. Выразим z0 и α через координаты z1 и z2: Из прямоугольного треугольника АВС или для малых углов в рад *; Из того же треугольника è è è . Подставим вторые производные в систему: Обе части первого уравнения умножим на b, а левую часть перепишем: , затем вычтем из второго уравнения и упростим Вновь первое уравнение системы умножим теперь на а затем сложим со вторым уравнением системы и упростим Приведем систему к каноническому виду: Введем обозначения: ; Тогда система примет вид: – мат. модель колебания массы на двух упругих элементах без амортизаторов Система является «связанной», т.к. в каждое из уравнений входят два ускорения по z1 и z2. Это проявляется в том, что колебания передней и задней части автомобиля представляет собой сумму двух синусоидальных колебаний с различными амплитудами и частотами, зависящими от параметров обеих подвесок. После решения получим низкую и высокую собственные частоты системы: . Если = 0, то – гармонические колебания точки В и А соответственно. Чем больше , тем больше взаимное влияние подвесок. = 0, если . Вводят коэффициент распределения подрессоренных масс . Для большинства полностью груженых автомобилей (легковых и грузовых) не более 20 %. Если ε у =0, 8…1, 2, то собственные частоты подвесок (в данном случае равные парциальным*) можно найти следующим образом . *Парциальная частота – это частота колебаний сложной системы, если все степени свободы, кроме одной, устранены.
|