![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вероятностный подход к исследованию плавности хода автомобиля⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Проведенный выше анализ предполагал заданную определенной функцией характеристику расположения неровностей дороги. В рассматриваемом примере неровности дороги описывались косинусоидой. Такой подход к исследованию колебаний автомобиля называется детерминированным. В реальности расположение неровностей на дороге носит случайный характер. В этом случае имеет смысл вероятностный подход к исследованию плавности хода автомобиля. Введем понятие случайной функции y = f(t) Математическое ожидание mд этой функции в интервале ∆ t имеет вид:
mд = (∫ y dt)/ ∆ t Дисперсия этой функции имеет вид:
δ 2 = ∫ (y - mд)2 dt) Дисперсия определенным образом связана с частотой следования неровностей λ. Эта связь характеризуется так называемой спектральной плотностью Ф (λ) и определяется выражением:
δ 2 = ∫ Ф (λ) d λ Когда профиль опорной поверхности рассматривается, как случайная функция, его можно охарактеризовать функцией спектральной плотности. Было установлено, что взаимосвязь между спектральной плотностью и пространственной частотой для различных дорог может быть аппроксимирована выражением
Фg (λ)= Сs λ –N В этой формуле: - Фg (λ)- функция спектральной плотности профиля дороги - Сs и N – постоянные, характерные для различных видов дорог. В табл. 10.1. приведены значения Сs и N для функций спектральной плотности различных дорог. Таблица 10.1
Для анализа колебаний транспортного средства более обычным является выражение спектральной плотности профилей поверхностей в виде временной частоты в герцах, чем в виде пространственной частоты, поскольку колебания машины являются функцией времени. Преобразование пространственной частоты λ во временную частоту f (Гц) осуществляется с учетом скорости движения транспортного средства:
f (Гц) = λ (цикл /м) V (м/с)
Преобразование спектральной плотности профиля дороги, выраженной через пространственную частоту Фg (λ) во временную частоту Фg(f) также выполняется с учетом скорости транспортного средства V:
Фg(f) = Фg (λ)/V
Взаимосвязь между входными и выходными сигналами, характерная для любой системы, для транспортного средства представляет собой передаточную функцию, преобразующую входной сигнал, представляющий собой неровность поверхности в выходной сигнал, представляющий собой колебания машины Передаточная функция, или функция частотной реакции определяется, как отношение выходного сигнала к входному в установившихся условиях. Рассмотрим для примера порядок определения передаточной функции для одномассовой модели, изображающей свободные колебания подрессоренной массы при наличии амортизатора Дифференциальное уравнение, описывающее колебания такой массы, получено выше:
m d2z/dt + c (z-q) + h(dz/dt – dq/dt) = 0
Здесь: m – колеблющаяся масcа z – перемещение подрессоренной массы; q – вертикальная координата неровности дороги; d2z/dt – ускорение подрессоренной массы; dz/dt – скорость перемещения подрессоренной массы; dq/dt – скорость изменения высоты неровности под колесом В данном уравнении q представляет собой возмущение системы, вход, а z – перемещение подрессоренной массы – выход. В такой интерпретации полученное уравнение можно представить в виде зависимости выхода от входа:
m d2z/dt + h dz/dt + c z = h dq/dt + c q; Введем понятие «оператор дифференцирования «p» = d/dt Тогда d2z/dt = p2 z; dz/dt = p z; dq/dt = p q Уравнении е колебаний подрессоренной массы в этом случае будет иметь вид: m p2 z + h p z + c z = h p q+ c q;
Представим полученное уравнение в виде зависимости выходного сигнала (z = zвых) от входного сигнала (q = qвх):
(m p2 + h p + c) z = (h p+ 1) q
Перейдем к записи полученного уравнения в относительных формах, поделив оба члена на жесткость c:
[(m/ c) p2 + (h/ c) p + 1] zвых = [ (h/ c) p + 1] qвх
Обозначим: m/ c = Т1; h/ c = Т2; Тогда полученное ранее уравнение примет вид:
[Т1 p2 + Т2 p + 1] zвых = [Т2 p + 1] qвх
Передаточная функция Wпер по перемещениям представляет собой отношение выходного сигнала zвых к входному qвх
zвых Т2 p + 1 Wпер = ------- = ----------------- qвх Т1 p2 + Т2 p + 1
Спектральная плотность перемещений подрессоренной массы связана со спектральной плотностью неровностей дороги через передаточную функцию следующим образом:
Фg( z ) = │ Wпер│ 2 Фg( q )
Аналогично можно составить передаточную функцию и определить взаимосвязь ускорений, дисперсий третьих производных колебаний подрессоренной массы и дороги. Для примера приведем модуль передаточной функции по частоте от входного сигнала в виде перемещения к выходному сигналу в виде ускорения подрессоренной массы:
/ 1 + (2 ς f / fп)2 │ Wпер│ = │ (2 π f)2 √ ---------------------------------- │ [1 – (f / fп)2 ]2 + [2 ς f / fп]2 Здесь: ς – коэффициент демпфирования; f – частота возмущения fп – собственная частота системы После получения функции спектральной плотности для ускорения машины можно провести анализ в связи с выбранным критерием комфортабельности езды. Например, при принятии в качестве критерия утомляемости водителя или снижения пределов профессиональных навыков для вертикальных колебаний, предложенных Международным стандартом ISO 2631 необходимо преобразовать функцию спектральной плотности в корень среднеквадратичных значений ускорений в функции от частоты. Среднеквадратичное значение ускорений в определенной полосе частот можно определить интегрированием соответствующей функции спектральной плотности в том же диапазоне частот.
|