![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вынужденные колебания подрессоренной и неподрессоренных масс двухосного автомобиля с учетом затухания (подвеска с амортизатором в движении)
В первом приближении представим неровности дороги в синусоидальном виде (любые вынужденные колебания можно разложить в гармонический ряд). Допустим, что контакт колеса с дорогой происходит только в одной точке (справедливо для небольших неровностей, которые автомобиль обычно переезжает на большой скорости – это, собственно, нас и интересует). Тогда текущая координата волны, в которой происходит контакт колеса с дорогой обозначим q:
q0 – амплитуда волны; х – абсцисса точки с вертикальной координатой q; lв – длина волны. При равномерном движении х = V·t получим:
где v = 2 π ·V/lв – частота возмущающей силы В § 10.5 мы получили мат. модель затухающих колебаний подвески:
Для проведения анализа упростим модель – избавимся от одной из степеней свободы путем приведения жесткостей упругих элементов, допустив независимость колебаний масс mп и mн:
Подставим q и приведем уравнение к каноническому виду:
где Общее решение найдено как сумма решений однородного (левая часть) уравнения и частного решений:
Часть I – затухающие колебания. Часть II – не затухающие, установившие колебания. Частью I можно пренебречь. Тогда после преобразования получим
Проведем анализ. Для удобства заменим zv = za/q0 , тогда
Зависимость амплитуды колебаний подрессоренной массы от частоты вынуждающей силы имеет две характерные резонансные точки: v = ω 0 и v = ω к. При отыскании решения мат модели мы допустили независимость колебаний масс mп и mн. Это справедливо лишь для v =(0…0, 5) ω к. Тогда, учитывая ω 0 < < ω к первый резонанс мы можем достоверно анализировать по зависимости zv. При v = ω 0 получим
Мы знаем, что ψ 0 = 0, 15…0, 25. Тогда zv = 3, 48 … 2, 23. При v = ω к зависимость zv существенно занижает результат. Для корректировки zv нужно умножить на коэффициент:
Поправочный коэффициент при v = ω к имеет вид 1/(2·ψ k · v).
– Амплитудно-частотная характеристика грузового автомобиля (АЧХ)
Итак, Исходные данные, необходимые для составления АЧХ: ω 0, ω к, ψ 0, ψ к : ω 0, ω к – парциальные частоты колебаний подрессоренной и неподрессоренной масс:
Ср, mп, mн – жесткость рессоры и соответствующие массы; ψ 0, ψ к – относительный коэффициент затухания колебаний подрессоренной и неподрессоренной масс:
h0, hк – парциальные коэффициенты сопротивления подвески:
К – коэффициент неупругого сопротивления подвески (коэффициент рассеяния энергии).
ВЫВОДЫ 1. Установившиеся (без учета части I, см. мат. модель выше) вынужденные колебания происходят с частотой возмущающей силы. Частота от наличия амортизатора и его характеристик не зависит. 2. Амплитуда установившихся вынужденных колебаний не зависит от времени и от начальных условий. Наличие амортизатора не делает колебания затухающими, а амплитуда колебаний с течением времени не меняется. 3. Амплитуда установившихся вынужденных колебаний подрессоренной массы зависит от соотношения между собственной частотой Ω 0 (≈ парциальной ω 0) и частотой возмущений v. 4. Наибольшая амплитуда колебаний достигается при резонансе. Частота низкочастотного резонанса чуть меньше ω 0 – менее чем на 1 %. Наличие амортизатора несколько увеличивает этот процент. 5. Амортизатор создает смещение фаз перемещений относительно вынуждающей силы, причем величина сдвига зависит от вынуждающей частоты. 6. Амортизатор уменьшает все амплитуды: перемещений, виброскоростей и виброускорений (увеличение ψ 0 в интервале 0, 2 …0, 4 уменьшает z и z`` почти в два раза). 7. Из АЧХ видно, что: a. амплитуда колебаний подрессоренной массы имеет один экстремум – при низкочастотном резонансе; b. амплитуда колебаний неподрессоренной массы имеет 2 экстремума – при низкочастотном и высокочастотном резонансе; c. амплитуда виброускорений подрессоренной массы также имеет 2 экстремума, смещенных по фазе относительно колебаний неподрессоренной массы. Частота возмущений зависит от скорости автомобиля и длины l
|