Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закрепление нового социального строя






В периоды стабильности, когда в обществе нет никакого кризиса, присущий кодификации «эффект кристаллизации»1 лишь усиливает желание доминирующей социальной группы попытаться закрепить выгодную ей расстановку сил. Жорж Рипер прекрасно показал, что во все времена правовая норма является плодом разнообразных противоборств, пронизывающих любое общество2. Уже Кодекс Хамму-раби закрепил преобладающее положение могущественного класса торговцев, которых поддерживал царь, исходя из собственных фискальных и политических интересов3. В литературе, например, удачно подмечено, что если кастильские Кортесы (Cortè s) на протяжении всего XVI в. без устали добивались кодификации законодательства, то не в последнюю очередь, и даже, пожалуй, главным образом, это происходило потому, что кастильская знать хотела воспользоваться своим превосходством, чтобы добиться официального закрепления тех правовых норм, которые были ей выгодны4.

Но чаще всего кодификация возникает по окончании потрясшего общество кризиса, позволяя зафиксировать новые правовые нормы, ставшие результатом изменения социальных отношений, причем в большинстве случаев она отражает признание претензий тех, чьи действия и вызвали кризис. Кодификация тем самым служит символическим закреплением их успеха, облегчает возврат к спокойствию после периода потрясений и восстанавливает правовую определенность, нарушенную неповиновением старым правовым нормам. Когда идеологические бури стихают, то кодификация, «это дитя разума, позволяет завершить революцию»5. Кодекс скрепляет печатью социальное перемирие, создавая для него прочную основу вокруг ценностей, формирующих новое общество, он успокаивает само общество и вдыхает в него новую жизнь. Именно эта, одновременно миротворческая, основополагающая и ускоряющая, функция, наверное, и является одной из самых замечательных и престижных функций кодификации, благодаря которым и существует особое к ней от-

1 См. о нем выше.

2 G. Ripert, Les forces cré atrices du droit, op. cit., № 28: «В действительности правовая норма издается только потому, что на ее принятии настояла некая социальная сила, одержавшая победу в борьбе с теми силами, которые этому противились, или, по крайней мере, воспользовавшаяся их безразличием».

3 M. Weber, Sociologie du droit, op. cit., p. 199.

4 J. Vanderlinden, Le concept de code..., op. cit., p. 31 et 295.

5 F. Terré, A. Outin-Adam, Codifier est un art difficile..., art. cité, p. 99.


Феномен кодификации

ношение. Как пишет в данном контексте декан Корню, «главное достоинство кодификации заключается в продемонстрированной ею способности обновлять право соответствующего общества, отражая в нем ценности своего времени»1.

В литературе высказывалось замечание по поводу уголовно-правовых кодификаций, что многие из них появлялись после глубоких политических и социальных кризисов2, но, как представляется, данный вывод справедлив в отношении института кодификации в целом. Жан Годэме*, анализируя право Древнего Востока и Древней Индии, уже там обнаруживал призыв слабых и угнетенных к законодательству как средству спасения от произвола и несправедливости: именно поэтому Кодекс Ур-Намма старался защитить от сильных мира сего сирот или вдов, а Кодекс Хаммураби с самого начала пролога искал моральное оправдание своим положениям, увещевая, чтобы «сильный не подавлял слабого»3 (в данной сентенции заключено настоящее «кредо» месопотамских кодексов4). По той же причине многие древнегреческие полисы просили законодателей кодифицировать их право5. Тит Ливии и Дионисий Галикарнасский** прямо указывают на то, что в Риме VI — V вв. до Р. X. множились возмущения плебса, находившегося под гнетом олигархов и imperium консулов. Власть пошла на уступки и назначила комиссию децемвиров, временно наделив их всей полнотой властных полномочий и поручив им составить Законы XII таблиц которые в результате за-

1 G. Cornu, Codification contemporaine: valeurs et langage // L'art du droit en quê te de sagesse, op. cit., p. 361.

2 См.: J. Gaudemet, La Ré volution et le droit // Sociologie historique du droit, op. cit., p. 55. Автор, впрочем, отмечает эту закономерность с некоторой долей осторожности.

* Ж. Годэме — недавно скончавшийся известный французский историк и теоретик права, канонист и романист, в частности, специалист по истории и теории кодификации, заслуженный профессор юридических факультетов Страсбургского университета и университета Париж II, автор многочисленных научных трудов, в том числе работ «Историческая социология права», «Источники канонического права, VIII — XXвека» (Париж, 1993), выдержавшей несколько изданий книги «Зарождение права» (1-е изд., 1997 г.), а также учебника «Римское частное право» (2-е изд. Париж, 2000). — Примеч. пер.

3 Le Code d'Hammurapi, Le Cerf, 1998, trad. A. Finet, p. 31.

4 S. Lafont, Codification et subsidiarité dans les droits du Proche-Orient ancien // La Codification des lois dans l'Antiquité, Actes du colloque de Strasbourg, 27-29 novembre 1997, op. cit., p. 54.

5 J. Gaudemet, La codification..., art. cité, p. 245.

** Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) - римский историк, автор «Римской истории от основания города» в 142 книгах (до нас дошла лишь часть из них); Дионисий Галикарнасский — древнегреческий историк и ритор 2-й половины I в. до н.э., автор «Римских древностей». — Примеч. пер.


Цели кодификации

крепили новые притязания плебеев и институты, призванные эти притязания гарантировать1. Последний пример дал Максу Веберу возможность всесторонне проанализировать явление в целом и сделать более общий вывод о том, что «заинтересованными в такого рода изменениях являются здесь те социальные классы, которые до того сильнее всех страдали от отсутствия однозначных и единых правовых норм»2.

Французский Гражданский кодекс, принятый по окончании периода социальных потрясений в ситуации, когда частное право Старого режима сильно изменилось под воздействием революционного законодательства, представляет собой знак наступившего социального порядка, примиряющий старое и новое. Стремление к примирению со всей очевидностью проявилось в составе комиссии по разработке Гражданского кодекса, где присутствовали как приверженцы Старого режима, так и сторонники Революции.

Современность пестрит и другими примерами подобного рода. В 1867 г. в Японии под натиском Запада последний сёгун из рода Токугава передал всю политическую власть в руки Императора, положив конец военному правлению, длившемуся семьсот лет. Одной из задач, решавшихся посредством проведенных в начале эры Мэйдзи* кодификаций, стало утверждение произошедших перемен и укрепление незадолго до того восстановленной императорской власти перед лицом все еще могущественных феодалов3. Возьмем другой пример. В Китае «шесть кодексов Гоминьдана»**, принятые после установления Республики, явились отражением нового социального строя: «Новой республиканской форме правления нужен был новый революционный дух, демократический и современный... В его становлении должна была принять участие кодификация»4. Точно так же кодексы, изданные после смерти Мао Цзэдуна, скажем, Уголовный кодекс 1980 г. или Гражданский процессуальный кодекс 1982 г.,

1 M. Humbert, Les XII Tables, une codification? // Droits, 1998, № 27, spé c. p. 106.

2 M. Weber. Sociologie du droit, op. cit., p. 196. См. также: Р. Grimai, La civilisation romaine, Champs-Flammarion, 1981, p. 102: «Поскольку существовал плебс, не входивший в состав gestes (народа. — Примеч. пер.), то возникла необходимость прибегнуть к помощи арбитра, стоявшего и над теми и над другими и способного обеспечить разрешение конфликтов, происходивших не только между самими gentes, но и — что было еще важнее для развития права — между ними и чужаками, не находившимися под защитой ни одной группы, отделявшей бы их от государства».

* Об этом понятии см. наше примечание выше. — Примеч. пер.

3 Е. Schaeffer, De l'importation de codes..., art. cité, p. 265.

** См. о них подробнее выше, а также наше примечание во введении. - Примеч. пер.

4 Е. Schaeffer, De l'importation de codes..., art. cité, p. 268.


Феномен кодификации

воплощают в себе произошедший в развитии страны поворот, желание «окончательно изгладить самый утопичный период ее истории»1, коим являлась «культурная революция», и создать для нового общества новую правовую основу. Возникает впечатление, что ко-дификаторская активность и не собирается стихать в этой стране, действуя в унисон с глубокими преобразованиями в современном китайском обществе2. Кодексы, принятые в СССР вскоре после установления в 1917 г. коммунистической власти, когда успокоилось революционное брожение, также демонстрируют волю закрепить новый социальный строй, свидетельством чему является быстрота проведения кодификации. Так, в опубликованном в свое время на французском языке «официальном» советском издании в этом смысле, например, отмечалось: «Современная история не знает других случаев кодификации, проведенной в столь краткие сроки после произошедших социальных потрясений»3. Аналогичное явление, естественно, имело место в странах Восточной Европы после Второй мировой войны: принятые кодексы должны были утвердить новый общественный строй, ставший результатом социалистических революций4. Десталинизация в СССР и его странах-сателлитах сопровождалась второй волной кодификаций, предназначенных «отразить произошедшие за истекший период общественные перемены»5. Представляется, что после падения коммунистической власти кодекс рассматривается в странах Центральной и Восточной Европы в качестве ключевого элемента правового государства, инструмента, позволяющего утвердить и обеспечить гарантиями новый социальный строй, а также способствующего установлению рыночной экономики6. Так, один

1 J. Tao, Le droit chinois contemporain, op. cit., p. 23.

2X.-Y. Li-Kotovtchikhine, La ré forme du droit chinois par la codification // Revue internationale de droit comparé, 2000, p. 529 et s., spé c. p. 538: «Китайское экономическое развитие, несомненно, потребует создания гражданского общества, основанного на понятиях права, равенства и уважения человеческого достоинства, общества, в котором кодификация будет необходима во всех отраслях права». См. также: M. Delmas-Marty, La construction d'un Etat de droit dans la Chine d'aujoud'hui. Avancé es et ré sistances // Le Dalloz, 2002, p. 2484 et s.

3 Introduction au droit sovié tique / sous la dir. de V. Koudriavtsev, M. Kroutogolov et V. Toumanov, É d. du progrè s, Moscou, 1987, p. 9.

4 См.: V. Knapp, La codification du droit civil dans les pays socialistes europé ens // Revue internationale de droit comparé, 1979, p. 733 et s.

5 V. Koudriavtsev, M. Kroutogolov, V. Toumanov, Introduction au droit sovié tique, op- cit.P.l5.

6 S. Leyenberger, Les enjeux de la codification dans les pays d'Europe centrale et orientale: la coopé ration du Conseil de l'Europe // Revue franç aise d'administration publique, 1997,


Цели кодификации

российский автор счел необходимым заметить по поводу вступившего в силу в 1995 г. Гражданского кодекса Российской Федерации, что он «представляет собой самое важное, с концептуальной и идеологической точек зрения, законодательное завоевание за время произошедших в России демократических реформ»1. В странах, где коммунисты до сих пор находятся у власти, экономический кризис 1980-х годов вынудил провести в обществе тихую революцию, и мы видим новую волну кодексов, отражающих намерение закрепить возникший в результате экономический строй, где скомбинированы элементы социализма и капитализма. Скажем, во Вьетнаме так называемая политика обновления (Doï -Moï), начатая в 1986 г., привела помимо прочего к принятию в 1995 г. нового Гражданского кодекса, вступившего в силу с 1 июля 1996 г.2 Наконец, последний пример: обретение независимости многочисленными африканскими государствами, сопровождавшееся построением нового общества, основанного на новом национальном правовом порядке, привело к периоду интенсивной кодификации в большинстве из этих стран между 1960 и 1970 гг. Как отмечалось в африканской литературе, «яркое пламя кодексов напоминает не только формой, но и своим буйством огромный костер в саванне, освещающий весь правовой лес африканского континента»3.

Нередко перед кодификацией ставится цель объединить разные группы населения, на которое рассчитано ее применение, что является одним из аспектов рассматриваемой нами социальной унификации в широком смысле.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал