Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Всеобщий кодекс?
Идея создания некоего всеобщего кодекса зародилась в философии Просвещения, и многие кодексы XVIII и XIX вв. отражали стремление эту идею реализовать. Например, проект Кодекса Фридриха уже в самом своем наименовании содержал указание на то, что он закрепляет «право определенное и всеобщее». Идея достигла апогея у Бентама с его мечтой о Панномионе (этимологически — «всезаконнике»): будучи в первый раз составлен в одной стране, этот кодекс затем станет постепенно переноситься в другие страны1. К тому же Бентам намеревался лично выступить в роли агента — распространителя кодекса вселенского назначения: он «обращался то в одну страну, то в другую, к президенту США Мэдисону, к русскому императору Александру*, к испанским Кортесам, предлагая создать вечный Гражданский или Уголовный кодекс, который должен подходить разным странам, независимо от их обычаев, климата, исторического прошлого»2. Идея создания всеобщего кодекса вновь всплыла в начале XX в., будучи на этот раз подхвачена многими представителями зарождавшегося тогда сравнительного правоведения, видевшими в создании такого кодекса основную задачу своей дисциплины. Так, Шарль Бу-ко отмечал, что «исследования в области сравнительного правоведения» сами по себе уже являются «подготовительными работами» по составлению «всеобщего Гражданского кодекса»3. Анри Капитан** в 1 См.: D. Baranger, Bentham et la codification..., art. cité, p. 30. * Письма Бентама к Джеймсу Мэдисону и Александру I сохранились в архивах США и России. См. об этом: Конвей С. «Бентам проджект» и изучение Бентама // История права: Англия и Россия. М., 1990. С, 225. — Примеч. пер. 7 Е. Laboulaye, Essai sur la vie et les doctrines de Fré dé ric-Charles de Savigny, 1842, p. 39 (цит. по: F. Terré, La codification // European review of private law, 1993, p. 35). 3 C. Boucaud, Les perspectives historiques et philosophiques du droit comparé // Mé langes E. Lambert, t. 1, LGDJ, 1938, p. 308. ** A. Капитан (1865-1937) - выдающийся французский цивилист, начавший научно-педагогическую карьеру в качестве профессора гражданского права на юридическом факультете университета Гренобля и приобретший широкую известность после публикации книги «Введение в изучение гражданского права — Общие понятия» (1-е изд. 1898). Расцвет творческой деятельности Капитана связан с Парижским университетом, где он занял профессорскую кафедру и опубликовал в 1914 г. классический «Элементарный курс французского гражданского права» (в 3 томах), написанный в соавторстве с профессором и впоследствии советником Кассационного суда Ам-бруазом Коленом (1862-1929). Во французской цивилистике этот многократно переиздававшийся (в том числе после смерти авторов в редакции Л. Жюллио де ла Мо-рандьера) доктринальный источник известен как «Колен и Капитан» (Co)in et Capi-tant). Кроме того, в 1934 г. А. Капитан издал книгу «Основные судебные решения по Выбор круга людей свою очередь писал в том же ключе, что «принятие различными государствами одного и того же Кодекса для регламентации правовых отношений (гражданских и торговых) жителей этих государств... несомненно, стало бы большим прогрессом»1. Все эти планы по созданию некоего всеобщего кодекса по-прежнему выглядят непомерно амбициозными и утопичными. Данную оценку не может изменить даже то, что попытки их реализации в какой-то мере обозначены в некоторых актах общемирового характера, скажем, во Всеобщей декларации прав человека. Не может изменить ее и то, что связанная с кодификацией идея jus commune* сама по себе небесполезна на ниве борьбы с правовой неопределенностью2. Вспомним Порталиса, много более взвешенно говорившего, что законы «должны быть приспособлены к характеру, привычкам, положению того народа, для которого они сделаны»3. Впрочем, ничего принципиально нового в его словах не содержалось: Порталис сам находился под влиянием знаменитой теории климатов Монтескье. Если рассматривать проблему с сугубо юри-дико-технической точки зрения, то идея всеобщего кодекса также представляется нереализуемой. Достаточно сказать, что подобный кодекс должен быть принят каждым государством планеты в идентичных терминах. Думается, что замысел по разработке всеобщего кодекса может быть претворен в жизнь исключительно в контексте некоего транснационального права, не отождествляемого ни с какой этнической, политической или иной общностью, допустим, такого, как право гражданским делам» (Les grands arrê ts de la jurisprudence civile), став пионером жанра, без которого сегодня нельзя представить французскую юридическую науку (такого рода работы ныне регулярно издаются и переиздаются по всем без исключения традиционным отраслям права). Имя Капитана присвоено так называемой «Ассоциации Анри Капитана — друзей французской юридической культуры» — одному из самых влиятельных объединений франкоязычных юристов, которое «является своеобразной международной организацией, охватывающей все страны, интересующиеся французской правовой культурой» (Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 255). Первый Конгресс Ассоциации Анри Капитана (при учреждении она именовалась «Обществом франкоязычных юристов») состоялся в августе 1939 г. в Монреале, т.е. через два года после кончины самого профессора А. Капитана. - Примеч. пер. 1 H. Capitant, Un projet de code international des obligations et des contrats // Extrait des Bulletins de la Classe des lettres et des sciences morales et politiques, Bruxelles, M. Hayez, 1928, p. 199. * Общее право (лат.). - Примеч. пер. 2 См. об этом подробнее далее. 3 J.-E.-M. Portalis, Discours pré liminaire... // Naissance du Code civil, op. cit., p. 38. Техника кодификации религиозное. Так, Канонический кодекс 1983 г., наверное, действительно имеет основания претендовать на то, чтобы считаться кодексом всеобщим или вселенским, поскольку концептуально отражает вселенскую ипостась Католической церкви1.
|