Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Зрительная недостаточность ограничивает возможности ребенка в познании окружающего мира; дети с нарушением зрения плохо видят и выделяют конкретные признаки и






Зрительная недостаточность ограничивает возможности ребенка в познании окружающего мира; дети с нарушением зрения плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов. Ограниченность сенсорного опыта сказывается на ходе формирования у детей представлений, т.к. они строятся на чувственной основе. В связи с этим важно научить дошкольников компенсировать недостаток восприятий, получая информацию через сохранные анализаторы. Дети должны представлять различные объекты, знать их назначение, способы действия и применение; понимать условия жизнедеятельности человека, его связи с окружающим миром. Таким образом, перед воспитателем стоит задача – научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные признаки; способствовать формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека.

Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями между собой. В ходе изучения дети, имеющие сниженное зрение, должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Незрячие дети знакомятся с окружающим миром, практически изучая предметы и явления; они должны научиться выделять и анализировать различные осязательные признаки и свойства объектов. При этом в процесс обследования необходимо активно включать сохранные анализаторы, учить детей пользоваться всеми видами восприятия: зрительным (при наличии зрения), осязательным, слуховым, обонятельным, при возможности – вкусовым, что обеспечивает получение детьми более полной и точной информации.

Основными методами и средствами обучения являются наблюдение, обследование, экскурсии, дидактические игры, деятельность с натуральными объектами, беседы. На занятиях используется различный иллюстративный материал: картины, диапозитивы, макеты, чучела животных и птиц, муляжи фруктов и овощей, гербарии, реальные предметы; плоскопечатные, рельефные, барельефные пособия. Лучший вид наглядных пособий – натуральные предметы. Они дают наиболее полные представления о реальных объектах и совокупности их свойств. Необходимо сочетать разные средства наглядности с аудиозаписями голосов птиц, животных, звуков неживой природы и др.

Формирование правильных представлений о природных объектах не должно ограничиваться только усвоением определенных знаний, важно вывести ребенка на поисковую деятельность, ориентировочные действия, учить использовать в работе сохранную чувствительность.

Воспитатель должен сопровождать восприятие незнакомых и малознакомых объектов словесным объяснением, постоянно руководить обследованием, акцентировать внимание детей на характерных, важных, отличительных свойствах и признаках объекта наблюдения. Если ребенок испытывает затруднения в обследовании объекта, то необходимо провести эту работу совместно с ним.

Значительное место в программе отводится развитию пространственной адаптации детей с нарушением зрения в окружающей обстановке, формированию пространственных представлений на уровне зрительного и других видов восприятия. В помещениях детского сада следует соблюдать заведенный порядок хранения игрушек, одежды, других предметов быта для облегчения процесса пространственной ориентировки детей с нарушением зрения.

Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является ее взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводят специальные упражнения по развитию зрительных функций.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, трудовым обучением, изобразительным искусством, математикой, а также с коррекционными занятиями по социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, развитию осязания, зрительного восприятия, что поможет педагогам добиться более осознанного и прочного усвоения детьми программного материала. Тифлопедагог учит детей способам обследования предметов с помощью зрения и сохранных анализаторов, формирует способы чувственного познания, тем самым подготавливая их к восприятию материала, который будет преподноситься воспитателем на занятии.

Воспитателю предоставляется возможность самостоятельно решать, какой программный материал целесообразно отобрать для обучения на занятиях, а какие программные задачи решать в процессе повседневного общения с детьми.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал