Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 5 страница. Политика большевистской партии одновременно и разру шала, и собирала Россию
* * * Политика большевистской партии одновременно и разру шала, и собирала Россию. Ряд" лидеров национальных элит, соглашавшиеся в принципе до победы большевиков на совме стное существование в рамках Российского федеративного го-сударства (хотя вероятность выполнения этих обещаний со-мнительна), затем продемонстрировали явные сепаратистские настроения, не принимая эту власть как таковую. Так, в обращении Белорусской Рады Октябрьская революция называлась уничтожающей богатства страны анархией Представитель Украинской Рады в разговоре по прямому про-воду с главкомом Крыленко заявил: " Претензии СНК на руководство украинской демократией тем менее могут иметь какое-либо оправдание, что навязываемые Украине формы политического правления дали на территории самих народных комиссаров результаты, отнюдь не вызывающие зависть. Пока в Вели-короссии развивается анархия, экономический, политический и хозяйственный развал, пока там царит грубый произвол и попрание всех свобод, завоеванных у царизма революцией, Генеральный секретариат не находит нужным повторять этот печальный опыт на территории Украины" 64. Похожее утверждение, по воспоминаниям генерала А.СЛукомского, исходило впоследствии и от гетмана Украины П.П.Скоропадского, утверждавшего, что, когда " Великороссия изживет свой большевизм, он первый поднимет голос за объединение с Россией; что он отлично понимает, что Украина не может быть " самостийной" 65. В Туркестане в ноябре 1917 года власть перешла к Краевому Совету рабочих и солдатских депутатов и исполнительному комитету Ташкентского Совета. Однако при формировании новых органов власти представители местного мусульманского населения в него не вошли. Съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов заявил в своем решении вполне определенно: включение в настоящее время мусульман в органы высшей краевой революционной власти неприемлемо как ввиду полной неопределенности отношения туземного населения к власти Советов, так и ввиду того, что там нет классовых ор ганизаций. В конце ноября в городе Коканде был открыт IV Чрезвы чайный общемусульманский краевой съезд. Был поставлен вопрос об автономии с национальным правительством. Характер но, что откровенно сепаратистских тенденций еще не наблюда -226-
лось. Выражая " волю населяющих Туркестан народов к само-определению, на началах, возвещенных Великой Российской революцией". съезд предоставил установление норм автономии Туркестана Учредительному собранию. Мусульманский лидер М. Чокаев в своем выступлении на съезде указывал: " То, что творится в Центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении и о спасении великой национальной революции". Это впоследствии признал и бывший член Туркестанского комитета Временного правительства И.Шендриков: широкие слои туркестанского общества рассматривали объявление автономии прежде всего как организованный протест против разнузданности и анархии большевистской власти, которая начала уже проявлять себя вовсю в Ташкенте и пыталась тогда еще безуспешно распространить свое влияние на остальные города и области Туркестана. Показательно, что это было этнически неоднородное правительство, ибо около трети мест в нем получили русские. Однако против Кокандской автономии была применена вооруженная сила, и в начале февраля 1918 года город был взят и разграблен отрядами Красной Армии. В Тифлисе 15(28) ноября 1917 г. местными национальными партиями было создано правительство Закавказья — Закавказский комиссариат. По его инициативе в феврале 1918 г. образуется общий для региона орган государственной власти- Закавказский сейм. Он состоял из депутатов, избранных в Учредительное собрание от Закавказья, а также представителей национальных партий- грузинских меньшевиков, дашнаков, мус-саватистов и др. Председателем этого органа на правах президента республики был избран Н. С. Чхеидзе, санкционировавший в марте 1918 отделение Закавказья от России, а в начале апреля провозгласивший образование Закавказской демократической федеративной республики. В последующем выявились разногласия во внешнеполитической ориентации (меньшевики и дашнаки ориентировались на Германию, муссаватисты - на Турцию). Кроме того, национальные советы Грузии, Армении и Азербайджана высказались за создание отдельных национальных государств. Закавказская федеративная республика распалась. В мае — начале июня поочередно образовываются: Грузинская демократическая республика, Республика Армения, Азербайджанская республика. На Кавказе политический процесс шел не менее интен-сивно. Еще в мае 1917 г. на первом горском съезде во Влади-кавказе силами национального движения был создан Союз
объединенных горцев Кавказа. Его лидерами стали кумыкский князь Р. X. Капланов, чеченский нефтепромышленник А. Чер моев, бывший царский чиновник ингуш В. Джабатиев, кабар динский коннозаводчик П. Коцев и др. В ноябре 1917 Союз провозгласил создание Горской республики, а бывшие члены его ЦК составили Горское правительство. Часть членов этого правительства входила в Терско-Дагестанское правительство, которое распалось в марте 1918 с провозглашением Терской советской республики. Его члены бежали в Грузию, где была предпринята попытка консолидировать антисоветские полити-ческие кавказские группировки. Тогда же в Дагестане была провозглашена Республика горцев Северного Кавказа. Был подписан договор о совместной борьбе с большевиками с пред ставителями части горского населения, белого офицерства, а также братьями Г.Ф. и Л.Ф. Бичехаровыми. Были отменены все декреты Советской власти, леса, пастбища, воды возвращались прежним владельцам. Имели место контакты с представителями Добровольческой армии. Однако в мае 1919 в условиях оккупации Дагестана войсками Деникина Горское правительство и созданные им структуры были ликвидированы. На Кавказе какое-то время существовало и образованное в сентябре 1919 г. Северо-Кавказское эмирство, расположенное в Нагорной(Большой) Чечне со столицей в слободе Ведено, вооруженные силы которого вели борьбу с деникинскими частями Его возглавлял имам и эмир шейх Узун Хайр Хаджи Хан. Речь шла о государственном образовании, живущем по законам шариата, которое сошло с политической арены вместе с поражением Белого движения на Кавказе66. В Бессарабии действовал " Сфатул Цэрий" (Совет края), созданный по инициативе национальных лидеров. В начале декабря 1917 руководители " Сфатул Цэрий" объявляют о создании Молдавской народной республики (Республики Бессарабия) и исполнительного органа- Совета генеральных директоров, объединивших национальные партии. Просуществовала эта власть недолго, несмотря на многочисленные попытки коалиций, и затем до 1940 г. Бессарабия находилась в составе Ру мынии. Почти калейдоскопический характер носили политические процессы на Украине. Как уже отмечалось, в марте 1917 в Киеве на заседании совета Украинской партии социал-федералис тов с участием Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социал-революционеров, других -228-
обществ и организаций была создана Центральная Рада, пред-седателем которой стал авторитетный ученый и общественный деятель М. Н. Грушевский. Исполнительным органом являлся Генеральный секретариат, в январе 1918 реорганизованный в Совет Министров. Сразу же после октябрьских событий в Петрограде Центральная Рада устанавливает свою власть в Киеве, провозгласив себя верховным органом Украинской народной республики. В ходе германо-австрийской оккупации Украины Центральная Рада была разогнана, Украинская народная республика упразднена. В апреле 1918 г. провозглашается Украинская Держава. Верховным главой стал гетман П.Скоропадский, избранный на " съезде хлеборобов". Гетман и созданное им правительство находились под контролем оккупационных властей. После их ухода в декабре 1918 власть переходит к Украинской Директории, образованной лидерами Украинского национального союза в Белой Церкви в ночь на 14 декабря. Ее председателем становится В. К. Винниченко (по февраль 1919), а командующим вооруженными силами — С. Петлюра, ставший с 10 февраля Председателем Украинской Директории. Была вновь воссоздана Украинская народная республика, объявившая войну Советской России. Был заключен союз с Деникиным, однако действенного взаимодействия не произошло. Попытка восстановления режима Петлюры с помощью Ю. Пилсудского была сделана в ходе советско-польской войны 1920 г., что в конечном счете закончилось неудачей67. Выступив против октябрьского переворота, сибирские областники решили созвать чрезвычайный съезд, а собравшаяся 4 декабря в Томске первая сессия облсовета под председательством В.М.Крутовского поручила ему сделать на съезде доклад о положении Сибири в связи с новой политической ситуацией. 155 делегатов чрезвычайного сибирского областного съез-да, открывшегося в Томске 6 декабря 1917 г., собрались в об-становке, когда многие организации края, в том числе революционно-демократические, стали смотреть на областные учреждения как на опорные пункты борьбы с большевизмом. Росли областнические и даже сепаратистские симпатии прежде всего в имущих слоях населения, " лишь бы можно было избавиться от ужасов наступавшего большевизма, быстро распространявщегося от центра к периферии" 68. На съезде же большинство составляли социалисты, в част-ности, эсеры, и их соперничество с большевиками порой ока- зывало значительное влияние на характер работы и решения -229-
съезда. Так, делегат Томского совета рабочих депутатов боль шевик Ф.Лыткин выступил с постановлением Западно-Сибир ского окружного Совета, призвавшего всех представителей со ветов покинуть съезд " в виду его контрреволюционности". В то же время эсеровский Западно-Сибирский Совет крестьянских депутатов поручил своим делегатам довести до сведения съезда постановление, в котором ему предлагалось объявить себя экс тренным Сибирским Учредительным собранием. Даже под дав лением силы оно не должно было расходиться до создания временных органов законодательной и исполнительной власти (областной думы и временного Совета министров), составленных из представителей всех социалистических партий и народ ностей Сибири. В случае разгона Всероссийского Учредительного собрания или нарушения всеобщего избирательного права при его созыве предлагалось организовать выборы в постоянную областную думу на основе всеобщего избирательного права. Многие местные советы рекомендовали своим делегатам продолжать работу на съезде, и таким образом большевистская обструкция не удалась. Однако борьба за власть все больше обострялась. Особенно ожесточенные формы, вплоть до вооруженных, она приобрела в крупных центрах — Красноярске, Иркутске. На съезде выступили представители всех губерний и областей. Итоги обсуждения положения на местах подвел в своем докладе П.Я.Дербер, на основе чего съезд констатировал, что " неуклонно и неизбежно Сибирь идет по пути окончательного распада и развала". Отсутствие центральной власти диктовало выбор: " Либо бессильная и неизбежная смерть, либо объединение всех трудовых народов нашего края в мощном устремлении к своему спасению" 69. В декларации по текущему моменту съезд, поддержав Всероссийское Учредительное собрание, единодушно высказался за создание автономных органов власти как единственный выход к спасению Сибири и постановил не позднее марта 1918 г созвать Сибирское Учредительное собрание. Временно обще-краевым органом, включавшим представителей всех социалистических партий и народов Сибири, становился Сибирский областной совет, ответственный перед областной думой. Было выработано положение об этих органах. В Совет были избраны Г.Н.Потанин, П.Я.Дербер, А.Е.Новоселов, Г.Б.Патушинский, М.Б.Шатилов и А.А.Ермаков. -230- До созыва Учредительного собрания дума являлась выс-шим законодательным органом Сибири и действовала на осно-ве принятых до октябрьского переворота законов и решений Временного правительства, а также Всероссийского Учреди-тельного собрания. В случае невозможности созыва и работы Учредительного собрания Сибири вся полнота власти оставалась в руках избранных декабрьским съездом органов. По существу, совет стал первым сибирским правительством, тогда как дума включала в себя представителей политических, общественных, национальных, профсоюзных организаций, советов и органов самоуправления. На их базе разворачивалась борьба против большевизма и создавались автономные учреждения. 7 января 1918 г. Временный совет заявил о непризнании Советской власти Сибирью и постановил созвать областную думу. Во второй половине января в Томске собрались более 90 депутатов, открытие думы планировалось 2 февраля 1918 г. Однако в ночь на 27 января 1918 г. большевики арестовали значительную часть депутатов, в том числе Патушинского, Шатилова, Якушева. Около 45 оставшихся на свободе членов думы 28 января образовали Временное Сибирское правительство автономной Сибири из 20 человек во главе с П.Я.Дербером. Кратковременная история деятельности этого правительства, его взаимоотношения с думой и обстоятельства прекращения работы изучены достаточно подробно70. С началом гражданской войны в Сибири областничество вступило в новую стадию — реализация его идей прямо зависела от военной ситуации и расстановки сил внутри антибольшевистского лагеря. 17 (30) июня 1918 г. Сибирская областная дума приняла грамоту " Народам Сибири", в которой говорилось, что вся полнота власти на территории края передается Сибирскому правительству. В специальной грамоте все население, " без различия национальностей, классов и партий", призывалось объединиться вокруг автономного правительства и в тоже время предупреждалось о суровом подавлении любых " противогосударственных выступлений" 71. Характеристика дея-тельности Временного Сибирского правительства, его дальнейшая судьба и ход военно-политических событий в Сибири также не раз рассматривались в отечественной историографии72. Обратимся в связи с этим к эволюции областничества в политике сибирских властей в 1918-1919 гг. Дума именно как областнический орган, да и правительст-во, не пользовались широкой поддержкой. Отношение к ним в -231 -
разных слоях общества было достаточно противоречивым. Так состоявшийся во второй половине июля 1918 г. в Омске торго во-промышленный съезд высказался против существования областной думы " как искусственной по составу, бесполезной. непригодной и осложнявшей действия правительства". Съезд отказался выбирать в думу своих представителей, что было отражением как отказа областников так называемым цензовых элементам в представительстве в областных органах в 1917 году, так и стремлением этих элементов к твердому порядку и восстановлению единой и неделимой России. Однако против созыва думы высказались также эсеры-оборонцы, трудовики энесы, группа " Единство". Тем не менее в результате компромисса умеренной части эсеров и правительства дума была созвана. Немаловажную роль в этом сыграло нежелание портить от ношения с чехословаками, обладавшими крупной реальной силой в борьбе с большевиками, указывал И. И. Серебренников73 По мнению М. А. Кроля74, с самого начала дума раздели лась на два непримиримых лагеря. Социалистические группы с одной стороны, и автономисты, с другой, олицетворяли про тивоположные мировоззрения, тактику и психологию. Социа листы отстаивали укрепление думы как высшего законодатель ного органа края, упрочение ее авторитета и связи с массами, а также скорейший созыв Учредительного собрания. Омские эсеры-оборонцы, энесы, члены группы " Единство", в частно сти, опубликовали заявление о том, что созыв думы политиче ски нецелесообразен и обезличивает правительство75. Автоно мисты же, составлявшие около 20% в думе, после разгона Уч редительного собрания основную ставку в осуществлении сво их планов делали на вооруженную борьбу с большевиками и предлагали сосредоточить всю власть в руках Временного Си бирского правительства. Эти настроения смыкались с последовательным укрепле нием позиций правых и сторонников военной диктатуры в буржуазных кругах. Против созыва и работы думы выступили, в частности, на торгово-промышленном съезде представители омских кадетов76. Чтобы снять нараставшую напряженность во взаимоотношениях думы и правительства, частное совещание думцев направило в Омск специальную делегацию (два эсера по одному представителю социал-демократической, автономистской и национальной фракций). Встретившись с председателем Совета министров П. В. Вологодским, они убедили его в -232- том, что дума не намерена низложить правительство, о чем радировали упорные слухи, несмотря на очевидную бездея тельность правительства (" беспомощностью и крайней устало стью веяло от Вологодского". — писал Кроль77). На открытие думы 15 августа в Томск приехали Вологод ский и министры юстиции и туземных дел Патушинский и Шатилов. В докладе министров П. В. Вологодского в областной думе (август 1918 г.) о текущем моменте и программе действий Вре менного Сибирского правительства указывалось, что объявле ние государственной самостоятельности Сибири было вынуж денным шагом в исключительных обстоятельствах развала го сударственности и нелегитимности власти СНК, как " насиль нической, антигосударственной, позорной", а также необходи мости предотвратить иностранную оккупацию. Сепаратизм ни когда не был свойственен сибирским общественным движени ям, неразрывно связывавшим судьбу края с судьбой единой Всероссийской демократической республики, подчеркнул пре мьер, провозгласив лозунг: " Да здравствует Великая Россия, да здравствует автономная Сибирь! " Задача правительства, по мнению Вологодского, состояла в твердом и решительном проведении сознательной и умерен ной политики, противостоящей контрреволюции, которую провоцируют крайние левые и правые силы, по созданию нор мальных условий жизни и народного хозяйства и подготовке Сибирского Учредительного собрания78. Излагая программу деятельности правительства до его созыва, он в качестве клю чевых назвал налаживание промышленного производства и торговли в Сибири, снабжение населения предметами первой необходимости, налаживание механизма управления и органи зацию сильной армии, предоставление национально-культур ной автономии народностям края, местное самоуправление и земельную реформу с учетом интересов всех слоев сельского населения79. Приехавший несколько позже военный министр А. Н. Гри шин-Алмазов в своем выступлении призвал передать власть военным, что вызвало протест социалистических депутатов и поддержку автономистов и беспартийных. В конечном счете политическая слабость правительства в условиях постоянного давления провоенных кругов, поддерживаемых союзниками, привела к тому, что по рекомендации правительства дума, при- -233- няв 17 августа закон о включении в ее состав " цензовых эле ментов" и тем не менее не добившись признания с их стороны 20 августа 1918 г. закрылась80. Идея областничества в конечном счете была отвергнута. Возникшая в результате Октябрьской революции Россий ская Социалистическая Федеративная Советская Республика (до января 1918 г. называлась Российской Советской Респуб ликой)81 занимала территорию бывшей Российской империи за исключением Польши и Финляндии. В РСФСР сохранялось старое административно-территориальное деление. Столицей республики был Петроград, а с 12 марта 1918 г. — Москва. Третий Всероссийский съезд Советов, работавший в январе 1918 г, принял " Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого на рода". В ней впервые в законодательном акте было дано определение формы правления в стране, установившейся после Октябрьской революции: " Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". В общих чертах структура государственной власти, взаимоотношения между ее центральными и местными органами была определена в принятом съездом постановлении " О федеральных учреждениях Российской Республики" 82. Во исполнение решений съезда весной 1918 г. была образо вана комиссия по разработке Конституции в составе: Я. М. Сверд лов (председатель), М. Н. Покровский, Г. С. Гурвич, ВА.Аванесов, МАРейнснер, Д. П. Боголепов, Н. И. Бухарин, М. И. Лацис и др. 83 Одновременно над проектом Конституции работал Наркомат юстиции, а 26 июня ЦК Российской коммунистической партии (большевиков) образовал комиссию под председатель ством В. И. Ленина для окончательной доработки текста. Первая в истории России Конституция была утверждена V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Ст. 10 Основ ного закона гласила: " Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России", вся власть в котором принадлежит трудящимся, объединенным в городские и сельские Советы. Конституция закрепила федеративное устройство Российской Республики по национально территориальному принципу. Предусматривалось также созда ние областных союзов, входящих на началах федерации РСФСР и состоящих их нескольких национальных областей. Хотя специальной статьи о праве выхода из федерации не су -234- ществовало, но в пункте " д" статьи 49 говорилось, что к веде нию съезда Советов и ВЦИК относится " признание выхода из российской Федерации отдельных частей ее". Конституция закрепила систему органов Советской вла сти, установила единообразный порядок образования Советов всex звеньев. Высшим органом власти Конституция провозгла сила Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, кре стьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Ко митет, работавший в период между съездами. Характерной чер той ВЦИКа было то, что он являлся не только законодатель ным, но и распорядительным, и исполнительным органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. Конституция РСФСР не определяла национально-государ ственный состав республики, ибо многие народы только при ступили к созданию своей национальной государственности. Конституция не устанавливала и различия между автономной частью РСФСР и суверенной республикой, т. е. РСФСР на этом этапе сочетала в себе качества и союзного государства, и феде рации на базе автономии. Формы советской федерации опреде лятся позже84. В период революции и гражданской войны на практике испытывались разнообразные концепции автономизма, феде рализма и унитаризма. Рост центробежных тенденций в усло виях системного кризиса империи привел в 1917-1918 гг. к провозглашению ряда национально-территориальных автоно мий и образованию многочисленных " центральных" и област-ных правительств. К августу 1918 г., в частности, их насчиты валось до 20: Комуч в Самаре, Временное Сибирское прави тельство в Омске, Уральское областное в Екатеринбурге, Амур ское в Благовещенске, Деловой кабинет Дальнего Востока в Харбине, казачьи — Уральское, Оренбургское, Сибирское; Туркестанская, Башкирская, Алашская национальные автономии и др. Объединяли их антибольшевизм и стремление на новых началах возродить Россию. Однако представления о форме государственного устройства, принципах взаимоотношений центра и провинции, степени самостоятельности националь ных, территориальных и культурных автономий, их отношени ях между собой были различны даже у сторонников федерализма. -235-
С момента победы революции национальные лидеры ме тались между Сциллой большевизма, обещавшего националь ную свободу в рамках политической несвободы, и Харибдой Белого движения, обещавшего уравнение в гражданских правах без удовлетворения притязаний на национальную государст венность. Так, Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), образовавшийся в июне 1918 г. в Поволжье и в сентябре пере давший власть вновь образованной Уфимской Директории, пы тался строить политику, в том числе и национальную, на осно ве демократических ценностей. Башкурдистан, например, при знавался Комучем как субъект общегосударственного образова ния, имеющий право на средства производства, создание ар мии, но подчиняющийся центральной власти. Менее согласо ванной была политика взаимоотношения Комуча с другими национальными образованьями — Алаш-Ордой и Националь ным управлением тюрко-татар внутренней России и Сибири, которым был придан статус территориально-национальных ав тономий. Однако разрабатывались и проекты, согласно кото рым мусульмане тюрко-татар внутренней России и Сибири " образуют добровольный личный союз-нацию, обладающий в отношении своих членов принудительной властью" и высту пающий как национальная единица, юридически равноправная " со всеми нациями, образующими в своей совокупности госу дарство Российское" 85. Председатель башкирского правительства З. Валидов, Ко муч и Сибирское правительство усмотрели в этом опасность для целостности России и тенденцию к мусульманскому сепа ратизму. С образовавшимся в Казахстане национально-партий ным образованием " Алаш-Ордой" во главе с А. Букейхановым Комуч находился в военно-политическом союзе. В отдельных обращениях это образование выступало в качестве субъекта фе дерации, однако до конца отношения не были урегулированы несмотря на то, что " Алаш" признавала единство российских границ86. Члены Комуча были в основном представителями эсеров, исповедовавшими идею широкого местного самоуправления, считавшими, что " областные правительства в состоянии решить задачи национального возрождения России собственными силами лишь временно и в пределах одной своей местности". Партия эсеров, — писал член Комуча эсер Лазарев -236- будет решительно бороться со всеми попытками расчленить обширное и мощное, исторически сложившееся государственное целое на ряд самостоятельных, больших и карликовых, национальных государств. Широкое земское самоуправление целыx областей, населенных какой-либо национальностью, по его мнению, вполне могло отвечать потребностям национального самоопределения. Лазарев рассматривал лозунг о нацио нальном самоопределении вплоть до отделения как реакцион ный, считая, что это может лишь усугубить войны и конфлик ты по национальному признаку. Эсеровский теоретик утвер ждал, что национальные шовинисты и сепаратисты заботятся не столько о национальном самоопределении, сколько о поко рении других национальностей в интересах создания Велико-Украины, Велико-Белоруссии, Велико-Грузии, что чревато бес конечной гражданской войной87. Действительно, события на бывших национальных окраи нах не давали особых поводов для оптимизма. С одной сторо ны, была предпринята попытка продолжить развитие демокра тических тенденций, которые в центральной России были пре рваны Октябрем. Возникают национальные парламенты, сфор мированные представителями различных партий, в том числе и социалистического толка. С другой стороны — типичны допу щенные ими ошибки: недостаточная разработанность программ политического устройства, нередко — ксенофобия к " чужим" нациям, доходящая до шовинизма. В этом плане новые госу дарства в чем-то как бы повторяли имперскую модель, уже на региональном уровне. Грузинские меньшевики обнаружили это в отношении Абхазии и Осетии. Дашнакское правительство в 1919 году отказалось выделить пастбища азербайджанским кре стьянам, что вылилось в кровавый межэтнический конфликт. Произошла массовая резня армян в Азербайджане и азербай джанцев в Армении88. Этнический фактор заставлял серьезно с собой считаться. на этом фоне тем более очевидны просчеты Белого движения и маневренность и политическое чутье в данном вопросе, ко-торое проявили их противники. Гражданская война нарушила планы мусульманских дви-жений и организаций, ориентированных на законодательное утверждение нового государственного устройства Учредительным собранием. Большинство их в 1918 г. оказались в сфере двух претендовавших на полномочия центра прави- -237-
тельств — Комуча в Самаре и Временного Сибирского. Нацио нальная политика их имела отличия, определявшиеся партий но-политическим составом, программатикои и характером вза имоотношений с другими движениями и организациями. Временное Сибирское правительство в июле 1918 г. при няло " Основные положения о границах культурной автономии национальностей Сибири". В них право окончательного реше ния вопроса о территориально-политической автономии пере давалось Всероссийскому Учредительному собранию. На этой основе правительство отказалось признавать " избранные неко-торыми национальностями Комитеты (например, Алаш-Орда киргиз-кайсаков) органами национально-территориальной го сударственности". Оно выразило готовность предоставить на родам Сибири " национально-культурную автономию, гаранти рующую свободное развитие каждой отдельной национально сти". Под этим подразумевались весьма ограниченные права на открытие учебных заведений и местных судов на родном языке, равноправие языков в местных органах власти районов со сме шанным населением. Соответственно национальные органы вла сти правительство признавало лишь как представительные по вопросам культурной автономии и местного самоуправления89.
|