Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 7 страница. Хаос и неразбериха на фоне насилия, которое сопровождало как красные,так и белые, как национальные,так и интер национальные военно-политические группировки
Хаос и неразбериха на фоне насилия, которое сопровождало как красные, так и белые, как национальные, так и интер национальные военно-политические группировки, приводили в отчаяние жителей территорий, становившихся полями сраже ний. Для них речь нередко шла не о выражении своих идейных и социальных симпатий, а об элементарной возможности вы жить. Характерен в этом плане пример с Сочинским округом. В начале декабря 1918 г. Сочинским окружным съездом была принята резолюция, в которой говорилось о временном при -250- соединении округа к Грузии. Оставаясь по-прежнему сторонником единства России, подчеркивалось в постановлении, как только образуется в ней единая твердая демократическая власть, созданная на принципах полного народоправства и воссоединения отдельных частей на федеративных началах, съезд считает, что временное присоединение округа является актом, отвечающим интересам трудовых масс, поскольку под покровительством законов Грузинской республики они имеют возможность осуществить свои чаяния по устроению местной культурной жизни, ввести демократическое земское самоуправление и т.п. Однако части Добровольческой армии, включавшие казачьи отряды, оказавшиеся в данном районе, начали осуществлять репрессии против местных жителей под предлогом их симпатий к большевикам. Это побудило население еще больше стремиться к присоединению к Грузинской республике. Их выбор между Грузией и Белой Кубанью мотивировался прежде всего желанием иметь действительное самоуправление, поскольку в соседнем, Туапсинском округе добровольческое командование ввело фактически полицейский режим. Однако пока выносились резолюции, осуществлялась предвыборная кампания и готовились списки гласных, войска генерала Дени-кина заняли Сочинский округ, отменили выборы земства и начали преследовать неугодных. Все это привело лишь к тому, что крестьяне, вначале враждебные к большевикам, начали видеть в них своих избавителей. Положение между " молотом и наковальней", в котором оказывалось население, заставляло искать выход в стихийном сепаратизме, чтобы обособиться и хоть как-то пережить смутные времена. 18 ноября 1919 г. на делегатском съезде крестьян Черноморской области была принята декларация, в которой, наряду с уверенностью, что большевизм обречен на поражение, констатировалась ситуация политического и экономического хаоса, усугубленного акциями со стороны Добровольческой армии, говорилось об образовании Черноморской республики, установления ее федеративной связи с другими демократиче-скими государственными образованиями и совместной борьбы за Российскую Федеративную республику, мыслившуюся как " свободный союз свободных народов". Было решено немед-ленно приступить к переговорам с Кубанской Радой на пред-мет вхождения Черноморья как автономной единицы в состав -251 - Кубани, а также обратиться к Совету народных комиссаров и партии коммунистов с предложением отказаться от партийной диктатуры и требованием образования коалиционного социа диетического правительства. Это пожелание, как и претензии на роль " третьей силы" были, конечно, утопией, отражением общей популистской атмосферы " социальной справедливости и народовластия", доминировавшей в революционной России Однако, отмечая это, необходимо понять и настроения людей, стремившихся к нормальной жизни и хотевших отстоять это право. Было создано Черноморское крестьянское ополчение, вступившее в боевые действия с бригадой Добровольческой армии. Созданный Комитет освобождения Черноморья обра-щался к Кубанской Раде с предложениями о сотрудничестве Но в марте 1920 г. войска Кубани, Терека и Дона вторглись в пределы Сочинского округа и " сразу заговорили языком пулеметов и пушек", заставив стоявшую под Туапсе Черноморскую рабоче-крестьянскую армию отойти на Север. Край был подвергнут разорению. А в июне уполномоченные ряда сельских сходов округа констатируют факт арестов жителей Черноморской губернии Советской властью, насилие со стороны партии коммунистов. Круг замкнулся125. Большевики, умело используя национальные движения, сумели " выхватить" идею великодержавия из рук своих политических противников. Для них основным являлся вопрос о характере власти. Например, в " Воззвании к украинскому народу СНК и ВЦИК" главным требованием было переизбрание Рады и перехода к Советской системе: " Пусть в Советах этих преобладают украинцы. Пусть и у вас укрепится Советская власть, единственно способная обеспечить интересы рабочих, солдат и крестьян". Действуя под флагом " советизации" и " освобождения трудящихся", опираясь на вооруженные силы, выполняющие " интернациональный долг", хотя и использующие национальный камуфляж, большевики восстанавливают значительную часть распадавшегося государства. Это обстоятельство в белогвардейском лагере уже в 1919 году было проницательно оценено как переход " белой" идеи в " красную". Бывший министр правительства Колчака Г.Гинс, в своих воспоминаниях писал. " В одном только большевизм и его враги сошлись... Это в вопросе о единой России... Больше вики как интернационалисты, совершенно безучастные к са мой идее единой России, фактически объединили ее" 126. В та
ком понимании происходящего заключались и надежды эмиг-рантского движения сменовеховцев, считавших, что в России, пусть под чуждыми ей лозунгами, происходит великая национальная революция, возрождающая " русское великодержавие". Подобным образом строили свои рассуждения и деятели эмиграции, занимающие в целом резко враждебную позицию по отношению к большевикам. Так, в заметке известного правока-детского деятеля А.Карташева, опубликованной в 1923 году в газете " Галлиполиец", содержался следующий пассаж: нам нужна Россия " единая и неделимая", хотя бы и " федеративная", «пламенно-национальная", хотя бы и " республиканская". Вполне возможно, что такая позиция была вызвана и отношением к России со стороны ее бывших союзников в Ан-танте. Н.П.Милюков после окончания гражданской войны с горечью писал: " Можно себе представить крайнее изумление и смущение русского общественного мнения, когда после напрасного ожидания, оно начало понимать, что ослабление России есть цель не только наших врагов, но и наших друзей, и что " самоопределение" национальностей в действительности превращается в расчленение России", закрепленное условиями мирного договора, который будет заключен в отсутствие России. Говорил же Ллойд Джордж в своем выступлении в палате общин 17 ноября 1919 г., что " борьба за объединение России может и не быть политикой, подходящей для Британской империи" 127. Антанта проводила в отношении России двойственную политику. Поддерживая белое движение, она, вместе с тем, оказывала материальную и моральную помощь многочисленным правительствам, возникшим по окраинам бывшей Российской империи, которые подчас были враждебны тому же бело-му движению. Вообще, западные державы " гибко" манипулировали лозунгом о самоопределении наций, трактуя его в кон-тексте собственных геополитических интересов. Летом 1919 г. Антанта делала большую ставку на войска генерала Н.Н.Юденича, готовившиеся нанести прямой удар на Петроград. В августе 1919 г. в Ревеле (Таллине) при Юдениче было образовано Правительство Русской Северо-Западной области под председательством нефтепромышленника С.ГЛианозова. Великобритания спешно оказала ему финансовую помощь (1 млн. руб., 1 млн. франков, 150 тыс. ф.ст.), а также переслало ему вооружение и боеприпасы128. -253-
18 сентября бывший военный министр во Временном пра 19 сентября А.И.Гучков писал из Лондона Юденичу, что Грузы для войск Юденича перевозились как кораблями союзников, так и на средства самой белой эмиграции. Каково же было удивление и возмущение последних, когда они узнали о том, что военное имущество перехватывалось эстонскими властями. Гучков, ссылаясь на своих информаторов, писал Черчиллю: " На практике отношение эстонских властей к русским, всегда бывшее плохим, резко ухудшилось: чаще повторяются случаи оскорбления и избиения русских офицеров и сол
дат; из Ревеля и вообще Эстонии производятся массовые высе-ления русских подданных без объяснения причин и даже без предупреждения" 131. И далее: " Не столько со стороны самого населения, сколько со стороны местных балтийских правительств и их агентов установилось неизменно враждебное и чрезвычайно грубое отношение к Русскому Северо-Западному правительству, и Русской Северо-Западной армии, и вообще ко всему русскому. Русские люди в этих провинциях совершенные парии, бесправные, беззащитные и беспомощные. Народы и правительства молодых балтийских государств совершенно опьянены вином национальной независимости и политической свободы". " Страх перед вновь восстановленной сильной Россией, — продолжал Александр Иванович, — определяет собой политику балтийских государств в отношении России и Русской Северо-Западной армии" 132. Менялись столетия и правительства, происходили революции и войны, менялись у власти политики в западноевропейских столицах, но оставалось глухое недоверие, страх перед огромным восточным соседом, в котором скорее видели соперника, чем партнера. Исконная враждебность западной демократической интеллигенции к царизму очень легко и быстро, по словам видного экономиста и публициста П.Б.Струве, " перенеслась на Россию, как Великую Державу" 133. Наиболее ярко об этом свидетельствуют дневниковые записи британского посла в Париже Ф.Берти: " Нет больше России! Она распалась, и исчез идол в лице императора и религии, который связывал разные нации православной веры. Если только нам удастся добиться независимости буферных государств, граничащих с Германи-ей на Востоке, т.е. Финляндии, Польши, Эстонии, Украины и т.д., сколько бы их не удалось сфабриковать, то по мне, осталь-ное может убираться к черту и вариться в собственном соку" 134. * * * Необходимо заметить, что большевики достаточно умело извлекали выгоды из непоследовательной политики Запада по отношению к своим союзникам в России, а также из ошибок и неудач последних. Им любой ценой необходимо было обеспечить укрепление основ новой общественной системы, в которой главную роль играла коммунистическая партия. Все это, на наш взгляд, необходимо учитывать тем, кто сегодня видит главную " заслугу" большевиков в собирании (пусть в чуть уре-
занном варианте) бывшей Российской империи. А также тем, кто главную " вину и коварство" большевистских руководителей (в первую очередь Сталина) соотносит с отказом выполнять обещания по обеспечению всемерного развития национальной государственности. Сегодняшний уровень понимания уроков национальной политики Советской власти неминуемо приводит к необходимости критически переосмыслить и первую " заслугу", и вторую " ошибку". В национальном вопросе большевики действовали по-сво ему предельно рационально. Ленин неустанно подчеркивал что речь идет не просто о союзе наций, а о союзе " социалисти ческом", направленном на укрепление " фронта" трудящихся всех наций против буржуазии всех наций. " Мы обязаны, — за мечал он, — именно в национальном вопросе, как сравнительно маловажном (для интернационалиста вопрос о границах государства вопрос второстепенный, если не десятистепенный), идти на уступки". Главное же, где необходима " нетерпимость и беспощадность, непримиримость и непреклонность" — это пролетарская (партийная) диктатура. Приход к федерации, по мнению Ленина, был признанием того, что случилось с появлением " пролетарских республик". Создав сами " пролетарские республики", большевики расценили это как своего рода " объективный фактор" для " федеративного объединения государств, организованных по советскому типу". Задача укрепления основ своей власти была сопряжена у Сначала федеративные отношения на уровне их субъектов не были четко определены. Существовали республики, образованные в рамках прежнего административного устройства (Кубано-Черноморская, Донская, Советская Республика Тавриды). Имел место прогрессирующий процесс роста самостоятельных образований на базе областей. Член коллегии Наркомата внутренних дел М. Лацис публикует в конце марта 1918 года статью " Абсурд федерализма", в которой указывалось, в частности, что Московская область сама представляет собой федерацию 14 губернских советов, каждый из которых имеет свое правительство. Сама же Московская область входила в со
став РСФСР. Это произошло, по мнению автора статьи, в результате решения III Всероссийского съезда Советов о России как федерации областей, образованных как по национальному, так и территориальному принципу135. Несмотря на революционную фразеологию, в статье был фактически поставлен вопрос о пределах применения такого принципа, превращавшегося на практике в " царствующий в Советах сепаратизм". Последующая практика заставила правящую партию пойти на определенные шаги по преодолению намечавшейся ползучей децентрализации. Уже упоминавшийся Г. Гинс писал по этому поводу следующее: " Неясная схема федерации советов, которая давала основание для развития самостоятельных дейст-вий, сменилась более определенным представлением о союзе наций (федерация советских национальных республик, а не федерация " советов" вообще). Государственная самостоятельность стала признаваться, таким образом, только за народностями, организовавшими свои национальные советы, но отнюдь не за каждым областным совдепом, как было в 1918 году" 136. Говоря об очевидном противоречии между курсом на интернационалистские приоритеты и провозглашением национальных республик, следует обратить внимание не только на то, что насаждение " советского типа" позволяло большевикам по-своему обходить это противоречие, а и на то, что национальные требования, резко усилившиеся в революционных событиях, заставляли с собой считаться. Например, на заседании Всероссийского Учредительного собрания (5-6 января 1918 г.) представитель мусульманской социалистической фракции А. Ца-ликов активно требовал признания за всеми населяющими Россию народами права на территориальное и национальное куль-турное самоопределение 137. Идея самоопределения являлась животрепещущей и для стран, стремившихся освободиться от колониальной зависимости. Так что дело было не только в " злом умысле" или безответственности партии коммунистов. Однако, идя на образование национальных республик, коммунистический режим во всех случаях, несмотря на пропагандистскую риторику о соблюдении интересов народов, неуклонно отстаивал незыблемость собственных позиций. С этим столкнулся, например, З. Валидов, когда было достигнуто соглашение с Советской властью об автономии Башкирии. Имея значительный опыт, он приступает к организаторской работе. Однако сразу же в Баш-
кирию для контроля и " помощи" посылаются представители партийного центра: Ф.Самойлов, Е.Преображенский, Ф-Серге ев (Артем). Возникает ситуация политического кризиса: Баш ревком, возглавляемый Валидовым, объявляется национали стической организацией. Свет на подлинный характер происшедшего проливает сде данный в начале того же года доклад в ЦК РКП К.Ракоя (Рыч кова), командированного в Москву по телеграмме Ленина для выяснения ситуации в Башкирии. Говоря об истинных причи нах конфликта, Ракой называет " партийную ориентацию на диктатуру в национальном вопросе". Вот как он оценивал про-исшедшее: " Вы отлично знаете, что наша партия до сего вре мени совершенно не подготовлена к тому, чтобы разобраться в таких вопросах, как право наций на самоопределение, в автономии и вообще в национальных вопросах. Многие из наших товарищей совершенно убежденно трактуют о том, чтобы твер-до стоять на пути строгой пролетарской диктатуры... Многие товарищи полагают, что пресловутые " самоопределение", " автономии" и т.п. не стоят выеденного яйца, понимая это как дипломатическую игру, которую в некоторых случаях рабоче-крестьянское правительство должно играть всерьез, как это делается, например, по отношению к Башкирии, Киргизии и проч... Основываясь на нашем опыте, мы больше всего должны остерегаться той торопливости, неумелой теоретичности и того декретирования из Москвы, какой мы проявляем по отношению к Башкирии... Если подобным образом действовать по отношению к инородцам, как действовали по отношению к Башкирии т. Артем и компания, и если к тому же еще, чего я лично не допускаю, действия т. Артема и др. санкционировались высшим партийным органом ЦК РКП-ВЦИК, то это было таким идиотизмом, таким тупоумием и такой гибелью дела, что сознательно так работать могут провокаторы" 138. О том, что это были реальные факты, а не только эмоциональные рассуждения, свидетельствует и мнение члена Кирвоенревкома Т.Седель никова, констатировавшего, что Башкирию в начале года " поста вил на дыбы" своей мелкотравчатой и плоскодонной политикой " вместе с почти полной деловой невменяемостью" Артем139. На фоне такой " интернационалистской невменяемости особо явственно видна не только вменяемость, но и здравый смысл Валидова, давшего на эпистолярном уровне вождям боль шевиков советы, которые, если бы те захотели ими воспользо -258 -
ваться, могли бы существенно изменить облик национальной политики Советской власти. В январе 1920 года Валидов, обращаясь в ЦК РКП (копия — Ленину и Троцкому), пишет сле-дующее: "...в руководящем органе РКП нет ни одного в совершенстве знакомого со своей страной, сильного и авторитетного на Востоке человека из восточных мусульманских национальностей... Вы сами, больше чем мы, понимаете, какие трудности Вам и восточным революционерам приходится одолевать, когда Вы рукою русского пролетариата начинаете восстанавливать похороненное, как казалось, навсегда русским империализмом человеческое самосознание, сознание необходимости борьбы за существование забитых восточных народов" 140. Валидов предлагает неожиданный и эффективный для Советской власти вариант — назначить в центре сильного и авторитетного представителя мусульманского Востока, пусть и не коммуниста, и рекомендует на этот пост лидера Апаш-Орды Алихана Букейханова, все более склонявшегося в тот период к признанию власти Советов. Но эта власть обладала удивительной способностью отталкивать от себя даже те силы, которые вначале тяготели к сотрудничеству с ней. В итоге осенью этого же года Валидов уже на тайном заседании у назира (министра) финансов Хивинской республики предупреждает, что разгром башкирского правительства Советской властью заставляет правительство Хорезма быть наготове к повторению с ними точно такого же политического эксперимента141. Но между этим лежит еще одно важное событие. Речь идет о прошедшем летом 1920 года в Баку первом съезде народов Востока, на котором вместо серьезного разговора о специфике политики в местах, населенных мусульманами, были лишь озвучены установки состоявшегося перед этим в Москве Второго конгресса Коминтерна о классовом подходе к национальным процессам. Естественно, что подобные далекие от реальности идеи не могли вдохновить национальных деятелей. По этому поводу З.Валидов пишет в сентябре 1920 года письмо на имя Ленина о том, что съезд народов в Баку " составил самое отвра-тительное впечатление", поскольку представители Коминтерна в лице Зиновьева и Радека держали себя как комиссары в 1917 году, выступавшие перед толпами невежественных крестьян на крестьянских съездах, не допускали обсуждения тезисов, выра-ботанных участниками съезда, навязывали заранее подготов-
ленные в Москве решения. Валидов предупреждал коммуни стов Центра, что результаты подобной недальновидной поли тики не замедлят сказаться142. С позицией Валидова перекликались взгляды другого известного восточного деятеля — Турара Рыскулова. Отторжение его идей, основанных на политической интуиции и знании реалий Средней Азии, руководством Коммунистической партии имело свои последствия. В докладе ряда руководящих дея телей Туркестана в ЦК РКП Рыскулов характеризовался " как один из самых сильных представителей мусульманской интел-лигенции, позиция которого, не имеющая ничего общего с коммунизмом, характеризуется пантюркистскими идеями, выражавшимися в персонально-национальной автономии тюр-ских народностей и в требовании объединения последних в " Республику тюрских народностей". С удовлетворением при этом отмечалось, что Турккомиссия (являвшаяся специальным органом партийного надзора Центра), " устраняет от власти наиболее грязные элементы рыскуловской группы" 143. Не следует делать из Рыскулова национального деятеля, взгляды которого лежали вне революционной системы ценностей. Он подчеркивал, что работа по революционизированию Востока должна осуществляться " через посредство организованных революционных сил трудящихся мусульман Советской России". При этом национально-освободительное движение сначала " вынуждено идти вместе с представителями мелкобуржуазных слоев", затем — будет расходиться с ними. Рыскулов считал, что революцию на Востоке нельзя " давать и дарить сверху", а ее необходимо " делать снизу". Рыскулов сетовал на то, что в Туркестане не отработаны присущие местным условиям методы, местным революционерам не дают активно работать, иметь связь с представителями местного духовенства, улемов, баев и местных течений. Рыскулов настаивал на необходимости добиваться " подлинной, а не насилующей трудящихся коренного населения, советской власти", считал, что идеи последней " достаточно внедрились в толпу трудящихся", и заверял Ленина в том, что является со своими единомышлен-. никами его твердым последователем на Востоке144. Но партийные ортодоксы не хотели " упускать" нити уп равления национальными окраинами. Для этого на местах был создан институт партийных надсмотрщиков, действовавших в разных регионах и принимавший разные названия. В Средней - 260 -
Азии таковым являлась Турккомиссия, своими неумелыми и жестокими действиями существенно дискредитировавшая воеточную политику большевиков в целом. В резолюции, принятой на общем собрании коммунистов — делегатов съезда народов Востока в Баку от Туркестана, подчеркивалось, что Тур-ккомиссия игнорировала желания коренного населения, ставя целью " пробить стену туземной партийной и советской интеллигенции", якобы препятствовавшей " классовому расслоению" местного населения. Это решение проводилось в жизнь путем арестов и расстрелов через особые отделы и органы ЧК145. О том, что руководители Турккомиссии в лице прежде всего Фрунзе и Куйбышева стремятся " совершить Октябрьскую революцию в Туркестане и выработать из интеллигентов типа рыскуловых и валидовых классового врага туземной бедноты", замечал в одном из писем Ленину З.Валидов146. Решительно протестовал против действий Турккомиссии и Особого отдела Туркфронта, вмешивавшихся во все сферы жизни общества, в вышеупомянутом послании и Рыскулов. Подобные действия, отмечал он, ставят местных деятелей в " кукольное положение во власти", вынуждая " фразерствовать на бумаге, будучи бессильным провести что-то в жизнь". Серьезное беспокойство Рыскулова вызывали действия Турккомиссии по " насильственному сужению Туркестанской конституции". Он требовал не допускать подобных действий, чреватых " возвращением туземцев к прежнему состоянию " подданных" 147. Одной из главных причин подобных действий центральных работников было незнание ими условий жизни тех районов, где им приходилось работать, и перенесение на почву национальных окраин того теоретического и политического инструментария, который не срабатывал даже в европейской части России. На состоявшемся в сентябре 1920 года пятом краевом съезде коммунистической партии Туркестана Икрамов прямо заявил, что " туземная беднота не понимает, что значит классовая борьба". В одном из донесений местных партийных органов в центр также отмечалось, что " узбекское население почти не испытало на себе влияние Советской власти и по-прежнему находится в полной зависимости от баев и улемов" 148. Но у большевиков была своя восточная политика, преследующая геостратегические интересы нарождавшейся коммуни-стической империи. И советский Восток рассматривался преж-де всего как " коридор" в мировую революцию. Ленин постоян-но подчеркивал, что восточный вопрос для его партии является
вопросом мировым. В советской литературе вплоть до послед него времени тиражировался тезис, что будто бы инициатива " делания революции на Востоке" с использованием военных средств принадлежала только Троцкому и отвергалась руково дством партии. При этом использовался известный факт, когда 5 августа 1919 года Троцкий направил в ЦК РКП письмо, в ко. тором предлагал обратиться " лицом к Востоку", направить в Индию специальный экспедиционный корпус, а на Урале или в Туркестане сформировать " политический или военный штаб азиатской революции". Эта идея, как подчеркивалось советскими обществоведами, представляла собой попытку экспорта револю-ции, что всегда якобы было чуждо марксизму-ленинизму. Доступ к ранее засекреченным материалам, в том числе к личному ленинскому фонду, показал, что эта идея разделялась всем большевистским руководством. Именно Ленин послал следующую записку грузинскому коммунисту Элиаве: " В Тур кестане необходимо спешно создать маленькую, но самостоя тельную базу: делать патроны (станки посылаем), ремонтиро вать военное снаряжение... Денег мы не пожалеем, пошлем до вольно золота и золотых иностранных монет, если Вы наляже те на то, чтобы покупать (от английских солдат и офицеров, от купцов через Персию и т. п.) военное снаряжение... Для этого надо тотчас начать искать преданных людей, способных про браться в соответствующие приморские пункты и оттуда найти связи с пароходами нейтральных стран, с купцами, с матроса ми, с контрабандистами и пр. Вести дело, конечно, архиконспи ративно (как умели при царе работать). Оружие, связи с Амери кой и Европой, помощь народам Востока в борьбе с империа лизмом" 149. Утилитарно подходя к восточной политике, большевист ские лидеры вместе с тем слабо представляли восточно-мусуль манский мир. Не обращали они должного внимания и на пре дупреждения своих же работников. Так, в конце августа 1920 года на имя Ленина приходит записка А. Таирова-Деева, спе циально занимавшегося установлением контактов с мусульма нами. Хорошо зная Восток, глядя на всю ту работу, которая там производится и предвидя " восточный сюрприз" для Советской республики, он предупреждал, что этот " сюрприз" неминуемо будет преподнесен, если политика не изменится. " Беру на себя смелость сказать, что тот путь, по которому в настоящее время идет наша партия в своей работе на Востоке, грозит привести ее к совершенно обратным результатам" 150. Даже сле
|