Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 3 страница. нальной замкнутости, экономической неэффективности и про пагандистских миражей, других достижений не дало






-294-


нальной замкнутости, экономической неэффективности и про пагандистских миражей, других " достижений" не дало. Правда, имелись достаточно ощутимые успехи в деле культурного развития ряда народов, отрицать которые было бы неправомерно. С 1921 по 1940 год грамотными стали около 60 млн. человек, издавались книги, газеты и журналы на языках народов СССР. Действовали национальные театры, дома куль туры. Другое дело - в этом еще одна жуткая " гримаса" нацио нальной политики большевиков, что подготовленная за годы Советской власти национальная интеллигенция понесла ог ромные потери во время " большого террора".

Общий дух революционаристского насилия, борьбы с ина комыслием в любой области, упор на репрессивно-приказные методы осуществления курса социалистического строительства, нередко ломающего " по-живому" национальный уклад, не мог не сказываться негативно на общей атмосфере жизни страны. Скажем, перевод народов, ведших кочевой образ жизни, на оседлый быт осуществлялся варварски, с " выкорчевыванием" национальных традиций, грубым и бесцеремонным вторжени ем в самобытное духовно-цивилизационное пространство. " Бы ло жалко смотреть на эти юрты, на эти остатки погибающего экономически, погибшего политически строя родного народа", - записал в дневнике 18 апреля 1931 г. председатель СНК Киргизии Абдурахманов45.

Нередко ответом на все это были акции протеста. Показа тельна фраза из упоминавшегося дневника Абдурахманова: " Получила права гражданства странная жарня — если все насе ление устраивает восстание, то значит линия правильна". Удру чающие факты приводились в докладной записке, поданной в марте 1934 года Ем. Ярославским Сталину, где говорилось о репрессиях против представителей коренного населения Севе ра. 46 Известны ряд восстаний в Якутии, других северных тер риториях47.

История сопротивления коммунистическому режиму в

национальных районах пока — малоизученная страница нашей политической истории. Следует уточнить — где речь шла о социальных, где о национальных требованиях, а где — просто о криминальных действиях, какие " националистические группи ровки" были домыслом ретивых следователей, а что действительно имело место.

Несомненно, что " горячей точкой" фактически перма нентно был Северный Кавказ. В архиве Политбюро ЦК имеют

-295-


ся сведения об операциях по разоружению в Ингушетии, Чеч не, Северной Осетии (1925 г.)48, Дагестане (1926 г.), где фигу рировали даже пулеметы и орудия49. Показательно, что при этом не забывали о мировой революции: обсуждали возмож ность использования части изъятых винтовок (за изъятое у бедноты оружие полагалась материальная компенсация) для передачи китайским революционерам50.

До поры до времени следили, чтобы силовые действия не принимали характера этнических акций. Например, при рас смотрении на Политбюро ЦК (февраль 1926 г.) дела об обви нении некого Муслюмова из Крыма в создании контрреволю ционной организации, в Крымоблисполком была направлена инструкция, что процесс не должен протекать " как специально направленный против национальных группировок" 51. Подоб ным же образом, когда высший партийный орган своим решени ем (март 1929 г.) предложил Заккрайкому ликвидировать " всеми доступными мерами" восстание в Аджаристане, то оговаривалась необходимость воздержаться от проведения в жизнь декрета о снятии чадры, недопустимость каких-либо мер насилия " в отношении борьбы с религиозными предрассудками масс" 52.

Вряд ли правомерно идентифицировать большевистскую политику, скажем, как сознательный геноцид. Возьмем, на пример, голод на Украине 1933 года, который рядом исследова телей этой страны, и, например, советологом А. Авторхановым рассматривается как " кара за национализм" 53 украинцев. Такие утверждения, мягко говоря, некорректны. Пресс тоталитаризма испытали все народы СССР. Голод, как социальный феномен, как следствие сталинской коллективизации, оставил свой страшный след и в России. Система обрекла на голодное вы мирание крестьянство всей страны, — пишет историк Н. Ив-ницкий54. Ликвидация кулачества шла отнюдь не по нацио нальному признаку. Если опросом членов Политбюро из пре делов Киргизии было выслано 20 манапов, то тот же орган ут вердил " план" ликвидации кулацких хозяйств в русских рай онах России, где речь шла о сотнях тысяч людей55.

На заседании Политбюро от 9 июня 1937 года в едином списке фигурировали " намеченные к расстрелу" русские кулаки и " включенные на репрессии и высылку" члены туркменской национальной организации " Туркмен-Азатлыги", и представители мусульманского духовенства. НКВД по всем ним поручалось " определить число подлежащих расстрелу и высылке".

-296-


" Большой террор", заложенный в социальной генетике систе-мы, был интернационален, национальность " врага" не имела принципиального значения. Так, согласно совершенно секрет-ной директиве А. Микояна в ЦК ВКП(б) от 22 сентября 1937 г., " вскрывалось большое число дашнаков и других антисоветских элементов" в Армении и испрашивалось разрешение на допол-нительное число расстрелов, которое было немедленно получено. Такие же дополнительные " квоты" высший политический орган выдавал по Казахстану, Украине, другим регионам56.

* * *

И здесь хочется обратиться к долгие годы фактически за малчивавшейся проблеме национальной политики. В свое вре мя, с легкой руки ряда западных политологов и их отечествен ных последователей, был растиражирован тезис об СССР как " великорусской империи", в которой проводилась планомерная политика " русификации" народов. На деле все было совсем не гак. Это — также одна из сложнейших проблем, предельно по литизированная, требующая очистки от мессианистских, либо уничижительных мифов. Случилось так, что самый крупный и государствообразующий народ стал первой жертвой большеви стской национальной политики.

Правда, понимают это и сейчас далеко не все. Например, некогда очень активный общественный деятель, доктор юриди ческих наук, ставший недавно и летописцем советской исто рии, Б. Курашвили издал книгу, в которой разоблачает " поли тизированных историков-недоумков и политиканствующих ис ториков-негодяев" за непонимание величия Сталина, который, по его мнению, войдет в народное сознание " как патриот и строитель великой новой России, великого СССР". Сталин понимал Россию, — продолжает он, — и сумел сформировать государственное устройство, наилучшим образом способствовав-шее осуществлению русской нацией ее суперэтнической мис-сии. Русские имели как бы двойное государственное самоопре деление: в виде РСФСР и в виде СССР57. Но было ли так на самом деле?

И Ленин, и его ученик и последователь Сталин разраба тывали такой вариант государственного устройства, который обеспечивал интересы созданной ими системы. Когда Ленин писал о том, что " мы дали всем народам национальные республики", то дело было не только в самом принципе получения

-297-


 

 

национальной государственности как " дара сверху" за политическую лояльность, но и в том, что русские в число " всех" не вошли.

Справедливости ради следует сказать, что большевистское руководство осознавало " про себя" политическую важность данной проблемы. Так Т. Рыскулов еще в 1920 году в довери тельном письме к Ленину, возражая против деления Туркестана по этническому признаку, в качестве достаточно убедительного аргумента указывал на необходимость выделения, в таком случае, и русской республики58.

Понимал значимость русского фактора и Сталин. Полеми-зируя с теми, кто выступал за возможность для автономных республик войти в состав СССР на правах самостоятельных образований, он приводил следующий аргумент: " такое поло­жение требует, чтобы, разложив наши федеральные образова­ния на части, вместе с тем создавали русский ЦИК, не Россий­ский, а русский ЦИК, русский Совнарком, потому, что если войдет автономная республика Башкирия отдельно в Союз Республик, Туркестанская — отдельно, Татарская — отдельно и пр., то как русским войти в состав Союза. Никак, ибо они оста­нутся вне Союза, ибо им следует организоваться. Русский ЦИК, русский Совнарком — нужно ли это нам, товарищи? Какая в этом политическая необходимость — внутренняя или внешняя - требует от нас этой операции? Я не вижу никакого оправдания такого предложения, абсолютно никакого, " 59 — заключал он.

Несколько позже Сталин высказал достаточно разумную идею о необходимости при конституировании Союзного соб­рания как органа представительства национальностей обеспе­чить там участие, наряду с национально-территориальными об­разованиями, и русских губерний, как бы представляющих го­сударственность русского народа60. Однако перевесили поли­тические соображения, и эта идея не была воплощена в жизнь, хотя данный вопрос так или иначе возникал. В числе записок, переданных в Президиум ХП съезда были и такие, адресован ные Сталину: " Тов. Сталин. Вы говорили только по вопросу о взаимоотношениях народов, связанных с известной территорией, а как урегулировать взаимоотношения экстерриториальных народов, например, евреев, к русским и наоборот? "; " Как будет представлена русская нация во Второй палате? " и т.п.61

 

Очень сложен, как видно, был вопрос о судьбе автономий входивших в состав РСФСР. Например, М.Султан-Галиев, из

 

 

 

лагая свои взгляды, настаивал, чтобы в Союз ССР входили бы «Российская республика и все автономные области". Видно, что он говорил даже не о " Русской", а о " Российской" республике без автономий62. Однако Султан-Галиев не учитывал (или не хотел учитывать), что в таком случае " за бортом" России оказы­валась значительная часть русского населения, нередко чис-ленно преобладающего в той или иной автономии, являвшейся продуктом большевистского " государствотворчества". Тупики этнизма в национальной политике история продемонстрирует уже через семьдесят лет после этих дискуссий, когда новая Россия будет создаваться как раз на основе бывшей РСФСР и ряд людей, вошедших во властные структуры, некритически обратятся к наследию " национал-уклонистов".

В своем политическом завещании по национальному во­просу — работе " К вопросу о национальностях или об " автоно-мизации" — вождь большевиков писал, что " сильно виноват перед рабочими России (хотя при чем здесь рабочие? — Авт.) за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно рез­ко в пресловутый вопрос об автономизации". На деле же исто­рическая вина Ленина значительно серьезнее. И не перед ра­бочими, а перед русским народом. Именно в этой работе он фактически отождествил " истинно русского человека" с обра­зом " великоросса-шовиниста, подлеца и насильника", " истинно русского держиморды". Благодаря авторитету Ленина и значи­мости его высказываний, приобретавших для партии характер руководящих указаний, было положено начало целенаправлен­ной политике игнорирования национальных интересов рус­ских. Особенно ярко это проявилось в борьбе с " колонизатор­ством" на национальных окраинах. Проблемы, связанные прежде всего с земельными взаимоотношениями, действительно имели место. Но им был придан сугубо этнополитический характер, тем более, что X и ХП съезды партии, на которых специально рассматривался национальный вопрос, прошли под лозунгами борьбы с великорусским шовинизмом. Один из большевистских деятелей — Г.Сафаров, занимавшийся национальным вопросом, будучи в Туркестане, устроил из кампании по искоренению русского колонизаторства настоящую " охоту на ведьм". Дело доходило до заключения по­дозреваемых в концентрационные лагеря, шла травля по пово­ду и без повода " истинно русских прохвостов" 63. Весьма показательна тональность доклада председателя Семиреченского ЧК:

 

 

 

" Генеральная задача: немедленно и решительно положить конец великороссийскому семиреченскому колонизаторству — вот пер

 

вая основная задача социальной революции на Востоке... В

настоящее время подавление кулацко-колонизаторского элемента проводится семиреченской областной чрезвычайной комиссией путем применения самых беспощадных репрессий" 64.

И репрессии не замедлили последовать. Иногда дело дохо дило до анекдотичных ситуаций, хотя самим жертвам было не до смеха. В том же 1921 году на имя председателя ВЦИК М. Калинина пришла жалоба от русских крестьян одного из сел Казахстана. Суть дела состояла в следующем. В селе возникли трения между русскими и казахами. Приехала по инициативе последних комиссия, в состав которой входил секретарь полит бюро (председатель уездного звена органов ЧК). Стали требо вать признания вины от русских мужиков. Те — ни в какую Но установка-то была на выявление " колонизаторского элемента". Тогда чекист, недолго думая, бросился на представителя от русских крестьян и стал в пароксизме дознания... грызть ему спину. Не мудрено, что тот признал " вину" 65.

В этом же регионе возникали ситуации и посерьезнее. В 1927 году на имя Сталина поступила обширная петиция жите лей русских сел и поселений Семиречья, в которой они жало вались на явную дискриминацию по национальному признаку Несмотря на то, что в ряде мест проживало большинство рус ских, на руководящих постах в органах местной власти преоб ладали казахи, под видом раскулачивания проходил открытый грабеж русских, фактически " лишенных гражданских прав со ветского человека", отбирался скот, осуществлялась политика вытеснения их даже из мест компактного проживания. Цен тральная власть вынуждена была образовать в январе 1927 года специальную комиссию по этому вопросу66.

Симптоматично, что перед этим только закончилось со вещание " националов — членов ВЦИК и ЦИК и других пред ставителей национальных окраин", созванное по инициативе отдела национальностей при Президиуме ВЦИК РСФСР. На нем вполне резонно ставился вопрос о повышении представ тельского статуса автономных республик в центральных орга нах РСФСР. В то же время своеобразным смысловым рефре ном совещания явилась фраза, произнесенная одним из его участников: " Ванька прет", и выдвинута задача " бороться с русским Ванькой". Постановка вопроса о русской республике бы

-300-


ла признана нецелесообразной в связи с тем, что это могло

быть " чревато последствиями, от которых мелким националь-

ностям лучше не будет". О том, нужно ли это самому русскому

народу, речь и не шла*67.

В Киргизии во второй половине двадцатых годов имели

место " массовые побоища, убийства, грабежи в столкновениях между местным и русским населением. В поступающей в Центр информации указывалось, что во многом это было усу гублено проведенной в 1922/23 гг. сафаровской реформой, ко гда земля, принадлежащая русским поселенцам, передавалась " коренным" жителям, которые ей " не пользовались, обрабаты вать ее не стали, а жилые дома превратили в конюшни" 68.

Одной из новаций ленинско-сталинской национальной политики явилась так называемая политика коренизации, ко торая, несмотря на в целом благие задумки ее инициаторов, преследовавших цель приблизить народы республик к государ ственному управлению, на практике нередко оборачивалась ущемлением прав русских. Вот что вспоминал по этому поводу бывший замнаркомфина Бурят-Монгольской АССР И. Лавров: русские, составляющие 51 процент населения республики, фактически становились париями в ней. Приказы правительст ва о замене русских служащих бурятами привели к тому, что 90-95 процентов бывших русских работников на протяжении довольно короткого срока были выкинуты из учреждений и остались без куска хлеба. С мест по национальному признаку выбрасывались не только работники средней квалификации, но и самой высокой69.

Весьма показательна оживленная дискуссия, имевшая ме сто на декабрьском Пленуме (1925 г.) ЦК РКП. Речь шла о пе реименовании партии и в этом контексте встал вопрос о ком партии России. Все в общем-то сошлись на том, что такой не обходимости нет. Русские и без того господствуют, — утвер-

* Характерно, что в Конституции РСФСР, принятой в 1924 г., вписан " ленинский принцип самоопределения народов", но статьи о праве выхода из Союза ССР не было. " Очевидно", комментировали этот факт авторы фунда-ментального двухтомника, имеющего определенную ценность и сейчас, " фиксация этой статьи для ранее господствовавшей и численно преобладаю щей была признана излишней. В дальнейшем эта неточность была уст ранена" (История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978. Изд. 3-е, доп. и перераб. Т. I, М, 1979, С. 332). Ясно, что речь шла отнюдь не о " неточности", а об определенном, вытекающем из официальных установок, отношении к статусу русских.

-301-


 

 

ждал Микоян, аргументируя отказ от создания компартии РСФСР также возможной опасностью создания двух партий ных центров. Остановились на варианте изменения прежнего названия — " российская" — на " всесоюзную" 70.

Великодержавный шовинизм постоянно отождествлялся с шовинизмом великорусским. Последний объявляли " главной опасностью", призывали пригвоздить его к " позорному столбу", хотя на партийных съездах и совещаниях звучали и более ра зумные голоса о необходимости в каждом конкретном регионе говорить о конкретных видах шовинизма, вовсе не обязательно великорусского.

Сам председатель СНК А. Рыков вынужден был заявить на объединенном Пленуме ЦК и ЦКК (июль-август 1927 г.), что РСФСР является наиболее отсталой из республик по оплате культработников. Так сказать " великодержавная" народность бы ла в этом отношении наиболее отсталой, — отметил он. Наибо лее передовой в этом отношении была Украина и Закавказье. Попытка выравнять положение была расценена украинскими товарищами как великодержавный шовинизм. " Было правиль но, замечал Рыков, когда в Тамбовской губернии получали на 40-50 рублей меньше, это было в интересах национального са моопределения, а когда получают на 2-3 рубля больше, то это великорусский шовинизм" 71.

Проводимая, в том числе и с пропагандистскими целями, политика " выравнивания экономических уровней" отсталых республик, этнических чисток кадрового корпуса на местах, выливавшаяся в дискриминацию опять-таки русского населе ния, борьбу с колонизаторством на национальных окраинах, жертвами чего становились, в первую очередь, русские, не мог ла дать позитивных результатов. Шла искусственная перекачка средств и ресурсов из центра на национальные окраины, не редко не готовых к технологическим новациям. Идеологиче ские аспекты, требовавшие формирования однородной соци альной структуры общества, класса, побуждали к разоритель ным для государства действиям: скажем, шло строительство промышленных предприятий в Средней Азии, социокультур ные традиции населения которой не воспринимали данный вариант модернизации72. Ряд специалистов в процессе подготовки и проведения планов индустриализации, возражали против создания " очагов промышленности" на национальных раинах, считая, что для их же блага было бы целесообразным

-302-


сосредоточить промышленный потенциал в центре. Однако политикаликвидации " фактического неравенства", заключав шаяся в неравномерном финансировании из федерального бюджета в пользу отсталых национальных республик, проводи лась. Показательна фраза председателя СНК Рыкова — термин колониальная политика" может употребляться " только в том смысле, что колониальная политика, например, Великобритании, заключается в развитии метрополии за счет колоний, а у нас колоний за счет метрополий" 73. Россия все более обессиливала от навязанной ей роли донора, снабжения " братских народов" топливом, техникой, производственными кадрами. Превратившись в своего рода " внутреннюю колонию", фактический источник дотаций национальным республикам, она была по существу обречена на экстенсивную модель общественного развития..

Последний министр геологии СССР, которого при всем желании нельзя обвинить в русофильстве, Г. А. Габриэлянц, осмысливая опыт национальной политики, замечает: сейчас много говорят и пишут об империи СССР, но, согласитесь, это была очень странная империя, ибо характеризовалась она не виданным, просто гигантским прогрессом национальных окра ин в развитии промышленного потенциала, науки, образова ния, культуры. Назовите мне другую такую империю, в кото рой бы все это создавалось за счет усилий метрополии, затрат и жертв исконно российских нечерноземных областей, хиреющих и теряющих свой основной человеческий потенциал и в ре зультате превратившихся в безлюдные пустыни74. Насчет " гигантского прогресса" — конечно, явное преувеличение, но по ряду моментов позиция министра соответствует реальности.

 

Социально-экономический патернализм Центра развращал руководство ряда республик, смотревших на союзный бюджет какна собственную финансовую вотчину. Через систему льгот, национальные наборы" в вузы была выпестована местная эт-ноэлита, представители которой со временем забронировали административно-управленческие должности и престижные социальные ниши. Реальная иерархия властных отношений, как уже отмечалось, шлачерез родовые, клановые, семейные факторы на фоне прогрессирующей коррупции и мафиозного беспредела. Россияне же, посланные строить новые гиганты промышленности, осваивать месторождения, создавать тяже лую индустрию, формировать научную и образовательную

-303-


инфраструктуру, оказались в наиболее тяжелой ситуаци, кото рая удивительным образом в националистической пропаганде сочетала как положение гастарбайтеров без прав, так и " коло низаторов", якобы захвативших все.

Такое государство не начало сразу же трещать " по швам лишь потому, что коммунистическая партия и подвластные ей государственные и хозяйственные институты, обеспечивали роль цементируемой " скрепки".

И все же интернационализм не был лишь официальной идеологемой. Он пронизывал и связывал судьбы многих и мно гих людей. Рядом росли, учились, работали, создавали сме шанные семьи представители самых разных национальностей Там, где в равной мере всем приходилось переносить неустро енность и тяготы жизни, преодолевать испытания и потрясе ния, интернационализм был естественной, даже не замечаемой атмосферой бытия людей.

Вне зависимости от декларативно-политических лозунгов и даже нередко вопреки им, образцы " дружбы народов" явля лись в сферах высокой культуры, духовности, нравственности К примеру, своей второй родиной называли Грузию крупней шие российские писатели и поэты советской эпохи. Армянин С. Шаумян имел мужество написать в конце 1931 года письмо Сталину, в котором решительно защищал азербайджанца ком дива Д. Нахичеванского, арестованного под предлогом участия в тайной организации " Азербайджанского национального цен тра" 75. Все это можно называть интернационализмом, а можно — своего рода нравственным иммунитетом, предохраняющим род человеческий от вырождения.

В западной историографии стало уже традиционным ут верждение о 30-х годах как о периоде реанимации идей рус ского национализма. Это аргументируется критикой " школы Покровского", переоценкой исторического прошлого, возвели чиванием царей и полководцев, отходом от постулата о России как " тюрьме народов" и т. п. Думается, что в данном подходе есть большие натяжки. Конечно, новой империи нужны были державные символы и опора на традиции " героического прошлого". Однако шапка Мономаха примерялась не русским императором, а коммунистическим вождем. Между старой и но вой империями лежал сущностный водораздел (при наличии и общих черт и известной детерминированности второй явлениями, присущими первой). Символика и атрибутика не при

-304-


давала нового качества партбюрократическому государству, его и его верховных жрецов) интересы, а не русского, как и других народов многонациональной страны, выражал проводимый политический курс*.

То же самое можно возразить тем исследователям, кто считает, что в эти годы утвердился национал-большевизм, ин-тернационализм уступил место " национальному социализму". И внутренняя и внешняя политика модифицировались, предстали в разных пропагандистских обликах, но своих фундаментальных оснований не изменили.

Идея мировой революции отнюдь не была сдана в архив. Просто центр тяжести был перенесен на советскую социали стическую державу как ее форпост и гарант. От ставки же на идеологический гегемонизм и политический экспансионизм правящий режим не отказывался никогда. Причем старый им перский " грех" инкорпорации все новых территорий, которые несли с собой дополнительные расходы для союзного бюджета, становился наследственной болезнью. Например, одним из ре зультатов присоединения территории Западной Украины стало образование своего рода культурно-политического центра с резко антироссийским менталитетом. Отсюда затем пошли им пульсы духовно-националистической эрозии значительной час ти украинского общества.

Можно утверждать, что до войны действительно сложи лась многонациональная общность со своей социокультурной спецификой, поведенческими стереотипами, ментальностью. Популярнейшая кинокартина " Свинарка и пастух", повествую щая о любви русской девушки и парня из Дагестана, была близка своим гуманистическим пафосом умам и сердцам мил-лионов людей. И в то самое время политический строй демон стрировал вопиющее пренебрежение к человеку, его духовным, социальным и национальным ценностям.

В полной мере все эти противоречия обнаружили себя во время Великой Отечественной войны. В ней проявилось единство народов СССР перед лицом фашистской агрессии. Бок о бок сражались, трудились, отдавали все для победы люди разных национальностей. Это признавали и те представители рос-



* Подобные аберрации имеют место и сегодня. Например, Л. З. Копелев пишет, что Сталин насаждал великороссийский шовинизм, утверждая российские приоритеты" во всех областях цивилизации (Копелев Л. Новая реабилитация Сталина // Независимая газета. 1997. 22 февраля).

- 305 -


сийской эмиграции, которые отнюдь не симпатизировали боль шевикам. Например, М. Тер-Погосьян писал в декабре 1944 г В. Зензинову: " Что в России происходит, трудно сказать - не сомненно огромное чувство Родины, охватившее все слои на селения — и не только русского, но и инородческого: башки ры, татары, армяне, грузины не только одинаково храбро, вме сте с русскими, защищали свою страну, но и одинаково с рус скими ощущали, как свою, Россию. Можно смело сказать, что в области национальной произошла не только социально политическая, но и внутренне психологическая идентификация ощущений по отношению к своей стране" 76.

И та же война продемонстрировала, пожалуй, невиданный в истории XX века коллаборационизм, в том числе и на этно социальной почве. Категорично осуждая сталинскую практик) " наказания" целых народов, нельзя в то же время не задуматься о количестве национальных формирований (в том числе рус ских), о числе сражавшихся в рядах гитлеровцев, служивших оккупантам в полиции, зондеркомандах, о тех, кто встречал цветами фашистов и связывал с их режимом возможность на ционального освобождения. Война выявила и видимую проч ность и потенциальную шаткость государственно-политической конструкции, называемой СССР.

* * *

Национальная проблема входила в круг интересов россий ской диаспоры за рубежом. Политические пристрастия ее представителей были весьма разноплановы, неодинаково пред ставляли они и будущее (после ожидавшегося краха больше визма) многонациональной страны. Однако, несмотря на дос таточно существенные различия в подходах, в целом все эмиг рантские группировки вынуждены были так или иначе, но признавать то, что свершилось после победы революции в Рос сии. Еще в июне 1920 года, когда у " белого движения" оставался призрачный шанс на успех, министр иностранных дел правительства Врангеля П. Б. Струве писал Д. Д. Гримму, что поли тика барона в национальной области зиждется на признании того факта, что будущее объединение России может быть осуществлено только путем соглашения самостоятельно устроенных отдельных частей на основе федеративного начала77.

В этом плане заслуживает, чтобы остановиться на нем под робнее проект Конституции Российского государства, состав

-306-


ленный известным специалистом в области федеративных от ношений, будущим первым премьер-министром Чехословакии К. П. Крамаржем. Доктор Крамарж всерьез занимался национальным вопросом в России, в частности, издал в 1925 году в Праге, которая являлась одним из центров русской эмиграции книгу " Русский кризис", в которой доказывал, что вся национальная политика большевиков преследует цель сохранить их


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал