Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 4 страница. власть и только. Этот проект был рассмотрен представителями различных политических течений российской эмиграции






власть и только. Этот проект был рассмотрен представителями различных политических течений российской эмиграции, в том числе Г. Львовым, П. Струве, В. Маклаковым, П. Новгородцевым и другими деятелями. Согласно проекту Конституции, глава государства должен был избираться общим собранием палат учредительного собрания — Государственной Думой и Государственным Советом. Помимо органов общеимперского управления, предполагалось иметь разветвленную сеть институтов областного управления. Под областями подразумевались те образования, которые сегодня именуются регионами. Они де лились на губернии, уезды и волости. Предполагалось иметь также органы земского самоуправления, которым могли закон но передавать часть своей компетенции областные сеймы. Последние имели право принимать законодательство о правах местных языков, которые имели право хождения, наряду с русским, а также другие законы, определяющие устройство мест ной жизни.

В пространном примечании к главным статьям Конститу ции Крамарж специально остановился на вопросе федерации и автономии. Он выступил против ставшего популярным в то время тезиса о " федеративной русской республике", что, по его мнению, требовало бы добровольного договора независимых государств. Крамарж считал неправомочным наделять подоб ным статусом новые государства, поскольку с точки зрения

международного права для этого требовалось согласие государ

ства, частью которого они были — то есть России. " Нельзя тво

рить государства подобно тому, как открывают лавочки или

фабрики и недостаточно о том заявления в газетах или посыл-

письма к председателю конференции (речь идет о париж-

ской мирной конференции, на которой были представлены

делегации ряда народов бывшей российской империи. — Авт.) об " открытии " государства и его конторы в Париже", замечал автор. Он также утверждал, что Россия не пойдет на расчленение своей земли, поскольку не сможет допустить, чтобы " маленькие народности" по периметру ее границ могли препят

- 307 -


ствовать реализации ее государственных интересов. Крамарж не исключал, что если Россия признает новые государства, то нет гарантии, что они пойдут на заключение федеративного договора с ней. Автор признавал, что для новой России необходим решительный отказ от прежней практики бюрократического централизма - следует дать нерусским народам полную свободу национальной жизни и национального развития. И в этом отношении " не они нужны России, а Россия им. Как не зависимые государства они были бы только предметом интриг разных держав", — подчеркивал автор. Он отмечал также не перспективность формирования области из одной лишь народности, считая возможным решить вопросы национального развития через культурные, управленческие и иные институты79

Проблема государственного устройства России интересо­вала всю эмиграцию. Даже откровенные монархисты заговори­ли по-новому. В воззвании от 2 (15) апреля 1923 года одного из претендентов на монарший престол Великого князя Кирилла Владимировича упоминалось о национальной автономии, то есть устройстве " по-своему" жизни отдельных национально­стей. Вот слова из воззвания: " Пусть снова и без принуждения сплотятся в тесном содружестве все народности, нашу великую страну населяющие, ради взаимной помощи в устройстве по-своему их внутренней жизни под сенью единой матери Рос­сии" 80.

Определенное внимание национальной проблеме уделяли партии социалистической ориентации. Так, в декабре 1922 года в Берлине состоялось совещание социал-революционеров, на котором рассматривались два проекта резолюции по нацио­нальному вопросу — М.Вишняка и В.Гуревича. Принципиаль­ного расхождения позиций у авторов не было. Несколько более радикальным был вариант Вишняка: партия социалистов-революционеров должна твердо стоять на последовательном признании каждой народности субъектом публичного права, в зависимости от своего численного состава национальность либо образует автономную государственную единицу, входящую в состав российской федерации на условиях и в порядке, уста новленном федеральной конституцией, либо она наделяется комплексом прав, предусмотренных и гарантированных новейшими международными актами в целях охраны и развития национальных, расовых, лингвистических и исповедных прав меньшинств. У Гуревича больший акцент делался на обеспечение национальной самобытности и культуры. При этом оба

-308-

 

автора подчеркивали при реализации принципа самоопределения примат соблюдения жизненных интересов России81. Меньшевики опубликовали в 1929 году " Платформу по национальному вопросу". Исходя из посылки о том, что поли­тика Советской власти создает национальное напряжение и решить национальную проблему можно лишь свергнув эту власть, они декларировали право всех народностей, входящих в составСССР, на свободное демократическое самоопределение в формах автономии, федерации, вплоть до государственной независимости. В то же время подчеркивалось, что " как интересы социальной и политической самозащиты рабочего класса, всex наций Советского Союза, так и общие интересы револю­ции... требуют пропагандирования и отстаивания внутри каж­дой нации... необходимости как хозяйственного, так и государ­ственного единства республики на основе федеративной и ав­тономной связи ее отдельных частей и культурно-националь­ной автономии рассеянных наций и национальных мень­шинств" 82. Меньшевистские лидеры (например, С. Абрамович) каялись за былые социал-демократические просчеты в нацио­нальном вопросе, в частности, за то, что ставили во главу угла интересы классовой борьбы, склоняясь к примитивному на­циональному нигилизму, который старался " отмахнуться" от национальных требований83.

По мере того, как большевизм упрочивал свои позиции, в среде российской эмиграции обнаруживались новые тенден­ции. Одна из них — так называемый " национал-большевизм", представленный группой интеллектуалов-державников, или как они вошли в историю (по одноименному программному сбор-нику) — " сменовеховцев". Одним из его лидеров был известный историк Н.Устрялов, который выпустил в 1920 году в Харбине сборник своих статей " В борьбе за Россию". В нем констатиро-вался крах попыток вооруженного свержения большевизма и утверждалось, что в России, пусть под чуждыми ей лозунгами, происходит великая национальная революция, призванная " восстановить русское великодержавие", идет национальное возрождение. Зимний дворец, патетически восклицал Устрялов, " вновь обрел гордый облик подлинно великодержавного величия, правда не под " национальным флагом", а под красным знамнем". Логикой вещей, подытоживал профессор, через экономический Брест", большевизм от якобинства будет эво-люционировать к наполеонизму, то есть к государственным

- 309 -


 

 

-


устремлениям, и сама история вынудит большевиков решить национальные задачи страны84.

В это время в одном из центров дальневосточной россий ской эмиграции — Харбине начинает формироваться новая по литическая сила — русский фашизм. Выйдя из студенческой среды и сменив несколько названий (Русская фашистская oр ганизация, Всероссийская фашистская партия, Российский фашистский союз), она попыталась предложить собственный вариант выхода из того тупика, в который, по ее мнению, заве ла Россию диктатура большевиков. Руководителем организации становится К.В.Родзаевский. Эмигрировав молодым человеком из Благовещенска, в том числе и по причине того, что не смог поступить в советский вуз из-за непролетарского происхожде ния, он начинает учиться в Харбинском юридическом институ­те, обстановка в котором во многом способствовала формиро­ванию его мировоззрения. Сначала — студенческие разговоры о судьбах России, путях ее избавления от " антинационального" ига. И уже в 1928 году Родзаевский срывает флаг с серпом и мо­лотом со здания института. Представ перед институтским Сове­том, он открыто объявляет себя вождем российских фашистов.

Значительную роль в программном оформлении русского фашизма сыграла вышедшая в 1929 году в Харбине книга упо­минавшегося Н.Устрялова " Итальянский фашизм". Об этом впоследствии говорил и сам Родзаевский. Определенное влия­ние оказали и события 1933 года в Германии, когда Гитлер и его партия приходят к власти. Так, откровенно симпатизиро­вавший русским фашистам казачий атаман Г.Семенов поспе­шил направить Гитлеру восторженное послание, в котором, в частности, были следующие строки: " Миллионы русских на­ционалистов томятся еще сегодня в изгнании, в то время как несчастный русский народ вынужден влачить недостойное че­ловека существование под игом московского правительства -правительства, образованного из предателей, гнусных преступ ников и известных убийц... Мы, русские националисты, выну жденные перебиваться, разбросанные по всем государствам земли, видим и знаем: прежде чем главное зло — III Интерна ционал не будет уничтожен, прежде чем не будет развеваться над Россией национальный флаг русских фашистов, мир не может прийти к спокойствию... Господин канцлер! Оценка ис торического положения такова, что германское и русское госу дарства были неотделимыми, цветущи и свободны до тех пор.

-310-


плечо к плечу против всех наших врагов, вели ясную и умную политику, которой следовал ее великий предшественник, национальный герой немецкого народа и образователь германского государства, седой князь Бисмарк, памятны также дела и мысли первого русского фашиста, нашего национального героя, П.А. Столыпина..." 85.

В 1934 году в Харбине, под редакцией Родзаевского выхо-дит написанная помощником заведующего высшей партийной школой Всероссийской фашистской партии Г.Тарадановым и В.Кибардиным " Азбука фашизма". В предисловии к ней прямо говорилось, что данный фашистский учебник подготовлен как пособие по борьбе с либерализмом и социализмом86.

Национальной проблеме в этом политическом катехизисе уделялось значительное место.

Формально российский фашизм, в отличие от германско­го, не исповедовал расовой теории. Российская нация тракто­валась как " духовное единение всех русских людей на основе создания общности исторической судьбы, культуры, традиций". По этому определению в российскую нацию могли входить другие национальности, хотя русские рассматривались как ее ядро. Одновременно признавалось право народов на культур­ную, административную и даже политическую автономию, до­пускалась возможность федеративного устройства России. Од­нако очевидно, что в государстве несвободы вообще не могло было быть свободы собственно национальной. Кроме того, российский фашизм отличался открытым антисемитизмом, евреи рассматривались как " главные разрушители российской нации". Тем самым имевшее место в германском фашизме раз-деление народов на " избранные" и " проклятые" транслировалось их восточными единомышленниками на российскую почву.

Позже, попав в " объятья" " Смерш", Родзаевский и его ок-

ружение пытались откреститься от своего антисемитизма. Ев-

реи, которых мы считали врагами России, на самом деле явля-

ются обыкновенными гражданами, покаянно писали они. Но, очевидно, признание было неискреннее и есть достаточно веские основания полагать, что эти заявления были лишь вынужденным притворством. В хранящемся в Центральном архиве Федеральной службы безопасности РФ деле К. В. Родзаевского имеется его рукопись " Современная иудаизация мира, или еврейский вопрос в XX столетии", датированная 1943 годом. В ней, в контексте утверждения о " тотальной иудейской интер-

-311 -

 

венции", обвинений евреев во всех смертных грехах, возвели чивался " опыт" итальянского и германского фашизма87. Это было особо цинично еще и потому, что к этому времени гитлеровцы оставили свой кровавый след на российской земле. Не могли не знать Родзаевский и К0, что их " герои" вообще пла нировали превратить русских в рабов, уничтожив как нацию

В листовке " Фашист", распространявшейся в Москве в на чале 1935 года, в качестве противодействия " кровавому комму низму" русскому народу предлагался только один выход -" фашистская революция". Весьма характерен язык и тональ ность одного из номеров газеты русских фашистов " К освобож дению": " Национальная (русская) революция уничтожит ста-линско-жидовскую банду. Не будет пощады жидам за ставший системой шпионаж, концлагерь, провокации, за голод, нищету, за убийство миллионов русских людей... И гады знают это Га ды трепещут. Гады прилагают все усилия к тому, чтобы уйти от народного суда. Но не уйдут. Сроки приближаются" 88. 1937-й, таким образом, " обслуживали" как бы с двух сторон.

По этой позиции к ранее называвшейся организации при мыкало действовавшее за границей " Братство Русской правды" Оно ставило своей задачей осуществить в СССР " Всероссий скую национальную революцию, свергнуть чуждую России по духу и по составу красную коммунистическую власть и заме нить ее подлинным национальным русским правительством" 89 Несмотря на заверения авторов " Русской правды" о привер женности идеям национального равноправия, этнофобия бук вально выпирала с ее страниц. Говорилось " о грузинском жу лике Сталине, горбоносом Лейбе Троцком", сумасшедшем Ильиче, который " сгнил от сифилиса, заведя Россию в тупик и предав ее в руки инородцев". Словом, черносотенный душок от изданий шел явственный. К этому примешивалась своеобраз ная " демонология" враждебной стороны: " Оглянись на Родину. мой Брат, слуги Сатаны еще царят. Русские во власти темных сил и за них никто не отомстил? " 90.

 

Одной из " дочерних организаций", примыкавшей к ука занной группе, являлась монархическая группировка младорос сов. Как отмечалось в информационной сводке ИНО ОГПУ, эта небольшая, но энергичная партия, возглавлявшаяся сотрудником банка в Монте-Карло Казем-беком, пыталась соединить идею восстановления самодержавной монархии с такими революционными институтами, как советы, плановое хозяйство и

-312-


т. п. В действиях этой партии сказывалось влияние идей италь янского фашизма и германского национал-социализма. Казем-бек в своих письмах к соратникам и выступлениях призывал поддерживать Сталина в борьбе с оппозицией, считая, что речь идет о националистическом перерождении революции и ком мунистический Вождь сможет выполнить стоящие перед Рос сией общенациональные задачи91.

В российском зарубежье шел процесс консолидации на циональных группировок, выступавших за самостоятельное го сударственное существование народов, на представительство интересов которых они претендовали.

В 1925 году политические деятели закавказской эмиграции создают комитет " Освобождение Кавказа", хотя между его уча стниками (дашнаками, муссаватистами, грузинскими меньше виками) и существовали большие споры относительно гра ниц92. В июле 1934 года представители азербайджанского, севе рокавказского и грузинского эмигрантских центров заключили так называемый " Брюссельский пакт", целью которого была борьба с " русско-большевистской оккупацией" 93. Активность проявлял М. Чокаев, претендовавший на роль представителя мусульман и считавший, что все — туркмены, узбеки, казаки, киргизы, башкиры, татары — являются членами одной турец кой семьи, стремятся быть турецкой нацией и основать единое государство. Похожие идеи проповедовал эмигрантский журнал " Северный Кавказ". На страницах выходивших на Западе изда ний фигурировали некие " стонущие под московской пятой" якобы " исторические" образования — " Козакия" (государство вольных казаков", " Идель-Урал" (государство заволожских та тар), " Сибирское движение" 94.

Национализм в среде национальной эмиграции подчас проявлялся довольно откровенно. В этом плане весьма показа телен следующий пассаж из ставшей известной органам ОГПУ инструкции оказавшегося в эмиграции руководителя меньше вистского правительства Грузии Н. Жордания своему агенту, едущему на нелегальную работу в Грузию. Большевистский строй, — писал Жордания, — разрушил грузинскую нацию, ее национальный строй и культуру, но прочие " неисторические" нации, например, Украину, продвинул вперед95. Тем самым, проводился некий ранжир наций — на " исторические" и " неис-торические".

Между тем, деятельность украинской эмиграции была, по жалуй, наиболее масштабна. Так, в документах образованного в

-313-


1919 году в Берлине Объединенного Союза " Украина" высказы валась установка на создание федеративного союза Украины и России96. Среди историков и публицистов шли горячие дис куссии относительно происхождения Украины, сути решений Переяславской Рады и т. п., использовавшиеся для аргументов в политических баталиях. В 1928 году в итальянском журнале " Восточная Европа" была опубликована статья, в которой укра инские идеологи проводили мысль о гегемонии украинского начала в истории древней Руси, в частности, о Киеве как цен тре не древнерусского, а украинского государства97.

Несколько ранее на эту тему выступил русский историк, бывший национал-социалист В. А. Мякотин (специально занимавшийся историей Украины), заявивший, что те, кто настаивает на отделении Украины решают ее судьбу без учета мнения хозяина, то есть самого украинского народа98.

Вообще же, антироссийская тенденция отчетливо присут ствовала в украинской эмиграции. " Прочь от Москвы, от вся кой Москвы — красной и белой, от всякого режима - цар ского, большевистского и демократического, от всякого импер ского единства — внешнего и внутреннего — прочь от России вообще" — призывал известный еще до революции деятель украинского национального движения М. Славинский99.

Наиболее ярко в 20-е-40-е годы лозунги агрессивного ук
раинского национализма были выражены в творчестве
Д. Донцова, чьи взгляды сегодня активно поднимаются на шит
радикальными националистами Украины. Донцов поставил
своей целью " вырвать национальную идею из хаоса", вдохно
вившись опытом фашистских Германии и Италии. Анализируя
взгляды Донцова того периода, его биограф М. Сосновский называл следующие позиции: распространение фашистской идеологии, акцент на волевое начало, проповедь насилия, антидемократизм 10°.

В 1926 году Донцов публикует работу " Национализм", где данное понятие сводилось к таким компонентам, как укрепление воли нации к власти, к экспансии, стремление к борьбе, романтизм, догматизм, иллюзионизм; фанатизм и аморальность; синтез рационализма и интернационализма (в установлении власти над другими); творческое насилие. Фактически вся книга была пронизана идеями итальянского фашизма и германского нацизма. На страницах " Литературно-научного вестника" и в приложениях к нему Донцов популяризирует их лидеров, переводит и издает часть " Майн кампф", " Доктрину

-314-


 

фашизма" Муссолини. О Гитлере он, в частности, писал как о человеке с душой, соизмеримой с той трагической эпохой, которую переживает Германия.

Донцов исповедовал также идеологию аморализма, основанную на поиске врагов украинской нации, среди которых назывались нетолько евреи, но и национальные меньшинства вообще. Он мечтал о " настоящем" расовом типе украинца, у которого будут длинные руки, " как ястребиные когти, глаза круглые и холодные, сверлящие", он должен быть страшным и немилосердным103- Его идеи органично легли в программные документы Организации украинских националистов (ОУН). Вот только некоторые выдержки из них: " За что борется украинский националист (организованный)? — задавался вопрос и среди ответов — " за новый тип украинца", " за господствующее положение среди других народов", " националистическая мораль -мораль завоевателя... мораль геройская" и т. п. 104

Теория " интегрального национализма", исповедуемая Дон цовым и его последователями, представляла собой, по свиде тельству украинских авторов, агрессивную разновидность на ционализма с ярко выраженной антипольской и антироссий ской направленностью105. (Симптоматично, что как раз " ин тегральными националистами" считали себя и русские фашис ты). 0 том, что означает эта " интеграция" по-националисти чески, разъяснял один из идеологов ОУН Н. Сциборский, тре бовавший " твердых коррегирующих мер" относительно посто янно живущих в Украине национальных " меньшинств" и " ло мания им хребта" 106.

Очень непрост вопрос оценки активных участников на циональных движений, боровшихся за (каждый — в своем понимании) национальную независимость и против диктата сталинизма. Здесь нужна осторожность и непродуктивна безапелляционность в оценках поступков людей. Но необходима и определенность, иначе урок истории не научит ничему. В первую очередь, речь идет о том, допустимо ли в борьбе с одной формой тирании идти на альянс с другой — заклейменной вердиктом Нюрбергского процесса за преступления перед человечеством? Понимая трагедию народов, одна часть которых вынуж дена была бороться с другой, когда брат шел на брата, а сын на отца, можно и нужно почтить память жертв этого противостоя ния. Но ведь известно, что понять еще не значит оправдать тех, кто, пусть по самым " патриотическим" соображениям, сотрудничал с фашистами и в борьбе за " национальную свободу" до-

-315-


 


пускал акты террора против мирного населения, убивал жен щин и детей.

Известно, какую участь готовили русскому, украинскому, другим народам СССР теоретики от расизма и практики от гит леризма. В лучшем случае — рабов, второсортных прислужников " расе господ". Кровавыми следами покрыли фашисты места своего присутствия — виселицами, концлагерями, тюрьмами. Можно ли в таком случае хоть как-то оправдать тех, кто, пусть из самых благородных побуждений сотрудничал с палачами?

Это относится ко всем. И к власовцам, из которых, и в первую очередь, их вождя, пытаются сделать героев " русское национального сопротивления" сталинизму107. И к части каза ков и их руководителей. Ведь на стороне гитлеровцев оказались казачьи войсковые атаманы — Терский, Кубанский и Астра ханский — генералы Вдовенко, Науменко и Ляхов, делал став ку на фашистов П. Н. Краснов, в карательных экспедициях про тив югославских партизан участвовал начальник " казачьего ре зерва" бывший белогвардейский генерал Шкуро108.

И к другим, входившим в различные " легионы" и нацио нальные армии. Например, к бандеровцам (используем данный термин как собирательный, не вдаваясь в данном случае в де тали взаимоотношений С. Бандеры с Мельником). Сейчас на Украине имеет место идеализация этого движения, стремление доказать, что оно действовало и против фашистов, и против коммунистов. Вот как " объективно" и главное " компетентно" (по словам известного украинского писателя О. Гончара) изла гает этот сюжет Р. Иванченко в работе " Украина от Кия до Кравчука". В годы второй мировой войны, пишет она, населе ние Галиции организовало массовое сопротивление как фаши стским, так и большевистским угнетателям, создало высокоор ганизованную и мужественную армию, которая продолжила государственнические традиции всей Украины109.

Действительно, с определенного этапа (когда военное сча стье начинает изменять фашистским армиям) бандеровцы ста новятся для оккупантов все более неудобной силой.

Но вот как быть с другими фактами? С эсессовскими подразделениями украинских националистов — " Нахтигаль" и " Роланд", дивизией " Галичина"? Как быть с декретом №1 руководителя бандеровского правительства Я. Стецько, где говорилось, что " украинское правительство будет тесно сотрудничать с национал-социалистами Великой Германии..., бороться за новый порядок во всем мире" 110. И это — с теми, кто хотел

-316-


превратить, и потом пытался последовательно это осуществить, Украину в колонию, а на коренное население, как рекомендовал руководитель рейхскомиссариата " Украина" Э. Кох — смотреть " как на чернокожих". Многочисленные документы и факты свидетельствуют, что Украинская повстанческая армия контролировалась спецслужбами Германии, а основную борьбу вела не с фашистами, а с партизанами, поляками и частями Красной Армии. И в Украинском и в бывших союзных архивах хранится огромное число документов (в том числе фото), показывающих какой кровавый след оставили на украинской земле бойцы " высокоорганизованной и мужественной армии". Это вовсе не реабилитирует действия представителей Советской власти. Насильственными методами насаждавших колхозы, через органы НКВД осуществлявших репрессии, не гнушавшихся и провокациями националистов. Но: колодцы забитые обезображенными трупами, в том числе, невинных " комис сарских" жен и детей — это вехи пути к свободе?

Да, конечно, методы " социалистического строительства" вызывали особый протест в тех национальных районах, где они грубо вторгались в традиционный социокультурный уклад жиз ни общества. Насильственная коллективизация, уничтожение национальной интеллигенции, борьба с религией, с традици онным укладом, обычаями, не могли не вызвать сопротивления населения, принимавшего подчас массовый характер. При этом бывало, что политика большевиков отождествлялась с русской политикой как таковой. Например, в уставе действовавшей на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны орга низации " Особая партия кавказских братьев" (ОПБК) давалось следующее объяснение ее гербу, изображавшему орла, в когтях правой лапы которого была нарисована ядовитая змея, а в ле-вой — свинья: змея означала большевика, потерпевшего пора-жение, а свинья — русского варвара. В числе главных целей ОПКБ назывались: ускорение гибели большевизма на Кавказе во имя поражения России в войне с Германией; создание по манда ту германской империи на Кавказе свободной федеративной республики; выселение из региона русских и евреев и т. п. 111 Ряд членов этой организации, занимавших в том числе и посты в го сударственных структурах Чечено-Ингушской АССР, были свя заны с гитлеровской резидентурой.

Имели место повстанческие движения, ориентированные
на фашистскую Германию и в других регионах, например, в
Калмыкии, Кабардино-Балкарии112.

 

 

-317-


Особо хотелось бы остановиться на крымско-татарской проблеме. В той откровенно антироссийской (не антикоммуни стической, антисоветской, а именно антироссийской) кампа нии, которая интенсивно ведется большинством лидеров крымского меджлиса, в последнее время начинают проскаль зывать нотки оправдания той части крымско-татарского насе ления, которая сотрудничала с фашистами. Предпринята на страницах крымско-татарских изданий попытка реабилитации руководителей " мусульманских комитетов". Например, в газете " Авдет" появилась публикация Али Ибрагимова из Бахчисарая утверждающего, что в мусульманских комитетах были задейст вованы люди, близкие к религии, а они ничего дурного сделать не могли, открывали, где можно, мечети, учили молитвам, на ходили общий язык с немцами, требовали для крымских татар льготы как для коренных жителей, спасали от расстрела му сульман, евреев, караимов, крымчаков. Выживали кто как мог кто в партизанах, кто среди фашистов113.

Не будем останавливаться на " моральной" оценке подоб ных откровений. А вот о " мусульманских комитетах" несколько слов сказать стоит. Имеется целый комплекс документов, сви детельствующих о том, что эти комитеты и действовавшие при них татарские роты самообороны создавались фашистским ко мандованием, в первую очередь, для борьбы с партизанами114.

Фашисты беспощадно расправляясь со всеми, кто высту пал против их оккупационного режима, в том числе и с пред ставителями крымско-татарского населения. Однако, они стре мились " играть" на национальном факторе, предоставлять тата рам определенные налоговые и экономические льготы, заигры вать с националистическими вожаками115.

Есть документальные факты, что выборы в " мусульман ские комитеты" контролировались непосредственно гестапо. 116

А вот только некоторые выдержки из газеты " Азат Крым" (" Освобожденный Крым"), которая издавалась на крымско татарском языке в оккупированном фашистами Крыму с 1942 по 1944 гг.:

" 10. 02. 1942 г. "... при Хан-Джами избрали свой мусульманский комитет..., этому комитету поручили организовать добровольческие отряды, согласные рука об руку с немцами бороться против партизан" (Хан-Джами — ханская мечеть в Бахчисарае).

03. 03. 1942 г. " После того как наши братья-немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья".

-318-


10. 03. 1942 г. Алушта. На собрании, устроенном мусульман ским комитетом " мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили бо гослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал