Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 5 страница. В этом же номере: Великому Гитлеру — освободителю вcex народов и религий! 2 тыс
В этом же номере: " Великому Гитлеру — освободителю вcex народов и религий! " 2 тыс. татар дер. Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района) и окрестностей " собрались для молебна... в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву... Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа, верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду!... Да благодарит тебя Господь, наш великий господин Гитлер! " 20. 03. 1942 г. Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желания уничтожить Тур цию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание в Турции и Афганистане и т. д. и т. п. Восток ждет своего освобо дителя не от солгавшихся демократов и аферистов, а от нацио нал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гит лера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную и блестящую задачу". 10. 04. 1942 г. Из послания А. Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасубазара. " Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей по мощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский на род поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немейких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руко мусульманского мира — газы Адольф Гитлер". -319- В этом же номере. " Освободителю угнетенных народов, сыну германского народа Адольфу Гитлеру. Мы, мусульмане, с приходом в Крым доблестных сынов Великой Германии с Вашего благословения и в память долго летней дружбы стали плечом к плечу с германским народом, взяли в руки оружие и начали до последней капли крови сра жаться за выдвинутые Вами великие общечеловеческие идеи -уничтожение красной жидовско-большевистской чумы до кон ца и без остатка. Наши предки пришли с Востока, и мы ждали освобожде ния оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что ос вобождение нам идет с запада. Может быть, первый и единст венный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло с запада. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом. Президиум Мусульманского Комитета". Вот так... Здесь необходимо остановиться еще на одном моменте, как бы ни была деликатна сама тема. Сейчас многие деятели из числа представителей депортированных народов ак тивно употребляют термины " геноцид" и даже " этноцид". Да вайте порассуждаем: была ли политика советской власти, ори ентирована на этноцид, скажем, крымских татар. Перед войной в Крыму существовало: 20 русских, 37 — немецких и... 144 та тарских сельсовета. К середине 30-х годов крымские татары составляли 19, 8% населения, а в советском аппарате их было 13%117. Депортация, конечно же была актом вандализма, однако, мотивации были не этнические, а политические — режим сво дил счеты с " пособниками фашистов", в которые были неспра ведливо зачислены все татары, проживавшие на полуострове Но кроме татар высылались и другие народы. Причерномор ских греков выселили, а приазовских — оставили. Депортиро вали армян из Крыма, но Республику Армения не ликвидиро вали же. Собственно антитатарской, антиармянской, антигре ческой пропаганды не велось, как это делали фашисты с их расовой теорией и их пособники-этнократы. Сталинский ре жим исходил из собственных представлений о национальной безопасности и геостратегических интересах страны. -320- ♦» ♦ О трагических последствиях, которые имел агрессивный национализм и этнократизм, возведенные в ранг государственной политики, свидетельствует и опыт многонациональной Югославии, с которой у России существовали многовековые связив свое время неучтенный не только руководителями СССР, но и мировым сообществом. Поэтому остановимся по-подробней на этой проблеме применительно к рассматриваемому периоду. Решение о создании единого государства югославян в 1918 г. вовсе не было столь однозначно поддержано, как это представляется сейчас. Часть хорватского и словенского обще ства после Первой мировой войны и распада Автро-Венгрии сознательно и добровольно пошла на объединение, другая — резко протестовала перед президентом США Вудро Вильсоном, находившемся в Версале. Почти сразу же после объединения, вернее, присоедине ния Хорватии, Далмации, Словении, Бачки и Баната и Черно гории к Сербии — выяснилось, что надежды не оправдывают ся, а проблемы и противоречия после " братского объединения" не только не исчезают, но наоборот, все более обостряются, затягиваясь в тугой узел. Смена династии Габсбургов на династию Карагеоргиеви-чей практически ничего не изменила для хорватов и словенцев, даже ухудшив их положение. Создание югославянского государства в его тогдашнем ви де было результатом югославистских иллюзий об этническом, а следовательно, и политическом единстве, " братской любви", а также сложившейся после окончания Первой мировой войны международной ситуации, зафиксированной в Версальсском мирном договоре 1919 г. и в последовавшей за ним серии дого воров 1919-1920 гг. Временное исчезновение Германской импе рии и окончательное — государства Габсбургов — не облегчило положения Сербии и других югославянских земель. Острые территориальные противоречия у нового Королевства сербов, хорватов и словенцев были с Италией, Австрией, Венгрией, Болгарией. В 1921 г. была принята Видовданская конституция, закре-плявшая в государстве главенствующую роль сербской дина-стии во главе с Александром Карагеоргиевичем. Страна в административном отношении делилась на 33 округа, возглав
-321- ляемых назначенными королем великими жупанами. В соот ветствии с официально провозглашенной теорией интеграль ного югославизма, т. е. этнической идентичности и единства сербов, хорватов и словенцев, эти округа носили чисто адми нистративный характер. Никаких особых прав несербским на родам и национальным меньшинствам не предоставлялось Критерием административного деления служил не националь ный состав, а размер территории, экономические условия, чис ленность населения. Какие-либо органы местного самоуправ ления в несербских областях отсутствовали. По мере развития событий все более очевидной станови лась непригодность подобной государственной политики, ко торая лишь накапливала и обостряла межнациональные проти воречия, не оставляя практически никакой возможности для реального политического диалога и поиска конструктивных решений. Впрочем, никто к ним и не стремился. Власти в Белграде нашли " выход" из положения: в 1929 г. фактически был произведен государственный переворот. Одним из его по следствий стало изменение названия страны, отразившее не вольно суть событий — Королевство СХС стало называться Югославией. Это должно было символизировать не только го сударственное, но и этническое единство населявших ее наро дов. По конституции 1931 г. вместо округов было создано 9 " бановин": Дравская, Савская, Врбасская, Приморская, Дрин ская, Зетская, Дунайская, Моравская и Вардарская. Белград во шел в особый административный столичный округ. Это новое устройство страны ликвидировало старые исто рические границы между Сербией, Хорватией, Словенией, дру гими территориями. В некоторых районах, примыкавших к Ду наю, Дрине, Мораве, Врбасу искусственно создавалось серб ское этническое большинство. В 1939 г. соглашением Д. Цветкович — В. Мачек (по фами лиям подписавших его представителя правительства в Белграде и руководителя Хорватской крестьянской партии) предусмат ривалось создание Хорватской бановины. В нее включались Савская и Приморская бановины, ряд территорий, входивших ранее в Дунайскую, Дринскую, Врбасскую и Зетскую банови ны, тех, на которых преобладало хорватское население. Это означало еще один территориальный передел внутренней этнической и политической карты Югославии. Все эти изменения затрагивали территории, на которых совместно проживало хорватское, сербское и боснийское населения. -322- Вкупе с сохранившимися централистскими методами управления, эти изменения не могли не обострить противоречия между народами, ибо не облегчали, а лишь затрудняли межнациональные отношения, создавали почву для территориальных споров и межэтнических конфликтов. В конце 30-х гг. королевская Югославия столкнулась с теми же противоречиями, что и монархия Габсбургов начала века, а спустя еще пятьдесят лет новая Югославия: чем сильнее централистско-бюрократическая политики, тем сильнее цен тробежные тенденции, тем больше в государстве растет взаим ная межэтническая нетерпимость, тем меньше шансов сохра нить целостность этого государства. Этим и объясняются про вал нескольких попыток изменения внутреннего этнотеррито риального устройства Королевства сербов, хорватов и словен цев, возникшего в 1918 г. ис 1929 г. ставшего называться коро левством Югославия. Королям и их министрам так и не уда лось найти форму устройства, обеспечивающего баланс между этническими территориями и административными границами. Это привело к радикализации национальных движений (в том числе и сербского), к росту взаимной национальной не терпимости, что было особенно серьезно в условиях междуна родной ситуации конца 30-х годов. Белградское правительство и различные группировки в хорватском национальном движе нии соперничали между собой в поисках поддержки извне — прежде всего со стороны усиливавшихся Германии и Италии, претендовавшей на часть югославской территории. Это стало одной из причин сокрушительного поражения Югославии 1941 года и началу по сути дела трех войн: за осво бождение страны от германских, итальянских, венгерских, болгарских оккупантов; войн между созданными оккупантами псевдонезависимыми моноэтническими государствами; граж-данской войны между коммунистами и антикоммунистами118. Югославянские народы оказались расколотыми и внутри себя, и между собой, и в своем отношении к завоевателям. Коллаборационисты из созданных оккупантами " государств" взяли на вооружение и фашистские расовые теории, и тради-ции собственного крайнего национализма. Четники и " неди-чевцы" в Сербии, усташи в Хорватии, " белогвардейцы" в Слове нии, бойцы мусульманских формирований непрерывно воевали между собой за создание " независимых" моноэтнических государств. -323- В условиях оккупации и среди сербов, и среди хорватов, и среди словенцев, и среди босняков (боснийских мусульман) нашлись силы и деятели, стремившиеся использовать возмож ность для достижения национального самоопределения в виде создания " своих" псевдонезависимых, " этнически чистых" госу дарств на панэтнической и великодержавной основе. Для мир ного населения, независимо от национальности, вооруженная борьба различных военных формирований означала постоян ную угрозу физического уничтожения по этническому или ре лигиозному признаку, политических репрессий, грабежа и на сильственной мобилизации. Эта угроза исходила и от оккупан тов, и от четников, и от усташей, и от коммунистических пар тизан И. Б. Тито120. Германская агрессия против Югославии началась 6 апреля 1941 г. 17 апреля Югославия капитулировала. Территория Юго славии была поделена между Германией и ее союзниками -Италией, Венгрией, Болгарией. Сербию, как наиболее важную в стратегическом отноше нии территорию, Германия оставила за собой. Банат остался в составе Сербии, но власть в нем находилась у представителей немецкого национального меньшинства. Сербию и Банат окку панты разделили на четыре военно-административных округа — Белград, Врнячка Баня, Ужице и Ниш. Срем был присоеди нен к созданному марионеточному Независимому государству Хорватия (НГХ). Бачка отошла к Венгрии. 29 августа 1941 г. было образовано так называемое прави тельство Сербии во главе с бывшим генералом югославской армии, бывшим некоторое время и военным министром, Ми ланом Недичем. Оккупанты хотели создать видимость самосто ятельности Сербии под эгидой Германии, сформировать " серб ские вооруженные силы" и задушить партизан руками сербов. Но, как доносил командующий германскими войсками в Сер бии, правительство М. Недича было не в состоянии подавить повстанческое движение. Даже несмотря на сотрудничество вооруженными отрядами сербских фашистов Д. Летича и позд нее — с четниками Д. Михайловича. М. Недич был противником югославизма и сторонником великосербской идеи. Конечной целью его политики было создание " Великой Сербии" как крестьянского государства. Экономической и социальной основой этого государства должна была стать задруга (большая патриархальная семья). Естественно, эти планы не должны были противоречить планам -324- Гитлера, а их выполнение не могло осуществиться без помощи Германии. М. Недич ходатайствовал перед германскими властями о расширении границ оккупированной Сербии и, тем самым, за интегрирование сербов на одной территории и в едином государственном образовании. На первом этапе предлагавшееся расширение границ предполагало присоединение части Боснии и Герцеговины, затем - Срема и части Далмации; а на третьем этапе — территорий, из которых прибыло наибольшее количество беженцев. План предполагал также установление новых границ, в связи с чем предусматривалось переселение католиков из Гер цеговины, Боснии, Далмации и Срема — всего 771168 чел. На их место должны были переселиться сербы из тех же областей и Хорватии общим числом 750263 чел. Во многом это было проявлением старых сербско-хорватских противоречий относи тельно границ, а также взаимных претензий на территорию Боснии и Герцеговины (вошедших после поражения Югосла вии в состав НДХ)121. Эти устремления М. Недича противоречили и политике Германии, и интересам ее союзников, и интересам НДХ А. Па велича. Позднее М. Недич выдвинул идею о создании федера ции Сербии, Черногории и Санджака. На пост президента он предлагал свою кандидатуру. Предполагалось, что это будет эко номическая и финансовая уния. Исполнительные органы и воо руженные силы должны были остаться под контролем центра. Но эти планы не получили одобрения руководства Германии. Противоречия М. Недича с руководством НДХ, с А. Паве-личем касались и этнотерриториальных проблем (оба стреми лись к созданию крупных этнически чистых государств), и со перничества за влияние на германские и итальянские власти. М. Недич и его сторонники не были фашистами в строгом смысле слова; они были экстремистски настроенными этниче скими националистами, пошедшими на сотрудничество с оккупантами для осуществления своих национально-государственных целей и для борьбы с коммунистами. М. Недич и Д. Михайлович — его противник на сербском политическом пространстве, — оба были великосербскими националистами, занимавшие высокие посты и в королевской Югославии. Различия между ними состояли в том, что первый предполагал для создания Великой Сербии опереться на германские штыки, другой, в борьбе за восстановление централи -325-
стской " старой" Югославии, разделенной по этнотерриториаль ному принципу, первоначально исходил из идей антифашист ского сопротивления оккупантам. После капитуляции югославской армии бывший ее гене рал Д. Михайлович и его сторонники скрывались в районе Рав ной Горы. От имени эмигрировавшего в Лондон правительства короля Петра II они начали устанавливать связи с монархиста ми и представителями кругов, ориентированных на Англию США, формировать вооруженные отряды (чета — отряд). Воо руженные силы четников окончательно были объединены под командованием Д. Михайловича в конце 1941 — начале 1942 г Первоначально его движение носило характер сопротивления оккупантам. Были даже попытки наладить сотрудничество с партизанами И. Б. Тито в рамках единого освободительного движения. Но впоследствии сказались политические противоречия между " михайловичевцами" и " титовцами"; в том числе, они по-разному представляли себе будущее восстановленного югославского государства. Они превратились в непримиримых врагов. Для борьбы с коммунистическими партизанами Д. Михайлович вступил в контакт с созданной германским оккупационным командованием администрацией — " правительством национального спасения" М. Недича, стал сотрудничать с гер манскими и итальянскими властями Главными составляющими идеологии движения четников были великосербский гегемонизм и шовинизм, борьба против хорватов вплоть до их истребления, религиозный фанатизм. В их представлении вся территория Югославии считалась " Вели кой Сербией", за исключением районов с подавляющим боль шинством хорватского населения. Их целью было восстановле ние монархии и довоенного социального и политического троя, а идеалом — создание " Великой Сербии" в рамках «Великой Югославии» и обеспечение, таким образом, доминирующего положения Сербии на Балканах. Программы четников, в частности, предусматривала создание гомогенной Сербии, территория которой охватила бы всю их этническую территорию, где бы они только ни проживали, будучи даже в абсолютном меньшинстве. В их планы входило переселение сербов из Хорватии в Сербию и хорватов из Сербии в Хорватию. Они предполагали очистить территорию " Великой Сербии" от всех меньшинств и не-национальных элементов. " Нация превыше всего и сербство должно быть важнее любой идеологии", считали они123. -326- Дража Михайлович, возглавивший некоммунистическое сопротивление германской оккупации, утверждал: " Не существует причин оспаривать наше право на самоопределение, выбратьнаш собственный политический строй". Хотя генерал не считал сербов, хорватов и словенцев одной национальностью, его сербский этнический национализм противоречил его " демократическим" декларациям. Он был противником планов И. Б. Тито создать федерацию по этно-территориальному принципу, но со смешанным населением, обвиняя его в антисербских намерениях, поскольку осуществление этих планов привелобы к " разделу сербского народа на четыре федеральные образования". Светосавский конгресс (25-28 января 1944 г.) провозгласил следующие цели и принципы движения Дражи Михайловича: Югославия должна быть федеративным государством и кон ституционной монархией". В этом государстве этнические тер ритории должны совпадать с границами федеральных образо ваний. Прочность будущей Югославии будет гарантироваться путем создания сербского образования в рамках государствен ного сообщества, которое на принципах демократии объединит весь сербский народ на территориях его проживания. Это же произойдет и с хорватами и словенцами. В рамках этих госу дарственных образований необходимо предоставить народу возможность удовлетворять свои особые региональные эконо мические, социальные и другие интересы путем широкого на родного самоуправления124. 10 апреля 1941 г., как только был занят Загреб, усташи с ведома Гитлера объявили о создании на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины так называемого Независимого государ стваХорватии (НГХ). На престол формально посадили герцога Сполетто, принца Савойского. Фактически НГХ управлял ус ташский " поглавник" Анте Павелич. Выступая на словах за объединение всех хорватских этнических территорий в одно государство, он передал Италии часть хорватского Приморья и Далмации. Сама территория НГХ была разделена на итальян скую и германскую оккупационные зоны. Усташское движение, которое возникло еще в 1929 г., стремилось к созданию этнически и конфессионально " чисто го" хорватского независимого государства. В 1933 г. в " Принципах" А. Павелича были сформулированы основные положения доктрины усташского движения. Они исходили из националь — 327 —
ной исключительности, непризнании никаких иных наций на территории Хорватии, избрания хорватского исторического права в качестве основы хорватского государства и государст венности. Отсюда вытекали требования присоединения к хор ватскому государству всех районов, которые в разные истори ческие периоды входили в состав хорватского государства (и в которых проживали хорваты, включая и районы Боснии и Гер цеговины), а также населенных югославянскими народами. Национальное государство провозглашалось фундамен тальной ценностью. До его создания все попытки идеологиче ских и социальных преобразований объявлялись лишь иллюзи ей, растратой времени и сил нации. В " Принципах" подчерки. валась индивидуальность хорватов, невозможность принятия ими другого этнонима и политонима, неделимость их террито рии, право хорватской нации на собственное государство на всей " этнической и исторической территории", право устано вить его силой оружия. Исключалась любая возможность того, чтобы Хорватия стала частью какого-либо другого государства, того, чтобы хорватская нация с кем-то делила свой суверени тет, а хорваты, как национальность — нация — власть. Кресть янство провозглашалось фундаментом национальной жизни, истинной нацией, ее сутью. Основой любой ценности есть только труд, а основой всякого права является обязанность, писал будущий " поглавник" в своих принципах" 125. Анте Павелич, создатель и вождь Независимого государст ва Хорватия этнократически трактовал национальное самооп ределение и понимал сущность независимого хорватского госу дарства как моноэтнического. Он рассматривал национальное самоопределение как " национальную свободу", что в его глазах означало " свободу от иностранного господства, право нации самой управлять в своем государстве и суверенитет народа своем государстве". " Тот, кто не проникся мыслью, что единст венный путь к спасению — это освобождение от иноземного господства и создание своего собственного независимого госу дарства — тот не хорват", — писал будущий " поглавник" в 1939 году. — Путем просвещения идут к свободе народы, уже обла дающие своим государством, продолжал он, а внутренняя сво бода и современный образ жизни зависят от уровня образова ния и культуры. Но только просвещением и миролюбием ни кто и никогда не изгонял из своей страны вражеские орудия, аргументировал он необходимость вооруженной борьбы против Югославии и против сербов. Он сожалел, что во время первой -328-
мировой войны хорваты не воспользовались возможностью об рести независимость и что среди них нашлись люди, которые впряглись в телегу так называемого югославизма и вступили в югославские, вернее в сербские, отряды" 126. Усташи обвиняли всех сербов — как народ и как нацию — в том положении, в котором оказались Хорватия и хорваты в межвоенной Югославии. Поэтому в так называемом Независи мом государстве Хорватия (НГХ) происходили массовые депор тации сербского населения, проводились систематические ак циипо его уничтожению как метод целенаправленной государ ственной политики. Более всего здесь известен концлагерь Ясеновац. Подобно М. Недичу и Д. Михайловичу, АПавелич призвал на помощь для борьбы с партизанами оккупационные войска - итальянцев. Итальянцы по соглашению с НГХ оккупировали Герцеговину. На территории НДХ первое время признавались три рели гии — католическая, протестанская и ислам. Официально счи талось, что мусульмане в прошлом были хорватами-католика ми, и остались хорватами после принятия ислама. Православие было запрещено; разрушались церкви, закрывались монастыри, изгонялись и физически уничтожались православные священ ники. Были попытки и насильственного окатоличивания, но они ни к чему не привели. Не помогло и создание в апреле 1942 г. хорватской православной церкви. Уничтожение и преследование евреев определялось указом о расовой принадлежности и указом о защите арийской крови и уважении к хорватской нации. (Антисемитизм был характер ной чертой мировоззрения и политики и М. Недича, и Д. Ми хайловича). Репрессии по отношению к сербам обосновыва лись тем, что в прошлом сербы в Хорватии как народы всегда якобы были на стороне противников хорватов. Им вменялось в вину положение хорватов в СХС и Югославии. Цель павели чевцев по сути ничем не отличалась от целей недичевцев и четников — создание чистой этнической территории и приведение государственных границ в соответствие с этническими. Также как недичевцы, усташи считали необходимым выселение сербов в Сербию. Национальные противоречия не мешали, впрочем, сотрудничать экстремистам-террористам разных национальностей в борьбе с партизанами И. Б. Тито. Границы марионеточного государства НГХ были определены в апреле-июне 1941 г. Территория Боснии и Герцеговины - 329 — практически целиком вошла в состав НГХ. А. Павеличу при шлось пойти на значительные территориальные уступки Ита лии и отдать ей территории, которые этногосударственная программа А. Старчевича и его последователей провозглашала истинно хорватскими. Его режим во многом зависел от Италии и вынужден был лавировать между Римом и Берлином. Одной из главных целей политики НДХ по отношению к боснякам-мусульманам было стремление доказать полную при надлежность Боснии и Герцеговины Хорватии. Ради этого про изводились манипуляции со статистическими данными, был возрожден старый тезис хорватского национального движения 19 века о том, что мусульмане — часть хорватской нации. Ис лам расценивался как интегрирующий хорватскую нацию фак тор. Сам А. Павелич в Саборе НДХ говорил, что " мусульман ская кровь — это хорватская кровь". Предпринимались попыт ки организовать исламские религиозные общества. В 1941 г был представлен проект исламских религиозных законов и конституции127. Власти НДХ использовали мусульман для расправ над сер бами. Но с мусульманской стороны были и открытые протесты против этих расправ. Первый такой протест относится к авгу сту 1941 г. Не остались в стороне мусульмане-босняки и от ан тифашистского сопротивления. Коммунистическая партия Югославии изменила свое от рицательное отношение к идее югославского государства еще в 20-е годы и соединила в своей программе традиционные идеи югославизма с принципами " пролетарского интернационализма" и национального самоопределения, основанными на равен стве политического представительства, равноправии языков и праве " вплоть до отделения", независимо от численности наро да. Отрицательное отношение югославских коммунистов к идее общего югославянского государства, созданного на монархиче ской великосербской основе в рамках Версальской системы, разделялось Коминтерном, деятельность которого определялась целями и воззрениями И. В. Сталина и его приближенных. Поддерживаемый Москвой и Коминтерном И. Б. Тито во время войны имел собственный план восстановления Югославии. Югославия должна была превратиться в территориальную федерацию, названия единиц которой должны были совпадать с этнонимами основных народов Югославии. Их границы должны были частично совпадать с этническими, но многонациональный характер населения в каждой республике сохра — 330 — нялся. Таким образом, отвергался принцип Д. Михайловича " одна национальность — одна нация — одна территория — одно государство". Югославия должна была стать централизованной федерацией республик, основанной на принципах " пролетарского интернационализма". Югославские коммунистические руководители стремились совместить марксистскую теорию, опыт СССР и предвоенной Югославии, воссоздать югославизм в новой форме. Они отвергали и " интегральный югославизм" и этнический национализм отдельных югославянских народов, не рассматривали национальность как субъект государственного права и политических отношений, выступали против ото ждествления религиозной и национальной принадлежности. Некоторые из приближенных И. Б. Тито мечтали о присоединении Югославии к СССР. Военное поражение и крах Югославии привели к новому обострению межэтнических противоречий, к очередной пере кройке не только административных, но и межгосударственных границ. При этом оккупанты умело использовали сербских, хорватских и других радикальных националистов, стремивших ся использовать крах единого государства и осуществить, как им казалось, национальное самоопределение по принципу " од на этническая общность — одна территория — одно государст во". В результате межэтнические противоречия между югосла вянскими народами приняли характер междоусобной войны в условиях иностранной оккупации. Террор был развязан по эт ническому, религиозному и политическому принципам. В 1941-1945 гг. на территории оккупированной Югославии столкнулись различные варианты этнического национализма. Узкий этнический национализм, радикальный югославизм и примитивный интернационализм были основаны на насилии, на идее авторитарного или тоталитарного государства. В этом состояло их идейное и психологическое родство.
|