Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 2 страница
Новая российская демократия сделала конкретные шаги для утверждения равноправия народов: отменены ранее принятые преступные и необоснованные акты, признаны суверенные права национальных и региональных образований, подписан Федеральный договор. Верховным Советом Российской Федерации принят и разрабатывается ряд важных законов, одобрена " Программа возрождения народов России". В республиках, краях и областях принимаются собственные программы национального развития и стабилизации межнациональных отношений/ Однако процесс социального и культурного возрождения, политической реабилитации встречает большие трудности, хозяйственная и политическая децентрализация идет медленно. В сфере политики по-прежнему абсолютизируется идея нацио-нальной государственности. Лозунг национального самоопре-деления от имени одной национальности нередко используют новые этнократнические элиты и заезжие хозяйственники, иг-рая на справедливом требовании большей экономической и политической самостоятельности регионов. Утверждается установка на преимущественное право ти-тульных национальностей конфолировать доступ к рессурсам, политическим и культурным институтам в ущерб большинству населения этих образований. В Российской Федерации сложилась ситуация, когда более 50 процентов территории объявлены " территориями своей государственности" для 7 процентов рос-
-367-
сийских граждан. В то же время десятки миллионов граждан не имеют достаточных возможностей и гарантий для реализации своих культурных интересов и прав. Это создает предпосылки для межнациональной напряженности и национал-сепаратизма В контексте изменяющейся этнополитической ситуации особую значимость обретают проблемы русского народа. Русские, как и другие народы, испытали на себе все тяготы бюрократического произвола. Его в большей мере коснулись негативные последствия распада СССР. Эти обстоятельства, а так же неправомерное возложение на русских ответственности за политику Центра, активизировали процесс подъема русского национального самосознания, который в ряде случаев также имеет негативные проявлениях II. Цели и задачи национальной политики. Основу нового концептуального подхода составляет пред ставление об исторической незавершенности процесса нацио нальной консолидации россиян как граждан единого государ ства. Потерпевшая крах политика имперского по своей сути централизма с опорой на местные партократические элиты и сдерживания реального культурного многообразия, должна ус тупить место политике поощрения естественного взаимодейст вия двух противоречивых и взаимозависимых процессов: этно культурной эволюции и социально-экономической интеграции на общегражданской основе. Национальная идея может и должна быть соотнесена с идеей целостности Российской госу дарственности. Основные цели и задачи национальной политики в Рос сийской Федерации: - обеспечение условий для улучшения благосостояния на - утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории прожвания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства; - реализация и обновление федеративных отношений на -368- - достижение и укрепление межнационального согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременный поиск путей их решения; - обеспечение широкого участия самих народов и общин в процессах социального и культурного возрождения, опирающегося на общенациональную инициативу и ответственность; - утверждение культурного плюрализма на двуязычной или многоязычной основе, создание условий для различных форм национально-культурной автономии с целью сохранения культурного наследия, обеспечения свободы этнического самовыражения на групповом и индивидуальном уровнях; - участие граждан всех национальностей в общегосударст III. Федерализм и национально-культурная автономия. В условиях становления гражданского общества и рыноч ной экономики концепция предполагает постепенную детали зацию (разгосударствление) сферы межнациональных отноше ний. Последовательное утверждение равноправного союза на родов и подлинного демократизма требуют преодоления глав ного недостатка внутригосударственного устройства России — ее ориентации на декларативное обеспечение национальной государственности при сохраняющейся централизации и недос таточное реальное обеспечение прав народов на сохранение и развитие своих культур по всей территории России. Этот подход означает перенос акцента в сфере националь ной политики с национально-территориального на националь но-культурный принцип организации общественной жизни. В Дополнение к существующей системе национально-государст венного устройства все национальности Российской Федера ции должны получить самые широкие возможности для разви тия своих культур независимо от характера расселения. Только на этом пути может быть обеспечена целостность России в ее культурном многообразии. Основа свободного национального развития и межнацио-нальнго мира — это установление благоприятных отношений между русским народом, численное преобладание которого объективно определяет его реальное положение в экономике, культуре, образовании, и другими народами государства. -369- Равноправия национальностей при смешанном характер их расселения можно достичь единственным путем - гаранти ей этого равноправия в каждой республике и регионе и во всех областях общественной жизни по всей территории Российской Федерации. Только равноправие национальных групп на местах в крае, области, городе, районе — может обеспечить равенство национальностей в масштабах всей Федерации. Таким образом, субъект новой национальной политики — это не только " коренные нации" в республиках, но и представители всех на циональностей; сфера ее реализации — вся территория Россий ской Федерации, объект внимания — все россияне. Переход к новой национальной политике невозможен без учета как традиций и особенностей развития нашей страны, так и международного опыта. Довольно часто в истории российская государственность отожествлялась с русским национальным государством. Про шлые режимы препятствовали национальным устремлениям народов, что вызывало протест, противодействие и вело к се паратистским тенденциям. Национальная идея и сейчас обла дает притягательной силой. С позиции жесткого этнического национализма выступают лидеры ряда республик и националь но-радикальных движений. Однако оптимальной для существо вания крупных государств с полиэтническим составом населе ния является федеративная форма устройства с территориаль ной и национально-культурной автономией. Представление о том, что федерализм базируется преиму щественно на национально-территориальном принципе, не только противоречит мировой практике, но и затрагивает инте ресы так называемого " некоренного населения", преобладаю щего во многих республиках, а также народов, не имеющих государственных образований, в том числе самого крупного народа Российской Федерации — русского. Все это требует оп тимизации федерального устройства, выхода на новый, консти туционно-договорный уровень, когда равноправными субъек тами федерации станут и укрупненные территориальные обра зования. Действующий Федеративный договор — крупный шаг в этом направлении. Новое содержание федерализма предполагает также утверждение института национально-культурной автономии. Право на такую автономию имеют все национальные общины. Национально-культурная автономия имеет целью создание обще -370- ственных организаций в целях удовлетворения культурных и духовных потребностей народов. Основываясь на принципах, провозглашенных Уставом ООН в области прав человека, на-ционально-культурные ассоциации строят свою работу в рамках Конституции Российской Федерации, в тесном взаимодействии с государственными организациями и учреждениями. Задачей национальных общин является: - объединение членов общины на активное участие в демократических процессах; - содействие национальному и духовному возрождению, сохранению и развитию языка, литературы, фольклора, национального искусства, возрождению бытовых на родных традиций; - создание культурных и научных центров, национальных отделений в техникумах и вузах, национальных групп в школах и детских садах, курсов по изучению родного языка, организации печати на родном языке. Национальные общины обеспечивают условия для сотрудничества с родственными этническими анклавами за рубежом; устанавливают и поддерживают прямые международные кон такты и связи с иностранными и международными организациями; создают общественные фонды, направленные на благо творительную деятельность; привлекают спонсоров к реализации социальных и культурных программ; организуют с заинте ресованными предприятиями и кооперативами производство традиционных национальных изделий. Деятельность нацио нальных общин будет способствовать сохранению и развитию всех видов и форм национально-культурной самобытности в Рамках единого федеративного государства на этнической тер ритории и за ее пределами. Национальные общины устанавливают и поддерживают международные контакты и связи со своими сородичами в ближнем и дальнем зарубежье. Они имеют право на владение коллективной собственностью, предпринимательскую деятель-ность, все формы общественного самоуправления, организа цию образовательного процесса любого уровня, собственные информационно-издательские и культурные учреждения и институты. Поливариантность федеративного устройства будет спо собствовать эффективной реализации принципа единства в многообразии, утверждению российской культурной мозаики.
371-
На основе этой формулы может сложиться не только государственная, но и социально-культурная российская общность Чувство принадлежности к тому или иному народу не исключает, а предполагает утверждение и культивирование чувства общероссийской солидарности и патриотизма. IV. Сферы и направления национальной политики. В области государственно-правовой: - разработка правовых основ национального возрождения - законодательное закрепление статуса национально- - правовая защита неизменности границ между субъектами - совершенствование механизма институтов демократии с В области социально-экономической: - курс на разведение процессов федерализации, самоопре - учет национальных региональных традиций и специфики в ходе экономической реформы и утверждения многообразия форм собственности, становления рынка и рыночных структур, свободы предпринимательства и экономических связей. Аграрные преобразования и процесс приватизации должны учиты вать этническую структуру населения, распределение полити -372- ческой власти и значимость территории и ресурсов для отдельных народов как основы их жизнеобеспечения и сохранения культурного своеобразия; - разработка и осуществление на федеральном, республи канском и местных уровнях специальных программ экономи ческого развития, поддержка традиционных видов хозяйствен-ной деятельности, социальная защита населения, ориентирова ниe социальных и культурных условий жизни народов; - осуществление программ в сфере занятости и трудовых ресурсов с целью оптимизации социально-профессиональных структур национальных групп и предотвращения социальной стратификации по этническим признакам; - учета новых этносоциальных аспектов проблем трудовых В области духовно-культурной: - культурное развитие народов на основе полной свободы - формирование национальной системы образования, - свободное развитие конфессий, как составной части ду использования чувств верующих в разжигании межнациональной розни; - формирование чувства патриотизма и общероссийской символики на основе общности исторических судеб народов, интегрирование в единую евразийскую общность россиян. В области языковой: - на основе государственных гарантий языкового сувере-нитета народов и личности, обеспечить оптимальное соотношение социальных, культурно-коммуникативных функций рус- -373- ского языка как государственного на всей территории Российской Федерации и всестороннее развитие родных языков народов, свободу выбора и использования языка общения; - в соответствии с Государственной программой по сохра - поддерживание государственных языков республик, вхо - разработка мероприятий по подготовке кадров, совер - организация кафедр языков и литератур народов России В области науки и информации: - поддержку различных средств массовой информации, ра Какие же претензии предъявлялись к этой концепции? Что не устраивало в достаточно " продвинутом" документе власть и ряд общественных деятелей? Наверное нетрадицион -374- ность формулировок и отсутствие привычных штампов. На пример, в книге Н. П. Медведева, который в то время являлся председателем парламентской комиссии Российской Федерации по национальным отношениям, имелся на этот счет следующий пассаж: "... группа экспертов Госкомнаца России под руководством проф. В.А. Тишкова разработала и представила некоторое время назад в Правительство РФ проект " Концепции национальной политики в Российской Федерации". Это была серьезная попытка осмысления внутрироссииской этнополитической ситуации... Однако, подготовленная авторами, по их словам, " научно проработанная, сориентированная на перспективу концепция национальной политики, не получила поддержки в силу целого ряда серьезных пробелов, недостатков и слабостей. И, пожалуй, самым серьезным ее недостатком явилась исходная теоретическая посылка определения таких базовых категорий, как " нация", " национальное самоопределение", " федерализм". Эта концепция проектировала нивелировку существующих сегодня национально-государственных образований, превращения их в земли, губернии. Приоритет отдавался национально-культурной автономии. Возможно, это и улучша ло бы управляемость государством. Однако эта идея подрывала бы целостность российской государственности, а не укрепляла ее, как это полагали авторы проекта" 1. Подобная, прямо скажем — тенденциозная и не соответст вовавшая действительности, трактовка документа Госкомнаца, сделанная человеком, " отвечавшим" в Верховном Совете РСФСР за национальную проблематику, имела подоплеку большую, чем просто слабая профессиональная осведомлен-ность в проблеме, заниматься которой его определила полити ческая судьба. Прежде всего речь шла о подходе руководства Верховного Совета к сфере национальных отношений. Что касается " методологических" замечаний Медведева, то их корректными назвать нельзя. В концепции речь отнюдь не шла о " нивелировке" национально-территориальных образований, а лишь о переносе акцентов с национально-территориаль ного на национально-культурный принцип. Культурно-национальная автономия предлагалась в дополнение к системе национально-государственных образований. Речь шла об оптимизации федерального устройства, когда в перспективе равноправными субъектами федерации должны были стать укрупненные территориальные образования. Имелось в виду, во -375-
первых, уравнения статуса всех субъектов Федерации, во-вто рых, действительного укрупнения областей по региональному принципу. Идея эта не новая, высказывалась и до революции и позже. В ней были и есть свои резоны. Не случайно, эта идея попала и в проект " румянцевской конституции". Там говорилось, что субъектами российского федеративного государства станут республики и земли, которые будут иметь одинаковый конституционно-правовой статус. Земли предполагалось постепенно создавать на основе экономических и иных естественных связей. Но в концепции о губерниях речь нигде не шла Зачем понадобилось придумывать это Медведеву — неясно Тем более он должен был понимать политический эффект при числения представителей исполнителей власти к сторонникам идеи губернизации — ведь ее и тогда и сейчас проповедовала политическая оппозиция национал-радикалистского толка. Как стыковались суждения " о серьезной попытке осмыс ления внутрироссийской этнополитической ситуации" и иро низирование по поводу " научной проработанности" и " ориенти рованности на перспективу" данной концепции? По Медведеву выходило, что научного начала в ней было не много, а пер спективы у этого документа не было вообще. Все это представ ляло собой отголоски борьбы " под ковром", когда была начата компания по фактической дискредитации, конечно, во многом несовершенного, но новационного и работающего на достиже ние единства России документа. Не случайным было и заключение Государственно-право вого управления Президента РФ на аналитическую записку Госкомнаца " О состоянии и мерах по разрешению первооче редных проблем в сфере межнациональных отношений". В конце заключения, очень критического, говорилось: " все ска занное не только не отрицает необходимость подготовки " Кон цепции национальной политики", но наоборот, требует ее ус коренной разработки. Как показывает опыт последних меся цев, Госкомнац России испытывает серьезные затруднения с подготовкой этого документа. Причина этого, на наш взгляд заключается в том, что он готовился Госкомнацем в одиночку, без привлечения субъектов Федерации, а также науки. В этих условиях Государственно-правовое управление Президента вы нуждено было обратиться к научным силам с целью подготовки альтернативного варианта " Концепции". Работа над этим доку ментом близится к завершению, но уже предварительный вари -376- ант документа позволяет сделать вывод о том, что он выгодно отличается от " Концепции Госкомнаца". На деле же, как показало время, речь шла о ведомствен ных играх и лоббировании президентских структур со стороны ряда группировок, преследующих собственные политические и социальные интересы. Все кончилось тем, что через три года ужеМинистерству Российской Федерации по делам нацио нальностей и региональной политике опять поручается разра ботать концепцию национальной политики. Почему же не был принят госкомнацовский документ? Потому, что в его разработке не участвовали представители науки? Нет, не потому. Они участвовали и весьма активно. Вот конспективная запись обсуждения первого варианта концеп ции, проходившего в Госкомнаце 3 июня 1992 года. Проф. Брук С. (Институт этнологии и антропологии РАН): не отвергая смысл концепции, полагаю, что она должна быть дифференцированной по своему характеру на долговре менную и краткосрочную перспективу. К сожалению, проект не использует такой вариант. Что касается практических мер, то считал бы необходимым отразить в концепции следующие требования: немедленный мораторий на любые территориаль ные изменения; в двухсторонних и многосторонних договорах и соглашениях Российской Федерации с государствами СНГ или ближайшего зарубежья следует оговаривать права нацио нальных меньшинств; необходимо дать рельефное обоснование необходимости культурно-национальной автономии; проф. Атаманчук Г. (заместитель начальника Росглавкад ров): концепция разработана довольно основательно, хотя и представляется еще сырой. Есть смысл подумать над пробле мой демократии в многонациональной стране, диалектике взаимодействия этих феноменов. Может ли вообще многона циональное государство быть последовательно демократичным? Стоит привлечь к этому внимание ученых и специалистов. По лагал бы необходимым заменить тезис " возрождение народов" более точным и емким по смыслу понятием " свободное разви тие народов". Вряд ли правомерно в концепции на первое ме сто выдвигать национальные права, а потом уже провозглашать необходимость единства российского государства; проф. Дробижева Л. (Институт этнологии и антрополо гии): поддерживаю предложенный проект концепции. Очень ценнo, на мой взгляд, то, что в ней откровенно говорится об -377- очень не простых и " деликатных" проблемах". Вместе с тем, в проекте ряд слабых сторон. Слаб раздел первый. Оценки про шлого — поверхностные. Надо их или снять, или углублять. В частности, тезис о " национальной государственности"; Драгунский Д. (независимый эксперт): в концепции зало жено много гуманистических идей. Но она слишком объемна. Надо сделать документ кратким, динамичным, более обоснованным. Следует убрать комментарии, легковесные пояснения В проекте не нашло отражение понятие " единое российское гражданство". Следует категорично отвергнуть возможность этнических вооруженных образований. Желательно продумать и проблему национальных советов как этнических представительств. Следовало бы заявить в концепции и о создании фонда развития российских народов; Мигранян А. (политолог): по-моему концепция отражает вчерашний день, поскольку в центре ее стоит идея единой рос сийской государственности. Тенденции развития, на мой взгляд, обуславливают иную постановку вопроса. Более перс пективным может оказаться курс на создание русского государ ства. Идея " российской государственности" исчерпала себя; Сусоколов А. (Институт национальных проблем образова ния): концепция хотя и имеет некоторые шероховатости, но мне импонирует. Думается, что концептуальная часть сформу лирована удачно. Вся национальная проблема состоит из двух элементов: власть и культура. (Реплика: плюс ресурсы). Равен ство культур должно быть обеспечено экономически. Путь к этому — эффективная налоговая политика. Необходимо разра ботать систему налоговой (экономической) подпитки этниче ских культур. У нас же остается лишь командный механизм распределения. Принципиальное значение имеет местное самоуправление, но в концепции оно отражено лишь штрихами. Следует ставить задачу разработки закона о местном самоуправлении. Видимо есть потребность и в создании центра быстрого реагирования на возникающие этнополитические конфликты, а самое глав ное — работа по их прогнозированию и предупреждению; Гришаев И. (помощник Советника Президента): концепция получилась удачной, однако первый раздел — поверхностный, много огрехов, к чему легко " прицепиться". Проект не лишен противоречий. Так, тезис о единой российской государственности и о самоопределении нации, на мой взгляд, не со -378- всем стыкуются. Что-то требует корректировки. Следовало бы " насытить" концепцию в разделе " принципы" формулами из международно-правовой практики; Барсенков А. (МГУ): В концепции надо сформулировать: от чего и к чему мы идем, определить переходный период. Согласен, что между постановкой вопроса о российской госу-дарственности и принятой сегодня трактовкой самоопределения есть противоречие. Это вопрос не редакции, а принципиального подхода. Представляется, что главная цель национальной политики не гармонизация национальных отношений, а поддержание межнационального мира; Вдовин А. (МГУ): надо стремиться к более лаконичному документу. Переход от этнического общества к культурному, т. е. гражданскому, следует отразить и обосновать. Итак, " силы науки" (помимо тех, кто был сосредоточен в самом Госкомнаце) принимали активное участие в подготовке концепции и принципиально они документ одобрили (за ис ключением А. Миграняна, позиция которого была очевидно не состоятельна). Кроме того, Госкомнацем было получено боль шое число откликов на концепцию от министерств, ведомств, научных, общественных организаций, в основном позитивного характера. Было проведено обсуждение концепции с предста вителями республик, краев и областей. Здесь критических за мечаний было больше, однако, в целом восприятие предло женного документа было также положительным. Н. П. Медведев упоминает как об очевидном, что концеп ция " не получила поддержки". Явно подразумевается, что речь идет о Президенте и Правительстве. Эта оценка и сейчас рас пространена, потому, что подлинной информацией о том, как все было на самом деле располагали немногие. В средства мас совой информации проникали лишь отголоски подлинной ре акции руководства страны на концепцию национальной политики. Так, 26 сентября 1992 г. в " Независимой газете" была опубликована статья " Концепция национальной политики есть", написанная Р. Батыршиным. В ней сообщалось о состоявшемся 30 июля этого же года обсуждении этого документа на закрытом правительственном заседании под председательством Б.Ельцина. На нем якобы имела место " обильная критика кон цепции" со стороны министерств и ведомств: от обвинения в великорусском шовинизме до уличения в русофобии. Когда же критика достигла апогея, Ельцин не дал " утопить" Тишкова. В
|