Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 4 страница. Серьезные последствия для национально-государственного единства России может иметь заключенный в этом году Федеративный договор
Серьезные последствия для национально-государственного единства России может иметь заключенный в этом году Федеративный договор. В мировой практике принято делить федерации в зависимости от путей возникновения на две группы. Так называемые договорные федерации (США, Швейцария, Австралия) возникли в результате договора между равноправными субъектами, делегировавших федеральному центру опре-деленные полномочия. В таких федерациях субъекты первичны, а федерация вторична, и, в принципе, может быть аннули рована с согласия ее учредителей. Другую группу составляют федерации, созданные " сверху", т.е. решением центральной власти, наделяющей территориальные единицы определенными полномочиями. Такие федерации отличаются более высокой степенью централизации управления, но главная их осообен ность состоит в том, что федеральный центр в конечном счете оставляет за собой право создавать и упразднять самоуправ ляющиеся территории, а также менять их границы. -392-
Исторически РСФСР (в отличие от СССР) была федерацией, образованной " сверху", решением V Всероссийского съезда Советов, принявшего конституцию РСФСР. В результате мно-гие народы России, либо никогда не имевшие собственной го-сударственности, либо утратившие ее несколько веков назад, получили по крайней государственность символическую (впрочем, местные политические элиты восприняли ее как реальную). Подписание Федеративного договора в 1992 г. по существу росчерком пера превратило Россию в договорную федерацию. Центр и субъекты федерации поменялись ролями, и теперь бывшие автономии уже стремятся — и небезуспешно — ограничить компетенцию центральной власти. Эта уступка автономиям коренным образом изменила суть российского федерализма и может быть расценена как конституционный переворот. В этом заключается главное последствие для России правового беспредела и " парада суверенитетов" автономий, ставших возможными в условиях конфликта между союзным и российским центрами. В нынешней политической обстановке исправить случившееся, т. е. аннулировать Федеративный договор, едва ли возможно, но по крайней мере имеет смысл указать этнорегиональным лидерам и движениям на то обстоятельство, что легитимность существующих национально-государственных образований весьма относительна. 8. Национальная политика. Одна из главных причин распада СССР — это непоследовательность и волюнтаризм в области национальной политики в предыдущие десятилетия и отсутствие ее концепции в условиях реформы политической системы. Попытки бывшего союзного руководства отложить решение национальных проблем " на потом", отражавшие полное непонимание их сути, туманные обещания " обновления федерации", стремление преодолеть кризис советского федерализма неуклюжими приемами привели к тому, что ситуация в союзных республиках вышла из-под контроля центра. Просчеты в области национальной политики были допущены и российским руководством. Центр во многих отноше-ниях упустил инициативу руководства бывших автономий и, в лучшем случае, реагирует на события, в то время как этноре-гиональные центры власти имеют четко сформулированные цели и проявляют большую последовательность в продвижении к ним. Очевидно, нейтрализовать этнорегиональный партикуляризм и центробежные тенденции возможно лишь при усло- -393- вии, если у центра будет четкая концепция национальной политики. В нынешней политической обстановке разработать такую концепцию, приемлемую для основных этнорегиональных и политических сил, чрезвычайно сложно, но сформулировать ее основные принципы, а также пути обеспечения единства страны, все же возможно... Ряд суждений, изложенных выше, имеет дискуссионный характер. Но общий вид представляется достаточно ясным: по сравнению с СССР проблема национально-государственного единства России гораздо менее остра и реальная угроза распада перед страной не стоит. В то же время необходимы определен-ные коррективы национальной политики и разработка по крайней мере ее рабочей концепции. Представляется, что в ее основу могут быть положены следующие принципы: - территориальная целостность и национально-государственное единство России; обеспечение права каждого народа сохранять и развивать свою культуру и язык, включая помощь государства малочисленным и дисперсно расселенным группам; обеспечение возможностей для всех народов и национальных групп поддерживать и развивать культурные связи с родственными народами зарубежных стран; в разумных пределах и без ущерба принципу компетентности на уровне федерации и республик обеспечивать соблюдение принципа пропорционального представительства народов в структурах власти, ключевых службах и институтах; уделять должное внимание воспитанию российского патриотизма, в частности путем смещения акцентов в средствах массовой информации с межнациональных конфликтов на позитивное взаимодействие народов и национально-культурное многообразие России, введения в школах курса, посвященного культуре и истории народов России, уве личения объема информации о конфессиональных меньшинствах; решительно пресекать массовые беспорядки и насилия в случае возникновения межэтнических конфликтов, включая введение президентского правления на территориях, охвачен ных беспорядками и в республиках, не обеспечивающих со блюдение Конституции Российской Федерации." Не вызывает сомнения искреннее желание многих тех, кто ратовал за быстрейшее претворения Федеративного договора в жизнь, сделать " как лучше" для многонационального государства. Может быть на определенном политическом этапе идея та -394- кого договора и сыграла определенную стабилизирующую роль, переведя страсти на этнической почве в сферу правового пространства. Но также очевидными вскоре стали возможные негативные последствия для единства России предлагаемой модети ее устройства. В некоторых республиках были приняты конституции, ряд статейкоторых не только противоречил Основному закону, но и являлись приоритетными перед ним. Поскольку " титульная" (государственная) нация в большинстве республик не являлась числено доминирующей, то возникли проблемы в сфере распределения властных прерогатив и управленческих должностей _- ее этнизации. Когда Б.Н. Ельцин на упоминавшемся заседании Правительства по обсуждению концепции национальной политики обратил внимание на то, что в северных районах Казахстана произошла массовая замена руководителей, — от предприятия до руководителей областей, — русских на казахов, то В.Тишков добавил — в Татарстане из пятидесяти девяти директоров предприятий, — не татар осталось лишь девять. Искусственно созданное доминирование представителей титульной нации в органах власти имеет место, к сожалению, и сегодня. Так, например, по итогам выборов в высший законодательный орган Башкортостана — Государственное собрание (Курултай) 5 марта 1995 года в палату представителей было избрано 60 депутатов башкирской национальности (41, 1%), а в законодательную палату — 19 депутатов (55, 8%), при том, что башкиры составляли, по данным переписи населения 1989 г. всего лишь 21% населения Башкортостана. Точку над i в спорах о путях формирования многонациональной государственности ставит принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации. Остановимся на принципиальных для нас моментах. По Конституции единственным носителем суверенитета России является ее многонациональный народ. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти, волеизъявления населения, составляющего лишь часть многонационального народа страны, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции. В Конституции нет термина, свидетельствующего о привязке этнической компоненты -395-
к государственному строительству — " национально-государст венный", " национально-территориальный" и т.п. То, что эти понятия до сих пор употребляются некоторыми политиками и аналитиками — лишь свидетельство инерционности мышления. Все субъекты РФ — равноправны, они существуют в рам ках единого правового пространства. Сохранение в Конститу ции прежних наименований субъектов обусловлено проявлени ем определенной исторической преемственности государствен но-правовых традиций, учетом тех наименований субъектов которые они дали сами себе. Согласно Конституции РФ, кон ституции республик и уставы краев и областей являются составной частью общей правовой системы и должны соответствовать Основному Закону. В этой системе координат они могут и обязаны максимально учитывать специфику, национальные особенности, того или иного субъекта Федерации. Формирование правового пространства — не одномерный факт, а процесс. Тем более, что политической определенности относительно будущего страны, в России пока нет. Имеются и оппоненты ряду положений Конституции, в том числе и в рассматриваемой нами области, где продолжаются дискуссии и выдвигаются разные варианты решения этнополитических проблем. Особенно активно в последнее время зазвучала " русская" тема, опять-таки стимулированная подготовкой Федеративного договора. Принять многие предложения, особенно об образовании русской республики, вряд ли возможно, а вот понять причины " ренессанса" этой идеи можно и нужно. Вспомним, что было совсем недавно. Возникло многозвучье голосов о пра ве той или иной нации на определенную территорию, о коренных (титульных) этносах. На самых различных уровнях произносилось слово " суверенитет". И вновь русские оказались чу-жими на этом " этническом пиру". Наверно, не случайно, видев ший потенциальные рифы на пути реализации Федеративного договора Председатель Совета Национальностей Верховного Со вета Российской Федерации Р.Абдулатипов в своих выступлениях акцентировал внимание на том, что основное содержание на ционального вопроса в России определяет именно русский во прос, а самочувствие и благополучие русской нации — первичное условие благополучия всех остальных народов России. Действительно, посмотрим внимательно на этническую карту России. Всего русские составляют более 80 процентов ее населения (имеют место точки зрения, предлагающие вообще -396- считать Россию, на основании мировых критериев, мононациональным государством, а всех нерусских — нацменьшинствами). В Республике Адыгея их 68 процентов, в Бурятии — 69, Карелии - 73, Мордовии — 60, Удмуртии — 59, Татарстане — 43, Ненецком автономном округе — 75, Ханты-Мансийском автономном округе — 66 и т. д. Что будет, если, по примеру других народов, они начнут требовать для себя в России " собственное", русское государственное образование? Можно ответить однозначно — будет распад государства, сопровождаемый этническими разборками, обоснованием исторического " первородства" на ту или иную территорию, " собиранием" титульного этноса в пределах его " государственных" границ и соответствующего вытеснения за их пределы " пришлых и чужаков". Тем более, что вопрос о русской республике активно муссировался, да и сейчас муссируется представителями самых различных партий и движений. Например, в обращении " Русского освободительного движения", опубликованном в газете " Род" за декабрь 1992 года, Россия характеризовалась как " федерация без русских" и в этой связи ставилась задача борьбы за " создание единого унитарного русского государства на территории России". Вряд ли правомерно так категорично, как это делают некоторые, утверждать, что " призывы образовать русскую республику у нас подхватывают лишь фашисты" 7. Все гораздо сложней. Пример тому — книга Р.Абдулатипова и Л. Болтенковой — " Россия: в чем суть твоего бытия? ". Изложенные в ней подходы о возможности появления русской республики в рамках федерации стоят того, чтобы остановиться на них подробней. Авторы исходили из того, что ради будущего единства Российская Федерация должна пройти коренную ломку. Она должна состоять в создании на базе административно-террито-риальных субъектов Федерации новой республики (новых рес-публик) как формы самоопределения русского народа и других народов, проживающих на этой территории. Условно речь идет о русской республике, подчеркивают они, в том смысле, как, например, о Республике Татарстан — форме самоопределения татарской нации. Авторы считают, что имеющиеся сегодня республики - суверенные государства — представляют собой форму самоопределения титульной нации, давшей ей название. Однако без " русской государственности" не получится общего российского государства. "... Чтобы сохранить Россию — Российскую Федерацию, нужно " отпочковать" русский элемент от -397- российского. В нынешних условиях жизненно важно для Рос сии-СНГ самоопределение русского народа именно с этой точ ке зрения. Такое решение будет исторично, и оно не противоречит разумным пределам суверенитета8". В этих, весьма сумбурных, рассуждениях можно увидеть попытку как бы через области, а может, более крупные образования типа " земель" компенсировать русским отсутствие их национальной государственности. Такие идеи, в общем-то, не новы и особо останавливаться на них нет резона. Однако есть возражения более существенного характера в связи с тезисами о " коренной ломке" государства, " самоопределении русского народа", " отпочковании русского элемента от российского". Думается, что продолжение курса, пусть в различных модификациях, на этнизацию государственности в России бесперспективно, более того, опасно для ее единства и уж никак не отвечает интересам самих народов. В условиях, когда границы многих республик устанавливались волюнтаристски, вряд ли даже в нравственном аспекте, правомерно говорить о том, что субъектом самоопределения является лишь титульная нация. А разве исключена возможность возникновения в таком случае русской и карельской Карелии, русской и удмуртской Удмуртии и т.п.? Как и потенциально, вариант вытеснения русских из республики, являющейся государственностью только одного, " исторического" этноса и собирания его представителей на исторической родине. Последствия развития событий в таком направлении даже трудно представить. Очевидно, что только принципиальная переориентация с территориального на культурно-национальный принцип может действительно обеспечить задачу национально-духовного развития всех народов России. Симптоматично, что, буквально через месяц после появления вышеупомянутой книги, в " Независимой газете" появилась статья Р.Абдулатипова, где он в самых резких выражениях отзывался о сторонниках идеи русской республики, тем самым опровергая себя (или соавтора?)9. Необходимо отдавать полный отчет в том, что любая попытка в той или иной форме " отлучить" русских от России, тем более сделать их чем-то вроде " национальных меньшинств" в любой ее точке, может оживить действительно опасные для единства государства политические силы и сыграть на руку аг рессивно-националистическим группировкам. В свое время -398- русский историк и философ Н.Ульянов справедливо заметил: " Один лозунг расчленения России способен сделать их (русских - Авт.) непримиримым не в силу якобы врожденных им-периалистических качеств, не для удержания давно не сущест-вующего национального господства над малыми народами, а из простого чувства самосохранения" 10. О том, какие " плоды" может принести пропаганда идеи " от-почковывания русского элемента от российского" свидетельст-вует, например, позиция В.П.Чекалова, заведующего кафедрой социологии и культурологии Карачаево-Черкесского пединсти-тута, изложенная в материалах сборника " Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации" и отнюдь не корреспондирующая с его замыслом и названием. В числе основных противоречий, существующих в Северо-Кавказском регионе, автор называет противоречие всех народов Северного Кавказа с Российской метрополией, государством русской нации, интересы которой будто бы и представляет российский центр, действующий в ущерб правам народов, их стремлению к максимальной свободе. В.Чекалов активно отстаивает право на " свою этническую, территориальную, национальную государственность", считая, что таковая есть орудие реализации национальной идеи, предполагающей " неуклонное движение нации к самоопределению вплоть до одобрения независимости". Обвиняя " метрополию" в " национальном эгоизме", мешающем борьбе народов за национальное самоопределение, он вменяет в вину российскому правительству поддержку " наиболее агрессивной части русскоязычного населения", — казаков и настаивает на признании права нации на самоопределение " в любой форме" 11. Правда автор почему-то " забыл" о том, что именно тот самый " злодейский" центр, отражающий " интересы русской нации", по-прежнему занимается перекачкой бюджетных средств в дотационные республики, в том числе и Северного Кавказа, делая это за счет областей и краев, населенных преимущественно русскими. Это замечание вовсе не преследует цель раздувать страсти вокруг проблемы регионов — " доно-ров" и " иждивенцев". Движение к подлинно демократическо-му федеративному государству выведет проблему на цивили-зованный уровень, поскольку " разнопотенциальность" субъ-ектов федерации — явление мировое. По прежнему проявляется " клишированность" сознания в употреблении понятия " национально-освободительного движе- - 399 - ния" применительно к современной России и населяющим ее народам. Ничего, кроме удивления не вызывает выступление на Чувашском национальном конгрессе, состоявшемся в Чебоксарах в октябре 1992 г., председателя Комиссии по культу ре, развития языка и межнациональных отношений Верховного Совета республики А.П.Кузангая. " В России национально-освободительное движение набирает силу, — заявил он. — Но эти процессы не затронули чувашскую нацию". Причину такой инертности он пытался объяснить ссылкой на историю: "...после порабощения Волжской Булгарии монголо-татарами, чуваши семь веков испытывали неимоверное угнетение, в результате национальный дух начал ослабевать" 12. Возникает ряд закономерных вопросов, в том числе — от кого необходимо " освобождаться" чувашам в демократической России? И что будет, если с подобной же аргументацией начнет " набирать силу" национально-освободительное движение русских? Нельзя не видеть и опасности для единства России лозунгов, используемых радикалами, представляющих (как они сами считают) интересы русского народа. Они активно оперируют аргументами о необходимости " своей государственности", о том, что и русские должны стать хозяевами в своем национальном доме, для них должен существовать " один закон — закон крови, закон этноса" 13. В газете " Русские ведомости" в свое время публиковались такие стихи Е.Рогачева: " Вновь инородцы всех мастей зажали Русь в тиски и с позволения властей терзают на куски. Кричу я Родине: " Вставай! Иди на смертный бой! За честь свою, за месяц май, за воздух голубой. Взметни свой грозный ураган великих перемен, чтоб приползли к твоим ногам литовец, жид, чечен" *14. Очевиден провокационный характер подобной " поэзии". Но и то, что любые русофобские действия могут породить весьма опасные тенденции, забывать нельзя. Что касается принципа самоопределения, то мировой опыт вписал и продолжает вписывать в свою летопись уже дос * Мракобесие " поэтическое" дополняется прозаическим. Так, претендующий на интеллектуализм А.Севастьянов опубликовал книгу, в которой имеется пассаж о том, что необходимо не допустить такого развития событий, когда будет возможно единение и мир между нациями, поскольку это противоречит интересам России. Российская конкретика такова, поучает нас автор, что русским надо не в коем случае не объединять, а разъединять российские народы так, чтобы ингуш, дагестанец не смели протянуть руку помощи чеченцу, башкир — тувинцу и татарину, якут — буряту, в обход приоритетов русской гегемонии. (Севастьянов А. Национал-демократия. М., 1996, с. 19). -400-
таточно кровавых страниц — результат претензий того или иного этноса на территорию, нередко предполагающих ее передел. Не случайно, на сорок пятой сессии (август 1993 г.) подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека ООН, делалась, в пози-тивном аспекте, ссылка на следующий пункт Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам: " Всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципамиУстава Организации Объединенных Наций". Там же подчеркивалось, что, согласно нормам международного права, при трактовке принципа самоопределения народа, под таковым подразумевается не " этнос", а " демос", — то есть все население, постоянно проживающее на данной территории. В этой связи заслуживает внимания точка зрения российского исследователя Б.Б.Задарновского, о том, что в право народов на самоопределение " этнический смысл" никогда не вкладывался. Продуктивно и его суждение о трактовке этого права. " Децентрализация управления и расширение самоуправления может быть весьма широким, но федерализм перестает быть таковым, как только он допустит право на отделение. Трактовка самоопределения как права на отделение, выход из исторически сложившегося и международно признанного государства есть покушение на его целостность, есть отрицание федерализма" 15. Фактически в российской этнополитологии на сегодняшний день наличествуют два подхода. Представители первого, ссылаясь на мировой опыт, в том числе на неоднократные высказывания бывшего генерального секретаря ООН Бутроса Га-ли о том, что он не видит рационального начала в обязательной реализации права на самоопределение и создании новых, часто нежизнеспособных, государств, предлагали отказаться от политических трактовок этого принципа. Другие (в числе их наиболее активных представителей можно назвать Х.М.Ибра-гимбейли и В.П.Ступишина), отстаивая территориальный аспект самоопределения, активно апеллируя к тем же документам, принятых международными организациями, доказывают, что отказ от данного принципа есть не что иное, как откровенное великодержавие, нарушение всех правовых норм и гуманистических принципов. Однако и среди сторонников данного -401 -
подхода происходят определенные " подвижки". Обращает в этой связи на себя внимание статья Г.Старовойтовой " Хасав юртовские соглашения и международное право" (Независимая газета, 1996, 23 октября). Раскрывая историю самоопределения, она отмечает, что в имеющемся достаточно объемном пакете международно-правовых документов содержатся очевидные противоречия и нет единства в трактовках ряда основополагающих понятий: в отношении дефиниции " народ", в соотношении принципов самоопределения и целостности территорий и нерушимости границ и др. Таким образом, отмечает Г.Старо-войтова, международное право оставляет неясным важнейший вопрос об условиях реализации права на самоопределение, оставляя тем самым возможность для субъективных подходов и политических решений. Похоже, что рассматриваемая проблема относится к тем болевым узлам существования цивилизации, в том числе и российской16, где, во всяком случае в ближайшее время, вряд ли будут найдены аргументы, убеждающие всех, и рассчитывать приходится на здравый смысл, а еще больше на разумное законодательство. Особенно корректным в профессиональном и гражданском отношении следует быть разработчикам концептуальных документов в области национальной политики. Так, при знакомстве с основными направлениями программы национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России, документе, в целом содержательном, обращал на себя внимание пункт, где равные права и самоопределение народов раскрывались через " свободное распоряжение своими природными богатствами и ресурсами без какого-либо ущерба для других народов, не исключая при этом равноправного участия всех национальных групп, проживающих на данной территории, а в отдельных случаях и всего государства...". Фактически здесь проводилось противоречащая Конституции мысль об этническом контроле над ресурсами. Не случайно в послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Фе дерации 24 февраля 1994 г. " Об укреплении российского госу дарства" подчеркивалось, что ни одна этническая группа не мо жет обладать исключительным правом контроля над террито рией, институтами власти и ресурсами. Наверное, именно поэ тому, впоследствии одним из авторов программы — В.Н.Ива новым, была сделана следующая корректива этого пункта: " Pав -402- ноправное участие всех национальных групп, проживающих на данной территории, в свободном распоряжении природными богатствами и ресурсами" 17. Необходима тщательность и продуманность в понятийном аппарате. Так, вряд ли может быть приемлем термин " российский суперэтнос", употребляемый Р.Абдулатиповым18. Такая трактовка сути согражданства россиян, во-первых, не соответствует действительности, во-вторых, может возродить те же упреки, которые в свое время предъявлялись к советскому народу как своего рода " суперэтнической общности" с русской доминантой19.
***
Попытки поиска новых концептуальных подходов и выработки политических технологий шли параллельно с реальными процессами в рассматриваемой сфере российского бытия. После распада СССР вопрос о том, повторит ли Россия путь Советского Союза, стал едва ли не риторическим. Мрачные сценарии дезинтеграции Российской Федерации Российской Федерации, сопровождавшиеся этническими и региональными конфликтами, в изобилии стали появляться на страницах как массовых газет и журналов, так и научных изданий20. Определенные основания к тому были. На территории России проявились, хоть и в менее острой форме, чем в других новых независимых государствах, противоречия: - между федеральной властью и республиками в составе федерации по вопросу о суверенитете бывших национальных автономий; - между субъектами федерации: а) национально-государственными образованиями (республиками) и территориально-административными (краями, областями) — по вопросу о статусе; б) между любыми из них по территориальным вопросам (примером может служить конфликт между Ингушетией и Осетией из-за Пригородного района); - межобщинные этнические противоречия и конфликты внутри республик, краев и областей (например, между многочисленными народами Дагестана, между основными этниче-скими общностями Кабардино-Балкарии, между татарами и башкирами в Башкирии, проявлялись подобные противоречия и в ряде других республик);
- межличностные этнические противоречия в поселениях различного типа (обычно между представителями этнического большинства и дисперсно расселенных меньшинств), связан ные в основном с этнической конкуренцией на рынке труда в городах, с земельными спорами в сельской местности и с об щем обострением этнофобии. В центральной России, начиная с 1991 г., в наибольшей мере проявились антикавказские нас троения, реже (но в острой форме локальных столкновений) -антицыганские; сохраняется потенциальная опасность всплеска антисемитских выступлений, а в ряде республик заметна русо фобия. Этнический фактор генерирует многие из острых и кри-зисных ситуаций, которые возникают в сфере политики, и хотя грань между социальными, политическими и этническими конфликтами достаточно зыбкая, одна форма нередко заключает в себе другую, подвергаясь трансформации и разнообразному камуфляжу. Одним из примеров этого опять-таки можно назвать борьбу за " национальное самоопределение" малых народов Севера, на деле преследующей интересы местных хозяйственных элит. Типичный пример — " самоопределение" в 1992 г. Чукотской республики, имеющей самое косвенное отношение к судьбам 12 тысяч чукчей (7 процентов населения республики)21. Как известно, противоречия (точнее — конституционные кризисы) между центром и союзными республиками были одной из основных причин распада Союза, а между центральной властью и национальными автономиями — причиной дезинтеграции новых независимых государств и острейших вооруженных конфликтов: нагорно-карабахского, юго-осетинского, приднестровского, абхазского. И в Российской Федерации пока еще в той или иной мере имеются предпосылки для возникновения подобных конфликтов. В числе таких предпосылок, прежде всего, необходимо отметить неразвитость федеративных отношений: федеральная власть, хоть и объявила о децентрализации, но по-прежнему медленно передает полномочия в регионы. Огромная Россия управлялась из одного центра, при этом Москва мелочно контролировала каждый шаг региональных властей. Средства, за работанные наиболее развитыми областями Центрального рай она, Урала и Поволжья, а также сверхдоходы нефтедобываю щей промышленности Тюменской области, расположенной в Западной Сибири, уходили в федеральную казну и назад в ре
|