Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 2 страница. 152 Свод законов Российской империи
152 Свод законов Российской империи... Составители Н. Е. Озерецковский и П. С. Цыпкин. СПб., 1913. Кн. 1. Т. 2. Ст. 154, 190-192. 153 Управление Калмыкией см. подробней: Максимов К. Н. Калмыкия -субъект Российской Федерации. М., 1995. В качестве приложения в монографии даны все основные законодательные акты, договора и т. п., которые использовались нами при подготовке данного исследования. 154 Аминов А. М., Бабаходжаев А. X. Экономические и политические последствия присоединения Средней Азии к России. Ташкент, 1966. С. 13 155 Гуламов X. Г. Отношения России с Бухарой в конце XVIII века // Вопросы истории. 1991. № 1. С. 222, 224. 156 Шоинбаев Т. Прогрессивное значение присоединения Казахстана к 157 Цит. по: Киняпина Н. С, Блиев М. М., Дегоев В. В. Указ. соч. С 274 158 Чапелкин М. А., Дьякова Н. М. Исторический очерк формирования 159 Снесарев А. Е. Индия как главный фактор в Среднеазиатском вопрсе 160 Цит. по: Киняпина Н. С, Блиев М. М., Дегоев В. В. Указ. соч. С. 286 161 Под стягом России. С. 348. Камалов С, Косбергенов Р., КосымбетовИ. Навеки вместе (к 100-летию добровольного присоединения Каракалпакии к России). Нукус, 1973. С. 29; Джамалова М. К. Завоевание северного Таджикистана царской Россией. Автореф. дис... канд. ист. наук. Душанбе' 162 Цит. по: Яковлев А. И. Сравнительные заметки о преобразованиях в - 190- 163 Расходы на путешествие взяло Военное министерство. Казне это обошлось в сумму более 22 тыс. рублей, в т. ч. 12380 руб. пошло только на подарки эмиру, его сыну и свите, что по тем временам было внушительной суммой - Небренчин С. М. Мусульманский Восток и русская армия. // Военно-исторический журнал. 1995. № 5. С. 38. 164 Проект всеподданнейшего отчета генерал-адъютанта фон-Кауфмана I погражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского гене-рад-губернаторства 7 ноября 1867 - 27 марта 1881 г. СПб., 1885. С. 7-8. 165 Там же. С. 97. 166 Лурье С. В. Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. С. 167 Яковлев А. И. Сравнительные заметки о преобразованиях в Туркеста 168 Проект всеподданнейшего отчета... С. 223. 169 Труды особого совещания по вопросам образования восточных ино 170 Лурье С. В. Указ. соч. С. 270. 171 Проект всеподданнейшего отчета... С. 10, 208. 172 Присоединение Туркмении к России (сборник архивных документов). 173 Ст. 8 " Положения": " Управление Туркестанского края, за исключени 174 Свод законов Российской империи... Кн. 1. Т. 2. Ст. 10-12, 17, 18. 5 Сыр-Дарьинская, Ферганская и Самаркандская. 6 Ст. 62. Администрацию Ташкента возглавлял начальник города. 7 Свод законов Российской империи... Ст. 80-82.
179 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюцион ной, России. С. 249. Свод законов Российской империи... Кн. 1. Т. 2. Ст. 118, 210, 221, 225 См. Материалы по истории присоединения Средней Азии к России. С. 64-65. См. также: История Узбекской ССР. Ташкент, 1956. Т 1 Кн.»39-141. - 191 - 182 История Узбекской ССР. С. 32-33, 145-147. 183 Дякин В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма 184 Дякин В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизм 185 Письмо А. Ф. Редигера Н. В. Плеве 22 августа 1906 г. // РГИА. ф 186 Представление Главного управления землеустройства и земледелия в 187 Кузнецов В. К. Главные результаты повторного статистического ис 188 Журнал совещания о землеустройстве киргиз. СПб., 1907. С. 34-35, 218- 189 Извлечение из всеподданейшего отчета Степного генерал-губернатора 190 Письмо Степного генерал-губернатора Шмита - министру внутренних 191 Пометка Столыпина на письме Степного генерал-губернатора Шмита 192 Представление Военного министерства в Совет Министров 25 февра 193 Письмо Васильчикова - Столыпину 5 мая 1908 г. // Там же. Л. 81 194 Справка к письму Туркестанского генерал-губернатора председателю 195 Совещание о постановке переселения и землеустройства в областях, 196 Письмо Сухомлинова Столыпину 29 октября 1909 г. // Там же. Оп. 5 Д 197 Сводка предложений Самсалова, составленная Н. В. Плеве 25 октября 198 Журнал высочайше утвержденного совещания для выработки основ 199 Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюДО' 200 ГА рф ф 102. оо. 1914 г. Д. 74. Л. 3. 201 Там же. 1906. Д. 609. Л. 5-6. 202 Письмо Департамента полиции в Департамент духовных дел МВД 203 ГА рф ф 102. дп. 00. 1911 г. Д. 74. Ч. 5. Лит. Б. Л. 8, 11; Чернов^ 204 Всеподданейший доклад А. П. Игнатьева 22 мая 1906 г. // РГИА Ф 205 Журнал № 6 Особого совещания по делам веры под председательством А.Игнатьева. Заседание 20 и 24 апреля 1906 г. // РГИА Ф. 1276. Оп. 2. Д. 593. - 192- 206 ГАРФ. Ф. 102. 00. 1911 г. Д. 74. Ч. 5. Л. Б. Л. 11, 8; 00. 1914 г. Д. 74. Л. 3, 113-114; 00. 11 отд. 1906 г. Д. 609. Л. 48-49. 207 Речь на 2 Всероссийском мусульманском съезде. Казань, 1917. С. 11-14. 208 Журнал Особого совещания по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае // РГИА. ф. 821. Оп., 3з Д. 472. Л. 89-90. 209 Там же. Л. 104. 2)0 Циркуляр Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий губернаторам 7 октября 1910 г. // Там же. Д. 469. Л. 9; Журнал межведомственного Совещания по вопросу о постановке инородческого образования в местностях с инородческим и инославным населением // Там же. Ф. 1022. Оп. 1. Д-28. С. 24. 211 Журналы Особого совещания по мусульманским делам (апрель-май 212га рф. ф. юг. 00. 1914 г. Д. 74. Ч. 57. Л. 8, 10-13. 213Там же. Д. 265. Л. 18, 32. 2Н Там же. Д. 74. Л. 123; Д. 74. Т. 3. Л. 61 об. 215 Алексеев А. И. освоение русскими людьми Дальнего Востока и рус 216Под стягом России... С. 29-30. 217Обозрение главных оснований местного управления Сибири. СПб., 218 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб., 219 См: Федоров М. М. Правое положение народов Восточной Сибири 220Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 2. С. 175-176. 221 Архипова Т. Г. Указ. соч. С. 252-253. В состав комитета позднее вхо 222 Архипова Т. Г. Указ. соч. С. 278; История Дальнего Востока СССР от 223 Свод законов Российской империи. Кн. 1. Т. 2. Староста мог имено 224 На несколько рядом расположенных селений мог быть один тоэн (староста). 225 Эта должность была выборной или назначаемой в зависимости от обычаев каждого племени. 226 Закон запрещал облагать налогом и осуществлять сбор его без соответствующего решения Степной думы. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. 1898. Отделение 1. СПб., 1901. Т. 18. № 15606. С. 518-519. 228 Дамешек Л. М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX'«ачала XX века). Иркутск. 1986. С. 92-101. Илимский Д. И. Национальная Литика в Сибири // Северные записки. Литературно-политический ежеме-сячник. 1916. Февраль. С. 171-183. - 193-
229 Сафронов Ф. Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII – середине XIX в.: управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М., 230 Свод законов Российской империи. Кн. 1. Т. 2. Ст. 1-7. 231 Алексеев А. И. Указ. соч. С. 112-113. 232 Макарова Р. В. Внешняя политика России на Дальнем Востоке (вто- 233 История Тувы. М., 1964. Т. 1. С. 354-355, 358, 363; Дулов В. И. Присоединение Тувы в 1914 году (К 45-летию вхождения Тувы в состав России)// Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Ученые записки. Вып. VII. Кызыл, 1959. С. 11-22; Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 337-338. 234 См.: Аманжолова Д. А. Казахский автономизм и Россия. М., 1994 г., Нуриев И. С. Роль общественных движений и политических партий национальных районов Поволжья в национально-государственном строительстве в 1917-1920 гг. /На материалах Башкортостана и Татарстана/. СПб., 1993 г, Кузеев Р. Г. Национальные движения и национализм в России. // Этнографическое обозрение. 1933. № 6. С. 49-59; Куликов К. И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Екатеринбург, 1993; Овруцкий Л., Тагиров И. Под зелеными знаменами // Роди 235 См. подробнее: Сватиков С. Г. Россия и Сибирь (К истории сибир 236 Сибирская жизнь (Томск). 1917. 17 октября. 237 Щапов А. П. Сочинения. Т. 3. СПб., 1908. С. 31. 238 Ядринцев Н. М. Жизнь и труды А. П. Щапова. Биографический 239 Якушев И. А. Григорий Николаевич Потанин (Его политические 240 Там же. С. 25 241 Русская мысль. 1904. № 6. С. 156. 242 Там же. 243 Козьмин Н. Н. Областничество. // Сибирские записки. № 1. Красноярск, 1918. С. 50-52. 244 Вольная Сибирь. Т. 1. С. 9. 245 Народы России: Энциклопедия. С. 152-156; Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996. С. 92-93, 461-462, 553-554, 573-574; Программы политических партий России. Конец XIX - начало XX в. М., 1995. С. 33, 80-93. 246 Циркуляр, по-видимому, основывался на записке Столыпина о времен
- 194- населения. Однако в октябре 1907 г. граф Э. И. Коновницын подал в Сенат жалобу. В порядкенадзора она была рассмотрена и весной 1913 г. последо-вал указ Сената по первому общему собранию, в котором констатировалось, циркуляр издан с отступлением от действующих законов, и обязал МВД заново рассмотреть вопрос (Там же. Оп. 10. Д. 43. Л. 2). 247 Представление Департамента народного просвещения МНП в Совет министра народного просвещения " О приеме евреев в высшие и средние учебные заведения МНП" 15 мая 1908 г. // РГИА. Ф. 1276. Оп. 3. Д. 835. Л.72-83 248Свод законов Российской империи. Издание 1892 г. Т. 1. 249См.: Градовский А. Д. Начало русского государственного права. ч. 1. О государственном устройстве // Собрание сочинений. Т. 7. СПб., 1901. С. 2. 250 Некоторые существенные изменения основных государственных зако 251 Градовский А. Д. Указ. соч. С. 130. 252 Свод законов Российской империи. Издание 1892 г. Т. 1. Ст. 51. С. 12. 253 Градовский А. Д. Указ. соч. С.133. 255 Свод законов Российской империи. Издание 1892 г. Т. 1. Ст. 42. С. 10. 256 Там же. Ст. 41. С. 9. 257 Свод военных постановлений 1869 года. Изд. 3-е. (По 1 января 1907 года). Кн. 1. Военное министерство и особые высшие военные установления. СПб., 19907. Ст. 1. С. 9. 258 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. Основные государственные законы. Ст. 12. С. 45. 259 Ерошкин Н. П. Указ. соч. С. 32. 260 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 179-180. 261 Цит. по: Ивановский В. В. Русское государственное право. Т. 1. Верховная власть и ее органы. Ч. 1. Казань, 1896. С. 94-95. 262 Цит. по: Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 7. С. 139-140. 263 Там же. С. 140. 264 Там же. С. 141. 265 Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 7. С. 142: Латкин В. Н. Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 7. С. 142-143; Ивановский В- Русское государственное право. Т. 1. Верховная власть и ее органы. Ч. с. 96. 8 267 Свод законов Российской империи. Издание 1892 г. Т. 1. Ст. 37. С. 7- 267 См.: Градовский А. Д. Собрание сочинений. Т. 7. С. 143. 269 Ивановский В. В. Русское государственное право. Т. 1. Верховная власть и ее органы. Ч. 1. С. 97. 270 Ивановский В. В. Русское государственное право. Т. 1. Верховная и ее органы. Ч. 1. С. 98. Впервые изображение двуглавого орла появи-
-195- лось на печати, прикрепленной к меновой грамоте Ивана III с его племян никами князьями Полоцкими в 1497 г. 271 Впервые всадник официально назван Святым Георгием Победонос 272 См.: Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России: Очерки и истории государственной символики России.,., 1993 г. С. 20-21. 273 Отечественная история с древнейших времен до 1917 года. 274 Лебедев В. А. Державный орел России. М., 1995. С. 41. 275 Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России... С. 50. 276 Отечественная история с древнейших времен... С. 543. 277 Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России... С. 63. 278 Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб 279 Программы политических партий России. Конец XIX - начало XX вв 280 Там же. С. 444. 281 Там же. С. 445. 282 Политические партии в России: страницы истории / А. П. Зиновьев, 283 Программы политических партий России. С. 457, 458. 284 Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 647 285 Там же. 286 Там же. С. 650. 287 Там же. С. 652. 288 Бачинин А. Н. " Евангелие от Сергея": земско-самодержавный проект 289 Программы политических партий России. С. 343. 290 Там же. С. 328. 291 Там же. С. 330. 292 Струве П. В чем же истинный национализм // На разные темы. СПб. 293 Зотова 3. М. Петр Бернгардович Струве // Вопросы истории. 1993. " 294 См.: Секиринский С. С, Шелохаев В. В. Либерализм в России. М. 295 ГА рф ф 579. On. 1. Д. 3514. Л. 40; Русская мысль. 1912. №1 с. 6 296 Кокошкин Ф. ф. Автономия и федерация. Пг., 1917. С. 14, 29- 297 См. об этом: Программы политических партий России. С. 318-324 298 Там же. С. 144. 299 Там же. С. 48. 300 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 143, 144. 301 Не случайно, что именно этнокультурная компонента лежала в основе определения нации, даваемого российскими учеными, представлявшими раз -196- личные политические течения. Об этом писал и лидер кадетов П. Милюков (ГА РФФ- 579. Оп. 1Д. 3514. Л. 24-25, 35об.) и бывшие " легальные мар-ксисты" П. Струве и С. Булгаков (Струве П. Patriotica. С. 103; Булгаков С. Н.Два града. М., 1911. Г. 1. С. 280, 284). Подобные подходы прослеживались и у социалистов разных направлений. (См. национальный вопрос перед лицом социал- демократов. Одесса. 1906; Жилтовский X. Социализм и национальный вопрос. СПб. 1909; Райнер И. Национальный вопрос в свете националистического мировозрения. // Русское богатство. 1908. №1. С. 45; Протоколы конференции российских национально-социалистических партий. 16-20 апреля 1907 г. Спб., 1908 и др.). Даже у А. Луначарского культурно-историческийэлемент доминировал в понимании нации (Луначарский А. О нацио-нализмевообще и украинском движении в частности. // Украинская жизнь. 1912. №10. С. 11.). А у социал-демократа К. Залевского в его очерке о на циональном движении в России на первом плане фигурировала " националь ная культура народов" (Общественное движение в России в начале XX века. т. 4, Книга 7. Часть 2. СПб., С. 151.) Вообще же определения нации, даваемые российскими учеными, были во многом пионерными для того времени. Это характерно для работ В. С. Соловьева, П. Н. Милюкова, других мыслителей. Следует также заметить, что одну из первых продуктивных попыток выработать категорию нации предпринял Н. Я Данилевский в контексте теории культурно-исторических типов. См.: А. Галактионов. Органическая теория как методология социоло гической концепции Н. Я. Данилевского в книге " Россия и Европа" // Да нилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. XIX-XX. 302 Гатагова Л. Империя: идентификация проблемы // Исторические ис 303 Устинов П. Моя Россия. М., 1986. С. 13. По меньшей мере голослов 305 Цит. по: Нестеров Ф. Ф. Связь времен. М., 1987. С. 108. Полное имя Павел-Леопольд-Иоганн-Стефан. 306 Список генерал-адъютантам, генерал-майорам и контр-адмиралам свиты его величества и флигель-адъютантам по старшинству. СПб., 1912. 307 Подсчет А. С. Сенина. 308 Аминов А- м> Бабаходжаев А. X. Указ. соч. С. 59-61. 309 Там же. С. 28-29. 310 Игнатьев Е. Россия и окраины. СПб., 1906. С. 5. 311 Милюков П. Н. Россия на переломе. Большевистский период револю ции. Т. 1. Происхождение и укрепление большевистской диктатуры. Париж,
1927. С. 209
- 197- Бывший комиссар Временного правительства в Ставке Верховного глав нокомандующего В. Б. Станкевич в своих воспоминаниях приводил аргу менты в пользу украинской независимости и условий будущих отношений Россией, высказанные ему одним из представителей украинской интелли генции: " Союз?... Да, быть может, когда Россия подымется... Но теперь лишь отделение, лишь возможно более отчетливая и непроходимая граница, от русской культуры, экономической разрухи, от моральной и общественной анархии... " Станкевич В. Б. Воспоминания. 1914-1919. Ломоносов Ю. В. Воспомина ния о Мартовской революции 1917 г. М., 1994. С. 173. - 198- Глава III
Революция и национальный вопрос: распад и воссоздание государства
Свержение самодержавия и образование Временного прави тельства знаменовало важный шаг на пути движения России к правовому государству и формированию гражданского общест ва. Однако между декларациями и реальными делами имелся существенный разрыв. Так, нового в политике по националь ным вопросам на практике было внесено не много. В стране были сохранены почти все старые государственные учреждения и правовые нормы. В силе осталось абсолютное большинство статей " Свода законов Российской империи", " Табель о ран гах" и т. п. Временное правительство, объявляя свои цели в Декларации 3 марта 1917 г., ни словом не обмолвилось о на циональных проблемах. Было лишь сказано о том, что отменя ются национальные ограничения, а форму правления и кон ституцию страны установит Учредительное собрание1. Спустя полгода в постановлении правительства о провоз глашении России демократической республикой также мы не найдем упоминания об автономии или федерации2. В октябре 1917 г. Особая комиссия по составлению проек-та основных законов при Временном правительстве наконец-то сформулировала проект законодательного акта, который реко мендовалось представить для утверждения Учредительному со бранию: " А. Государство Российское едино и нераздельно. Б. В составе государства Российского Финляндия пользуется самостоятельностью на основаниях и в пределах, установ ленныx законом о взаимных отношениях России и Финлян дии, принятым Учредительным собранием (тогда-то), и фор мой правления, утвержденной (тем-то и тогда-то). - 199- В. В государстве Российском будет введена областная ав тономия". Предусматривалось, что законы, изданные областными властями, не будут иметь силы, если они противоречат основ ным законам (конституции) страны и законам, изданным цен тральной законодательной властью3. Напомним, что это было написано спустя три месяца после того, как Центральная Рада провозгласила автономию Украины и самостоятельно избрала свое правительство — Генеральный секретариат. Не изменились и методы управления. По-прежнему для управления некоторыми окраинами правительство пошло по пути образования специальных высших учреждений. Так, для управления Средней Азией 7 апреля был учрежден Туркестан ский комитет, а для управления Кавказом, еще ранее, 9 марта — Особый Закавказский комитет. Оба комитета получили пра ва бывшей царской администрации4. Известно, что буржуазно-демократическая революция ликвидировала должности генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, исправников, земских начальников и прочие. Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губерн скими, городскими, уездными комиссариатами Временного правительства и их аппаратами (канцеляриями). Согласно циркулярной телеграмме МВД от 1 апреля, губернские комиссары получили все права и обязанности, возлагавшиеся законом на губернаторов5. 25 сентября было опубликовано " Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссариатах" Задача этого правового акта — укрепление местного государственного аппарата. В " Положении" было записано: " Губернский комиссар есть представитель Временного правительства в губернии, осуществляющий надзор за точным и повсеместным в губернии соблюдением законов, постановлений и распоряжений правительства местными органами управления и самоуправления; губернский комиссар, состоя в ведомстве министерства внутренних дел, назначается на должность и увольняется Вре менным правительством по представлению министра внутренних дел... " 6 То есть Временное правительство, столкнувшись с про явлениями анархии на местах, стало укреплять исполнительскую вертикаль, заимствуя опыт царской администрации. Реакция Временного правительства по отношению к национально-освободительному движению была всегда негатив
|