Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 4 страница. Командование русской армии не заняло какой-то однозначной позиции в отношении национальных воинских частей
Командование русской армии не заняло какой-то однозначной позиции в отношении национальных воинских частей, хотя большинство генералов и офицеров давали себе отчет в негативных последствиях раскалывания армии по националь ному признаку для будущего российской государственности. Вместе с тем Верховный главнокомандующий генерал А. А. Бру силов дал согласие на создание " Украинского полка имени гет мана Мазепы", генерал Н. В. Рузский самовольно приступил к созданию эстонских воинских частей. Временное правительст-во, объявив о предоставлении независимости Польше, не могло не разрешить формирование польского корпуса. Следует отметить, что отдельные генералы явно переоце нили тактический выигрыш от появления национальных час тей и просчитались стратегически. Главнокомандующий вой сками Петроградского военного округа генерал П. А. Половцев проводил украинизацию воинских частей даже вопреки требо ваниям руководителей военного ведомства. Половцев писал в эмиграции, что " первая хохлацкая рота в Царском селе поста -213- новила нести караульную службу по строгим правилам старого устава и задолго до моего приказа убрала с постов все скамей ки, часовые перестали курить и проч., а начальник гарнизона стал восторженно отзываться об украинской дисциплине". Од нако очень скоро эти части дали понять, что при любой по-пытке направить их на фронт они потребуют приказа своего украинского начальства в лице Центральной рады. Командую щий войсками Киевского военного округа К. М. Оберучев сви детельствует, что как только он посылал в какой-либо запасной полк приказ о высылке маршевых рот на фронт в подкрепле ние измотанных в боях частей, " в жившем до того времени мирною жизнью и не думавшем об украинизации полку созы вался митинг, поднималось украинское желто-голубое знамя и раздавался клич: " Пiдем пiд украiнским прапором"... И затем ни с места. Проходят недели, месяц, а роты не двигаются ни под красным, ни под желто-голубым знаменем". К осени разгорелась борьба за Черноморский флот. С ко раблей " Воля" и " Память Меркурия" было списано около поло вины всего состава матросов-неукраинцев, подняты вместо Ан дреевского украинские национальные флаги. Морской министр контр-адмирал Д. Н. Вердеревский 16 октября послал Централь ной Раде в Киев следующую телеграмму: " Подъем на судах Черноморского флота иного флага, кроме русского, есть недо пустимый акт сепаратизма, так как Черноморский флот есть флот Российской республики, содержащийся на средства Госу дарственного казначейства. Считаю Вашей нравственной обя занностью разъяснить это увлекающимся командам Черномор ского флота" 36. В июле на съезде ряда буржуазных и национальных пар тий и организаций в Минске была образована Белорусская ра да (с октября — Великая Белорусская рада). Ее руководители стали добиваться предоставления Белоруссии автономии в рам ках Российской республики. На съезде кубанского казачества в Екатеринодаре в апреле 1917 г. была образована Кубанская краевая войсковая рада, ко торая избрала свое правительство и атамана. В области было введено военное положение, стали формироваться дружины из офицеров, юнкеров, зажиточного казачества. 24 октября 1917 г-правительство объявило себя верховной властью в области, от казавшись подчиняться Временному правительству. -214-
1917 год открыл новый этап в развитии программы и ор ганизационных основ сибирского областничества, осуществле ние же их происходило уже в условиях гражданской войны. Как известно, земское самоуправление стало реальным в Сибири только после падения монархии. 17 июня 1917 г. Вре менное правительство утвердило положение о земских учреж дениях в Архангельской губернии и Сибири. 27 апреля 1917 г. в Томске открылось губернское народное собрание. Избранное на основе всеобщего избирательного пра ва, оно 10 мая единогласно приняло постановление о необхо димости для Сибири права широкого самоуправления: " Не на рушая своей органической связи с Российской республикой, Сибирь должна иметь свою Всесибирскую Областную Думу; в общегосударственных же вопросах Сибирь должна подчиняться общероссийским законам" 37. Собрание разработало положение об областном самоуправлении, которое стало основой решений 1 сибирского областного съезда в октябре 1917 г. Губисполкому поручалось созвать съезд с последующим внесением его реше ний во Всероссийское Учредительное собрание38. Главными центрами областничества были Томск и Ир кутск, некоторую активность весной 1917 г. проявляли другие города. Иркутская группа начала работать летом 1917 г., среди ее руководителей были И. И. Серебренников, И. А. Якушев, впо следствии председатель Сибирской областной думы, И. Г. Гольд-берг, В. М. Попов и др. Но в целом широкого распространения идеи областничества к этому времени не получили, и наиболее активные группы населения реализовали свои общественные интересы в организациях политических партий, профсоюзах, кооперативах. Серебренников, впоследствии председатель Административного Совета Сибирского правительства, министр снабжения в правительстве А. В. Колчака, был участником движения и одним из разработчиков экономической политики автономии. В своих воспоминаниях он указывал, что социал-демократы, особенно большевики, были наиболее ожесточенными противниками областничества. В то же время течение не встречало поддержки и у местных кадетов, видевших в нем скрытый сепаратизм. Лишь эсеры сочувственно отнеслись к движению, что послужило основанием для участия многих областников в этой партии39. В частности, в Иркутске Гольдберг, Якушев, некоторое время Серебренников и другие не только организационно оформили областническую группу, но и были -215- членами эсеровской организации, рассчитывая тем самым рас ширить свою базу и выдвинуть общий список кандидатов в Учредительное собрание. Однако на практике местные эсеры не занимались проблемами сибирского автономизма. Их пред выборный блок с областниками вскоре распался, и, сохраняя сотрудничество с федералистами, иркутские областники отка зались от включения своих представителей в эсеровский спи сок. Они видели свою опору в старожильческом крестьянстве губернии, сельской интеллигенции, казачестве и бурятском на-селении. В итоге они получили в блоке с бурятами 55 тыс. голосов, оказавшись на втором месте после эсеров и обогнав большевиков губернии. В Учредительное собрание были избра-ны 4 эсера и 1 областник — бурят Б.Вампилун40. Первая попытка созыва сибирского съезда по решению томского губернского собрания состоялась в августе 1917 г Однако на него прибыло всего 67 делегатов, которые решили провести конференцию41. Она была " первым всесибирским почином областников в деле пробуждения сибирского самосознания" и положила " начало работе областников во всесибирском масштабе" 42. Конференция (2-9 августа 1917 г.) обсудила вопросы об областном устройстве Сибири и местном самоуправлении, организации общесибирского съезда, текущий политический момент и избрала делегата на съезд федералистов в Киеве. В постановлении " Об автономном устройстве Сибири" подчеркивалось, что в силу особенностей региона (географических, социального и национального состава, экономических и др.) его автономия не является особым типом областного самоуправления или местной власти, а должна иметь законодательные, исполнительные и судебные органы власти аналогично " отдельным штатам в современных федеративных государственных объединениях" 43. По предложению барнаульского делегата Казанского был утвержден бело-зеленый флаг Сибири, что, впрочем, вызвало резкий протест социал-демократов. Они отдавали предпочтение революционному красному цвету. К тому же, сама практиче екая реализация автономизма представлялась им преждевре менной вследствие малонаселенности края, слабого развития промышленности и опасности перенесения системы централи зации из Петрограда в один из сибирских городов44. Тем не менее было принято положение о 1 сибирском областном съез -216- де, который предполагалось созвать не позднее 15 октября 1917 г. В повестку дня включались вопрос об автономном устройст- ве Сибири и выработке соответствующего проекта для внесе- ния во Всероссийское Учредительное собрание, региональная, финансовая и земельная политика, организация земства. От прямых выборов на съезд конференция отказалась, приняв принцип представительства от общественно-политических, национальных, профсоюзных, кооперативных, научных организаций, казачества, земского и городского самоуправления. Непосредственной подготовкой съезда поручалось заняться Центральному Сибирскому оргкомитету под председательством Г.Н.Потанина, " дедушки сибирского областничества". В комитет были избраны также Е.В.Захаров, Н.Я.Новомбергский, М.Б.Шатилов, Г.М.Марков, Д.Б.Портнягин, М.П.Рудаков. По уставу в оргкомитете были представлены все политические организации, кроме большевиков и анархистов. Был налажен выпуск специальных " Известий Центрального Сибирского комитета", в котором наряду с освещением подготовки съезда, информацией с мест помещались статьи Г.Н.Потанина, Н.Я..Новомбергского и других о задачах движения, его программе и тактике (в № 1-2, например, публиковались статьи Потанина " Областничество и представительный съезд" и Новомберг-ского " От полицейского государства к федеративной республике"). В 27 городах были открыты отделения комитета. Съезд был назначен на 8 октября 1917 г.45 Одной из активных групп движения оставались иркутские областники. Серебренников, в частности, считал, что идеи областничества недостаточно известны в Сибири. Для их популяризации он предлагал широко распространять областническую литературу, проводить лекции и доклады, издавать свой орган. Настоящую же областническую работу можно наладить только после революции " в рамках свободного правового строя". В Иркутске были выпущены его работы " Об автономии Сибири" и " Инородческий вопрос в Сибири", листовка о политической программе движения. "...Будущее государственное устройство России нами мыслилось близким к государственному строению Великобритании, с ее системой широких автономий для отдельных доминионов", — писал он46. По инициативе Серебренникова в июне 1917 г. известным политическим деятелям страны была разослана анкета по по-воду автономии Сибири. Она содержала следующие вопросы: -217-
" 1. Признаете ли вы необходимой автономию Сибири, в виду удаленности ее от метрополии и своеобразия местных ус ловий? 2. Если признаете, то как широко представляете себе эту 3. Как вы относитесь к идее устройства России на федера Однако лишь немногие откликнулись на запрос. Среди них были социал-демократ, товарищ министра почт и телеграфов Н.А.Рожков, член социал-демократической группы " Единство" Л.Дейч, министр путей сообщения кадет Н.В.Некрасов и кооперативный деятель, товарищ министра продовольствия В.Зейльгейм. Их ответы весьма показательны. Рожков, в частности, считал вредной как автономию Сибири или других ре-гионов страны (при этом указанные в анкете мотивы он назвал неважными), так и федерацию вообще, " т.к. она дробит классовую борьбу демократии и тем усиливает буржуазию: ведет к двухпалатной системе, всегда вредной демократии, может повести к стихийному движению великорусского крестьянства против федеративного дробления России, т.е. и против революции, проводящей это дробление" 48. В отличие от этого, характерного для левых социал-демократов ответа, Дейч допускал " возможность известной значительной автономии Сибири", предполагая, что она может быть организована аналогично Канаде — с " собственным парламентом, оставаясь все же тесно сплоченной как с Европейской Россией, так и с другими русско-азиатскими землями". Другим вариантом, по мнению Дейча, могла быть первоначально " чисто административная, а не законодательная автономия" 49. Некрасов, однозначно признавая необходимость автономии Сибири, в качестве первого шага считал возможным " широкое развитие децентрализации, вплоть до учреждения особого органа по вопросам местного законодательства". Он поддер живал идею федеративного устройства России, совмещающего территориальный и национально-территориальный принципы В.Зельгейм также выступал за желательность автономии Сибири, за исключением вопросов тарифной и таможенной политики, социального законодательства. Вместе с тем он указывал, что " слишком глубокое проведение начала федеративного стро ительства, при скудости культурно-общественных сил и навы ков, нам и, в частности, Сибири, еще не под силу" 50.
Решения томской конференции областников получили поддержку и на областных съездах казахов, якутов. 4 октября 191 7 г. в Томске открылся I мусульманский областной съезд. На нем обсуждались вопросы о культурно-национальной авто- номии мусульман Сибири, об отношении к Сибирскому обла-стному съезду, о религиозных и самоуправленческих организа-циях мусульман. Съезд высказался за объединение мусульман края на культурно-национальной основе в составе автономной Сибири и образовал временный центральный совет союза национальных губернских советов мусульман, который должен был действовать до созыва Сибирской областной думы51. Однако подготовка общесибирского съезда и деятельность оргкомитета встретила непонимание со стороны столичной и дальневосточной печати. Неприятие идеи региональной автономии, не связанной с развитием и интересами определенной национальности, продемонстрировали газеты " Дело народа", " Биржевые ведомости", " Современное слово" и др.52 Опубликованный после конференции проект " Положения об автономном устройстве Сибири", послуживший организационной и программной основой I сибирского областного съезда, находился в центре дискуссии. Съезд открылся в Томске 8 октября 1917 г. Он был наиболее представительным в сравнении с последующими форумами сибирской общественности. 169 делегатов всех губерний и областей Сибири и Степного края, за исключением Камчатской и Сахалинской областей, были избраны от 171 организации. Обсуждение сосредоточилось вокруг трех групп вопросов: формы областного самоуправления, национальные вопросы (докладчики Е.В.Захаров и М.Б.Шатилов), земельная проблема и экономическое положение Сибири (докладчик И.И.Серебренников). К ним примыкал пункт о создании постоянного органа по подготовке и разработке материалов, касающихся Сибири. Среди активных участников съезда было немало эсеров (Якушев, Дербер, Шатилов и др.), но их стремление обеспечить решающее влияние вызвало противодействие, и среди област-ников произошел раскол на умеренных беспартийных деятелей и партийцев, в основном эсеров53. Кроме пленарных заседаний, работали секции: по земель-ному вопросу, по вопросу об образовании общесибирского эко-номического органа, объединяющего экономическую и хозяй-ственную деятельность городов, земств, кооперативов и продо-
вольственных комитетов (она подготовила положение о губерн ских, районных и общесибирском экономических комитетах), по вопросам областного устройства, созданию общесибирской организации " для продолжения дальнейших работ в согласии с постановлениями сибирских областных съездов", по нацио нальному вопросу. Были заслушаны и обсуждены доклады " Си бирь как составная единица Российской федеративной республики", " Основные положения автономного областного устрой-ства", " Национальный вопрос в Сибири". При этом выступили представители всех национальностей, а также докладчик по поводу положения северных народностей региона54. Съезд постановил учредить Сибирский экономический комитет с его местными подразделениями. Он должен был обеспечивать экономическую самостоятельность, предварительно рассматривая все положения законов и распоряжений Временного правительства, касающиеся Сибири, а также имел право разрабатывать законопроекты по регулированию хозяйственной жизни края, вносить их на утверждение Главного экономического комитета и правительства. Комитет предполагалось создать на специальном учредительном экономическом съезда Сибири с участием представителей хозяйственных отраслей, органов власти, ученых, общественных организаций Особая делегация направлялась в столицу для согласования этих инициатив в центре. Земельный фонд, угодья и недра Сибири признавались общенародным достоянием, с установлением экономически обоснованных земельных нормативов и временным, точно регламентированным применением наемного труда55. В постановлении съезда по областному устройству говорилось: " 1) При единстве Российской республики отдельные ее части должны быть организованы на началах автономии национальной или территориальной, причем I сибирский областной съезд считает желательным развитие принципа самоопределения областей и национальностей вплоть до осуществления организации всей Российской республики на федеративных началах". Выступая за государственные гарантии прав национальных меньшинств, съезд высказался за образование экстер риториальных персонально-автономных союзов для не имею щих компактных территорий заселения народов. " Естественные границы автономной Сибири определятся положением страны по водоразделу на восток от Урала с включением всего Киргиз
ского края при свободном на то волеизъявлении населяющего эти пределы населения" 56. Сибирь в качестве автономной единицы, говорилось далее, должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. В решений подробно излагались функции Сибирской областной думы и высшей исполнительной власти — кабинета министров, судебных органов автономии с учетом национальных особенностей, местного самоуправления и контроля. В постановлении I сибирского областного съезда об областном устройстве единство Российской республики обеспечи-валось на основе признания национальной, территориальной и культурно-национальной автономии ее народов. При этом вся полнота законодательной власти в Сибири принадлежала областной думе, избранной на основе всеобщего, прямого и тайного голосования с соблюдением принципа пропорционального представительства. Предусматривалась возможность преобразования самой автономной Сибири в федерацию, или " Союз областей и национальностей", по требованию последних. Исключительную компетенцию центральной власти составляли, по постановлению съезда: право войны и мира, договор и трактаты с иностранными государствами, верховное распоряжение военными и военно-морскими силами республики с соблюдением принципа территориального устройства войск, установление общегосударственных налогов и пошлин, общегосударственное социальное законодательство, определение общегосударственных норм уголовного права и уголовного судопроизводства, общая организация почты и телеграфа, государственные займы, народная перепись и статистика, денежное обращение, чеканка и " полновесность монеты", выпуск бумажных денег и общее законодательство о банках, общегосударственные законы страхования, " весы и меры", вексельное зако-нодательство, банкротство и несостоятельность, авторское право, законы о натурализации, иммиграция и эмиграция, железные дороги общегосударственного значения. В ведение Сибирской областной думы должны были вхо- дить вопросы местного бюджета, образования и здравоохранения, общественной безопасности, местные пути сообщения, почта и телеграф. Она могла также участвовать в установлении тарифов и пошлин, распоряжаться землей, ее недрами, лесны- ми и водными ресурсами на основе принятых Учредительным
собранием законов, а также переселенческой политикой и из-менением конституции Сибири, кроме расширения полномо-чий думы за счет центральных органов власти. Дума также ведала развитием местной промышленности и местными соци альными вопросами, в дополнение к общероссийским57. Общесибирские областные съезды должны были стать по-стоянными органами народного представительства. Для принятия проекта конституции Сибири на основе всеобщего избира-тельного права созывался учредительный съезд, после чего конституция вносилась во Всероссийское Учредительное собрание. Положение об учредительном съезде поручалось подго-товить Сибирскому областному совету, избранному съездом (по 3 представителя от каждой губернии и области, по 2 от народов Сибири и по 1 от казачьих войск). Совет решал общие вопросы, тогда как рабочим органом становился избранный 15 октября исполком. В него вошли Г.Н.Потанин, В.М.Крутовский, Б.М.Ган, М.Б.Шатилов, САНовгородов, кандидатами — Б.М.Вампилун, П.П.Гудков, П.ЯДербер, Г.И.Жернаков, Н.Н.Козьмин и Ю.Р.Саиев. Они могли участвовать в заседаниях комитета с правом решающего голоса. При исполкоме создавались отделы по направлениям работы, в перспективе перераставшие в министерства58. * * * О настроениях в Закавказье наиболее ярко свидетельствуют воспоминания Н.Нариманова, будущего главы Совета Народных Комиссаров Азербайджана. В 1917 г. он, находясь в Тифлисе, был приглашен во дворец, " где Ной Жордания, Ной Рамишвили и Гегечкори (социал-демократы) рассматривали географическую карту, возмущаясь полученным из Петербурга известием о том, что там уже работают дашнаки (члены буржуазно-националистической партии " Дашнакцутюн") и с цифра-ми в руках доказывают необходимость создания великой Армении на всем пространстве, начиная от Эривани до Ростова. В Петербурге был даже поставлен вопрос о Тифлисе: армянский он или грузинский город..." 59. Такого же рода планы создания великого Азербайджана до персидского Тавриза, великой Грузии вынашивали многие общественные деятели в Баку и Тифлисе. Всему этому есть объяснения более серьезные, нежели только констатация факта, что просчеты Временного правительства, неспособность удержать власть и довести страну до Учре
дительного собрания проявилась и в том, что не был " обуздан" процесс фактического " дрейфа" наиболее важных регионов от центра, который готовил почву для их последующего разрыва с Россией60. Действительно, " стреноженное" Советами, в условиях, когда социалистическая идея снимала свою популистскую " жатву", Временное правительство не обладало реальной властью. Неудивительно, что и среди национальных элит его авторитет неуклонно падал. Однако, применительно к национальному вопросу, дело в общем-то не только в этом. Санкт-петербургский историк Д.Коцюбинский уловил, на наш взгляд, суть проблемы. Вряд ли стоит винить Временное правительство за излишнюю " мягкотелость" или за излишнюю неуступчивость, — замечает он. " Сохранить Россию было ему не под силу. Для этого нужны были большевики, ликвидировавшие " корень зла", разъедавшего империю — гражданскую свободу" 61. Наверное, есть необходимость пояснить данный тезис. Имперская идея, основанная на принципе подданства, по своей сути противоречила гражданскому, демократическому обществу, построенному на основе приоритета прав личности. Крах всех империй в этом плане закономерен. Вряд ли Россия, вступившая на путь конституционализма, уважения к гражданским правам, могла сохранить прежнее имперское пространство. Процесс модернизации, прежде всего политической, постепенно вовлекал в свою орбиту и национальные окраины. Даже умело осуществленная децентрализация, с введением территориальной автономии, в которой имелась бы этнокультурная компонента, могла лишь отсрочить конечную судьбу российской империи. Польша и Финляндия все равно рано или поздно восстановили бы полную государственную независимость. Скорее всего, обособились бы и страны Балтии. С Украиной и Белоруссией можно было установить федеративные (конфедеративные) отношения. Сложно сказать о возможном статусе Закавказья и Средней Азии (о Казахстане речь не идет, ибо он в современных границах был создан уже после — Советской вла-стью). Продуктивно было и там использовать различные варианты взаимодействия — в том числе типа протекторатов. Пред-ставляется ошибочным, противоречащим национальным инте-ресам России отказ сторонников великодержавия, самодержа-вия от политики протекторатов, " зон влияния" и переход к кур-су на инкорпорацию ряда территорий, чья модель цивилизаци- -223-
онного развития не взаимодействовала с российской. В итоге возникли очаги перманентной нестабильности, проблемы на границах, а в целом тормозился процесс экономической и по литической модернизации России. Затраты на освоение этих территорий, содержание огромной армии по периметру границ истощали реформаторский потенциал власти, переводили стрел ки экономической политики на экстенсивную колею. Однако логика революции, в основе которой лежали вроде бы гуманистические ценности, не только повторила ошибки отторгаемого ею строя, но и нагромоздила новые. После разгрома корниловщины у " цензовых элементов" не было никаких реальных шансов на участие в управлении стра ной. Резко усилились позиции социалистов, в первую очередь их левого крыла. Эсеры и меньшевики, несмотря на привер женность социалистическим догматам, все же настаивали на сохранении целостности России. Так, программа эсеров рато вала за " возможно большее применение федеративных отноше ний между отдельными национальностями" и предусматривала в областях со смешанным населением право каждой националь ности на пропорциональную своей численности долю в бюдже те, предназначенном на культурно-просветительные цели. Меньшевики на августовском объединительном (1917 г) съезде, создав специальную секцию по национальному вопро су, в ходе ее работы предложили разработать меры по удовле творению насущных национальных потребностей, а оконча тельное разрешение национального вопроса осуществить в Уч редительном собрании62. В своей избирательной платформе на выборах в Учредительное собрание, опубликованной 25 октяб ря 1917 года, они выступали против насильственного подавле ния национальных движений, за самое широкое самоуправле ние для областей, отличающихся своими национальными, эко номическими и бытовыми особенностями, а также за культур но-национальную автономию для национальностей, расселен ных в разных областях страны. Среди общероссийских политических организаций самые радикальные позиции занимали большевики, выступавшие за самоопределение наций, вплоть до политического отделения. Твердая поддержка Лениным права наций на самоопределение вплоть до отделения, — пишет американский ученый Р. Суни, основывалась на " странной уверенности", что дарование такого права приведет к доверию и желанию народов оставаться в но- -224- вом русском государстве63. Действительно, тут есть над чем за думаться. Что — большевики были полными утопистами и не понимали сути происходящего? Вряд ли. Их подход имел впол не прагматическую направленность для борьбы сначала с само державием, а затем — с Временным правительством с целью обеспечить поддержку национальных групп. Однако было бы не совсем правомерно обвинять больше вистское руководство в сознательной ориентации на развал го сударства. В своей политике они исходили из ожидания при ближающейся, по их мнению, мировой революции, которая интегрировала бы национально-освободительное движение и расставила свои приоритеты в государственном устройстве. В этом плане весьма характерна мысль, высказанная Лениным уже в ноябре 1917 года в его выступлении на Всероссийском съезде военного флота: " Нам не важно, где проходит государст венная граница, главное — укрепление союза трудящихся всех наций". Таким образом, на первом этапе своего нахождения у власти большевики, демонстрируя свой " демократизм" в на циональном вопросе, одновременно показывали, что главное для них — упрочение своей общественной модели и ее потен циальной экспансии в широком геополитическом ареале. Это подтвердили последовавшие декреты о признании государст венной независимости Финляндии и Польши, самостоятельно сти Тувы, до революции находившейся под российским про текторатом. Показательна линия поведения Ленина и группы его сторонников в период подписания Брестского мира — го товность пойти на значительные территориальные потери для сохранения " форпоста" мировой революции. Несомненную пропагандистскую роль сыграли первые декреты Советской власти. Сразу после окончания работы II Все российского съезда Советов была принята " Декларация прав наро дов России", в которой провозглашались: отмена всех националь ных привилегий, равенство и суверенность всех народов России, право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Аналогичные положения присутствовали и в опубликованном 22 ноября 1917 г. обращении Советского правительства " Ко всем трудящимся мусульма России и Востока", где содержался призыв к народам устраивать свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Все эти декларации способствовали утверждению большевистской власти в регионах России, соответственно потребовав от нее выплаты определенных " национальных дивидендов".
|