Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 10 страница






Внешне казалось, что некоторые высшие государственные учреждения действуют вполне самостоятельно или принимают решения коллегиально в присутствии императора. В действи­тельности, эти учреждения имели только совещательный голос и принятые ими решения были необязательными для импера тора. Вся полнота государственной власти в России была со средоточена в руках одного человека. Все учреждения (высшие, центральные и местные, законосовещательные, исполнитель ные и судебные) имели свой источник и свое основание в лице императора250.

Вместе с тем очевидно, что император не мог осуществлять свои права непосредственно, прежде всего в силу количе

- 154-


ликий Государь Василий, Божией милостью Государь всея Руси". А титул Ивана Васильевича (Грозного) начинался словами: " Бога в Троице славимого милостью, Великий Государь, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси". Со времени Михаила Федоровича в титул вписалось слово " самодержец" и теперь он звучал так: " Бога единого, всемогущего, безначального волею прежде в век сына Отца и Сына и Святого Духа, в Троице славимого единого Бога нашего... Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Само­держец". В правление царевны Софьи употребляется следую­щий титул: " Божию милостью, Мы Великие Государи, Цари и Великие Князи, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и Вели­кая Государыня благоверная царевна и Великая Княжна София Алексеевна всей Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы" 261. Наконец, Петр I ввел в употребление выражение " Император и Самодержец Всероссийский".

Территориальная часть титула включала в себя перечень земель, находившихся в составе России. Так, уже первые мос­ковские князья именовали себя " Великими князьями Москов­скими и всея Руси". Затем в титуле начинают перечисляться зем­ли, вошедшие в состав государства. В 1504 г. титул Ивана III звучал так: " Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский и иных" 262. Василий Иванович (1505-1533 гг.) добавил к этим словам сле дующее: " Государь и великий князь Новгорода низовской зем ли и Черниговский, и Рязанский, и Вологотцкий, и Ржевский, и Белский, и Ростовский, и Ярославский, и Белозерский, и Удорский, и Обдорский и Киндинский и иных" 263.

При Иване Грозном (1533-1584 гг.) титул менялся в связи с успехами и неудачами в военных действиях. Так, с 1556 г. он именовался государем ливонский земель, но затем эти террито­рии были утрачены. При Федоре Иоановиче (1584-1598 гг.) в титул вошло упоминание о расширении границ на Востоке: " Обладатель всея Сибирские земли и великие реки Оби и т. д. " Новые приобретения ждали Россию при Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) и в титул вошло упоминание о смоленских, волынских, полоцких, витебских землях, а также название " Малыя России самодержец" 264. Во времена Петра I к титулу были присоедины слова " Князь Эстляндский, Лифляндский и Карельский". Как сын герцога голштинского, супруга старшей до-

- 157-


 

гласия императора начиналось следствие о преступлениях по должности, совершенных лицами первых трех классов " Табели о рангах". Монарху принадлежало право утверждения судебных приговоров в особо важных случаях, причем для приведения их в исполнение требовалось новое распоряжение императора Высочайшему утверждению подлежали все приговоры, на основании которых лишались всех прав состояния или всех особых прав и преимуществ дворяне, священнослужители всех степеней духовной иерархии православной церкви и лица имеющие ордена или знаки отличия, ибо нижестоящая власть не могла лишить того, что пожаловано верховною властью.

Государь пользовался также известной религиозной вла стью, ибо считался верховным покровителем и блюстителем православия. В ст. 42 " Основных законов" сказано: " Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния" 255. Разумеется, что российский император не мог исповедовать никакой иной веры, кроме православной256.

Императору принадлежало " верховное начальствование над
всеми сухопутными вооруженными силами Российского Государства" 257. " Основные законы" четко фиксировали, что " государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства" 258.

Территориальные приобретения России находили специ фическое отражение в титуле императора и гербе Российской империи. В начальный период русской империи лица, стоявшие во главе государства, именовались князьями и великими князьями. С объединением России вокруг Москвы стал упот­ребляться титул царя. Окончательно присвоил себе это наиме нование Иван Грозный (1547 г.)259. С 11 ноября 1721 г. ПетрI принял наименование императора260. Государственный титул содержал в себе упоминание об источнике власти монарха, перечисление земель, входящих в состав России, некоторые почетные наименования, присвоенные монарху.

Указание на религиозное освещение верховной власти выражалось начальными словами титула: «Божиею милостью». Однако до Петра I употреблялись иные выражения. Так, Василий Иванович титуловался " Божиим благословением, Мы Ве

- 156-


Алексей Михайлович с 1654 г. вместо слова " всея Русии Само-держец" стал писать: " Всея Великия и Малыя Росии Самодер-жец", а с 1656 г. — " Великия, Малыя и Белыя Руси Самодержец».

До 1721 г. Петр I пользовался в основном таким кратким титулом: " Мы, Петр I, Божиею Милостию, Царь и Самодержавец Всероссийский", а с 1721 г. — " Мы, Петр Первый, Император и Самодержавец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая". Такая формулировка с небольшими изменениями существовала до Николая I, а с 1825 г. до 1917 г. была следующая его редакция: " Божиею Милостью, Мы, Император и Самодер­жец Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финлянд­ский и прочая, и прочая, и прочая" 269.

Герб есть внешний символ, знак государства, выражаю щий религиозную или политическую идею и изображаемый на государственной печати, монетах, государственных учреждени­ях, государственном знамени и т. д. На печатях, употребляв шихся древними русским князьями, обыкновенно помещалось изображение Спасителя, Богоматери или того Святого, чье имя носил князь. На печати Московского княжества впервые начи нает появляться изображение всадника, поражающего копьем змия. Историки и юристы-государствоведы расходятся в объяснении этой символики. Чаще всего считают московский герб символом освобождения России от монгольского ига.

После брака Ивана III с наследницей византийского пре стола царевной Софьей Фоминичной Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI, на Руси появился в качестве герба византийский двуглавый орел. До Федора Ивановича оба герба существовали параллельно270, а при нем всадник стал изображаться на груди орла. В XVI — XVII вв. ездок на коне продолжал объясняться как изображение великого князя или царя. При Петре I была учреждена специаль­ная геральдическая комиссия, которая уже после смерти импе­ратора признала, что на московском гербе следует видеть Св. Георгия271.

Следует отметить, что у современных исследователей отечественной и европейской геральдики нет единства в обосновании преемственности двуглавого орла Византии и России. Западноевропейские исследователи полагают, что в Византии двуглавый орел был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственной эмблемой. Основанием для такого

-159-


 


чери Петра Великого Анны Петровны, Петр III включил в ти-тул слова: " Наследник норвежский, герцог Шлезвиг-Голштин-ский, Стормарнский и Дитмарский, граф Ольденбургский и Дельменгорстский". Однако Екатерина II в свой титул их уже не включала265. Императрица в свою очередь добавила к титулу слова: " Царица Херсонеса Таврического и княгиня Курляндская и Семигальская". Павел вставил в титул слова, исключенные по том его преемниками, например, " Великий магистр державного ордена св. Иоанна Иерусалимского". В царствование Александра I титул пополнили слова " Великий князь Финляндский, Князь Белостокский и Царь Польский". Николай I в 1825 г. утвердил формулировку титула, сохранившуюся до 1917 г. Только в 1828 г он внес дополнение: " и области Арменские". Указания на новые обширные владения России на Кавказе и в Средней Азии в титул уже не включались266.

Ст. 37 " Основных законов" закрепила титул в таком виде: " Божиею поспешествующею милостью, мы, Император и Са модержавец Всероссийский, Московский, Киевский, Влади мирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврическо го, Царь Грузинский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финлянд ский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Се-мигальский, Самогитский, Белостокский, Карельский, Твер ской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Го сударь и Великий князь Новгорода низовские земли, Черни говский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Бе лозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Ар менския; Черкасских и Горских князей и иных Наследный го сударь и обладатель; Государь Туркестанский, наследник Нор-вежский, герцог Шлезвиг-Голстинский, Сторманский, Дитмар-сенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая" 267.

Полный императорский титул употреблялся только в ис ключительных случаях. Уже со времен Ивана III использовался краткий титул: " Божиею милостию Государь всея Руси и Вели кий Князь", а Иван IV писался " Царем и Великим Князем всея Русии". При Федоре Ивановиче, Борисе Годунове, Василии Шуйском и Михаиле Федоровиче писали: " Божиею милостию Государь Царь и Великий Князь, всея Русии Самодержец


- 158-


 

Департамента герольдии. Император Александр II 11 апреля 1857 г. утвердил новый рисунок государственного герба: на щите в золотом поле черный двуглавый орел со скипетром и дер-жавой в лапах, увенчанный тремя императорскими коронами и обремененный щитом с изображением Св. Георгия Победонос-ца (повернут вправо). Щит увенчан шлемом князя Александра Невского, окружен цепью ордена Св. Андрея Первозванного и поддерживается архистратигом Михаилом и архангелом Гавриилом. Щит и архангелы под сенью, усыпанной император скими двуглавыми орлами и подбитой горностаем, ниспадаю щей из-под куполообразной палатки, увенчанной император ской короной и государственной хоругвью. По ободу палатки шла надпись: " С нами Бог" 276. В таком виде герб сохранился до 1917 г., хотя 24 июля 1882 г. император Александр III утвердил новое изображение Большого государственного герба с не сколько иным расположением титульных гербов по окружности и орла с более густым оперением на крыльях277.

Среди многочисленных государственных учреждений в Российской империи не было единого органа, ответственного за выработку и осуществление политики на многонациональ­ных окраинах. Как правило, для решения конкретных вопросов в разное время создавались различные высшие комитеты и со­вещания. Помимо указанных выше, необходимо упомянуть о VI-м Отделении Собственной его императорского величества канцелярии, созданном для разработки административной ре формы на Кавказе, департаменте дел Царства Польского в структуре Государственного совета, в котором рассматривались законопроекты, годовые росписи доходов и расходов, касаю щиеся функционирования различных учреждений на польской территории. Правительствующему Сенату подчинялись Главное управление Западной Сибири и Главное управление Восточной Сибири.

Среди центральных учреждений, в функции которых входило обустройство жизни населения на окраинах империи или поддержание связей с местными феодалами в период перехода их в подданство России, равно как и с сопредельными странами для создания необходимого пограничного режима, следует назвать следующие. Это прежде всего различные управления Министерства внутренних дел: Переселенческое управление (с

- 161 -


утверждения служит отсутствие двуглавого орла как государст венного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде императорской охраны и т. д. Высказыва ется предположение о том, что эмблема двуглавого орла позаимствована у южных славян, в частности, у Сербии, испы тавшей в свою очередь влияние западноевропейской традиции. Двуглавый орел в то время был распространен в Европе, осо бенно в делопроизводстве дома Габсбургов272.

Двуглавый орел не был долгое время канонизирован и менял свои очертания. При Иване IV орел изображался только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом. При царе Федоре Ивановиче всадник всегда изображался повернутым влево. Во время царствования Михаила Федоровича над головой орла было уже две короны. В 1625 г. в герб были введены три короны " знаменующие три великих покоренных царства: Казанское, Астраханское и Сибирское". При царе Алексее Михайловиче в 1654 г. впервые было зафиксировано изображение орла с символами власти — скипетром и державой в лапах, а орел стал изображаться с расправленными крыльями273.

При Петре I с учреждением ордена Св. Андрея Первозван ного в 1699 г. изображение ордена и цепи было введено в госу дарственный герб. В 1721 г. короны, венчающие орла, были за менены на императорские. Впервые официально рисунок госу дарственного герба был утвержден 25 февраля 1730 г. 274

В годы правления Анны Иоанновны на русских государст венных печатях появляется изображение могучего орла, кото рый по своему величию вполне соответствовал мощи Россий ской империи. Автором рисунка стал швейцарский гравер Иоганн Гендлингер275. В XVIII в. в разные годы на груди орла появились барельефы или вензеля царствующих государей, образ Божией Матери, Андреевский крест, распятие, окруженное сиянием, и другие символы. При императрице Екатерине II были установлены цвета государственного герба: черный орел в золотом поле, белый всадник в красном поле. Спустя полвека, в 1830 г., на вздыбленных крыльях орла были помещены щиты с шестью титульными гербами: Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского и Херсонеса Таврического царств и Великого княжества Финляндского.

Николай I начал реформу российской геральдики, кото рую осуществил Б. Кене, управляющий Гербовым отделением

160


России. Давно было замечено, что именно они становились наиболее ревностными защитниками империи. В XIX веке многим представителям правящего сословия, высшего чиновничества стало ясно, что существующая форма правления в России уже не удовлетворяет потребностям развития страны.

В 1820 г. по указанию Александра I был подготовлен про-

ект конституционного устройства России под названием " Государственная уставная грамота Российской империи". Предполагалось разделить страну на 12 наместничеств (без учета Царства Польского, Финляндии и Кавказа), в каждом из которых создавался свой представительный орган. Таким образом предполагалась существенная децентрализация управления, учет экономических, конфессиональных и национальных особенностей страны.

Близкие по смыслу предложения выдвигала радикально настроенная дворянская оппозиция. Так, " Русская Правда" П. И. Пестеля предусматривала установление в России респуб ликанского правления, распространение демократических прав и свобод на все национальные окраины, предоставление независи мости Польше. Проект государственного устройства Н. М. Му равьева объявлял Россию федерацией из 15 " держав", каждая из которых имела свою столицу и самостоятельное управление. Как известно, всем этим проектам не суждено было воплотить ся в политическую практику.

В годы реформ 60-70 годов XIX в. неоднократно вставал вопрос о привлечении выборных представителей народа к управлению государством. В феврале 1862 г. тверское дворянст во в адресе на имя Александра I видело единственное средство для успешного завершения реформ в созыве " выборных от всей земли русской". В январе 1865 г. московское дворянство обра тилось к императору с адресом, в котором говорилось: " Довер шите, государь, основанное вами государственное здание со званием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству". Александр II был недоволен адресом, но не стал прибегать к репрессиям. В частной же беседе с одним из московских дворян он сказал, что охотнo дал бы " какую угодно конституцию, если бы не боялся,

что Россия на другой день после этого распадется на куски". Известный государственный деятель второй половины XIX в. П. А. Валуев призвал Александра II включить в законотворческий

- 163 -


 


1905 вошло в состав самостоятельного Главного управления землеустройства и земледелия), Управление по делам о ской повинности, Главное управление по делам местного хозяйства. Наибольший интерес представляет Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (1810-1817, 1824-1832) а с 1832 по 1917 г. Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Это учреждение готовило для императора предло жения об определении епископов и духовных лиц иных званий католического и униатского исповеданий, самостоятельно назначало начальников семинарий и директоров католических консисторий, рассматривало вопросы о разрешении браков лицам протестантского вероисповедания при близких степенях родства, выдавало разрешение евреям принимать одно из терпимых в России христианских вероисповеданий, разрешало переходить из одного христианского (кроме православия) в дру гое вероисповедание, ведало всеми делами, касавшимися маго метанства и т. п.

Как уже сказано выше, ряд территорий на окраинах Рос сийской империи находилась в ведении военного ведомства. В 1866 г. в составе Главного штаба Военного министерства для военно-административного управления территориями Кавказа было образовано Азиатское отделение (в 1867-1903 и 1910-1918 гг. — Азиатская часть, в 1903-1910 гг. Азиатский отдел). В функции этого структурного подразделения входило управление военными округами азиатской части России, устройство здесь укреплений и путей сообщения, охрана границ России в Азии, организация военно-народного управления на Кавказе, в Казахстане и Сред ней Азии, сбор сведений о военном и политическом положении сопредельных с Россией азиатских государств и т. п.

Близкие задачи решал Департамент таможенных сборов (1864-1917) и Отдельный корпус пограничной стражи, находив шиеся в ведении Министерства финансов. Прямое отношение к рассматриваемым в книге вопросам имел Азиатский департамент Министерства иностранных дел, ведавший управлением народами пограничных районов Кавказа, Казахстана и Астраханской губернии до середины XIX века.

Следует отметить, что на ключевые административные должности в национальных окраинах назначались, как прави ло, способные чиновники, знавшие местный язык, традиции и обычаи, служившие здесь ранее. Часто это были перешедшие на русскую службу представители народов, вошедших в состав


-162-


процесс представителей земских учреждений и даже образовать при Государственном совете Съезд государственных гласных Пойти на замещение 50 процентов Государственного совета выборными представителями от губернских земств предложил военный министр Д.А. Милютин.

В марте и апреле 1881 г. Валуев, Милютин, а также ми-нистр финансов А.А. Абаза и министр внутренних дел М.Т. Ло-рис-Меликов доказывали только что вступившему на престол Александру III необходимость привлечения общественных пред. ставителей к предварительной разработке реформ, к законо­творчеству. Александр III решил достичь стабилизации страны не путем политических реформ, а мощным экономическим подъемом, быстрым развитием стратегически важных отраслей промышленности. Однако за успехи политики индустриализа­ции пришлось расплачиваться политическим кризисом начала XX в. его сыну Николаю II. В 1904 г. министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский вновь заговорил об участии выбор­ных представителей народа в законодательстве. В январе 1905 г министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермо­лов прямо заявил императору, что успокоить общественность может только созыв выборной земской Думы. Власть, как обычно, медлила. Наконец, в условиях нараставшей революци­онной волны Николай II был вынужден пойти на уступку - созвать полностью выборную Государственную думу и распро­странить выборность на 50 процентов Государственного совета, передав этим учреждениям функции законодательных органов.

Представители реформаторской части российской полити­ческой и интеллектуальной элиты, ища пути выхода из про­грессирующих кризисных тенденций, чреватых, в перспективе по их мнению, победой социалистических и революционных идей, обращали внимание и на состояние национальных про­блем. Так, известный финансист, председатель Комитета мини­стров Н. X. Бунге составил политическое завещание, известное как " Загробные заметки", в которых, наряду с постановкой со­циально-экономических и нравственно-образовательных про блем, призывал верховную власть (как русскую государственную власть), проводя свою политику, учитывать бытовые интересы " инородцев и окраин", их языковые и религиозные запросы, сосредотачивая в то же время усилия на распространении рус ской культуры на национальных окраинах278.

-164-


В начале XX в. вопрос о будущем государственном устрой­стве широко обсуждался в различных слоях общества, нашел свое отражение в программах различных политических партий.

Известная дворянская организация " Русское собрание" бы­ла идейной предшественницей всех помещичьих монархиче­ских партий в России. После первой русской революции она, не став политической партией, оставалась своеобразным идей­ным центром консолидации монархистов. Программа " Русско­го собрания" была выдержана в духе официальной народности. Россия объявлялась единой и неделимой. Выделение нацио­нальных автономий категорически воспрещалось. Националь­ные вопросы предполагалось решать исходя из степени готов­ности каждой " народности служить России и Русскому народу в достижении общегосударственных задач". Отдельный пункт программы был посвящен еврейской проблеме. Подчеркива­лась враждебность " еврейства христианству и нееврейским на­циональностям" и его стремление " к всемирному господству". Поэтому в решении еврейского вопроса рекомендовалось руко­водствоваться особыми законами.

Массовой монархической партией стал Союз русского на­рода. Основополагающими идеями Союза были незыблемость царской власти, особая роль православия в государстве и част­ной жизни граждан, единство и неделимость империи, специ­фичность российского пути развития.

В своей программе Союз признавал существующий в стра­не " чиновничий строй" виновным в присвоении части прав, " составляющих исконную неотъемлемую принадлежность Са­модержавной Власти", в тяжелых бедствиях, постигших Отече­ство и видел выход из создавшегося положения " не проведени­ем в основные наши законы и жизнь ограничительных начал Царского Самодержавия в виде каких бы то ни было конститу­ций, или парламентских и учредительных собраний, а лишь пу-тем восстановления исконной русской православной земско-государственной соборности" 279. Союз подчеркивал в своей программе преимущества русской народности как собиратель-ности земли Русской и устроительницы Русского государства и считал, что только ей " принадлежит право государственного строения и управления", что выражалось в исключительном праве русских на участие в Земском соборе или Государственной думе, государственной службе, участие в качестве присяжных заседателей и сословных представителей в судебных учре-

-165-

 

ждениях и т.п. Союз провозглашал неделимость и целостность Российской империи " в ее теперешних границах". Утвержда лось, что " управление окраинами, чуждое стеснений местной жизни, должно ставить на первое место общегосударственные пользы и выгоды и поддержку законных прав русских людей" Вместе с тем Союз провозглашал, что " не только не желает на-рушать самобытность населяющих Российскую Империю не-русских народностей и оставляет им вполне неприкосновенны­ми их веру, язык, быт, благосостояние и землю, но признает особую общественность для народностей, живущих на окраи­нах и имеющих там свою коренную и определенную племен­ную оседлость" 280. Особенно подчеркивалось, что Союз считает " равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзья­ми и сородичами" те нерусские народности, которые прожива­ли на территории коренной России, живущих извечно среди русского народа. Любопытно, что среди иноверцев Сок» выра­жал " свое благорасположение содержащим Магометов за­кон" 281. В отношении еврейского населения Союз разделял программные положения " Русского собрания". В одном из со­кращенных вариантов программы Союза русского народа про­водилась мысль о том, что неуклонное поддержание величия России и преимущественных прав русской народности необхо­димо, " дабы множество инородцев, живущих в нашем отечест­ве, считали за честь и за благо принадлежать к составу Россий­ской империи и не тяготились бы своею зависимостью" 282.

Русский народный союз имени Михаила Архангела (РНС) возник в марте 1908 г. в результате раскола Союза русского на­рода. РНС в своей программе также подчеркивал, что благо Ро­дины зависит от сохранения в чистоте православной веры, идей самодержавия и самобытного пути развития, критиковал­ся " сонм чиновников", способствовавших отдалению царя от народа. Союз не признавал различий " между великороссами, белоруссами, малороссами и червоноруссами", отмечалось в то же время, что Государственная дума должна быть носительни­цею чисто русских идеалов, а сила Родины состоит в недели­мой целостности Государства Российского и братской под держке " русскими всех сословий и состояний друг друга везде и всюду, как в духовном, так и в материальном отношениях" 283

На практике эти партии стояли на позициях праворади кального экстремизма, занимали непримиримую позицию даже в отношении весьма умеренных реформ П.А.Столыпина,

- 166-


находились в постоянном конфликте с октябристами и т.д. Их «ранжированный" подход по отношению к различным народам только провоцировал сепаратизм на национальных окраинах.

Для знакомства с интеллектуальной атмосферой начала ХХвека полезно ознакомиться с взглядами на государственное устройство и национальные отношения еще двух ярких пред­ставителей правого лагеря, не входивших в указанные выше монархические организации. Прежде всего это бывший актив­ный деятель " Земли и воли", член Исполкома " Народной воли", редактор народовольческих изданий, а позднее видный теоре­тик монархической государственности, издатель и редактор " Московских ведомостей" Л.А. Тихомиров и крупный писатель-публицист, общественный деятель, редактор ряда газет и жур­налов и одновременно сельский предприниматель, экономист С.Ф. Шарапов.

Л.А. Тихомиров признавал, что " существование племенных особенностей не только не вредит единству государства, а даже служит полезным источником разнообразия национального и государственного творчества" 284. Однако для сохранения цело­стности и развития страны необходимо духовное единство, дос­тигаемое " общностью культурных основ" и это всегда должны иметь в виду политики, заботящиеся о единении составных частей империи.

Далее Тихомиров подчеркивает важность сохранения силы того народа, который вынес на своих плечах основную тяжесть создания государства, ибо " никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы — нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основ­ного племени" 285.

Тихомиров подчеркивает важность единого государствен­ного языка, но при этом нельзя забывать и о развитии местных языков, которые, передавая единому языку межнационального общения отдельные слова, и даже формы, придает ему большее богатство и гибкость и делает тем самым его еще более силь­ным орудием культуры, общей для всего государства.

Важнейшим средством государственного объединения Ти-

хомиров называл науку. " Наука, изыскание истины и облада-

ние ею, — подчеркивал Тихомиров, — столь же общечеловечна, как вера, и может быть общим делом совершенно различных народностей" 286.

-167-

 

 

ным строем исторически сложившегося унитарного характера". Партия заявляла о решительном противодействии тем, кто пря мо или косвенно будет стремиться расчленить империю и за менить ее " государством союзным или союзом государств" и отрицала тем самым идеи федерализма в применении к русскому государственному строю. " Союз 17 октября" при этом считал неизбежным широкое развитие самоуправления на всем пространстве империи, включая признание " за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал