Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 6 страница
Правительство не взяло на себя выплату выкупных ссуд помещикам и поэтому не ввело и обязательного выкупа надельных земель, предоставив его добровольному соглашению крестьян с бывшими владельцами. В результате, получив личную свободу, крестьяне продолжали отбывать денежные и натуральные повинности за землю. За время, прошедшее после освобождения, наделы крестьян уменьшились, а повинности увеличились134. В еще более тяжелом положении оказалась категория наследственных крепостных арендаторов (хизан), которые после освобождения остались арендаторами, причем с удорожанием земли. Помещики старались превратить наследст венную аренду в срочную и согнать хизан с их участков. Значи тельную часть хизан составляли осетины, переселившиеся с гор в ущелья цхинвальского участка135. Сохранение зависимых от ношений делало аграрный вопрос в Закавказье особенно ост рым и было причиной массовых крестьянских выступлений в 1902-1907 гг. Поэтому еще в самом начале 1907 г. Воронцов-Дашков предлагал Николаю срочно, до начала работы II Думы. издать указ о прекращении зависимых отношений, " чтобы население Кавказа знало, что оно за полученное благо обязано только монарху, а не своим представителям". Наместник полагал, что - 104- средство" для воздействия русского мировоззрения на мусульман- Царский сановник не был против привлечения горцев к отбыванию воинской повинности143. Спустя несколько лет такие воинские части были созданы и некоторое время были одними из наиболее боеспособных кавалерийских частей в русской армии. Нет никаких серьезных оснований, отмечал в отчете Воронцов-Дашков, отказываться от приема на государственную службу местных уроженцев144. Нет необходимости, настаивал он, и затягивать далее введение в крае земского самоуправления. К тому же " сомнения в их способностях справиться с земским делом больно задевают их национальные чувства" 145. Наместник подчеркивал, что на момент введения земств в Вятской и Пермской губерниях их население едва ли было многим более культурным, нежели Кавказ в 1913 году. Воронцов-Дашков призывал к осторожности в деле русской колонизации, ибо остающиеся запасы пустующих земель нужны для будущего местного населения и опасно столкнуть его с русским колонистами146. Игнорирование центральной властью многих из этих пожеланий мудрого администратора отрицательно сказывалось как до, так и после революции 1917 года. Накануне первой мировой войны Кавказский край состоял из двух частей: Северного Кавказа и Закавказья. Северный Кавказ в административном отношении был разделен на Терскую и Кубанскую области, а Закавказье на 6 губерний, 3 области и 2 округа147. Губернии делились на уезды, а области на отделы и округа148. Назначаемый императором наместник имел достаточно широкие полномочия. Он имел право своей властью решать все вопросы, которые не требовали издания новых законов. За исключением чинов государственного контроля, государственного банка и судебного ведомства ему принадлежали все права об определении к службе, перемещении и увольнении чиновников, производстве в чины, награждении, назначении им пенсий и т. п. В чрезвычайных обстоятельствах он мог отменить любое постановление губернских и областных лиц администрации Кавказского края149. В то же время И. И. Воронцов-Дашков во всеподданейших докладах Николаю II высказывался за даль нейшее расширение полномочий наместника: " Я не допускаю возможным управления Кавказом из центра, на основании об- - 107 - своей хозяйственной и бытовой устойчивости могли бы спо Воронцов-Дашков в своих отчетах императору формулиро вал, по существу, целое направление в национальной политике России. Так, он считал, что наместнику нужно дать права министра для оперативного решения местных вопросов. Воронцов-Дашков особенно подчеркивал, что " местные особенности жизни нельзя игнорировать, насильно подгоняя их под обще императорские рамки, но необходимо их использовать, органи зуя в направлении, отвечающим целям единства государст ва" 141. На конкретных примерах он доказывал отсутствие политического сепаратизма среди армянского и грузинского населе ния, полагая, что отдельные вспышки сепаратизма вызваны ис ключительно ошибками русской администрации (например, временным изъятием имущества у Армянской церкви), а также медленным прохождением через законодательные палаты законопроектов, касающихся судьбы жителей Кавказского края. " Армяне и грузины, — отмечает Воронцов-Дашков, — отлично и притом реально понимают, что без России они будут поглощены мусульманами" 142. Он решительно возражал против отстраненности государства в обеспечении религиозных нужд населения, исповедующих негосударственную религию. Наоборот, — писал Воронцов-Дашков, — здесь нужно самое активное вмешательство, и ставил вопрос о подготовке мулл в русской школе, равно как и о расширении в мусульманских районах русских народных школ с целью приобщения населения к русской культуре и правосознанию. При этом подразумевалось, что начальную гра-мотность в этих русских школах учащиеся получат на своем языке. По мнению Воронцова-Дашкова, это было " первейшее - 106 -
князья. Улусы делились на аймаки. Аймак формировался из нескольких хотонов (групп семейств, связанных узами близкого кровного родства). Шертная запись (договор) 1677 года внесла новые элементы в положение Калмыкии. Было указано, что она вступает в " совершенное повиновение Российской Державе". Россия вводила контроль за внешнеполитическими связями Калмыкии. Обо всех послах, прибывающих в Калмыкию, местная администрация была обязана немедленно сообщить российскому государю. В 1710 г. был подписан договор " О подданстве хана Аюки со всеми тайшами и с людьми его Российскому государю" в котором российская сторона признавала заслуги калмыков в за щите южных границ и русского населения, верную службу Аюки российскому государству. Постепенно в Калмыцком ханстве складывается аппарат управления, система должностных лиц. Важным элементом политической системы становится ламаистская церковь (хурул) во главе с хамбо-ламой (главный лама), который назначался из Тибета. С 30-х годов XVIII в. правителю Калмыкии ханский титул присваивался российским императором, что окончательно поставило ханство в полную зависимость от России. Астраханские губернаторы и представители российского императора при ханах активно вмешивались во внутренние дела ханства и фактически в их руках были все нити управления. Россия назначала наместника, перевела владельцев улусов на государственное жалование, т. е. превратила в чиновников, формировала высший судебный и исполнительный орган — Зарго. В январе 1771 г. последний хан Калмыкии Убаши увел большинство населения в Китай. После того, как стало ясно, что они уже не вернутся, Екатерина II издала указ об упраздне нии Калмыкского ханства и высших должностных званий — хан, наместник хана. Сама Калмыкия стала частью Астрахан ской губернии и в административном отношении подчинялась ее губернатору. Улусы, как самостоятельные отдельные владения были приравнены к уездам. Для надзора за порядком в Улусах губернатором назначались приставы, наделенные и административной властью. Общее управление калмыцкими делами возлагалось на специальную структурную часть канцелярии астраханского гу-бернатора — Экспедицию, при которой в 1722 г. был образован - 109- щих формул, без напряженного внимания к нуждам и потреб ностям местного населения, разнообразного по вероисповеда ниям, религиозным воззрениям, по племенному составу и по литическому прошлому" 150. Он считал наместничество лучшей в данный момент формой организации управления. При наместнике находился совещательный орган — Совет, состоявший из двух специально назначенных императором лиц, представителей ряда министерств, старшего председателя Тифлисской судебной палаты и директора канцелярии наместника. Как войсковой наказной атаман, он командовал казачьими войсками и управлял городами и гражданским населением Кубанской и Терской областей, как главнокомандующий войсками — горскими народами151. Администрацию области возглавлял начальник (он же наказной атаман соответствующего казачьего войска). Атаманам отделов были присвоены все права и обязанности, которые в губерниях принадлежали должностным лицам уездных полицейских управлений152. Следует признать, что в начале XX в. царской администрации удалось удержать вечно бурлящий Кавказ от массовых антиправительственных выступлений и существенно замедлить рост национального движения. * * * В течение всего XVII века продолжалось активное заселение русскими Поволжья. Здесь образовались обширные монастырские владения. Царская администрация щедро наделяла землей служилых людей, подчас набранных из местных татарских, мордовских и марийских мурз и князей. Основная масса местного населения не попала в частное владение, а платила государству ясак в денежной и в натуральной форме. Фактически положение удмуртов, башкир и других народов как по характеру землевладения, так и по государственным повинностям приближалось к черносошному крестьянству русского Севера. Постепенно формировались специфические формы управления различными народами. Рассмотрим их на примере Калмыкии153. Во главе феодального Калмыкского ханства в середине XVII века стоял тайша, который этот титул получал по наследству и владел всеми улусами, людьми, скотом, кочевьем. Он выполнял функции военачальника и высшего судьи. В вассальной зависимости от тайши находились правители улусов - 108- самостоятельной, т. е. не входила в состав других административно-территориальных единиц, хотя астраханский губернатор остался представителей МВД в Калмыкии. Реальная власть сосредотачивалась в руках Главного попе чителя калмыцкого народа, при котором образовывался колле гиальный орган — Совет управления калмыцким народом. Су дебную систему возглавлял Суд Зарго. Управление по делам ре лигии сосредотачивалось в Ламаиском духовном правлении. Император по представлению МВД назначал Главного попечителя, а по представлению Министерства юстиции — председателя Суда Зарго. При этом обязательно учитывалось мнение астраханского военного губернатора. Совет управления как и Суд Зарго становились выборными органами. Избирались также и члены Ламаиского духовного правления. Однако все члены указанных коллегиальных органов приступали к работе только после их утверждения астраханским военным губернатором. Калмыкия делилась в административно-территориальном отношении на 7 улусов (Багацохуровский, Эркетеневский, Хошо-утовский, Малодербетовский, Большедербетовский, Яндыков-ский, Харахусовский), затем на аймаки и хотоны. Улусы подразделялись на владельческие и казенные. Аймаками управляли зайсанги, а хотонами — старшины, которые избирались из благонадежных калмыков. Новое положение об управлении калмыками Николай I утвердил 23 апреля 1847 г. Оно уточнило систему местных органов управления и суда. Соответственно в улусе — улусное управление и улусный зарго; в аймаке — родовой зайсанг (если его не было, то аймачный старшина); в хотонах — хотонный староста. Впервые в Калмыкии формировались улусные и аймачные органы местного самоуправления — сходы. Вместо Совета управления калмыцким народом создава лось Отделение по делам калмыцкого народа при Астраханской палате государственных имуществ во главе с его управляющим (он же Главный попечитель калмыцкого народа). По новому закону управление делами религии основывалось на принципе единоначалия и сосредотачивалось в руках высшего духовного лица — ламы. Лама избирался на съезде бакшей и утверждался в этом звании высочайшим указом им-ператора. В качестве основной религии утверждался ламаизм. Одновременно декларировалась свобода вероисповедания. Устанавливались льготы для тех, кто примет православие. Нойо- - 111-
Зарго (суд) в составе трех человек. На практике Зарго в своей работе самостоятельностью не обладал и его решения приобре тали силу официального документа лишь после утверждения губернатором. Поэтому Екатерина II упразднила Зарго уже в 1786 году. Его судебные функции были переданы астраханским уездным судам. Павел I восстановил Калмыкию в качестве субъекта России с правами губернии и с местным самоуправлением. Император назначал наместника, при котором действовал общесословный суд — Зарго (одновременно и как наместническое правление). В 1801 г. по именному указу Александра I данному Коллегии иностранных дел, в штат управления Калмыкии вводились должности Главного пристава " при всем калмыцком народе" и его помощников — частных приставов по улусам. Основная задача приставов состояла в охране порядка и участии в судебных разбирательствах. Фактически же Главный пристав вел постоянный надзор за наместником и членами Зарго. 10 марта 1825 г. Александр I высочайшим указом утвердил " Правила управления калмыцкого народа", согласно которым Калмыкия приравнивалась к области с четырехзвенной систе мой управления (главное, областное, окружное, улусное). Об ласть была подчинена министру внутренних дел. В компетен ции МВД было решение наиболее важных вопросов Калмыц кой области: установление или реорганизация управления, раздел улусов и разрешение споров между владельцами, финансирование расходов на содержание аппарата управления, назначение Главного пристава по представлению Главноуправляющего Кавказским краем. Областным коллегиальным органом управления была Комиссия калмыцких дел во главе с астраханским губернатором. В состав Комиссии входил вице-губернатор, Главный пристав, губернский прокурор, представитель от владельцев улусов, представитель от калмыцкого духовенства. Комиссия была также кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на решения суда (Зарго), а также по управлению аймаками, по разделу владений и т. п. Зарго выступал апелляционной инстанцией по отношению к улусным судам. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с древними законами калмыков. 24 ноября 1834 г. Николай I утвердил принятое ранее Государственным советом " Положение об управлении калмыцким народом". Отныне Калмыцкая область становилась полностью - 11О- * * Наиболее серьезные изменения претерпела граница России в Средней Азии. Установление контроля над этим регионом давало России крупные стратегические преимущества, ибо позволяло контролировать перекресток путей в Индию и Китай, однако требовало немалых материальных затрат и военных усилий. К тому же захват этих территорий неминуемо привел бы к конфликту с Великобританией. В связи с притоком русских поселенцев на юг Сибири Петр I поставил задачу организовать их защиту от соседних с ним среднеазиатских ханств. На границах казахстанских степей выросли крепости (Омская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, Оренбургская, Орская и др.). Вместе с тем постепенно активизировались контакты русского и казахского населения. На территории Казахстана существовали три феодальных ханства: Старший, Средний и Младший Жуз. В 1730 г. хан Млад- шего Жуза Абулхаир направил письмо императрице Анне Иоан-новне с согласием вступить в подданство России. Абулхаир хо тел тем самым обезопасить свои владения от набегов войск монгольского Джунгарского ханства и урегулировать взаимоотношения с яицкими казаками, а также с соседними народами, уже находившимися в подданстве России154. Анна Иоанновна дала положительный ответ, оговорив условие, что казахи по приказам российских властей должны будут нести военную службу, а также обеспечат безопасность торговых путей через казахские степи. В 1740-1742 гг. большинство родов Среднего Жуза приняло подданство России. Ханы и султаны Старшего Жуза добровольно перешли в российское подданство почти сто лет спустя, в 1845-1846 гг. Этому способствовала разумная политика Министерства иностранных дел, местных администраторов, растущие экономические связи, давняя ориентация на Россию отдельных ханов, стремление обезопасить себя от среднеазиатских государств. И все же до второй половины XIX в. среднеазиатская политика России была очень осторожна. Взаимоотношения России со среднеазиатскими ханствами Имели полуторовековую историю. До конца XVIII века это были преимущественно экономические связи. Например, товарооборот между Россией и Бухарой за последнюю четверть XVIII века увеличился в 8 раз. В 1796 г. эмир Бухары Шахмурад обратился впервые за во-енной поддержкой в борьбе с иранскими властями. В грамоте
- 113- ны, зайсанги, принявшие православие, сохраняли все приви легии, имущество и владения. Калмыкам, принявшим право славие отводились места для свободного поселения на казен ных землях. Помимо этого Положение освобождало калмыков, переходивших в казенное войско, на пять лет от исправления повинностей, отправляемых казаками. В улусных сходах имели право принимать участие зайсанги, старшины, старосты и простолюдины (один от 20 кибиток), достигшие возраста более 25 лет, имевшие собственность и положительную репутацию, не судимые и не состоящие под следствием; соответственно в аймачных сходах участвовали зайсан ги, старшины, старосты, а равно и простолюдины (один от 5 кибиток). Сходы созывались Главным попечителем и проходи ли под его председательством. Принятые сходами решения оформлялись в виде общественных приговоров. На улусных сходах избирался ряд должностных лиц (например, заседатели в улусный зарго), распределялись натуральные повинности. На аймачных сходах избирались старшина аймака, хотонные старосты, обсуждалось выполнение натуральных повинностей, назначались опекуны над сиротами и т. п. В соответствии с административной реформой 1910 г. аймаки и хотоны были укрупнены и приравнены к русским селам и волостям. В Положении указывалось, что " земли, отведенные калмыкам от казны, считаются состоящими у них на правах общего пользования". Законодатель разрешил на отведенных им землях строить дома, фабрики, разводить леса, сады, огороды, заниматься хлебопашеством. у Отмена крепостных отношений в Калмыкии была проведена лишь в начале 90-х годов XIX века. 16 марта 1892 г. император утвердил принятый Государственным советом закон " Об отмене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа". Калмыки-простолюдины освобождались от феодальной зависимости, им были предоставлены все личностные права. Таким образом, калмыки, осев на отведенной территории, сформировались в единую народность и создали свою национальную государственность. Добровольное вхождение их в со став России носило мирный и взаимно полезный характер, что подтверждается отсутствием каких-либо крупных антиправитель ственных выступлений как в XIX в., так и в начале XX века. - 112- скими на реке Алма-Ата было заложено укрепление Верное. В 1864 г. русский отряд под командованием честолюбивого, склонного к авантюризму полковника М. Г. Черняева совершил неудачный поход на Ташкент под предлогом сообщений о притеснении в городе русских купцов. Между тем в Петербурге усилились сомнения по поводу дальнейшего продвижения на юг. Руководство Военного министерства (Д. А. Милютин) и Министерства иностранных дел (А. М. Горчаков) склонялись к закреплению России на достигнутых к середине XIX в. рубежах. В ноябре 1864 г. Александр II утвердил подготовленный в этих ведомствах план, в котором говорилось: " Дальнейшее распространение наших владений в Средней Азии не согласно с интересами России и ведет только к раздроблению и ослаблению ее сил. Нам необходимо установить на вновь приобретенном пространстве земли прочную, неподвижную границу и придать оной значение настоящего государственного рубежа" 157. В начале 1865 г. в МВД была составлена инструкция местным властям в азиатской части России, в которой однозначно говорилось о нежелательности " включения Ташкента в пределы империи". А министр иностранных дел А. М. Горчаков в своем послании местной администрации призвал " к благоразумной умеренности". События же в Средней Азии развивались отнюдь не по
на имя Екатерины II он писал: Ага-Мухоммед-хан (иранский шах. — Авт.) после учиненного им на христиан нападения, завладев богатствами и сокровищами тифлисскими, завоевал Хорасан и, получив в добычу сокровища и богатства шаха На дира, приобрел через то себе такую силу, что я, маломощный не в состоянии ему противостоять и с ним сразиться..., прощу заступить мне место матери, а меня принять сыном вашим и мне прислать по крайней мере десять тысяч человек войск, пушек с надлежащим количеством ядер и пороху155. Ответ после довал в мае 1797 г. Просьба Шахмурада была отклонена новым императором Павлом I, для которого восточная политика отошла в то время на второй план. В 1818 г. султан Суюк Аблайханов из рода Жалаир обра- тился к российскому императору с просьбой о вхождении в со став России. Согласие было дано. Султан был принят на рос- сийскую службу чиновником 8 ранга " Табели о рангах". Население приведено к присяге. В 1846 г. Николай I принял султана " Западной части Киргизской Орды" Баймухаммеда Айчувакова. Султану была оказана теплая встреча, выданы награды. Император заверил султана в готовности России поддерживать казахов при условии защиты ими купеческих караванов, идущих степью в среднеазиатские ханства. В том же году султаны, бии и старшины Большой орды, родов Дулатов, Адбан, Суан, Чапрашты и Жалайры при сягнули на верность России. Присоединение к России присыр-дарьинских казахов стало крупнейшим шагом к воссоединению всех казахских земель и вхождению их в состав России156. В середине XIX в. в Средней Азии существовало три независимых политических образований: Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. Они находились в непрестанной вражде между собой, не имели стабильной центральной власти, что приводило к тому, что торговые караваны постоянно под вергались разграблению, русские купцы были вынуждены пла тить двойную пошлину. В этих районах сохранялось такое по зорное явление, как работорговля. Формально поводом для продвижения на юг стали постоянные набеги военных отрядов Кокандского ханства на рус ские поселения в Южном Казахстане, в низовьях Сыр-Дарьи и на побережье Аральского моря. В 1853 г. отряд оренбургского военного губернатора В. А. Перовского взял штурмом крепость Ак-Мечеть (ныне город Кзыл-Орда). На следующий год рус -114- канда подорвет авторитет императора в глазах населения. Он выехал в Петербург и в личной беседе с Александром II убедил его не отдавать город. Одновременно Кауфман, уже расходясь вомнении со своим окружением, высказался против включения в состав России бухарского эмирата. Он считал, что гораздо " выгоднее владеть Бухарою нравственно, как мы владеем Кокандом, и иметь там вполне преданного нам, но самостоятельного по отношению к прочим соседям владетеля, чем самим управлять этой страной и быть вынужденным содержать там значительное войско для ограждения наших интересов и нашего там управления" 160. В 1873 г. русские войска начали новые военные действия с Хивинским ханством. Местное население в целом оказалось лояльным. Например, Оренбургский отряд шел на Хиву через Каракалпакию, не встретив здесь никакого сопротивления. Более того, отдельные представители местной феодальной верхушки практически перешли на службу России. Окончательного присоединения этого ханства все же не состоялось. Петербург ограничился установлением над ним протектората. Правительственная власть сохранилась за Саид-Мухамед Рахим-Бого дур-Ханом, который по договору от 12 августа 1873 г. признал себя " покорным слугою Императора Всероссийского" и отказался " от всяких непосредственных дружеских сношений с соседними владетелями и ханами и от заключения с ними каких-табо торговых и других договоров без ведома и разрешения высшей русской власти в Средней Азии" 161. Русские купцы полу чили доступ во все города и селения ханства и освобождение от " таможенных и транзитных пошлин и всех других торговых по-зинностей. Все русские подданные получили право приобре тать в ханстве недвижимое имущество, причем налоги на него станавливались не иначе, как по соглашению с русским вла-стями в Средней Азии. 28 сентября 1873 г. был подписан аналогичный договор с Бухарским эмиратом. Русские подданные получили в Бухаре право судоходства, торговли и владения недвижимостью наравне с бухарцами, а также право беспошлинного транзита. 11 июня 1876 г. было издано " Временное положение об управлении вобластях Туркестанского генерал-губернаторства". Главой края стал генерал-губернатор с широкими полномочиями. Туркестанский край включал в себя Сыр-Дарьинскую, Ферганскую, Семиреченскую (с 1866 г. Самаркандскую, так как Семиречен- - 117- Дарьинской областями", и в 1868 г. " Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипа латинской областях", которые действовали без существенных изменений до конца XIX в. 158 В 1868 г. бухарский эмир Музаффар-Эддин объявил о на чале военных действий против России. Его войска вышли к р. Зеравшан. В этот же район подошли русские части под командованием генерала-адъютанта К. П. фон Кауфмана. В круп нейшем городе этого района Самарканде разгорелась борьба между духовенством и феодальной аристократией, поддерживавшими идеи " священной войны" против России, и торгово-ре-месленными кругами города, стоявшими за добровольное присоединение к России. В мае 1868 г. русские войска подошли к городу, ворота которого были открыты. А в следующем месяце Кокандский хан Худояр и бухарский эмир Музаффар-Эдциц признали себя вассалами России. Анализируя характер российского продвижения в Азию, генерал А. Е. Снесарев отмечал стихийность этого процесса. Он не видел существенной разницы между казачьим атаманом Ермаком, начавшим в 1581 г. освоение Сибири для Русского государства и деятельностью Черняева. " Инициатива дела, понимание обстановки, обсуждение и подготовка средств..., словом все, что рождало какой-либо военно-политический план... и проводило в жизнь его — все это находилось в руках среднеазиатских атаманов, какими были Колпаковские, Черняевы Крыжановские, Романовские, Абрамовы, Скобелевы, Ионовы и многие другие — писал генерал. — Петербург всегда расписывался задним числом, смотрел глазами и слушал ушами тех же среднеазиатских атаманов". Относительно легким победам царских войск в Средней Азии способствовало отношение к России широких народных масс, в течение столетий подвергавшихся жесточайшей эксплуатации и вынужденных постоянно опасаться за свою жизнь из-за непрекращавшихся войн. Поэтому очень часто местное население оказывало прямую под держку русским войскам159. Петербург же постоянно проявлял осторожность. Так Александр II через военного министра передал, туркестанскому генерал-губернатору К. П. фон Кауфману свое требование: " Са марканд с... территорией, завоеванной в прошлом году, не удерживать за нами, а при первой возможности возвратить владения эмира" Кауфман же считал, что возвращение -116- екая в 1882 г. отошла к степному генерал-губернаторству) об ласти. Они делились на уезды во главе с уездными начальниками, а уезды на участки с участковыми приставами. В Ташкенте (центре края) существовало два полицейских управления (для русских и для местного населения), оба они подчинялись начальнику города.
|