Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 5 страница. В правящих кругах России не было единого подхода к политике в отношении местного населения
В правящих кругах России не было единого подхода к политике в отношении местного населения. Главнокомандующий Кавказской армией князь А. И. Барятинский писал в начале 60-х годов: " Единственным средством прочного утверждения нашего в Закубанском крае признано водворение казаков на передовых линиях, чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни. Нет причины щадить те племена, которые остаются враждебными, государственная необходимость требует отнятия у них земель" 104. Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч западных черкесов. Впрочем, справедливости ради следует подчеркнуть, что на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне из российской глубинки, но и покидавшие Турцию из-за этнических преследований греки и армяне. Иную позицию в отношении горцев отстаивал видный государственный деятель России периода либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. Д. А. Милютин. Он рекомендовал проводить на Кавказе более гибкую политику. " Чтоб горцы терпеливо несли иго русского владычества, одно необходимое условие то, чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев и образа жизни... Мы должны всеми силами стараться согласовать наше владычество с интересами самих горцев как материальными, так и нравственными" 105. Сегодня трудно понять и объяснить позицию самодержавия на Кавказе без характеристики его политики в отношении мусульманской веры. По мере присоединения к России восточных и юго-восточных земель мусульманское население страны стало столь значительным, что отталкивать его гонением в отношении веры было недопустимым. Первоначальная тенденция к большей или меньшей аккультурации в форме обращения в православие мусульман, составлявших до второй половины XVIII в. основное национально-конфессиональное меньшинство России, при Екатерине II была сменена политикой веротерпимости. Речь шла о буквальном понимании этого термина — власть соглашалась терпеть в государстве неправославное население, регламентируя его права, но сохраняя за православной церковью значение первенствующей. Уже на обсуждение Комиссии по составлению нового Уложения Екатерина II выне- 92- четское духовенство (муллы) совершали богослужения, заведовали мечетями и школами при них, вели метрические книги. В духовенство принимались только российские подданные, выдержавшие испытание в порядке, указанном наместником. Во обще вся мусульманская духовная иерархия Кавказа находилась под контролем администрации109. Создание института губернских казиев и меджлисов при них имело целью не допустить чрезмерной централизации дел в суннитском и шиитском духовных управлениях, как это, по мнению власти, случилось в Оренбургском муфтиате. Высшему и среднему духовенству Закавказья от правительства было назначено казенное содержание. Урегулировав правовое положение закавказского духовенства, правительство затянуло с этим по отношению к бывшим высшим сословиям не только горских народов, где только закончилась Кавказская война (на этом основании на северном Кавказе не было создано и духовного управления), но и в Закавказье. На решении этого вопроса повлияла возобладавшая в российских правящих кругах точка зрения, будто в мусульманских странах собственником земли является государство, а все остальные — лишь пользователи ее. Согласно этой концепции высшие сословия бывших закавказских ханств только управляли государственными землями, получая за это в свою пользу часть оброка. Хотя еще в 1843 г. Николай I объявил о признании за кавказскими мусульманами прав высших сословий в России, а в 1846 г. земли этих сословий были признаны потомственной собственностью, зависимые от помещиков крестьяне считались все же государственными поселянами. Нечеткость земельных прав, сложность определения статуса различных категорий высших сословий привели к тому, что они, в отличии от грузинских тавад и азнау-ров, так и не были приравнены к российскому дворянству, права которого каждый отдельный мусульманин мог получить по службе или по высочайшему соизволению. Еще одним шагом в завоевании авторитета на Кавказе стало введение особого суда, составленного из выборных представителей горских народов, решающих дела " в духе народных воззрений" 110. В этом же направлении следует рассматривать все действия царской администрации в отношении племенного лидера горцев Северного Кавказа знаменитого имама Шамиля. Имам был перевезен в столицу Российской империи, где принят с большими почестями. Его ознакомили с достопримеча- -95- С присоединением мусульманских провинций Кавказ русское правительство предоставило мусульманскому духовен ству судебные права в гражданских делах, основанные на Кора не. " Такое влиятельное место, предоставленное духовенству возлагало на правительство обязанность дать оному такое ycт ройство, которое обеспечило бы как правильную организацию и отношения между собой разных степеней мусульманской ду ховной иерархии, так и нравственную состоятельность и благо надежность каждого из его членов". Между тем среди духовенст ва находились люди, которые поддерживали дух неповиновения Уже со времен генерала А. П. Ермолова, командира Кавказского корпуса и главнокомандующего в Грузии власти составляли различные проекты устройства мусульманского духовенства на Кавказе. Его реорганизация должна была: - обеспечить за правительством средства надзора и кон- - противодействовать укреплению корпоративного духа в - воспрепятствовать проникновению духовных лиц из - ограничить по возможности круг влияния духовенства в - поставить влиятельную часть духовенства в непосредст- - создать, насколько возможно, надзор за духовными учи - выяснить духовное имущество, которое используется на Стремясь разорвать связи закавказских мусульман с Персией и Турцией, русская администрация ввела в 1886 г. отдельно для суннитов и шиитов " правильную мусульманскую иерархию" 108. Высшее духовенство составили шейх-уль-ислам, члены Духовного Правления, члены меджлисов и казии. Духовное правление во главе с шейх-уль-исламом располагалось в Тиф- лисе, в губерниях, где было много шиитов, создавались ме джлисы под председательством местного казия. Казии надзирали за мечетским духовенством и вели разбор брачных дел. Ме- - 94 - такогo расширения прав церкви, видя в нем угрозу создания " государства в государстве" и превращения Эчмиадзина в центр " не для действий наших на армян заграничных, но для дейст-вий сих последних на наших подданных" 114. В 1865 г. министр внутренних дел П. А. Валуев дезавуировал своих подчиненных и тоже заговорил о неосторожности шагов, которые способствовали бы поддержанию " стремлений как заграничных, так отчасти и наших армян к восстановлению своей национальной автономии" 115. На этом повороте несомненно сказалось польское восстание. Национальное движение турецких армян не могло не воздействовать и на армян в России. В 1864 г. в Баку было создано Армянское человеколюбивое общество во имя св. Григория, занимавшееся и созданием школ. В конце 60-х гг. католикос Геворк положил начало открытию церковно-приходских школ на средства и в помещениях не только церкви, но и светских лиц. Программы этих школ постепенно стали расширяться за счет светских предметов. Армяно-грегорианские семинарии стали приближаться по характеру преподавани к гимназиям. При этом в семинариях, даже по признанию противников армянской школы, было хорошо поставлено изучение русского языка. Деятельность армяно-грегорианской церкви по образованию своего народа вызывало резкое недовольство Министерства народного просвещения, тем более, что после инструкции 29 октября 1871 г. только Армяно-грегорианские школы остались вне хотя бы формального подчинения правительственному контролю. С упразднением Кавказского наместничества116 " обрусение туземцев, — как констатировали власти позднее, — было призвано первейшей задачей новой кавказской администрации, а школа лучшим тому орудием". В 1884 г. Особое совещание под председательством министра внутренних дел запретило существование армянских церковно-приходских школ вне церк вей и монастырей и потребовало ввести в них преподавание Русского языка, истории и географии России на русском языке (изъяв из программ историю и географию Армении)117. В связи с отказом армянского духовенства подчиниться, все церковноприходские школы были закрыты и открыты вновь лишь по ходатайству католикоса Макария, русского подданного, утвер жденного Александром III в 1885 г., вопреки мнению большин-ства выборщиков, но продолжившего линию своих предшест-венников.
97-
тельностями Петербурга и пригорода. Он побывал в опере, осмотрел дворцы и промышленные предприятия, посетил Кронштадт. В его честь была устроена иллюминация, которую, по словам современников, устраивали лишь в дни коронации. Местом постоянного жительства Шамиля была определена Калуга, где ему предоставили двухэтажный особняк, в котором разместилось не только его семейство в 22 человека, но и прислуга. Шамилю был передан экипаж. Его годовое содержание за счет казны составляло 15 тыс. рублей (оклад министра). В 1866 году в день своего рождения Шамиль присягнул на верность России111. * * * Крымская война дала начало новому этапу в армянской политике царизма. Стремясь воспрепятствовать разыгрыванию Россией " армянской карты" на Ближнем Востоке, турецкое правительство заигрывало с армянским духовенством, передав ему ряд функций гражданского управления, предоставив армянам свободу печатания книг и преподавания на родном языке, но добиваясь выхода турецких армян из под духовной власти Эчмиадзинского католикоса. Чтобы предотвратить такое развитие событий, по предложению Наместника на Кавказе князя А. Л. Барятинского в 1858 г. турецким армянам впервые было разрешено принять участие в выборах католикоса. Поскольку число голосов зависило от числа существующих епархий, это обеспечило турецко-армянское большинство и католикосом был единогласно избран турецкий подданный Матеос112. Турецкое правительство ответило статутом 1863 г., провозгласившим константинопольского армяно-грегорианского патриарха " главой армянской нации" и создавшим при патриархе общее национальное собрание армян. Фактически речь шла об опре деленной форме национально-культурной автономии. Сложив шаяся ситуация усилила позиции Эчмиадзинских католикосов в их борьбе за расширение своих прав. Кавказские власти отреагировали на это попыткой заставить Матеоса уйти на покой. В бюрократических кругах возникли разногласия, в ходе кото- рых МИД и Департамент духовных дел иностранных исповеда- ний МВД отстаивали линию на удовлетворение пожеланий при пересмотре Положения 1836 г., поскольку иначе Эчмиадзи лишится влияния за пределами страны и престол католиков " возникнет на мусульманской земле к торжеству противников России" 113. Наместничество с самого начала выступало против -96-
Новым фактором в национальной политике в конце XIX в. стала русская крестьянская колонизация окраин. После Кавказской войны и массового исхода горских народов в Турцию (а затем нового переселения абхазов после русско-турецкой войны) черноморское побережье опустело. Стремясь заселить его людьми, способными вести хозяйство в этих условиях, правительство допустило на побережье армян и греков из Турции. Из Грузии началось стихийное переселение мингрелов в Абхазию. В 1896 — 1897 гг. было решено, что впредь следует сосредоточить усилия на создании на побережье " ядра русских людей", которые служили бы проводниками русского влияния на местное население. Эти усилия вылились в раздачу лучших земель в качестве " культурных участков" петербургской высшей бюрократии. Создание крестьянских хозяйств практически не велось. В 1903 г. начальник Переселенческого управления А. В. Кривошеин писал, что на широкую колонизацию побережья рассчитывать и не приходится, ибо русские крестьяне не скоро сумеют достигнуть того уровня, на котором вели хозяйство черкесы122. Закавказье долгое время служило местом ссылки русских сектантов. Лишь 15 апреля 1899 г. было разрешено добровольное переселение крестьян123, затрудненное на практике существовавшими в то время ограничениями выхода крестьян из Европейской России и отсутствием в Закавказье действительно свободных казенных земель, годных для переселенцев. Поэтому в 1896-1897 гг. МВД перевело вопрос в политическую плоскость, подчеркивая важность " с точки зрения общих интересов государства" 124 увеличить в крае коренное русское население, которое одно способно содействовать развитию этой окраины направлении культурного сближения с остальными частями империи". Именно ему следовало отдать " излишние земли", находящиеся в пользовании местных крестьян125. Речь шла прежде всего о зимних пастбищах скотоводов-мусульман, рас сматривавшихся властями как кочевники. При этом Главнона- чальствующий на Кавказе Голицын требовал от своих подчи- ненных выделять участки под переселение " независимо от со ображений о поземельном устройстве туземных закавказских поселян" и не считаться с " вредными традициями кочевого на-ления" 126. Хотя на практике до 1905 г. в Закавказье пересели-лосьь всего несколько тысяч крестьян, власти, по данным реви-зии сенатора А. М. Кузминского, ради их устройства сгоняли
-99-
Особое совещание по армянским делам в 1891 г. констати ровало, что у правительства нет способов " обратить католикоса в послушное орудие наших политических целей" и рекомендо вало предпринимать впредь репрессии против армянских ду ховных лиц, уклоняющихся от исполнения требований прави тельства или вредных для государственного и общественного порядка. В 1895 г. Главноначальствующий на Кавказе С. А. Шереме тев предложил изъять народное образование сельского насел ния из рук армянского духовенства и " не делать вообще никаких уступок патриарху в школьном вопросе" 119, а если это окажется недостаточным — отобрать у армянской церкви недви жимые имущества. Предложения Шереметева были одобрены Николаем II. В 1897 — 1898 гг. принимаются законы о передаче начальных церковно-приходских училищ под контроль Ми нистерства народного просвещения, но духовенство оказало со противление, доказывая, что школы являются церковным иму ществом, выиграв несколько судебных процессов по этому по воду. Тогда новый Главноначальствующий на Кавказе князь Г. С. Голицын предложил провести в жизнь идею передачи церковных имуществ в казну. Несмотря на возражения большин- ства министров, в частности Витте, предсказывавшего, что " осуществление настоящего проекта неизбежно должно бы было глубоко потрясти все армянское население Кавказа и вы звать глухое и упорное массовое недовольство, могущее раньше или позже повести к весьма нежелательным последствиям", Николай II 12 июня 1903 г. утвердил закон120. Проведение закона в жизнь, сопровождавшееся применением вооруженной силы и кровопролитием, вызвало массовое сопротивление армянского народа. Возникшее в 70-е гг. XIX в. движение за автономную Армению в Турции, в 90-е гг. начало распространяться и в Восточной Армении, первоначально используя ее как тыл для действий в Турции, но по мере усиления антиармянской политики властей активизируясь и в Ро сии. В сопротивление конфискации церковных имуществ в Ар мении повсеместно включилось и духовенство, также оказав шееся связанным с дашнакским движением. По позднейшим признаниям охранки, в 1903 — 1905 гг. практически все армяне сочувствовали дашнакам, а внутри их постепенно набирало си лу левое крыло, принявшее в конечном итоге эссеровскую платформу121. -98- местных жителей с давно занимаемых ими земель. Под лозун-гом сохранения " в будущем места для прочного водворения русских людей" 127 Голицын добился принятия указа 29 мая 1898 г., запрещавшего приобретение в Закавказье иностранца-ми земли вне городов, кроме как для устройства заводов и гор нозаводских предприятий (эту оговорку с трудом вырвал Вит те)128, закон 15 апреля 1899 г. разрешал переселение на Кавказ только лицам русского происхождения и православного вероисповедания. Голицын также принял меры для ограничения переселения на Кавказ выходцев из соседних стран. Дело в том, что с начала 90-х гг. " явно обнаружилось со стороны турецкого правительства вполне определенное желание вытеснить из Турции в наши пределы все армянское население, а через это перенести к нам центр тяжести армянского вопроса" По ходатайству Голицына Комитет министров 26 марта 1898 г установил годичный срок возвращения армян-беженцев в Турцию, но турецкое правительство тут же попросило приостановить высылку, ссылаясь на трудности устройства беженцев в места их прежнего жительства. Николай II приказал прекратить высылку армян, а судьба 26 тысяч беженцев, много лет находившихся в неопределенном положении, была поручена Голицыну высочайшим повелением 1 февраля 1901 г. Голицын решил, что их можно оставить там, где они прижились, но запретил им даже и по принятии русского подданства селиться в Кубанской области, Черноморской губернии и приморских районах Кутаисской губернии, так как иначе " пришлось бы оставить мысль о прочном занятии этих окраин русскими переселенцами и о водворении здесь русского землевладения" 129. В 1900 г. Голицын предложил размещать переселенцев на землях, конфискуемых у армянской церкви, считая желательным привлечение русских " в край с сплошным армянским и вообще инородческим населением". Противоречивая политика самодержавия на Кавказе не могла не вызвать недовольства не только крестьян и рабочих, но и представителей имущих слоев населения. Требования нереволюционных кругов Грузии, Армении и Азербайджана были в общем сходны. В петиции кавказских му сульман, представленной в Комитет министров в начале 1905 г., говорилось о необходимости уравнения в правах с остальным населением России, свободе образования и печати на родном языке, введении земского самоуправления, ликвидации остат
ков крепостной зависимости крестьянства, выборности духовенства и возвращении церковных имуществ (вакуфов). Мусульмане также жаловались на то, что в кавказскую ад-министрацию " назначаются лица, совершенно недостойные по своим умственным, образовательным и нравственным качествам к административной деятельности. Это люди, большей частью выгнанные со службы из других ведомств. Чиновники эти по незнанию местного языка, быта и нравов совершенно не удовлетворяют своему назначению и в своей деятельности руководятся не законами государства, а соображениями своего бюрократического начальства". В документе делался вывод о том, что " сейчас кавказские мусульмане — элемент самый бесправный, доведенный существующими узаконениями, а более всего административными усмотрениями бюрократии до положения народа чуть ли не низшей расы, с правами которой обыкновенно не принято считаться" 130. О введении земских органов, ликвидации остатков крепостного права, свободе родного языка, ликвидации ограничений в правах государственной службы на родине, восстановлении афтокефалии грузинской церкви, говорилось в одновременной петиции представителей грузинского народа. Эти же требования, с большим акцентом на церковные дела (в частности — выборность духовенства, возвращение церковных имуществ), но и с развернутой формулировкой общегражданской программы содержались в петициях грузинского духовенства, в том числе в записке съезда 28-31 мая 1905 г. В обстановке крестьянских волнений грузинское духовенство пыталось перехватить лидерство в общенациональном движении. С марта 1905 г. начинает принимать организованные формы движение афтокефа-листов, возглавленное епископами всех четырех грузинских епархий. Ближайшим требованием армянского движения было возвращение имущества армяно-грегорианской церкви. Летом 1906 г. быстро левевший " Дашнакцутюн" на общеармянском съезде, созванном католикосом, выступил уже против духовенства, добиваясь передачи всех дел, касающихся церкви и школы, в ру-ки выборных от населения и раздачи монастырских земель крестьянам. Фактически и в Грузии, и в Армении вопрос о не-зависимости церкви был синонимом борьбы за национально-культурную автономию. Грузинское духовенство возбудило во-прос и о территориальной автономии. Для армянского движе-
имеется приемлемого, и этим обессилить революцию". Первыми шагами Воронцова-Дашкова были получение согласия Николая II на отмену закона 1903 г. о конфискации имущества армянской церкви (причем он торопил с этим актом, чтобы не давать оснований для мнения, " что реформы принимаются лишь под давлением беспорядков")132 и на удаление ненавист- ного грузинам экзарха Алексия. Уже в июне 1905 г. Воронцов-Дашков провел в Тифлисе совещание с участием представителей общественных и сословных учреждений, на котором высказался за введение земства в Закавказье. В сентябре-октябре он выступил против намерения петербургских властей не применять Положение о выборах в Государственную думу на Кавказе до его умиротворения, под-кркнув, что это вызовет лишь недовольство " благоразумных элементов". При этом, однако, он предлагал понизить квартир ный избирательный ценз, чтобы дать право голоса большему числу русских чиновников. В ряде ситуаций Воронцов-Дашков не ограничивался опорой на " благоразумные элементы". Так в ноябре 1905 г. во время очередных армяно-азербайджанских столкновений в Баку он принял предложение рабочих демократов, которые два дня сдерживали столкновения, пока Воронцов-Дашков не подтянул войска. Надеясь этим успокоить развитие событий, он также назначил кутаисским губернатором известного агронома В. А. Старосельского, близкого к социал-демократам, но расчеты, связанные с этим назначением, оказались ошибочными. В то же время Воронцов-Дашков постоянно использовал войска для подавления революционных выступлений и в чисто полицейских целях, протестовал против уменьшения численности войск в Закавказье, добивался увеличения численности полиции и жандармерии. Главной целью и карательных действий, и мер по привлечению умеренных элементов был подрыв влияния партии " Дашнакцутюн", которую Во-ронцов-Дашков считал " опаснее всех других организаций". Подавив революционные выступления, Воронцов-Дашков представил в 1907 г. всеподданейшею записку с программой Управления Кавказским краем, выделив в качестве главных направлений необходимой деятельности прекращение зависимых отношений крестьян, предоставление права собственности всем землевладельцам, реформу местного управления и само-управления, включая создание земских учреждений, развитие начального образования на родном языке, русскую колониза- - 103-
ния территориальная автономия была на этом этапе важнее в Турции, но в случае ее достижения такое же требование было бы выдвинуто и в России. Кроме того национально-культурная автономия была важна для сохранения связи с армянской диаспорой во внутренних губерниях. В Азербайджане сначала сохранялась внешняя лояльность режиму, но с 1906 г. некоторые политические группы стали да же прибегать к тактике террора. Азербайджанское националь ное движение было тесно связано с общемусульманским и, как уже отмечалось, добивалось особого представительного органа всех исламских народов Кавказа. В условиях начинавшейся революции Николай II решил восстановить на Кавказе наместничество и назначил наместником бывшего министра императорского двора и уделов гр. И. И. Воронцова-Дашкова, принадлежащего к числу сторонников гибкой национальной политики. В сложном переплетении национального и общереволюционного движения на Кавказе, Воронцов-Дашков сразу предложил Николаю II политику, которая, подавляя деятельность " крайних элементов и анархистов", делала бы ставку на " массу благомыслящего населения", отделяя " мирных националистов от революционеров-террористов". Граф считал, что " та или другая политика может иметь объектом своим лишь массу благомыслящего населения; что же касается крайних элементов и анархистов, то конечно ни одно правительство в мире не удовлетворит их разрушительным началам, но благожелательное отношение правительства к нуждам и правильным запросам народной массы придаст этой массе громадную силу к самозащите против анархии". В здоровой среде и " вредоносные бациллы безвредны". В основу своей деятельности Воронцов-Дашков положил совсем иные принципы, чем те, которых придерживалась столичная администрация. Для программы " успокоения" Кавказа наместник выдвинул принцип одинаковой близости правительству всех народностей Кавказа, свободу вероисповеданий и покровительство духовной иерархии. " Туземное происхождение само по себе ни в коем случае не может служить препятствием к успешному прохождению государственной и общественной службы", считал он131. Директор канцелярии наместника Н.Л.Петерсон игравший видную роль в кавказской политике, писал о необхо- димости " взять из революционной программы все, что в ней - 102 - " пока на Кавказе такого аграрного движения, как в России, не существует, и крестьянские волнения могут быть умерены, если не совсем предупреждены прекращением обязательных отношений к помещикам. Необходимо сделать это скорее, чтобы вырвать у пропаганды опасный на окраине мотив, что русская власть заботится только о высшем классе инородцев" 136. Однако медлительность бюрократической машины царизма привела к тому, что закон об обязательном выкупе крестьянских повинностей был издан только 20 декабря 1912 г. Сопротивление грузинских помещиков наделению землей хизан вообще, а хизан-осетин в особенности, помешало разрешению этой проблемы. Точно так же не получил законодательного решения вопрос о земельном устройстве горцев Северного Кавказа и крестьян Азербайджана и Армении, живших на землях, которые казна считала своей собственностью. При обсуждении вопроса в Совете Министров представитель наместника напомнил, что при присоединении Кавказа его народам было обещано сохранить право собственности на находящиеся в их владении земли, причем горцы считают землю своей и совершают сделки купли-продажи. Но большинство министров отвергло ссылки на данные обещания, преследовавшие " главным образом политические цели". Они утверждали, что, поскольку, русские казенные крестьяне платили выкупные платежи, следует взыскать их и с горских народов, которые " только весьма недавно вошли в состав мирного населения империи" 137. Свои коррективы внес Воронцов-Дашков и в политику русской колонизации Кавказа. Он в целом разделял основную линию этой политики — увеличение численности русского крестьянского населения как опоры имперского влияния в крае138, считал необходимым создание русских поселков в полосе закавказских железных дорог, особенно при железнодорожных станциях. Но он постоянно подчеркивал, что при ограниченности площади свободных земель и при важности прочного заселения выделяемых участков русскими, Кавказ нельзя рассматривать как территорию, используемую для решения задач земельной реформы во внутренних губерниях России. Он настаивал, что для колонизации на Кавказе нужны крестьяне, уже привыкшие к его сельскохозяйственным условиям, и счи тал наиболее подходящим контингентом " иногородних", ско пившихся в казачьих районах Северного Кавказа. Наместник также намеревался предоставить участки " пре имущественно тем из предприимчивых сельских хозяев, кои по - 105-
цию. " Однако обстоятельства переживаемого нами времени буждали меня, — замечал наместник, — разрабатывая посте пенно на месте намеченные мною реформы, не торопиться с их проведением через наши молодые законодательные учреждения... не успевшие еще установить определенных взглядов на многие стороны государственной жизни, важные для надлежа щего устроения Кавказа". Несмотря на это обстоятельство, он делал такой оптимистический вывод: " В настоящее время Кавказ находится накануне прочного успокоения... Ныне на всем пространстве края не имеется ни одной сколько-нибудь значительной революционной организации из числа тех, которые ко времени моего приезда довели его до анархического состояния" 133. Освобождение крестьян от крепостной зависимости было проведено в Закавказье в 1864-1873 гг. на условиях, более тяжелых для крестьян, чем во внутренних губерниях. По реформе в грузинских землях мелкопоместным дворянам, имевшим в Тифлисской губернии не более 60 дес. земли, разрешалось ос тавить себе половину, даже если крестьяне при этом не получа ли полного надела. Имевшие менее 30 десятин могли не только не наделять крестьян, но и отобрать у них сады и усадьбы.
|