Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 3 страница
Управление губернией осуществлял губернатор, при котором находилось губернское правление. Губернии делились на -66- ка там, где господствовал польский. Итог этой языковой политики подвел в начале 1906 г. генерал-губернатор Г. А. Скалон: " Действительно, обрусительные стремления учебных властей имели место и не только не привели к ожидаемым последствиям, но вызвали результаты как раз обратные, еще более разъединив польское общество от коренной России" 53. Свидетельством тому стали призывы лидеров правого крыла Польской социалистической партии во главе с Ю. Пилсудским к польско-русской войне в союзе с Японией. Весной 1905 г. Комитет министров еще надеялся отделаться некоторыми послаблениями в вопросе об языке. Было разрешено преподавать по-польски польский язык и Закон Божий католического вероисповедания и разговаривать по-польски на переменах. Обещано было рассмотреть вопрос о преподавании на польском языке некоторых других предметов и о введении в Варшавском университете чтения лекций по польской литературе на родном языке. Поскольку созданное в 1905 г. просветительное общество " Матица" занялось устройством неофициальных польских школ, к концу года министр народного просвещения гр. И. И. Толстой предложил разрешить преподавание на польском языке в начальной и средней школе и даже, по выбору студентов, в высших учебных заведениях54. Соглашаясь с тем, что попытки " обрусить" польское юношество привели лишь к обратным результатам и должны были быть оставлены, генерал-губернатор Г. А. Скалон предлагал тем не менее не спешить со школьной реформой, дабы не создавать впечатления, что она вызвана революцией. В итоге реформа была отложена и преподавание ряда предметов на польском языке было разрешено только в частных гимназиях55. И Скалон, и его предшественник заявляли, что правительство " еще не имеет оснований питать к полякам такое же безграничное доверие, как к русским" 56. В результате утвержденный Николаем II 6 июня 1905 г. журнал Комитета министров о пересмотре ограничений в правах поляков включал в себя секретный пункт о списке должностей, которые " не могут быть замещаемы лицами польского происхождения" 57. Едва отдышавшись от вооруженных восстаний во внутренних губерниях, царизм усилил давление на окраинах. Закон 26 Декабря 1905 г. значительно расширил контроль Варшавского генерал-губернатора над католической церковью, особенно в Районах с бывшим униатским населением. Годом же позже -69-
личных существующих ныне ограничительных законоположений, то недоверие и недружелюбие польского населения к русскому правительству будет не исчезать, а возрастать" 49. Одним из главных врагов в Польше для царской власти была римская церковь. " Если не самый католицизм, как исповедание массы польского населения, то организация католицизма в Польше была признана силою вредной и враждебной России. Изменить эту организацию в ее основах оказалось невозможным, а потому мы ограничились тем, что вдвинули ее в строго определенные границы, выйти из коих нет возможности. Мы односторонне, то есть без всякого соглашения, сохранили определенное число католических церковных установлений и поставили весь персонал духовенства от викария до епископа в непрерывную зависимость от государственной власти в деле назначения к должностям, в выдаче содержания, пользования помещениями, угодьями и церковными доходами, подчинили строгому надзору собрания и передвижение духовенства, установили надзор за законодательством, за составом учащихся в семинариях, за преподаванием в оных и ввели русский язык во все деловые сношения духовенства" 50. Однако в конце XIX в. самодержавие решило пойти на уступки в некоторых частных вопросах. Так, в 1897 г. по почину Николая II был отменен введенный в 1863 г. процентный сбор с недвижимости и имений лиц польского происхождения в Западном крае, который был карой за мятеж и источником погашения расходов по его подавлению. В высочайшем указе Сенату царь заявил, что сделал это для того, чтобы " постепенно изглаживать в памяти народной следы преступных заблуждений, вовлекших польское население в нарушение верноподаннического долга" 51. Еще в 1898 г. Имеретинский предложил прекратить практику использования только русского языка в учебных заведениях. " Поддерживать этот метод с педагогической точки зрения значило бы идти против очевидности; оправдывать его политическою необходимостью так же очень трудно, если, конечно, не задаваться несбыточными и туманными " обрусительными" тенденциями". Николай II повелел " серьезно взвесить и обсудить" соображения Варшавского генерал-губернатора52. Однако созданное для этого Особое совещание под председательством К. П. Победоносцева вместо уступок выработало правила о пределах употребления польского языка в делопроизводстве частных обществ, обеспечивающие прочные позиции русского язы- -68- и в Прибалтике, правительство хотело вернуться к требованию допускать родной язык только в первые три года занятий60. Частные католические конфессиональные школы в Западных губерниях совещание предлагало вообще запретить. В 1912 г. МВД взяло назад законопроект 1907 г., допускавший открытие новых католических монастырей, ссылаясь на сведения об организации монастырями " недозволенного тайного обучения в духе воинствующего полонизма". Даже там, где правительство готово было пойти на некоторые уступки, против них выступала крайне правая реакция, активно базировавшаяся на общественном мнении. В конце 1912 г. Государственный совет провалил законопроект о Городовом положении в Польше, разрешавший гласным в заседаниях говорить по-польски. Антипольскую направленность имел и принятый в 1911 г. закон о земстве в Западных губерниях. Отступая от принятого во внутренней России сословного принципа, закон вводил в крае национальные курии, ограничивавшие представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении. Первая мировая война вынудила царизм к маневрированию в национальном вопросе. Поскольку территории, населенные поляками и украинцами, превратились в театр военных действий, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич выступил с неопределенными заявлениями, которые можно было истолковать как обещание пересмотра прежней политики. Характерно, что они делались от имени лица, не отвечающего за внутреннюю политику. Осенью 1914 г. Совет министров приступил к обсуждению польского вопроса. Большинство участников исходило из необходимости сохранения единого Российского государства, поэтому их уступки не шли далее создания в Польше Наместничества, широкого развития местного самоуправления, и признания за польским языком статуса государственного61. В 1915 г. в связи с оставлением русскими войсками ряда западных губерний польский вопрос стал приобретать иное звучание: власть опасалась, что Германия провозгласит независимость Польского государства. В 1916 г. Совет министров так же связал польский вопрос с установлением нового послевоенного порядка в Европе: " не сле-дует забывать, что общественное мнение союзных нам государств склонно искать идейное оправдание несомых ныне Ев-ропою бесчисленных кровавых и материальных жертв в признании происходящей войны борьбою за право и свободу само- -71 -
МВД откровенно объясняло это тем, что " церковь уже с давних пор сделалась одним из орудий национально-политической., борьбы". В основном были сохранены ограничения поляков-католиков в западном крае. Было разрешено лишь покупать землю у поляков же (это было признанием краха надежд, что владе ния польских помещиков будут постепенно скуплены русски ми). Дозволено было приобретение небольших участков для промышленных целей. Важнейшими уступками были восстановление выборов предводителей дворянства и введение польского и литовского языка в начальных школах. Но даже эти уступки вызывали возражение ряда членов Комитета министров, считавших, что они помешают выполнить поставленную в 1865 г. задачу " скорейшего и полного обрусения края" 58. В борьбе против " полонизма" правящая бюрократия готова была временно поддержать " самосознание польских народностей Западного края" 59" После поражения первой русской революции 1905-1907 гг. российские власти усилили антипольскую направленность своей политики. Третьеиюньский избирательный закон резко сократил польское представительство в Думе — с 37 до 14 депутатов, причем 2 из них избирались особо от русского населения. В декабре 1907 г. было закрыто общество " Матица", а вслед за тем и другие культурно-просветительные учреждения, как ведущие " к усугублению начал национальной обособленности и розни". Совещание 1911 г. о школе в местностях с инородческим и инославным населением выразило глубокую озабоченность в связи с тем, что не имеет возможности немедленно взять назад уступки в деле обучения на родном языке. На совещании бывший директор департамента духовных дел Харузин отметил " систематическое стремление инородцев к захвату под видом удовлетворения религиозно-просветительных нужд в свои руки дела начального и даже среднего образования юношества с сообщением ему почти повсеместного узконационалистической и более или менее рельефно выраженной противогосударственной окраски". Совещание констатировало, что " обучение не может служить поприщем для националистического политиканства" и выразило надежду, что с введением всеобщего начального обучения отпадет необходимость " в частных начальных училищах с преподаванием на родном языке учащихся". В средних же частных школах, особенно в Польше -70- уезды. Самостоятельными административно-общественными единицами были города. Всего в Финляндии существовало 49 уездов и 33 города. Она имела свой законодательный орган (Сейм), правительство (Совет, с 1816 г. Сенат), широкое местное самоуправление. Первый Сейм, утвердивший автономное положение Финляндии в составе Российской империи, был созван в г. Борго в 1809 г. 67 Сейм избирался четырьмя сословиями: дворянами, духовенством, горожанами и крестьянами. Без согласия Сейма не мог быть принят ни один закон, касающийся внутреннего устройства Финляндии. Назначаемый императором генерал-губернатор Финляндии имел право ревизовать все административные и судебные учреждения. Однако в Сенате он не имел решающего голоса. Несогласие его с постановлением Сената не останавливало исполнения этого постановления. Генерал-губернатор мог отдать предписание местным губернаторам, но был обязан поставить об этом в известность Сенат. Правительство — Сенат состояло из двух департаментов: хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением, а второй являлся высшей судебной инстанцией. Центральными учреждениями стали Главная таможенная дирекция, Главное управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция и др. Для связи с государственным аппаратом Финляндии в Петербурге в 1809 г. была образована Комиссия по делам Финляндии (в 1811 — 1826 гг. Комитет по делам Финляндии, с 1826 г. Статс-секретариат по делам Великого княжества Финляндского). При Николае I была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который получил право непосредственного доклада императору. То есть министр-статс-секретарь стал представителем Финляндии в столице Российской империи. Причем на эту должность преимущественно назначались уроженцы Финляндии. В 1860 г. Финляндии было разрешено иметь собственную валюту — марку, переведенную в 1878 г. на золотую основу. Финляндский Сенат имел право заключать внешние займы, регулировать внешнеторговые обороты с иностранными государствами и с Россией на основе собственных таможенных тарифов. В 1878 г., во время русско-турецкой войны, опасаясь выступления Швеции против России, Александр II пошел на создание особых финских стрелковых батальонов. Финские войска не подчинялись военному министру, а находились в подчинении местного генерал-губернатора. Они комплектова- -73-
определения малых народов, в частности — польского". Однако, Совет министров, не желая предрешать превращение Польши в независимое государство, сделал вывод о необходимости укрепления в польском народе сознания общности интересов с Россией62. Только к 1917 г. самодержавие осознало неизбежность предоставления Польше государственной независимости. Но даже после этого очередное Особое совещание по Поль ским делам пыталось навязать будущему государству унию Россией, опасаясь, главным образом, " того соображения, (если) во избежание распространения польского влияния, Рос сия должна отделиться от Польши крепкой стеной государст венной границы, то пришлось бы эту меру применять также в отношении других местностей с преобладающим инородче ским населением, как например к Прибалтийскому краю и Кавказу" 63. * * *
В начале XIX в. окончательно оформилась государствен ная граница в северо-западной части России. В результате pyc ско-шведской войны 1808 — 1809 гг. и подписанного по ее окончании Фридрихгамского мирного трактата Швеция уступила России Финляндию и Аландские острова. Присоединенные финские земли получили статус " Великого княжества Финляндского". Высшая власть на территории княжества принадлежала российскому императору и назначенному им генерал-губернатору. Вместе с тем 15 марта 1809 г. Александр I торжественно заявил: " Произволением Всевышнего вступив в обладание Великого Княжества Финляндского, признали Мы за благо утвердить и удостоверить религию, коренные законы, права и преимущества, коими каждое состояние сего княжества в особенности и все подданные... доселе пользовались" 64. Согласно основным законам Российской империи это княжество, " составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства" 65. Финляндия не могла проводить самостоятельную внеш нюю политику, но во внутренней политике имела достаточно большую свободу действий. Ее политическое устройство было новано на началах старинных шведских законов (1722 и 1789 гг.) Княжество разделялось на 8 губерний66. Губернии (на швед ском языке назывались len) имели в своем составе округа -72- шведским, прокурор финляндского сената, выступавший в роли третейского судьи и толкователя местных законов, отверг его на том основании, что признание за финским языком официальных прав противоречит закону 1734 г., по которому шведская сторона запрещала в судебных учреждениях Финляндии применение " чужих языков". Тогда Александр III своим указом в конце 1883 г. объявил об уравнении финского и шведского языков в деятельности низших судебных инстанций69. Финляндский генерал-губернатор Ф. Л. Гейден в очередной всеподданнейшей записке Александру III в конце 1890 года особо подчеркнул, что " нельзя допустить возможности утверждения для названного края государственных законов Швеции, умаляющих в сем отношении державные права российского монарха". Записка отличалась большей четкостью оценок и централизаторским духом, хотя Гейден продолжал отстаивать известную самостоятельность финляндских властей в местном управлении. 1 августа 1891 г. Александр III предписал министру-статс-секретарю Финляндии согласовывать все законопроекты, если они в какой-либо степени касались интересов империи, с соответствующими министерствами России. Но поскольку четкого разделения местного и общеимперского законодательства, как сказано выше, не существовало, то практически любой законопроект мог быть передан на рассмотрение петербургских канцелярий. В том же году было установлено, что вся переписка министра-статс-секретаря и генерал-губернатора должна была вестись на русском языке. Отныне при назначении на административные должности в Финляндии предпочтение отдавалось лицам, владевшим русским языком. Вместе с тем российская администрация в своих действиях по отношению финляндской автономии была явно непоследовательна и действовала чрезмерно осторожно. Видимо, причина этого состояла в позиции Александра III. По свидетельству его министра финансов СЮ. Витте император говорил: " Мне Финляндская конституция не по душе. Я не допущу ее дальнейшего расширения, но то, что дано Финляндии моими предками, для меня так же обязательно, как если бы это я сам дал. И незыблемость управления Финляндией на особых основаниях подтверждена моим словом при вступлении на престол" 70. Из всех проблем, возникших к концу XIX века в российско-финляндских отношениях, на первое место вышел вопрос о -75-
лись только уроженцами Финляндии, имели собственные yс тавы и т. п. Существование в Финляндии собственной администрации, не подотчетной российским министерствам, собственного за-конодательства, уходившего корнями в шведскую государствен-) но-правовую практику XVII — XVIII вв. и не имевшего ничего общего с законами Российской империи, всегда воспринималось в окружении российских императоров как серьезное пре пятствие к укреплению основ самодержавной власти и нежелательный пример для отечественных либералов. В то же время, верхи бюрократии не хотели получить в непосредственной бли- зости от столицы еще один революционный очаг и действовали весьма осмотрительно. Пожалуй, в качестве примера можно; указать на финляндского генерал-губернатора Ф. Л. Гейдена (1881-1897), который избрал тактику поддержки части фин ляндской интеллигенции и буржуазии в их стремлении восста- новить в правах финляндский язык в обмен на отказ от сепара тистских устремлений. В своей записке Александру III он ут верждал, что установление полного единообразия в государст венном, административном и общественном строе, " желательное для русского самолюбия, не желательно для пользы дела", и это побуждает " примениться к потребностям населения настолько, насколько это не может оказаться вредным для Империи" 68. Особую озабоченность окружения Александра III вызывала недостаточная четкость государственных актов, определявших принципиальные начала вхождения Финляндии в состав России. Стояла также проблема разграничения общеимперского и финляндского законодательства. В 1885 г. Александр III учредил специальный комитет, призванный провести систематизацию сохранявших силу государственно-правовых актов Финляндии. По результатам работы комитета императору был представлен доклад, который рекомендовал укрепить государственно-правовые основы финляндской автономии и отражал интересы национальной буржуазии в области управления внутренними делами княжества. Такой подход встретил решительный протест министра юстиции Н. А. Манасеина и главноуправляющего кодификационным отделом при Государственном совете Э. В. Фриша. К тому же явной слабостью позиций финляндской стороны была апелляция к старым шведским законам. Например, когда в 1883 г. Ф. Л. Гейден направил в Сенат проект предоставления финскому языку равного статуса со -74- Действия правительства поддерживались широкой кампанией правых в прессе и в Думе. Показательно, что когда в мае правооктябристские фракции в Думе внесли запросы о положении в Финляндии, в которых утверждалось, будто ситуация в ней угрожает коренным государственным интересам России, Столыпин выступил в Думе еще до голосования о принятии запросов, полностью поддержав их и провозгласив целью своей политики остановить процесс, ведущий " к почти полному обособлению этой страны". Весной 1910 г. в срочном порядке в Думе было проведено обсуждение закона, определявшего дальнейшее направление общеимперского законодательства, касающегося Финляндии. Согласно этому закону, утвержденному Николаем 17 июня, общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только в российской Думе и Государственном совете, а мнение финляндских Сената и сейма могло не учитываться. При этом перечень вопросов, относимых к общеимперскому законодательству, включал все стороны внутренней жизни Финляндии (основные начала ее собственного государственного строя, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. д.), фактически ничего не оставляя от финляндской автономии. Дальнейшая законодательная инициатива в финляндском вопросе была предоставлена царю. В 1912 г. через законодательные палаты были проведены два закона. Первый из них имел определенный резон — он устанавливал, что взамен отбывания финнами воинской службы (российские власти не хотели призывать финнов в армию, где и так " инородцы" составляли 25%), Финляндия должна была вносить определенную сумму в российский бюджет. Согласно другому закону право на государственную службу в Финляндии получали выпускники всех учебных заведений империи (а не только расположенных на финской территории). Это открывало дорогу к постепенному замещению финляндских чиновников, являвшихся сторонниками автономии, обрусителями из центра. В сентябре 1914 г. Николай одобрил программу дальнейшего наступления на Финляндию, предусматривавшую меры по " укреплению центральной государственной власти" в ней, включая ограничение полномочий финляндских чиновников и их права участвовать в политических партиях. Начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению этих планов. -77-
ликвидации национальных вооруженных сил Финляндии Финские политические деятели справедливо видели местную военную организацию важным элементом упрочения особого государственного устройства Финляндии. С другой стороны военный министр Российской империи А. Н. Куропаткин во все-подцанейшем докладе Николаю II в 1898 г. доказывал, что интересах империи надо унифицировать воинские системы и покончить в этом плане с " обособленностью" Финляндии. Тем временем генерал-губернатором Финляндии был на значен Н. И. Бобриков, выступавший за проведение в княжест- ве откровенно русификаторской политики. В 1899 г. минист- ром-статс-секретарем, впервые после присоединения Финлян- дии стал не ее уроженец — В. К. Плеве, а делопроизводство Сената было переведено на русский язык. 3 февраля 1899 г. Николай II провозгласил в манифесте, что впредь для издания общеимперских законов, касающихся Финляндии, достаточно не решения, а лишь мнения финляндского Сейма. В 1900 г. население Финляндии было призвано " участвовать в защите Престола и Отечества, подчиняясь наряду со всеми верноподданными узаконениям, обеспечивающим единство Русской Армии». Все эти акты были встречены массовой кампанией гражданского неповиновения, ростом организованного национального, рабочего, а затем социал-демократического движения. Наиболее радикально настроенные деятели стали поощрять террор. 4 июня 1904 г. Н. И. Бобриков был убит. В ходе начавшейся революции в России военизированные организации возникли в Финляндии как у левых (красная гвардия), так и у правых (" Вой ма") политических сил. Самодержавие было вынуждено уступить и манифест 3 февраля 1899 г. был отменен. После поражения революции Николай II и его ближайшее окружение снова взяли курс на ликвидацию финляндской автономии. Уже в октябре 1907 г. по всеподданнейшему докладу председателя Совета Министров П. А. Столыпина было создано Особое совещание по делам Финляндии, занявшееся подготовкой соответствующих законопроектов72. Вскоре же был разогнан не устраивавший правительство своей левизной финляндский сейм, причем премьер предупреждал, что если сейм не подчинится роспуску, Николай готов прибегнуть к военной силе73. Поскольку и новый сейм сохранил свою партийную окраску, Николай в 1910 г. предлагал поставить под сомнение пользу существования парламента в Финляндии вообще. -76- ского влияния России в Закавказье. В. О. Ключевский так охарактеризовал ситуацию на Кавказе в середине XVIII века: " Россия очутилась перед Кавказским хребтом. Русское правительство совсем не думало переходить этот хребет, не имело ни средств к тому, ни охоты, но за Кавказом среди магометанского населения прозябало несколько христианских княжеств, которые начали обращаться (к русским) за покровительством" 77. Помощь была оказана. В частности, в Тбилиси был направлен русский полк. В 1750-1752 гг. В Петербурге находилось осетинское посольство, которое вело переговоры о присоединении Осетии к России. Посольство обещало предоставить в распоряжение России 30-тысячное войско в случае очередной ее войны с Ираном или Турцией. Однако в те годы российские власти решили воздержаться от принятия осетин в подданство России. В 1763 г. императрица Екатерина II подписала указ о поселении в урочище Моздок крестившихся осетин. Тут же стали возводить крепость, а в 1765 г. Моздок получил комендантское управление. В крепости разместились русские войска. Началось переселение в район Моздоко-Кизлярской линии казаков с Дона и Волги. Постепенно под Моздок стали переезжать также ингуши и кабардинцы. Это отражало прорусские настроения, которые тогда быстро распространялись на Кавказе среди горских народов. Это важно отметить, ибо на Кавказ зачастили миссионеры римско-католической церкви. Один из сподвижников Екатерины II, глава Коллегии иностранных дел Н. И. Панин потребовал от местных властей по обе стороны Кавказского хребта немедленного удаления миссионеров. Осенью 1768 г., подстрекаемое французскими дипломатами, турецкое правительство начало военные действия против России. В ответ русские войска продвинулись в глубь Молдавии, заняли вновь Азов и Таганрог. Русский экспедиционный корпус по просьбе грузинских царей изгнал турецких захватчиков из Кутаиси, а Екатерина II дала грамоту армянскому патри арху Симеону о покровительстве России армянскому народу78. В 1770 г. старшины Восточной Осетии обратились к киз-лярскому коменданту И. Немичу с просьбой " поступить в вечное ее императорское величества подданство". Просьба их была Немедленно удовлетворена. Одновременно в состав России добровольно вошла Ингушетия. Военно-политическая обстановка в Причерноморье и на Балканах складывалась в пользу России. В 1770 г. в бухте Чес- -79- * * * Стремление к стратегическому обеспечению восточных границ России, к расширению ее торговых связей с государствами Востока было главным стимулом политики российских царей на Кавказе, территориях, прилегающих к Каспийскому и Черному морям. В этой политике Россия опиралась на встречное движение многочисленных народов Кавказа, искавших у своего северного соседа защиты от экспансии иранских и турецких феодалов. Так, еще в 1638 г. царь Мегрелии Леон, обратился к царю Михаилу Федоровичу с грамотой о желании гру зинского народа перейти в подданство России74. Спустя три года Михаил Федорович дал жалованную грамоту кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России75, а Алексей Михайлович в 1653 г. дал аналогичную грамоту имеретинскому царю Александру. В 1657 г. рус ский царь получил письмо представителей трех небольших горных княжеств в Восточной Грузии — Тушинской, Кевсурской и Пшавской земель — о переходе их в русское подданство76. Новый импульс сближению России с народами Кавказа дала деятельность Петра I. В течение нескольких лет он вел переговоры с представителями армянского и грузинского национально-освободительного движения. Завершение Северной войны позволило Петру I вплотную заняться кавказскими делами. Опираясь на договоренность о помощи с правителем Картли Вахтангом VI российский император лично возглавил так называемый " персидский поход". В июле 1722 г. 22 тыс. русских пехотинцев были морем доставлены из Астрахани к устью Терека, где соединились с 9 тыс. отрядом русской конницы. Объединенные отряды направились на юг, не встречая сопротивления местного населения. Большинство местных феодалов признало протекторат России. В августе 1722 г. русские войска вступили в Дербент. Трудности в снабжении вынудили временно прервать поход и Петр I вернулся в Петербург. Однако летом 1723 г. поход был продолжен. Русский десант с, помощью местных жителей овладел Баку. В сентябре 1723 г. в Петербурге был подписан договор с уполномоченным иранского шаха Тахмаспа, согласно которому шах признал за Россией все западное и южное побережье Каспийского моря. Оказать конкретную помощь грузинскому и армянскому народам Россия тогда не смогла, но присутствие русских войск на побережье Дагестана и Азербайджана содействовало росту политиче -78- ховной власти и покровительства" российских государей80. " Георгиевский трактат" был бессрочным. Цари Восточной Грузии обещали защищать на своей территории права российских подданных и нести военную службу для пользы России. Последняя же обязалась сохранить в их полном распоряжении " власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и собор податей". При этом российскому военному и гражданскому начальству было предписано не вмешиваться во внутренние дела Картли-Кахетии. Местному архиепископу " навсегда" был пожалован титул члена Святейшего Синода. Россия обязалась учитывать грузинские интересы при заключении любых договоров с Ираном и Турцией. Предусматривалось распространение на грузинское дворянство и купечество прав соответствующих сословий Российской империи. Статья (арти кул) 9 трактата гласила, что дворяне " будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои российским благород ным присвоены". Статья 11разрешила карталинскому и кахе-тинскому купечеству свободно вести торги в России, " пользу-ясь теми же правами и преимуществами, коими российские подданные пользуются" 81. В секретных статьях к договору речь шла о намерении России содействовать дружбе и сплочению Восточной и Западной Грузии.
|