Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 2 страница. Николай I в этом споре был ближе к истине






Николай I в этом споре был ближе к истине. Ведь нельзя отрицать, что Беллинсгаузены, Врангели, Крузенштерны, Эссе ны верой и правдой служили России и получили широкую из вестность в стране и в мире своими достижениями в наук культуре и военном деле.

И все же в последней четверти XIX века внук Николая Александр III, решил распространить политику русификаци на Прибалтику и заменить здесь немецкое влияние на русское С этой целью были введены существенные изменения в систе-му обучения. Напомним, что в Прибалтике сложилась стройная система обучения во главе с Дерптским университетом. На средства дворянских сословных организаций и городов содер жались гимназии и городские училища с преподаванием на не­мецком языке. Начальное образование велось на немецком, ла тышском и эстонском языках, причем в управлении этой низ­шей ступени образования участвовали сами крестьяне. Отме тим, что преподавание русского языка как обязательного 1 Прибалтике началось лишь с введением всеобщей воинской) повинности в 1874 г.

В 1885 г. царские власти перевели делопроизводство во всех присутственных местах на русский язык. Спустя два года все начальные училища были переведены в ведение Министерс

-54-


ников. Полк управлялся выборным или назначенным гетманом полковником. Ряд городов имел магистраты и управлялся на основе магдебургского права, оставшегося в силе и после из­гнания поляков28. Магистраты осуществляли не только адми­нистративно-хозяйственные, но и полицейские и судебные функции.

В связи с переходом гетмана И. Мазепы29 в 1708 на сторо­ну шведского короля Карла XII Петр I учредил для надзора за гетманом должность резидента. Местопребыванием гетмана стал пограничный с Россией город Глухов, где были раскварти­рованы два российских полка. В 1722 г. в Глухове была разме­щена Малороссийская канцелярия в составе шести офицеров и подчиненная Коллегии иностранных дел. Коллегия разбирала жалобы на все административные и судебные учреждения Ук­раины, наблюдала за сбором налогов и пошлин. Малороссий­ская коллегия была упразднена в 1727 г.

В 1734-1750 гг. гетман не назначался, а для управления Украиной было образовано специальное " правление" из пред­ставителей казацкой старшины и петербургских чиновников. Одновременно Генеральная воинская канцелярия получила до­полнительные полномочия. С 1734 г. она стала ведать денеж­ными и хлебными сборами на Украине, а с 1749 г. в ее компе­тенцию входил сбор пошлины с торговли и промышленности. Указы по управлению Украиной, издаваемые канцелярией, подписывались генеральным писарем. По всем наиболее важ­ным вопросам особые донесения направлялись в Канцелярию малороссийских дел Правительствующего Сената. В 1764 г. Екатерина II восстановила Малороссийскую коллегию и уп­разднила должность гетмана. Сама Украина была разделена на две губернии — Слободскую и Новороссийскую во главе с гу­бернаторами. В 1781 г. старинное деление на полки также было ликвидировано, а на следующий год на всю территорию Ук­раины был распространен общеимператорский акт " Учрежде­ния для управления губерний", Малороссийская коллегия была закрыта в 1786 г.

В результате двух первых разделов Речи Посполитой в со­став России вошла Правобережная Украина и часть Белорус­сии. Эти территории еще долго испытывали влияние польской культуры и католической церкви. Здесь продолжали действо­вать польские суды и некоторые другие учреждения. После по­давления польского восстания 1830-1831 г. по устному распоря-

-57-


Б. Хмельницкого, но от принятия Украины в свое подданство воздержались, ибо это означало бы войну с Речью Посполитой. 8 августа 1649 г. в местечке Зборов был заключен польско-ук­раинский договор, согласно которому закреплялось положение Запорожской Сечи26, определялась территория расселения ка­заков (воеводства: Киевское, Брацлавское, Черниговское), была дана амнистия всем участникам восстания. Однако польская сторона постоянно нарушала договор, посылала на Украину свои войска. Антипольское восстание продолжалось, и тогда в феврале 1651 г. Земский собор в Москве в принципе одобрил решение о воссоединении Украины и России. В 1653 г. русское, посольство боярина БАРепнина потребовало у правительства] Речи Посполитой соблюдения Зборовского договора. Посколь­ку эти переговоры оказались безуспешными, новый Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял окончательное реше­ние о воссоединении Украины и России. 8 января 1654 г. Пе­реяславская рада принесла присягу в верности России, выска­завшись за то, " чтоб есми вовеки вси едино были". Глава рус­ского посольства В. В. Бутурлин передал Б. Хмельницкому знаки гетманской власти — булаву и воинское знамя. Царские власти признали сложившийся на Украине казацкий аппарат управле­ния, согласились с выборностью гетмана, подтвердили приви­легии казацкой старшины и ряда крупных украинских городов.

Верховное управление и суд на Левобережной Украине осуществлял избираемый на казачьей Раде гетман. Затем он приносил присягу на верность московскому царю. Резиденция гетмана находилась до 1667 г. в Чигирине, затем в Гадяче. Мос­ковские власти поддерживали связь с гетманом через Посоль­ский, а с 1662 г. — Малороссийский приказ27. Следует под­черкнуть, что Рада не имела узаконенных норм представитель­ства и прав, созывалась по потребности или по воле гетмана. Штаб гетмана, носивший название " генеральной старшины" состоял из генерального обозного, генерального судьи, гене­рального писаря, генерального есаула и ряда других должност­ных лиц. Генеральный писарь возглавлял Генеральную войско­вую канцелярию. Генеральная старшина избиралась по опреде­ленной процедуре казачьим войском.

Вся территория Украины была поделена на полки, кото­рые в свою очередь разделялись на сотни. Административным центром полка становился крупный город. В сотни входили поселения свободных крестьян (сельские громады) и курени. Курени и небольшие города избирали атаманов, сотни — сот-

-56-


шина, превратившаяся в российское дворянство, денационали­зировалась, лозунги украинской автономии выдвигала интелли­генция радикально-демократического направления. Это делало национальный украинский вопрос особенно болезненным для правящих кругов. В 1863 г. власть уже констатировала, что " су-шествование малороссийской партии, которая желала бы само­стоятельного развития народной жизни в Малороссии, ни для кого не тайна" 32. Попытки украинских демократов развивать народную культуру в 1840 — 60 гг. (Кирилло-Мефодиевское братство, Киевское отделение Императорского Географическо­го общества) натыкались на противодействие властей и репрес­сии. Украинофильство, обратившее на себя внимание властей, выражалось в ношении малороссийского костюма, исключи­тельном употреблении украинского языка, манифестациях по поводу памяти Т. Г. Шевченко и т. п. Все это, по мнению вла­стей, не представляло собой ничего угрожающего, если бы од­новременно такие талантливые личности, как Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш и их сторонники, " не проводили систематически та­кие начала, утверждения коих влекут за собой положительную политическую сепарацию Малороссии" от империи33. Перенос в связи с этим организационных центров украинского движе­ния в австрийскую Галицию усилил обвинения в сепаратизме. В 1863 г. было запрещено печатание книг духовно-нравствен­ного содержания на украинском языке под тем предлогом, что перевод Евангелия на украинский язык " не оправдывается ни свойством языка, ни потребностями народа и имеет характер исключительно политический". В 1868 г. министр внутренних дел П. А. Валуев обвинил лидеров украинского движения в том, что они вместе с поляками преследуют цель расшатать русскую государственность.

Валуеву же принадлежит заявление: " малороссийского язы­ка нет, не было и не будет". По его инициативе были усилены ограничения книгопечатания на украинском языке. В 1875 г. Александр II " ввиду проявления украинофильской деятельно­сти и в особенности переводов и печатания учебников на мало-Российском языке" велел созвать Особое совещание по делу об Украинофильской пропаганде34. Совещание решило, что исход­ной точкой украинофильских стремлений служит ложное пред­ставление о значительном отличии украинского языка от вели­корусского, который малороссы понимать не могут. Признав это главной причиной стремления обособить Малороссию от

-59-


 


 


 

 


жению Николая I был образован Комитет западных губерний31 во главе с председателем Государственного совета и Комитета министров В. П. Кочубеем. В разное время в состав Комитета западных губерний входили крупнейшие чиновники николаев­ской России Д. Н. Блудов, А. Х. Бенкендорф, ПД. Кисилев, А. Ф. Ор лов, Л. А. Перовский, А. И. Чернышев и другие.

Прежде всего Комитет рассмотрел предложения об управ лении западными губерниями. Было отклонено предложение виленского губернатора о введении в крае управления, подобно сибирскому. Не прошло предложение министра финансов об участии особого управления Киевом и Вильно. Основная идея которую отстаивал Комитет, заключалась в унификации мест ных учреждений с общероссийскими и укреплении в крае по зиций православной церкви. В Комитете постоянно рассматри вались инструкции генерал-губернаторам западных губерний которые затем утверждались императором в виде именных ре скриптов. В качестве примера можно указать рескрипт на имя Д. Г. Бибикова от В сентября 1840 г. В нем подчеркивалось, что цель управления в западных губерниях состоит в обязательно!» обеспечении спокойствия в крае, восстановлении утраченной " действием времени и западного преобладания" привязанност края к России и уничтожении всякой мысли " под тем или иным наименованием политической самобытности" этой ок раины империи. Бибикову было рекомендовано по любому бо лее или менее важному поводу, касающемуся административ ного управления или нравственно-политического состояния вверенного ему края, обращаться лично к императору. Николай I отметил, что до тех пор не сможет спать спокойно, пока за падные губернии " не сольются с остальными частями империи в одно тело, в одну душу" 31.

Комитет рассматривал также вопросы экономического развития края, сословных прав, в частности, о предъявлении доказательств дворянского происхождения уроженцев западных губерний, наказания участников польского восстания, а также вопросы текущего управления. По рекомендации Комитета на эти губернии было распространено российское законодательство

Тенденция унификации управления на Украине сопровож далась развитием национального движения, отстаиванием прав на самоуправление и автономию. Особенность украинского на ционального движения в XIX в. заключалась в том, что оно но сило демократический характер. В то время, как казачья стар


-58-


причины послабления откровенно называлась бессмысленность запрета в условиях, когда украинские Евангелия широко рас­пространяются из-за границы.

После поражения революции правительство П. А. Столыпи-на категорически выступило против инициативы депутатов Го­сударственной думы принять закон о начальном обучении ук­раинцев на родном языке. Во многих городах были закрыты возникшие в период революции общества " Просвита", пресле­довалась появившаяся явочным порядком украинская печать. В феврале 1914 г. МВД выступило против празднования столетия со дня рождения Т. Шевченко, а Синод счел " неудобным" уча­стие в юбилейных торжествах православного духовенства. Же­сткое отношение власти к украинофильскому движению опре­делялось также информацией, полученной из Департамента по­лиции. По его сведениям, ряд националистических объедине­ний, в частности националистическая организация " Союз осво­бождения Украины", состоит на содержании правительства Ав-стро-Венгрии. После начала Первой мировой войны 25 августа 1914 " Союз" выпустил обращение " К общественному мнению Европы", в котором утверждалось, что война ведется за уничто-жение идеи " панмосковитизма". По мнению руководства этой радикальной организации, " только свободная, тяготеющая к тройственному союзу Украина могла бы своей обширной тер-риторией, простирающейся от Карпат до Дона и Черного моря, оставить для Европы защиту от России, стену, которая навсе-гда бы остановила расширение царизма и освободила бы сла­вянский мир от вредного влияния панмосковитизма" 40. В то же время следует подчеркнуть, что сепаратизм на Украине наибо­лее ярко проявился только после победы Февральской револю

ции в 1917 г.

* * *

В течение полутора веков решался вопрос о вхождении молдавских земель в состав Российской империи. Еще в марте 1656 г. молдавский господарь Георгий Стефан передал Алексею Михайловичу грамоту с пожеланием начать переговоры о пере­ходе Молдавии в русское подданство. Стефан выдвинул ряд ус­ловий, как то: сохранение власти местных государей, их право назначать местных чиновников и отказ Москвы от сбора в Молдавии дани, которую собирают турецкие власти. 29 июня того же года Алексей Михайлович в специальной жалованной

-61 -


 

 


 


России, сановники констатировали, что украинские и белорус­ские земли " силою исторических событий и собственного тяго­тения окраин к соплеменному великорусскому центру состав­ляют одно непрерывное и единое с Россиею великое политиче­ское тело, а потому поощрять или хотя бы только равнодушно относиться к попыткам небольшой горсти неблагонамерных личностей, сеющих рознь и смуту среди украинского племени, было бы величайшей политической неосторожностью" (помета Александра II: " Совершенно справедливо")35. Совещание реко­мендовало запретить ввоз из-за границы любых украинских книг, а в пределах России разрешать печатание только истори­ческих документов и произведений изящной словесности, т. е. полностью запретить украинскую периодическую печать. Кро­ме того, было рекомендовано запретить театральные спектакли и чтения на украинском языке36. Решения совещания были ут­верждены Александром II 18 мая 1876 г. 37, но оставались сек­ретными. Эти акты в 80-90 годы были дополнены рядом инст­рукций Министерства Внутренних дел.

В годы первой русской революции в политике правитель­ства наметились перемены в отношении украинского и бело­русского населения. В январе 1905 г. МВД заявило о готовно­сти способствовать развитию самосознания украинцев и белорусов. Изменения коснулись прежде всего католического населения. Так, католикам-крестьянам Комитет министров разрешил с весны 1905 г. покупать земли в Западном крае. Для властей украинский и белорусский языки были предпочтитель­нее польского. В церкви ксендзу разрешалось пользоваться для проповеди польским языком. По мнению Виленского генерал-губернатора, отсюда у местного населения появилась мысль, что правительство хочет через школу оттолкнуть католиков от костела и приблизить к православию. Допускать это, по мне­нию генерал-губернатора было серьезной ошибкой. Поэтому наиболее желательным решением проблемы представлялась до­говоренность с римской курией " по вопросу о белорусском языке в богослужении" 38. С удовлетворением отмечая, что уже требуют кое-где богослужения в костелах на своем языке,) власть сетовала, что усилия правительства по введению католи-ческой службы на русском языке не увенчалось успехом " среди слабых национальным сознанием белоруссов" 39. Одновременно был снят запрет на печатание, каждый раз с благословения Си­нода, переводов Евангелия на украинский язык. В качестве


-60-


наместничество. В апреле 1818 г. вступил в силу " Устав образо­вания Бессарабской области 1818 г. ". Он сохранял за Бессара­бией автономные права. Высшие исполнительно-распорядите-ные, судебные и отчасти законодательные функции принадле­жали Верховному совету. Надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц осуществлял подольский генерал-губерна­тор42. Существовало областное правительство во главе с граж­данским губернатором. Все решения правительство принимало большинством голосов. Делопроизводство велось на русском и молдавском языке. В судопроизводстве, богослужении и обуче­нии также применялся молдавский язык. Все другие областные учреждения по своим функциям были близки к действующим в Российской империи губернским учреждениям. Местное дво­рянство было приравнено в правах к русскому.

Николай I посчитал необходимым уменьшить права Вер­ховного совета, провести унификацию управления области с губерниями Европейской части России. В 1828 г. он утвердил " Учреждение для управления Бессарабской области". Верхов­ный совет был преобразован в областной, который имел лишь совещательный голос при генерал-губернаторе. Он же стал председателем совета. В отличие от Верховного совета област­ной назначался43. Он был лишен законодательных прав, зако­нодательной инициативы, т. е. не имел даже совещательного го­лоса при подготовке законопроектов. Областное правительство было заменено правлением, подчинявшемся Правительствую­щему Сенату. Все другие областные учреждения подчинялись соответствующим министерствам. По судебной линии правле­ние также входило в подчинение Сенату.

Новый закон фактически ликвидировал молдавскую авто­номию. В " Учреждении для управления Бессарабской области" подчеркивалось, что здесь действуют, за небольшим исключе­нием, общеимперские законы. В то же время на Молдавию не распространялось крепостное право. Местное население было освобождено от рекрутской повинности. В 1859 г. молдавские школы стали применять румынский алфавит на основе латин­ской графики. Молдавские школы и преподавание на молдав­ском языке были упразднены. Было отменено богослужение на молдавском языке.

В 1873 г. Бессарабская область окончательно присоедине­на к России.

-63-


 


 


грамоте господарю Стефану сообщил о согласии принять все условия перехода Молдавии в русское подданство. В июле того же года в Успенском соборе Кремля посланники Стефана ми­трополит Гедеон и боярин Л. Г. Нянул от имени всех молдован присягнули на верность России. Однако еще долгие годы тер­ритория современной Молдавии была местом сражений в мно­гочисленных русско-турецких войнах. В ходе одной из них, в 1788 г., русские войска под командованием А. В. Суворова заня­ли все междуречье Днестра и Буга и эти земли стали управлять­ся русской администрацией. В 1789 г. в районе Дубоссар нахо­дилась главная квартира главнокомандующего русской армией кн. Г. А. Потемкина. По Ясскому мирному договору русско-ту­рецкая граница была установлена по р. Днестр. Русские власти построили ряд крепостей и укреплений: Новые Дубоссары, Григориополь, Овидиополь и Тирасполь. Образованный тогда же Тираспольский уезд вошел в состав Екатеринославского на­местничества, а в 1796 в Новороссийскую губернию. Вплоть до 1917 г. Тираспольский уезд управлялся по общероссийским за­конам.

В ходе новой войны с Турцией в 1806-1812 гг. русские вой­ска вошли в междуречье Прута и Днестра. Русская военная и гражданская власть была установлена в Молдавии и Валахии. В период военных действий с территории этих княжеств было выселено мусульманское население. В 1807 г. Александр I под­писал указ о привилегиях болгарам, переселяющимся в Рос сию41. По Бухарестскому мирному договору к России отошли земли между реками Днестр и Прут, которые получили назва­ние " Бессарабия".

1 февраля 1813 г. было образовано Временное правитель­ство Бессарабии по гражданскому управлению. Главой прави­тельства и гражданским губернатором был назначен молдав­ский боярин С. Стурдза. В связи с вероятностью новой русско-турецкой войны управление в Бессарабской области, как по- граничной, было разделено на военное и гражданское. Поэтому военные власти области были подчинены непосредственно главнокомандующему русской армией.

Правительство Бессарабии состояло из общего собрания и двух департаментов. Один из департаментов ведал городской и земской полицией и судебными делами, другой — финансами торговлей и промышленностью, статистикой. Александр I уста новил населению Бессарабской области налоговые льготы, ос вободил от рекрутской повинности. В 1815 г. здесь утвердили

-62-


лись к Екатерине II с просьбой принять Курляндию под по­кровительство России. Курляндское герцогство образовалось при распаде Ливонского ордена и на основе договора от 28 но­ября 1561 г. присоединилось к Польше. Теперь потомки ливон­ских феодалов стремились " посредством добровольного поко­рения под достославную державу е. в. императрицы всероссий­ской не токмо навсегда приобрести сие высочайшее и сильное покровительство, но и тем самым сделаться сопричастными блаженства и счастья, коими наслаждаются верноподданные под правлением столь многомощным, премудрым и правосуд­ным, каково есть правление е. в. достославно царствующей им­ператрицы" 44. В результате Курляндское герцогство было при­соединено к России и на его территории возникла Курлянд-ская губерния.

Успешные войны наполеоновской Франции в начале XIX в. привели к временному воссозданию Герцогства Варшавского, но в соответствии с Заключительным актом Венского конгрес­са 1815 года большая часть герцогства переходила к России под наименованием Царства Польского. Выступая 15 марта 1818 г. напервом общепольском Сейме, Александр I предстал перед всей Европой сторонником конституционного устройства. " Вы призваны, — говорил император полякам, — дать великий при-мep Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно — свободные учреждения, коих вященные начала смешивают с разрушительным учением, уг-рожавшим в наше время бедственным падением общественно-мy устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, тако-ые постановления, когда приводятся в исполнение по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершен-но согласуются с порядком и общим содействием утверждают истинное благосостояние народов" 45.

Согласно дарованной Польше Конституции император России являлся одновременно царем польским и управлял ею с помощью наместника, назначаемого из членов царской фами­лии (впоследствии из наиболее доверенных чиновников). Зако­нодательную власть в Польше осуществлял Сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Польской избы, избираемой местными дворянами на дворян­ских собраниях (сеймиках) и представителями городских об-щин Предполагалось, что сейм будет обновляться в течение


 


-65-


* * *

В последней трети XVIII в. Россия расширила свои владе ния на Западе. Еще в 60-х годах в столицах различных европей­ских государств разрабатывались планы раздела польской тер­ритории. Екатерина II долго сопротивлялась подобным планам, считая лучшим вариантом иметь в Речи Посполитой дружеское России правительство и опасаясь дальнейшего усиления Авст­рии и Пруссии. Однако в условиях начавшейся русско-турец­кой войны и волнений в самой Польше Екатерина II приняла предложение прусского короля Фридриха II о частичном разде­ле Польши. Тем временем Австрия, уже в одностороннем по­рядке, захватила ряд польских земель. По договору, заключен­ному в 1772 г., Россия получила Восточную Белоруссию и юго-восток Латвии с городами Витебск, Орша, Могилев, Динабург (Даугавпилс). Границами Российской империи стали реки За­падная Двина и Днепр. В 1773 г. делегация польского сейма под­писала договоры с Австрией, Пруссией и Россией, согласно ко­торым она отказывалась в их пользу от части своей территории

Дальнейший раздел Польши был связан с революционны­ми событиями во Франции и их влиянием на всю Европу. В частности, в 1791 г. в Польше была принята Конституция, рез­ко ограничившая власть короля. В ряде мест вспыхнули народ­ные восстания. В 1792 г. монархи России и Пруссии договори­лись об интервенции и вскоре их войска вошли в Польшу. Но­вая Конституция была отменена. Однако Екатерина II предпо­читала оставить Польшу в прежних границах. Тогда прусский король пригрозил выйти из антифранцузской коалиции, в ко­торой Екатерина активно участвовала. Таким образом, Россия была вынуждена принять участие во втором разделе Польши. В 1793 г. Россия по Петербургскому соглашению получила Цен­тральную Белоруссию и Правобережную Украину. В том же го­ду Польша в Гродно подписала с Россией договор о " добро­вольной" уступке территории.

Второй раздел Польши вызвал национально-освободительное восстание польских патриотов во главе с Т. Костюшко. Она потерпело поражение, и в 1795 г. Австрия и Россия подписали декларацию о полном разделе Речи Посполитой. Пруссия позднее присоединилась к этому соглашению. Окончательный до говор между тремя государствами был подписан в 1797 г. Рос­сия получила Литву и Западную Белоруссию с Гродно и Бре­стом. Одновременно курляндское рыцарство и земство обрати-

-64-


уезды во главе с уездными начальниками. Губернаторов назна-чал император, а уездных начальников губернатор48. Низшей территориальной единицей оставалась гмина, состоящая из на­селенных крестьянами деревень, помещечьих фольварков и мыз, а также посадов. Деревни и посады образовывали сель­ские общества. В гминах и сельских обществах заведование об­щественными делами было поручено сходам. Гминный сход составлялся из всех домохозяев гмины, владеющих земельной собственностью. В сходе не участвовали чины уездной полиции и лица духовного звания. Сход избирал на три года войта из числа жителей гмины без различия сословий. Уездный началь­ник мог не признать состоявшиеся выборы и назначить новые. В случае избрания того же лица, уездный начальник доклады­вал об этом губернатору, который или утверждал нового войта или назначал новые выборы. В этом случае решение гминного схода являлось окончательным.

Следует подчеркнуть, что в отличие от большинства присоединенных к России территорий, Польша имела в прошлом развитую государственность, длительное существование в каче­стве независимого государства, европеизированные культуру и менталитет народа, совершенно иную, причем по многим по­зициям враждебную православию, религию. Все это не могло не привести к постоянным волнениям, восстаниям против рос­сийского правления, стать постоянной головной болью россий­ских императоров. Нельзя было не учитывать и тот факт, что европейское общественное мнение за малым исключением бы­ло на стороне поляков.

После подавления польского восстания 1863-1864 гг. поля­кам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в Девяти западных губерниях. В этих губерниях не было введено положение о земстве, избираемых предводителей дворянства заменили назначаемыми правительством. Поляки-католики не могли впредь назначаться на большинство должностей на госу­дарственной службе. Польский и литовский языки были изгна­ны из государственной школы.

К концу века власть была вынуждена признать издержки проводимого курса. В 1898 г. варшавский генерал-губернатор К. Имеретинский во всеподаннейшем докладе особо под­черкнул: " Если мы по-прежнему будем смотреть на Польшу как На край, проникнутый польско-революционными замыслами, которые можно и должно подавлять лишь внешнюю силою раз-

- 67


шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года.

Исполнительные функции осуществляли действующий под председательством наместника Государственный совет и шесть министров (внутренних дел, юстиции, финансов, духов-ных дел, просвещения, военного). Царство Польское разделя-лось на восемь воеводств, а воеводства на — повяты. Воеводства управлялись выборными воеводскими советами под предводительством воевод, а повяты — повитовыми старостами. Низшей территориальной единицей была гмина. После польского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил Сейм и прежний Государственный совет. Министерства были заменены комиссиями, воеводства были переименованы в губернии, а повяты и уезды. Польская армия была упразднена.

-

В 1831 г. был образован Комитет по делам Царства Поль ского. В его состав вошли крупнейшие чиновники Николаев ской России: А. Н. Голицын, И. В. Васильчиков, Д. Н. Блудов, М. А. Корф, К. В. Нессельроде, А. И. Чернышев, Е. Ф. Канкрин и другие. В первое время Комитет занимался вопросами ликви­дации последствий восстания. Права и задачи Комитета были определены лишь в 1834 г. Наиболее важным делом стала под­готовка специальной Грамоты, более известной под названием " Органического статута". Грамота была объявлена 14 февраля 1832 г. Во главе царства был поставлен И. Ф. Паскевич-Эриванский в качестве царского наместника и командующего войсками. Государственный совет Царства Польского и Совет управления являлись чисто совещательными учреждениями. Все noследующие годы Комитет рассматривал вопросы, связанные с уточнением некоторых пунктов Грамоты46.

В начале XX в. существовала следующая система управле ния в губерниях Царства Польского47. Общие вопросы ynpaв ления были возложены на Варшавского генерал-губернатора, при котором находилось Совещание в качестве консультативного органа. В состав Совещания помимо генерал-губернатора входили его помощники: управляющий канцелярией, начальник штаба военного округа, председатель и прокурор Судебной палаты, представители Министерства финансов и Главного управления землеустройства и земледелия, все губернаторы, когда они находились в Варшаве и ряд других должностных лиц.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал