Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 2 страница. Николай I в этом споре был ближе к истине
Николай I в этом споре был ближе к истине. Ведь нельзя отрицать, что Беллинсгаузены, Врангели, Крузенштерны, Эссе ны верой и правдой служили России и получили широкую из вестность в стране и в мире своими достижениями в наук культуре и военном деле. И все же в последней четверти XIX века внук Николая Александр III, решил распространить политику русификаци на Прибалтику и заменить здесь немецкое влияние на русское С этой целью были введены существенные изменения в систе-му обучения. Напомним, что в Прибалтике сложилась стройная система обучения во главе с Дерптским университетом. На средства дворянских сословных организаций и городов содер жались гимназии и городские училища с преподаванием на немецком языке. Начальное образование велось на немецком, ла тышском и эстонском языках, причем в управлении этой низшей ступени образования участвовали сами крестьяне. Отме тим, что преподавание русского языка как обязательного 1 Прибалтике началось лишь с введением всеобщей воинской) повинности в 1874 г. В 1885 г. царские власти перевели делопроизводство во всех присутственных местах на русский язык. Спустя два года все начальные училища были переведены в ведение Министерс -54- ников. Полк управлялся выборным или назначенным гетманом полковником. Ряд городов имел магистраты и управлялся на основе магдебургского права, оставшегося в силе и после изгнания поляков28. Магистраты осуществляли не только административно-хозяйственные, но и полицейские и судебные функции. В связи с переходом гетмана И. Мазепы29 в 1708 на сторону шведского короля Карла XII Петр I учредил для надзора за гетманом должность резидента. Местопребыванием гетмана стал пограничный с Россией город Глухов, где были расквартированы два российских полка. В 1722 г. в Глухове была размещена Малороссийская канцелярия в составе шести офицеров и подчиненная Коллегии иностранных дел. Коллегия разбирала жалобы на все административные и судебные учреждения Украины, наблюдала за сбором налогов и пошлин. Малороссийская коллегия была упразднена в 1727 г. В 1734-1750 гг. гетман не назначался, а для управления Украиной было образовано специальное " правление" из представителей казацкой старшины и петербургских чиновников. Одновременно Генеральная воинская канцелярия получила дополнительные полномочия. С 1734 г. она стала ведать денежными и хлебными сборами на Украине, а с 1749 г. в ее компетенцию входил сбор пошлины с торговли и промышленности. Указы по управлению Украиной, издаваемые канцелярией, подписывались генеральным писарем. По всем наиболее важным вопросам особые донесения направлялись в Канцелярию малороссийских дел Правительствующего Сената. В 1764 г. Екатерина II восстановила Малороссийскую коллегию и упразднила должность гетмана. Сама Украина была разделена на две губернии — Слободскую и Новороссийскую во главе с губернаторами. В 1781 г. старинное деление на полки также было ликвидировано, а на следующий год на всю территорию Украины был распространен общеимператорский акт " Учреждения для управления губерний", Малороссийская коллегия была закрыта в 1786 г. В результате двух первых разделов Речи Посполитой в состав России вошла Правобережная Украина и часть Белоруссии. Эти территории еще долго испытывали влияние польской культуры и католической церкви. Здесь продолжали действовать польские суды и некоторые другие учреждения. После подавления польского восстания 1830-1831 г. по устному распоря- -57- Б. Хмельницкого, но от принятия Украины в свое подданство воздержались, ибо это означало бы войну с Речью Посполитой. 8 августа 1649 г. в местечке Зборов был заключен польско-украинский договор, согласно которому закреплялось положение Запорожской Сечи26, определялась территория расселения казаков (воеводства: Киевское, Брацлавское, Черниговское), была дана амнистия всем участникам восстания. Однако польская сторона постоянно нарушала договор, посылала на Украину свои войска. Антипольское восстание продолжалось, и тогда в феврале 1651 г. Земский собор в Москве в принципе одобрил решение о воссоединении Украины и России. В 1653 г. русское, посольство боярина БАРепнина потребовало у правительства] Речи Посполитой соблюдения Зборовского договора. Поскольку эти переговоры оказались безуспешными, новый Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял окончательное решение о воссоединении Украины и России. 8 января 1654 г. Переяславская рада принесла присягу в верности России, высказавшись за то, " чтоб есми вовеки вси едино были". Глава русского посольства В. В. Бутурлин передал Б. Хмельницкому знаки гетманской власти — булаву и воинское знамя. Царские власти признали сложившийся на Украине казацкий аппарат управления, согласились с выборностью гетмана, подтвердили привилегии казацкой старшины и ряда крупных украинских городов. Верховное управление и суд на Левобережной Украине осуществлял избираемый на казачьей Раде гетман. Затем он приносил присягу на верность московскому царю. Резиденция гетмана находилась до 1667 г. в Чигирине, затем в Гадяче. Московские власти поддерживали связь с гетманом через Посольский, а с 1662 г. — Малороссийский приказ27. Следует подчеркнуть, что Рада не имела узаконенных норм представительства и прав, созывалась по потребности или по воле гетмана. Штаб гетмана, носивший название " генеральной старшины" состоял из генерального обозного, генерального судьи, генерального писаря, генерального есаула и ряда других должностных лиц. Генеральный писарь возглавлял Генеральную войсковую канцелярию. Генеральная старшина избиралась по определенной процедуре казачьим войском. Вся территория Украины была поделена на полки, которые в свою очередь разделялись на сотни. Административным центром полка становился крупный город. В сотни входили поселения свободных крестьян (сельские громады) и курени. Курени и небольшие города избирали атаманов, сотни — сот- -56- шина, превратившаяся в российское дворянство, денационализировалась, лозунги украинской автономии выдвигала интеллигенция радикально-демократического направления. Это делало национальный украинский вопрос особенно болезненным для правящих кругов. В 1863 г. власть уже констатировала, что " су-шествование малороссийской партии, которая желала бы самостоятельного развития народной жизни в Малороссии, ни для кого не тайна" 32. Попытки украинских демократов развивать народную культуру в 1840 — 60 гг. (Кирилло-Мефодиевское братство, Киевское отделение Императорского Географического общества) натыкались на противодействие властей и репрессии. Украинофильство, обратившее на себя внимание властей, выражалось в ношении малороссийского костюма, исключительном употреблении украинского языка, манифестациях по поводу памяти Т. Г. Шевченко и т. п. Все это, по мнению властей, не представляло собой ничего угрожающего, если бы одновременно такие талантливые личности, как Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш и их сторонники, " не проводили систематически такие начала, утверждения коих влекут за собой положительную политическую сепарацию Малороссии" от империи33. Перенос в связи с этим организационных центров украинского движения в австрийскую Галицию усилил обвинения в сепаратизме. В 1863 г. было запрещено печатание книг духовно-нравственного содержания на украинском языке под тем предлогом, что перевод Евангелия на украинский язык " не оправдывается ни свойством языка, ни потребностями народа и имеет характер исключительно политический". В 1868 г. министр внутренних дел П. А. Валуев обвинил лидеров украинского движения в том, что они вместе с поляками преследуют цель расшатать русскую государственность. Валуеву же принадлежит заявление: " малороссийского языка нет, не было и не будет". По его инициативе были усилены ограничения книгопечатания на украинском языке. В 1875 г. Александр II " ввиду проявления украинофильской деятельности и в особенности переводов и печатания учебников на мало-Российском языке" велел созвать Особое совещание по делу об Украинофильской пропаганде34. Совещание решило, что исходной точкой украинофильских стремлений служит ложное представление о значительном отличии украинского языка от великорусского, который малороссы понимать не могут. Признав это главной причиной стремления обособить Малороссию от -59-
жению Николая I был образован Комитет западных губерний31 во главе с председателем Государственного совета и Комитета министров В. П. Кочубеем. В разное время в состав Комитета западных губерний входили крупнейшие чиновники николаевской России Д. Н. Блудов, А. Х. Бенкендорф, ПД. Кисилев, А. Ф. Ор лов, Л. А. Перовский, А. И. Чернышев и другие. Прежде всего Комитет рассмотрел предложения об управ лении западными губерниями. Было отклонено предложение виленского губернатора о введении в крае управления, подобно сибирскому. Не прошло предложение министра финансов об участии особого управления Киевом и Вильно. Основная идея которую отстаивал Комитет, заключалась в унификации мест ных учреждений с общероссийскими и укреплении в крае по зиций православной церкви. В Комитете постоянно рассматри вались инструкции генерал-губернаторам западных губерний которые затем утверждались императором в виде именных ре скриптов. В качестве примера можно указать рескрипт на имя Д. Г. Бибикова от В сентября 1840 г. В нем подчеркивалось, что цель управления в западных губерниях состоит в обязательно!» обеспечении спокойствия в крае, восстановлении утраченной " действием времени и западного преобладания" привязанност края к России и уничтожении всякой мысли " под тем или иным наименованием политической самобытности" этой ок раины империи. Бибикову было рекомендовано по любому бо лее или менее важному поводу, касающемуся административ ного управления или нравственно-политического состояния вверенного ему края, обращаться лично к императору. Николай I отметил, что до тех пор не сможет спать спокойно, пока за падные губернии " не сольются с остальными частями империи в одно тело, в одну душу" 31. Комитет рассматривал также вопросы экономического развития края, сословных прав, в частности, о предъявлении доказательств дворянского происхождения уроженцев западных губерний, наказания участников польского восстания, а также вопросы текущего управления. По рекомендации Комитета на эти губернии было распространено российское законодательство Тенденция унификации управления на Украине сопровож далась развитием национального движения, отстаиванием прав на самоуправление и автономию. Особенность украинского на ционального движения в XIX в. заключалась в том, что оно но сило демократический характер. В то время, как казачья стар -58- причины послабления откровенно называлась бессмысленность запрета в условиях, когда украинские Евангелия широко распространяются из-за границы. После поражения революции правительство П. А. Столыпи-на категорически выступило против инициативы депутатов Государственной думы принять закон о начальном обучении украинцев на родном языке. Во многих городах были закрыты возникшие в период революции общества " Просвита", преследовалась появившаяся явочным порядком украинская печать. В феврале 1914 г. МВД выступило против празднования столетия со дня рождения Т. Шевченко, а Синод счел " неудобным" участие в юбилейных торжествах православного духовенства. Жесткое отношение власти к украинофильскому движению определялось также информацией, полученной из Департамента полиции. По его сведениям, ряд националистических объединений, в частности националистическая организация " Союз освобождения Украины", состоит на содержании правительства Ав-стро-Венгрии. После начала Первой мировой войны 25 августа 1914 " Союз" выпустил обращение " К общественному мнению Европы", в котором утверждалось, что война ведется за уничто-жение идеи " панмосковитизма". По мнению руководства этой радикальной организации, " только свободная, тяготеющая к тройственному союзу Украина могла бы своей обширной тер-риторией, простирающейся от Карпат до Дона и Черного моря, оставить для Европы защиту от России, стену, которая навсе-гда бы остановила расширение царизма и освободила бы славянский мир от вредного влияния панмосковитизма" 40. В то же время следует подчеркнуть, что сепаратизм на Украине наиболее ярко проявился только после победы Февральской револю ции в 1917 г. * * * В течение полутора веков решался вопрос о вхождении молдавских земель в состав Российской империи. Еще в марте 1656 г. молдавский господарь Георгий Стефан передал Алексею Михайловичу грамоту с пожеланием начать переговоры о переходе Молдавии в русское подданство. Стефан выдвинул ряд условий, как то: сохранение власти местных государей, их право назначать местных чиновников и отказ Москвы от сбора в Молдавии дани, которую собирают турецкие власти. 29 июня того же года Алексей Михайлович в специальной жалованной -61 -
России, сановники констатировали, что украинские и белорусские земли " силою исторических событий и собственного тяготения окраин к соплеменному великорусскому центру составляют одно непрерывное и единое с Россиею великое политическое тело, а потому поощрять или хотя бы только равнодушно относиться к попыткам небольшой горсти неблагонамерных личностей, сеющих рознь и смуту среди украинского племени, было бы величайшей политической неосторожностью" (помета Александра II: " Совершенно справедливо")35. Совещание рекомендовало запретить ввоз из-за границы любых украинских книг, а в пределах России разрешать печатание только исторических документов и произведений изящной словесности, т. е. полностью запретить украинскую периодическую печать. Кроме того, было рекомендовано запретить театральные спектакли и чтения на украинском языке36. Решения совещания были утверждены Александром II 18 мая 1876 г. 37, но оставались секретными. Эти акты в 80-90 годы были дополнены рядом инструкций Министерства Внутренних дел. В годы первой русской революции в политике правительства наметились перемены в отношении украинского и белорусского населения. В январе 1905 г. МВД заявило о готовности способствовать развитию самосознания украинцев и белорусов. Изменения коснулись прежде всего католического населения. Так, католикам-крестьянам Комитет министров разрешил с весны 1905 г. покупать земли в Западном крае. Для властей украинский и белорусский языки были предпочтительнее польского. В церкви ксендзу разрешалось пользоваться для проповеди польским языком. По мнению Виленского генерал-губернатора, отсюда у местного населения появилась мысль, что правительство хочет через школу оттолкнуть католиков от костела и приблизить к православию. Допускать это, по мнению генерал-губернатора было серьезной ошибкой. Поэтому наиболее желательным решением проблемы представлялась договоренность с римской курией " по вопросу о белорусском языке в богослужении" 38. С удовлетворением отмечая, что уже требуют кое-где богослужения в костелах на своем языке,) власть сетовала, что усилия правительства по введению католи-ческой службы на русском языке не увенчалось успехом " среди слабых национальным сознанием белоруссов" 39. Одновременно был снят запрет на печатание, каждый раз с благословения Синода, переводов Евангелия на украинский язык. В качестве -60- наместничество. В апреле 1818 г. вступил в силу " Устав образования Бессарабской области 1818 г. ". Он сохранял за Бессарабией автономные права. Высшие исполнительно-распорядите-ные, судебные и отчасти законодательные функции принадлежали Верховному совету. Надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц осуществлял подольский генерал-губернатор42. Существовало областное правительство во главе с гражданским губернатором. Все решения правительство принимало большинством голосов. Делопроизводство велось на русском и молдавском языке. В судопроизводстве, богослужении и обучении также применялся молдавский язык. Все другие областные учреждения по своим функциям были близки к действующим в Российской империи губернским учреждениям. Местное дворянство было приравнено в правах к русскому. Николай I посчитал необходимым уменьшить права Верховного совета, провести унификацию управления области с губерниями Европейской части России. В 1828 г. он утвердил " Учреждение для управления Бессарабской области". Верховный совет был преобразован в областной, который имел лишь совещательный голос при генерал-губернаторе. Он же стал председателем совета. В отличие от Верховного совета областной назначался43. Он был лишен законодательных прав, законодательной инициативы, т. е. не имел даже совещательного голоса при подготовке законопроектов. Областное правительство было заменено правлением, подчинявшемся Правительствующему Сенату. Все другие областные учреждения подчинялись соответствующим министерствам. По судебной линии правление также входило в подчинение Сенату. Новый закон фактически ликвидировал молдавскую автономию. В " Учреждении для управления Бессарабской области" подчеркивалось, что здесь действуют, за небольшим исключением, общеимперские законы. В то же время на Молдавию не распространялось крепостное право. Местное население было освобождено от рекрутской повинности. В 1859 г. молдавские школы стали применять румынский алфавит на основе латинской графики. Молдавские школы и преподавание на молдавском языке были упразднены. Было отменено богослужение на молдавском языке. В 1873 г. Бессарабская область окончательно присоединена к России. -63-
грамоте господарю Стефану сообщил о согласии принять все условия перехода Молдавии в русское подданство. В июле того же года в Успенском соборе Кремля посланники Стефана митрополит Гедеон и боярин Л. Г. Нянул от имени всех молдован присягнули на верность России. Однако еще долгие годы территория современной Молдавии была местом сражений в многочисленных русско-турецких войнах. В ходе одной из них, в 1788 г., русские войска под командованием А. В. Суворова заняли все междуречье Днестра и Буга и эти земли стали управляться русской администрацией. В 1789 г. в районе Дубоссар находилась главная квартира главнокомандующего русской армией кн. Г. А. Потемкина. По Ясскому мирному договору русско-турецкая граница была установлена по р. Днестр. Русские власти построили ряд крепостей и укреплений: Новые Дубоссары, Григориополь, Овидиополь и Тирасполь. Образованный тогда же Тираспольский уезд вошел в состав Екатеринославского наместничества, а в 1796 в Новороссийскую губернию. Вплоть до 1917 г. Тираспольский уезд управлялся по общероссийским законам. В ходе новой войны с Турцией в 1806-1812 гг. русские войска вошли в междуречье Прута и Днестра. Русская военная и гражданская власть была установлена в Молдавии и Валахии. В период военных действий с территории этих княжеств было выселено мусульманское население. В 1807 г. Александр I подписал указ о привилегиях болгарам, переселяющимся в Рос сию41. По Бухарестскому мирному договору к России отошли земли между реками Днестр и Прут, которые получили название " Бессарабия". 1 февраля 1813 г. было образовано Временное правительство Бессарабии по гражданскому управлению. Главой правительства и гражданским губернатором был назначен молдавский боярин С. Стурдза. В связи с вероятностью новой русско-турецкой войны управление в Бессарабской области, как по- граничной, было разделено на военное и гражданское. Поэтому военные власти области были подчинены непосредственно главнокомандующему русской армией. Правительство Бессарабии состояло из общего собрания и двух департаментов. Один из департаментов ведал городской и земской полицией и судебными делами, другой — финансами торговлей и промышленностью, статистикой. Александр I уста новил населению Бессарабской области налоговые льготы, ос вободил от рекрутской повинности. В 1815 г. здесь утвердили -62- лись к Екатерине II с просьбой принять Курляндию под покровительство России. Курляндское герцогство образовалось при распаде Ливонского ордена и на основе договора от 28 ноября 1561 г. присоединилось к Польше. Теперь потомки ливонских феодалов стремились " посредством добровольного покорения под достославную державу е. в. императрицы всероссийской не токмо навсегда приобрести сие высочайшее и сильное покровительство, но и тем самым сделаться сопричастными блаженства и счастья, коими наслаждаются верноподданные под правлением столь многомощным, премудрым и правосудным, каково есть правление е. в. достославно царствующей императрицы" 44. В результате Курляндское герцогство было присоединено к России и на его территории возникла Курлянд-ская губерния. Успешные войны наполеоновской Франции в начале XIX в. привели к временному воссозданию Герцогства Варшавского, но в соответствии с Заключительным актом Венского конгресса 1815 года большая часть герцогства переходила к России под наименованием Царства Польского. Выступая 15 марта 1818 г. напервом общепольском Сейме, Александр I предстал перед всей Европой сторонником конституционного устройства. " Вы призваны, — говорил император полякам, — дать великий при-мep Европе, устремляющей на вас свои взоры. Докажите своим современникам, что законно — свободные учреждения, коих вященные начала смешивают с разрушительным учением, уг-рожавшим в наше время бедственным падением общественно-мy устройству, не суть мечта опасная, но что, напротив, тако-ые постановления, когда приводятся в исполнение по правоте сердца и направляются с чистым намерением к достижению полезной и спасительной для человечества цели, то совершен-но согласуются с порядком и общим содействием утверждают истинное благосостояние народов" 45. Согласно дарованной Польше Конституции император России являлся одновременно царем польским и управлял ею с помощью наместника, назначаемого из членов царской фамилии (впоследствии из наиболее доверенных чиновников). Законодательную власть в Польше осуществлял Сейм, состоящий из двух палат: Сената с назначаемым императором составом и Польской избы, избираемой местными дворянами на дворянских собраниях (сеймиках) и представителями городских об-щин Предполагалось, что сейм будет обновляться в течение
-65- * * * В последней трети XVIII в. Россия расширила свои владе ния на Западе. Еще в 60-х годах в столицах различных европейских государств разрабатывались планы раздела польской территории. Екатерина II долго сопротивлялась подобным планам, считая лучшим вариантом иметь в Речи Посполитой дружеское России правительство и опасаясь дальнейшего усиления Австрии и Пруссии. Однако в условиях начавшейся русско-турецкой войны и волнений в самой Польше Екатерина II приняла предложение прусского короля Фридриха II о частичном разделе Польши. Тем временем Австрия, уже в одностороннем порядке, захватила ряд польских земель. По договору, заключенному в 1772 г., Россия получила Восточную Белоруссию и юго-восток Латвии с городами Витебск, Орша, Могилев, Динабург (Даугавпилс). Границами Российской империи стали реки Западная Двина и Днепр. В 1773 г. делегация польского сейма подписала договоры с Австрией, Пруссией и Россией, согласно которым она отказывалась в их пользу от части своей территории Дальнейший раздел Польши был связан с революционными событиями во Франции и их влиянием на всю Европу. В частности, в 1791 г. в Польше была принята Конституция, резко ограничившая власть короля. В ряде мест вспыхнули народные восстания. В 1792 г. монархи России и Пруссии договорились об интервенции и вскоре их войска вошли в Польшу. Новая Конституция была отменена. Однако Екатерина II предпочитала оставить Польшу в прежних границах. Тогда прусский король пригрозил выйти из антифранцузской коалиции, в которой Екатерина активно участвовала. Таким образом, Россия была вынуждена принять участие во втором разделе Польши. В 1793 г. Россия по Петербургскому соглашению получила Центральную Белоруссию и Правобережную Украину. В том же году Польша в Гродно подписала с Россией договор о " добровольной" уступке территории. Второй раздел Польши вызвал национально-освободительное восстание польских патриотов во главе с Т. Костюшко. Она потерпело поражение, и в 1795 г. Австрия и Россия подписали декларацию о полном разделе Речи Посполитой. Пруссия позднее присоединилась к этому соглашению. Окончательный до говор между тремя государствами был подписан в 1797 г. Россия получила Литву и Западную Белоруссию с Гродно и Брестом. Одновременно курляндское рыцарство и земство обрати- -64- уезды во главе с уездными начальниками. Губернаторов назна-чал император, а уездных начальников губернатор48. Низшей территориальной единицей оставалась гмина, состоящая из населенных крестьянами деревень, помещечьих фольварков и мыз, а также посадов. Деревни и посады образовывали сельские общества. В гминах и сельских обществах заведование общественными делами было поручено сходам. Гминный сход составлялся из всех домохозяев гмины, владеющих земельной собственностью. В сходе не участвовали чины уездной полиции и лица духовного звания. Сход избирал на три года войта из числа жителей гмины без различия сословий. Уездный начальник мог не признать состоявшиеся выборы и назначить новые. В случае избрания того же лица, уездный начальник докладывал об этом губернатору, который или утверждал нового войта или назначал новые выборы. В этом случае решение гминного схода являлось окончательным. Следует подчеркнуть, что в отличие от большинства присоединенных к России территорий, Польша имела в прошлом развитую государственность, длительное существование в качестве независимого государства, европеизированные культуру и менталитет народа, совершенно иную, причем по многим позициям враждебную православию, религию. Все это не могло не привести к постоянным волнениям, восстаниям против российского правления, стать постоянной головной болью российских императоров. Нельзя было не учитывать и тот факт, что европейское общественное мнение за малым исключением было на стороне поляков. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в Девяти западных губерниях. В этих губерниях не было введено положение о земстве, избираемых предводителей дворянства заменили назначаемыми правительством. Поляки-католики не могли впредь назначаться на большинство должностей на государственной службе. Польский и литовский языки были изгнаны из государственной школы. К концу века власть была вынуждена признать издержки проводимого курса. В 1898 г. варшавский генерал-губернатор К. Имеретинский во всеподаннейшем докладе особо подчеркнул: " Если мы по-прежнему будем смотреть на Польшу как На край, проникнутый польско-революционными замыслами, которые можно и должно подавлять лишь внешнюю силою раз- - 67 шести лет на одну треть состава каждые два года и собираться на заседания раз в два года. Исполнительные функции осуществляли действующий под председательством наместника Государственный совет и шесть министров (внутренних дел, юстиции, финансов, духов-ных дел, просвещения, военного). Царство Польское разделя-лось на восемь воеводств, а воеводства на — повяты. Воеводства управлялись выборными воеводскими советами под предводительством воевод, а повяты — повитовыми старостами. Низшей территориальной единицей была гмина. После польского восстания 1830-1831 гг. Николай I упразднил Сейм и прежний Государственный совет. Министерства были заменены комиссиями, воеводства были переименованы в губернии, а повяты и уезды. Польская армия была упразднена.
В 1831 г. был образован Комитет по делам Царства Поль ского. В его состав вошли крупнейшие чиновники Николаев ской России: А. Н. Голицын, И. В. Васильчиков, Д. Н. Блудов, М. А. Корф, К. В. Нессельроде, А. И. Чернышев, Е. Ф. Канкрин и другие. В первое время Комитет занимался вопросами ликвидации последствий восстания. Права и задачи Комитета были определены лишь в 1834 г. Наиболее важным делом стала подготовка специальной Грамоты, более известной под названием " Органического статута". Грамота была объявлена 14 февраля 1832 г. Во главе царства был поставлен И. Ф. Паскевич-Эриванский в качестве царского наместника и командующего войсками. Государственный совет Царства Польского и Совет управления являлись чисто совещательными учреждениями. Все noследующие годы Комитет рассматривал вопросы, связанные с уточнением некоторых пунктов Грамоты46. В начале XX в. существовала следующая система управле ния в губерниях Царства Польского47. Общие вопросы ynpaв ления были возложены на Варшавского генерал-губернатора, при котором находилось Совещание в качестве консультативного органа. В состав Совещания помимо генерал-губернатора входили его помощники: управляющий канцелярией, начальник штаба военного округа, председатель и прокурор Судебной палаты, представители Министерства финансов и Главного управления землеустройства и земледелия, все губернаторы, когда они находились в Варшаве и ряд других должностных лиц.
|