Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания 4 страница
В конце XVIII в. в Грузию вторглись войска шаха Ирана Ага-Мухаммед-хана. Существование грузинских княжеств оказалось под вопросом. Стало ясно, что протекторат России не может служить надежной гарантией безопасности и следует идти дальше, вплоть до вхождения в состав огромной империи, раскинувшейся на тысячи верст севернее Кавказского хребта. В 1800 г. преемник Ираклия II царь Георгий XII обратился в Петербург с просьбой о вступлении в российское подданство, и Павел I 18 января 1801 г. подписал манифест о присоединении Грузии к России. Однако впоследствии Александр I обнаружил " крайнее отвращение" к данному акту, " почитая несправедливым присвоение чужой земли". 11 апреля на Непримен-ном (государственном) совете вопрос о Грузии был поставлен на обсуждение. Сомнения императора поддержали граф М. С. Воронцов и В. П. Кочубей, но большинство совета признало вопрос о вхождении Грузии в состав России желательным в ее интересах, равно как и в интересах грузинского народа, раздираемого династическими распрями и постоянными угрозами со стороны турок и персов. После многократных обсуждений Алек-
-81- ма русская эскадра, совершившая переход из Балтики в Средиземное море, нанесла поражение турецкому флоту, а затем блокировала Дарданеллы и высадила десанты на побережье Греции. В 1774 г. русские войска перешли Дунай и одержали ряд побед над турецкими гарнизонами. В результате Кючук-Кай нарджийского мирного договора Османская империя признала независимость Крымского ханства. Россия получила крепости Керчь и Еникале и стала контролировать Керченский пролив. К ней отошло все побережье Черного моря между Днепром и Южным Бугом, город Азов с окрестностями. Турция признала автономию Дунайских княжеств. Признав независимость Крыма, Османская империя не отказалась от попыток восстановить свое политическое влияние на полуострове. В 1782 г. турецкие агенты организовали в Крыму мятеж, вынудив дружественного России хана Шагин-Гирея укрыться в крепости Еникале. У крымских берегов появилась турецкая эскадра. В этих условиях полуостров был занят русской армией, а Екатерина II в 1783 г. подписала Манифест о присоединении Крымского ханства к Российской империи, равно как и " всей Кубанской стороны". На Северный Кавказ был направлен Кубанский корпус под командованием А. В. Суворова, который в октябре 1783 г. разгромил в устье Лабы ногайских кочевников. Река Кубань стала границей владений России на Северном Кавказе. Турция была вынуждена признать это в ходе русско-турецких переговоров в Константинополе (Стамбуле) в декабре 1783 г. В 1781 г. крестьяне еще одной части осетинских земель, так называемой " Дигории" на общем собрании решили " по первому требованию России принять присягу". В том же году Дигория вошла в состав России и тем самым завершилось присоединение всей Осетии79. В декабре 1782 г. царь Картли-Кахетии Ираклий II и царь Имеретии Соломон I обратились к Екатерине II с просьбой принятии их владений под покровительство России. В июле 1783 г. в крепости Георгиевск на Северном Кавказе был подпи сан договор об установлении протектората России над Восточ ной Грузией. В преамбуле " Георгиевского трактата" указыва лось, что этот документ является следствием дружественных русско-грузинских отношений, усилий России по защите гру зинских народов. Ираклий II обязался за себя и за своих на следников не признавать над собой иной власти, кроме " вер- -80- сандр I 12 сентября 1801 года объявил грузинскому народу желании сохранить Грузию за Россией и в тот же день издал " Постановление внутреннего в Грузии управления", согласно которому признавалась сила уложения царя Вахтанга " яко коренным грузинским законом" 82. Выдающийся грузинский общественный деятель и писатель И. Г. Чавчавадзе так писал о вступлении русских войск в Тбилиси: " Покровительство единоверного великого народа рассеяло вечный страх перед неумолимыми врагами. Утихомирилась давно уже не видевшая покоя усталая страна, отдохнула oт разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчез грозный блеск занесенного над страной и нашими семьями вражеского меча, исчезли полыхающие пожары, в которых гибли дома и имущество наших предков, канули в вечность грабительские набеги, оставившие лишь страшное, потрясающее воспоминание. Наступило новое время, время покоя и безопасной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии" 83 Проникновение России вглубь Кавказа продолжалось. В 1810 г. правитель Абхазии Георгий Шервашидзе принял рос сийское подданство. В присяге он поклялся " поступать и исполнение чинить во всем по его, великого государя; указам, не щадя живота своего, до последней капли крови" 84. И хотя по Бухарестскому миру 1812 г. границы России и Турции восстановились " совершенно так как оные были прежде до войны" 85 русские гарнизоны в Абхазии сохранились, так же, как и в Мегрелии. В 1813 году в азербайджанском селении Гюлистан был подписан мир между Россией и Ираном, по которому шах при знал присоединение к России Северного Азербайджана и Даге стана. На территории современного Азербайджана в начале XIX в. находилось несколько ханств: Гянджинское, Карабах ское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское, Щекинское и др. Каждое из них в административном отношении делилось на магалы. Магалы управлялись наибами или магалбеками, назна- чавшимися ханами. Наибы обладали административно-поли цейскими, финансово-хозяйственными, в ряде ханств (Гянд жинское, Нахичеванское и др.) и судебными функциями. Входившие в состав магала селения управлялись сельскими старшинами — юзбаши или кендхуда. Эта должность, как правило, была наследственной. Поэтому старшины порой считали себя не столько управителями, сколько владельцами. В -82-
Нахичеванском ханстве старшин избирали, но хан утверждал избранного в должности. Городскую администрацию возглавлял наиб или калантар (наместник). В его подчинении находились калабек (комендант крепости), эссабаши (начальник по лиции) и др. чиновники. Город в административно-полицейском отношении делился на кварталы (махаллэ), которыми управляли назначенные главой городской администрации старосты. Судебная власть принадлежала шариатским судам, которые рассматривали и разрешали все споры и тяжбы, дела по примирению спорящих, о разделе имущества между наследниками. Они ведали также вопросами бракосочетания и разводами, попечения о сиротах, удостоверения сделок, засвидетельствования различных документов и т. п. Решения принимались на основе корана, а если в нем отсутствовало объяснение подобного случая, то на основе хадиса или местных обычаев. Наиболее сложные вопросы разрешал хан86. В 1826 г. между Ираном и Россией вновь вспыхнула война. Военные действия начались в июле 1826 г. вторжением отрядов иранской конницы в Закавказье через Карабах. Наследника шаха Аббас-Мирзу, командовавшего этими силами, сопровождали английские офицеры. Однако, несмотря на более чем десятикратное превосходство над русским корпусом генерала А. П. Ермолова, иранские войска не смогли одержать победы. Так, например, иранцам не удалось овладеть старинной Карабахской крепостью Шуша, оборонявшуюся 1300 русскими воинами. Главную роль, безусловно, сыграло то, что симпатии народов Кавказа были на стороне России. В 1827 г. русские войска перешли в наступление и очистили Армению и южный Азербайджан от иранских отрядов. Местное население восторженно встречало русскую армию и изгоняло шахских намест ников. В том же году начались переговоры о мире. Русскую де-легацию возглавлял И. Ф. Паскевич, а официальным представи телем российского Министерства иностранных дел — и. о. на-чальника дипломатической канцелярии наместника Кавказа А. С. Грибоедов. В рапорте Паскевичу он писал о необходимости присоединения " областей Эриванской и Нахичеванской". В результате трудных и долгих переговоров в феврале 1828 г. в селении Туркманчай был подписан составленный А. С. Грибоедовым мирный трактат, согласно которому шах отказался в пользу России от Эриванского и Нахичеванского ханств; подтвер - 83 -. ждались права России на всю территорию Азербайджана, право свободного судоходства по Каспию и исключительное право России иметь здесь свой военный флот. В 1818 г. турецкий султан объявил о расторжении Аккер-манской конвенции и призвал своих поданных к " священной войне" против русских, обвинив их в поддержке греческих повстанцев. Упреждая противника, Россия начала военные действия на Дунае. На Кавказе русские войска овладели рядом стратегических крепостей (Карс, Ахалкалаки, Ахалцихе, Анапа, По-ти). На стороне русских сражались четыре полка азербайджанской конницы, два армянских пехотных батальона, несколько отдельных отрядов грузинских добровольцев. В результате победоносного окончания войны Турция согласно Андрианополь-скому мирному договору уступила России устье Дуная, Черноморское побережье Кавказа (кроме Батума). Спустя 50 лет в ходе новой русско-турецкой войны Россия приобрела согласно Сан-Стефанскому мирному договору Аджарию и Западную Армению. Так завершилось формирование границы России в Закавказье. В течение десятилетий сложилась своеобразная система управления Кавказом. Во главе всей администрации в начале XIX в. находился главнокомандующий. Он же возглавлял Верховное Грузинское правительство, состоявшее из четырех экспедиций, каждая из которых находилась под руководством российского чиновника. Советниками в экспедициях в основном являлись грузинские князья. Грузия была разделена на пять уездов и в каждом из них создана управа земской полиции и уездный суд. Управой земской полиции руководил российский капитан-исправник, а оба его помощника были из грузинских дворян. То же мы видим в суде: судья — российский чиновник, а оба заседателя из грузинских дворян. Комендантами уездных городов были русские офицеры, а его помощник и городской казначей также из грузинских дворян. Следует подчеркнуть, что гражданские дела решались на основе грузинского феодального права — уложения царя Вах-танга VI и обычного права. Территории, населенные малыми народами (осетины, пшавы, татары, хевсуры и т.д.) управлялись под началом моуравов из грузинских князей, которым бы ли предоставлены права капитан-исправников, а их помощниками были российские чиновники. Была сохранена автономия Мегрелии и ею управлял прежний князь Гр. Дадиани. Абхазия
управлялась по " древним обычиям" даже после формального подчинения ее в 1839 г. администрации Кавказской линии. После присоединения к России феодальная раздробленность Азербайджана была ликвидирована. Ханства были переименованы в соответствующие провинции и объединены в два округа: Мусульманский в составе Карабахской, Талышской, Щекинской, Ширванской провинций, Дагестанский — в составе Бакинской, Кубинской и Дербентской провинций. Конкретное решение вопроса о системе административного управления в каждом из бывших ханств принималось с учетом многих факторов, главным из которых было отношение хана к России, искренность его сотрудничества с царскими властями. Большинство ханов осталось у власти на своих территориях, превратившись в чиновников российского государственного аппарата на местах. Функции их сократились. Отныне они лишались прав вести самостоятельно внешнюю политику и управлять войсками. В провинциях было сохранено прежнее деление на магалы. Управление магалами осуществляли наибы, назначенные из числа преданных русской администрации беков. Их права и обязанности регламентированы не были. Наибы не получали жалованья из казны, а вознаграждались из собранных налогов87. К 1830 г. сложилось управление всем Северным Кавказом. Общее управление осуществлял находившийся в Тбилиси главноуправляющий на Кавказе. Ему подчинялся начальник Кавказской линии, который со своим штабом разместился в Ставрополе. Центром Кавказской линии руководил начальник из русских офицеров в Нальчике, левым флангом линии — управляющий Чечней с приставом Чечни (оба служили в Грозном). Начальнику Кавказской линии подчинялся комендант Владикавказа, в свою очередь отдававший распоряжения приставу Осетии и Ингушетии и приставу " назрановских" ингушей. Начальнику Центра Кавказской линии подчинялся пристав Ка-барды88. Армения в административно-территориальном отношении была разделена на округа вместо существовавших ранее мага-лов. Начальниками округов были в основном русские гражданские чиновники или офицеры. Нахичеванская провинция и Ордубадский округ управлялись наибами из местных князей. В каждом городе существовала градская полиция под управлени-ем полицмейстеров. Для сбора податей назначались комиссары. В 1828 г. была образована Армянская область. Областное правление состояло из трех советников и областного прокуро- -85-
pa. Русская администрация стремилась помимо армян иметь правлении представителя азербайджанского национального меньшинства. В 1833 г. Николай I утвердил проект управления Армянской областью. Высшим областным учреждением сохра нилось областное правление, но его функции были существен но ограничены. Отныне это была обычная канцелярия. Хозяй ственная и финансовая части были выделены в отдельно управление по сбору податей и повинностей89. Реальная автономия была предоставлена армяно-гpeгopи анской церкви. С переходом к России Эчмиадзинского мона стыря — места пребывания католикоса всех армян — Никола I признал эчмиадзинского патриарха " католикосом народа гай- канского" и право избрания его " всем гайканским народом" (на практике он избирался депутатами от епархий армяно-гpeгopи анской церкви, по одному от духовных лиц и мирян епархии Из-за постоянной напряженности в российско-турецких отно шениях в выборах католикоса участвовали представители толь ко российских армян, хотя большинство их проживало в Тур ции и Иране. Главноуправляющий на Кавказе И. Ф. Паскевич во всепод даннейшем рапорте от 16 мая 1829 г. поставил вопрос о необ ходимости реорганизации управления в крае и просил прислать ревизоров. В том же году Правительствующий Сенат направил на Кавказ сенаторов П. И. Мечникова и Е. И. Кутайсова. Ссы лаясь на неопределенность прав и обязанностей должностных лиц, смешение русских законов с местными, сложную систем сбора податей, заявил: " Нахожу лучшим и действительным введение во всех закавказских провинциях российского образа управления и законов" 90. В 1833 г. Государственный совет рассмотрел собранный Кавказе сенаторами материал о характере сложившегося ynpaв ления и постановил образовать для подготовки проекта реформ специальный комитет. 11 июля 1833 г. Николай I образовал Комитет об устройстве Закавказского края. Членами Комитета стали по должности министры А. И. Чернышев, Е. Ф. Канкрин Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков. Комитет приступил к рассмотрению многочисленных проектов управления Кавказом. В это время новый главноуправляющий на Кавказе Г. В. Розен выступил против предложений Паскевича и стал отстаивать существовавшую систему. У себя в Тбилиси он создал специальный комитет для подготовки предложений Комитету об устройстве За- -86-
кавказского края. Розен не спешил и писал военному министру А. И. Чернышеву: " Я полагал бы лучше пожертвовать некоторым временем, нежели основать мои заключения на неполных и недостаточных сведениях". В 1837 г. Правительствующий Сенат направил на Кавказ очередную комиссию во главе с П. В. Ганом. Ган был сторон ником взглядов Паскевича и с его подачи Розен был смещен с должности главноуправляющего. В 1840 г. реформу управления на Кавказе наконец-то решил рассмотреть Комитет министров. Министры в один голос заявили, что с введением русских законов на Кавказе лучше повременить. В результате был разработан крайне осторожный в своих основных положениях проект, который после обсуждения в Государственном совете Николай I утвердил. Правовой базой реформы стали четыре акта: " Учреждение для управления Закавказским краем" и штаты этого управления, Положение о городском общественном управлении в Тифлисе, Положение о комитетах земских повинностей, Положение о преимуществах чиновников, служащих за Кавказом. Согласно " Учреждению" весь край был разделен на Грузино-Имеретинскую губернию и Каспийскую область. Во главе царской администрации был поставлен главнокомандующий, который приравнивался к генерал-губернаторам. Действие законов царя Вахтанга было прекращено. " Учреждение для управления Закавказским краем" ввело новую систему административно-территориального деления: губерния (область) — уезд (округ) — участок. Грузино-Имеретинская губерния с центром в Тбилиси состояла из 11 уездов, а Каспийская область с центром в Шемахе из 7 уездов. Дербент ский и Кубинский уезды были выделены в отдельный военный округ. Повсеместно участки соответствовали границам бывших магалов. Губернские и уездные учреждения функционировали по законам внутренних губерний России91. 24 апреля 1840 г. Николай I заявил об учреждении специ ального Комитета для введения в Закавказском крае высочайше Утвержденных проектов нового гражданского устройства под председательством А. И. Чернышева. В Комитет вошли Е. Ф. Канкрин, ПД. Кисилев, А. Г. Строганов, Д. Н. Блудов и другие. Комитет не ограничился надзором за введением в крае нового Управления, а стал подготовительной инстанцией Государственного совета в делах, касающихся этого края. В 1842 г. Ко- -87- митет был упразднен, а вместо него Николай I создал еще один Комитет для управления Закавказским краем. Председателем его вновь стал А. И. Чернышев, а в его состав вошли Е. Ф. Канкрин, П. Д. Кисилев, Л. А. Перовский, В. Н. Панин. Позднее его членом стал наследник престола (будущий император Александр II), многие великие князья, А. Х. Бенкендорф, Ф. П. Вронченко, А. Ф. Орлов, В.А.Долгоруков, С. С. Ланской, П. А. Валуев, А. М. Горчаков, Д. А. Милютин, С. А. Грейг и др. Комитету поручили решать дела, превышающие власть министров и главноуправляющих. Он стал высшим органом власти для Закавказья92. Здесь был рассмотрен проект наказа для чиновников в качестве временного нормативного акта. Наказ определял на три года политику самодержавия в этой части империи. 12 ноября 1842 г. Николай I утвердил " Наказ Главному управлению Закавказским краем", который надолго определил политику самодержавия в этом районе империи. В наказе, в частности, говорилось о необходимости определить права и обязанности различных сословий на Кавказе, " но без всякого противодействия вековым понятиям жителей". Особенно рекомендовалось поддерживать " во всем достоинстве привилегированные, правительством доселе признаваемые, сословия, имеющие влияние на народ... ". Главное управление было призвано покровительствовать " всем вероисповеданиям, по законам империи в недрах ее терпимым", " вводить просвещение, сообразное с общими началами онаго в империи, но примененное в подробностях к действительным нуждам, характеру и обычаям жи телей", " применять судебные обряды к правам и обычаям на родным" 93. Предполагалось, что частично охрану государственной границы возьмут на себя отряды из местных жителей. В Наказе подчеркивалось, что в этом случае наряды не должны быть отяготительны для жителей и соответствовать их " нравам и обычаям". Рекомендовалось, кстати, не стеснять мелкой пограничной торговли, так как запреты " на практике невозможны" и могут привести лишь к " тайным сношениям", занесению болезней и вторжению вооруженных отрядов. Для избежания " внутренних смут" полагалось основывать связи с местными жителями " на началах строгой справедливости" 94. Особо подчеркивалось, что строго следует наказывать лю бое злоупотребление властью, при передвижении войск не отя гощать местное население " излишними нарядами подвод и лю -88-
пей". Учитывая, что еще не все народы признали власть русского царя, упрочить владычество России рекомендовалось «справедливым и кротким с ними обращением, строгим выбором местных начальников, сближением, по возможности, с европейским образом жизни и, главнейше, примером справедливого и кроткого управления народами, безусловно России подвластными" 95. В 1843-1844 гг. Комитет обсуждал проекты инструкций членам Совета Главного управления Закавказским краем, а затем приступило к разработке планов учреждения на Кавказе наместничества. Впоследствии наместник использовал Комитет в качестве важнейшей стадии для выдвигаемых им законопроектов. После тщательного обсуждения они передавались в Государственный совет. Первым наместником на Кавказе стал выдающийся госу-дарственный деятель России М. С. Воронцов. Пользуясь распо-ложением Николая I, он свел к минимуму влияние всех мини-стров на кавказские дела. Никакие распоряжения министров, имеющие силу для всей страны, не допускались к применению на Кавказе без предварительного согласия Воронцова. Ему удаюсь найти быстрое взаимопонимание с местной знатью. Во-ронцов добился законодательного признания за грузинским дворянством прав на владение землею. " Мусульманское сосло зие" фактически было приравнено к дворянству. По инициати ве Воронцова для замещения различных должностей в местных учреждениях в вузах Петербурга и Москвы стали держать особые вакансии для уроженцев Кавказа из наиболее знатных фамилий. Воспитывались они за счет казны. По инициативе Воронцова на Кавказе быстро стали разви-ваться торговля и промышленность, появились различные об щества по изучению природных условий края, был образован особый кавказский учебный округ и открыты 5 гимназий и 21 уездное училище, первая публичная библиотека, появилась ме стная газета " Арарат" и журнал на грузинском языке " Заря". В Тифлисе был открыт русский театр. В 1847 г. на территории Дагестана был образован Прикаспийский край, а в 1860 г. было утверждено положение о Дагестанской области. Управлял областью начальник (с 1883 г. — военный губернатор). В Дербенте был градоначальник. В Порт-Петровском существовало особое управление. Область была разделена на округа Верхнего, Северного, Среднего, Южного -89- мента Главного управления, начальника Управления государственными имуществами, старшего председателя Судебной палаты и трех членов по особому назначению. В заседаниях с правом голоса участвовали управляющие отдельными частями по делам, относящимся к ведению каждого из них. Совет в предварительном порядке рассматривал законопроекты по всем вопросам жизни населения Кавказа, подлежащим рассмотрению в Совете министров98. В Совете Главного управления обсуждались жалобы на постановления губернских мест по административным вопросам, ежегодные финансовые сметы местных доходов и расходов Кавказского и Закавказского края, устанавливались новые сборы с жителей городов, Совет принимал решения о предании суду должностных лиц. Естественно, что наместник имел право поручить Совету обсудить и другие вопросы". В 1875 г. была учреждена должность помощника кавказского наместника, который в отсутствие наместника на Кавказе исправлял его должность. Он же стал председателем Совета Главного управления, переименованного в Совет наместника кавказского. При этом начальник Главного управления получил звание старшего члена этого Совета100. После завершения Кавказской войны был изменен статус Абхазии и Мегрелии. Долгие годы Абхазия была опорным пунктом российских властей на Кавказе в силу выгоды своего географического положения, лояльности России, умения князей Шервашидзе гасить часто наиболее сильные антироссийские проявления многих горских народов. И вот теперь наместник вел. кн. Михаил Николаевич цинично утверждал, что независимость Абхазии имела смысл только тогда, когда шла война с горцами и с нею надо покончить101. В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено Шервашидзе был вывезен в Россию и умер в Воронеже102. Вся территория княжества стала именоваться Сухумским военным отделом империи, разделенным на три округа. Отдел находился в подчинении Кутаисского генерал-губернатора. 7 сентября 1857 г. последовал высочайший рескрипт на имя княгини Дадиани, правящей в Мегрелии с приглашением переселиться в Петербург. А на следующий день было утверждено особое положение об управлении Мегрелией. Главой исполнительной власти стал военный губернатор. Он председательствовал в Совете, являвшемся органом исполнительно-распорядительной и судебной власти в бывшем княжестве. В трех -91 -
Дагестана. Администрация Дагестанской области была уком плектована в основном из представителей народов Кавказа При назначении должностных лиц учитывалось их отношение к народам Дагестана. Округа подразделялись на наибства 1899 г. — участки). Сельское управление составляли: сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кадий, сельский суд. На сельский сход приглашались одни мужчины (по одному от " дыма"). Следует отметить осторожную позицию русской aд- министрации. Так, в одном из первых своих отчетов М. С. Воронцов писал: " Главный интерес России — связать разнопле менный край с империей. Всякое нововведение, изменяющее вековые обычаи, чрезвычайно трудно..., поэтому надо действо вать с большой осторожностью. Насильственные меры не при несут добра, но могут иметь дурные последствия" 96. После присоединения Закавказья Россия оказалась в свое образном геополитическом положении. Ведь связь с централь ными губерниями России осуществлялась через узкую линию крепостей на Северном Кавказе, вблизи которых селились пре имущественно враждебные России горские племена. В интере сах обеспечения безопасности российских подданных в Закавказье пришлось с оружием в руках завоевывать территории, на которых проживали черкесы и чеченцы. Несколько десятиле-тий продолжалась Кавказская война. А после ее окончания Александр II провел новую реорганизацию управления Кавка зом. 9 декабря 1867 г. он подписал несколько именных указов Сенату по административно-территориальному делению края распространению на него судебной реформы 1864 г. и т. В тот же день он утвердил " Положение о Главном управлении Наместника Кавказского" 97. Согласно " Положению", кавказскому наместнику был по Совет был совещательным учреждением и состоял из пред седателя (начальник Главного управления), директора Департа- -90- сла вопрос о свободе вероисповедания ислама в пределах Российской империи. Окончательно поворот был связан с рядом выступлений башкир, в том числе с их участием в пугачевском восстании. Публичное обещание охранять мусульманскую веру и храмы было дано в манифесте Екатерины II 8 апреля 1783 г. по случаю присоединения Крыма. Крымско-татарская и волж ско-татарская знать была уравнена в правах с российским дво- рянством. Для управления духовными делами мусульман были открыты Таврическое магометанское правление (в Симферопо- ле), созданное для сглаживания " племенно-религиозных" осо- бенностей народа и введения гражданских понятий, и Орен- бургское духовное собрание (в Уфе), учрежденное высочайшим повелением 22 сентября 1788 г. главным образом для надзора за назначением мулл, испытанием их знаний и доверенности их благонамеренности106. Деятельность созданных при Екатерине II мусульманских духовных управлений обнимала собой контроль за духовенством и конфессиональной школой, регулирование семейно-брачных отношений, разрешение на принципах шариата наследственных споров, ведение метрических книг. Все эти дела ни центральная, ни местная бюрократия просто физически не могли взять на себя. Но при этом деятельность управлений была поставлена в тесные рамки. Таврическое правление, занимавшееся делами мусульман Крыма и западных губерний, имело лишь " общие права присутственного места" и находилось под непосредственным ведением таврического губернского правления. Хотя первоначально муфтий и кадий-эске избирались узким кругом крымско-татарского духовенства и дворянства, к Магометанскому правлению был приставлен назначаемый МВД секретарь, имевший право опротестовывать все решения правления, " которые он признает несогласными с общими узаконениями". Оренбургскому духовному собранию подчинялось все мусульманское духовенство России в ее тогдашних границах, кроме Крыма и западных губерний (с созданием первого Кавказского наместничества, включившего в себя Астраханскую губернию, вне подчинения Собранию оказался Северный Кавказ). Соответственно оренбургскому муфтию было придано Формально более высокое положение: он утверждался в должности высочайшей властью. По закону 1793 г. не только муфтий, но и все три члена собрания избирались из числа казанских мулл. -93- округах местные мдиван-беги были заменены окружными начальниками. А в 1867 г. удалось добиться отречения от своих прав владетеля Мегрелии кн. Николая Давидовича103.
|