Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания 4 страница






В конце XVIII в. в Грузию вторглись войска шаха Ирана Ага-Мухаммед-хана. Существование грузинских княжеств ока­залось под вопросом. Стало ясно, что протекторат России не может служить надежной гарантией безопасности и следует ид­ти дальше, вплоть до вхождения в состав огромной империи, раскинувшейся на тысячи верст севернее Кавказского хребта.

В 1800 г. преемник Ираклия II царь Георгий XII обратился в Петербург с просьбой о вступлении в российское подданство, и Павел I 18 января 1801 г. подписал манифест о присоедине­нии Грузии к России. Однако впоследствии Александр I обна­ружил " крайнее отвращение" к данному акту, " почитая неспра­ведливым присвоение чужой земли". 11 апреля на Непримен-ном (государственном) совете вопрос о Грузии был поставлен на обсуждение. Сомнения императора поддержали граф М. С. Воронцов и В. П. Кочубей, но большинство совета признало вопрос о вхождении Грузии в состав России желательным в ее интересах, равно как и в интересах грузинского народа, разди­раемого династическими распрями и постоянными угрозами со стороны турок и персов. После многократных обсуждений Алек-


 


-81-


ма русская эскадра, совершившая переход из Балтики в Среди­земное море, нанесла поражение турецкому флоту, а затем бло­кировала Дарданеллы и высадила десанты на побережье Гре­ции. В 1774 г. русские войска перешли Дунай и одержали ряд побед над турецкими гарнизонами. В результате Кючук-Кай нарджийского мирного договора Османская империя признала независимость Крымского ханства. Россия получила крепости Керчь и Еникале и стала контролировать Керченский пролив. К ней отошло все побережье Черного моря между Днепром и Южным Бугом, город Азов с окрестностями. Турция признала автономию Дунайских княжеств.

Признав независимость Крыма, Османская империя не отказалась от попыток восстановить свое политическое влия­ние на полуострове. В 1782 г. турецкие агенты организовали в Крыму мятеж, вынудив дружественного России хана Шагин-Гирея укрыться в крепости Еникале. У крымских берегов поя­вилась турецкая эскадра. В этих условиях полуостров был занят русской армией, а Екатерина II в 1783 г. подписала Манифест о присоединении Крымского ханства к Российской империи, равно как и " всей Кубанской стороны". На Северный Кавказ был направлен Кубанский корпус под командованием А. В. Су­ворова, который в октябре 1783 г. разгромил в устье Лабы но­гайских кочевников. Река Кубань стала границей владений России на Северном Кавказе. Турция была вынуждена при­знать это в ходе русско-турецких переговоров в Константино­поле (Стамбуле) в декабре 1783 г.

В 1781 г. крестьяне еще одной части осетинских земель, так называемой " Дигории" на общем собрании решили " по первому требованию России принять присягу". В том же году Дигория вошла в состав России и тем самым завершилось при­соединение всей Осетии79.

В декабре 1782 г. царь Картли-Кахетии Ираклий II и царь Имеретии Соломон I обратились к Екатерине II с просьбой принятии их владений под покровительство России. В июле 1783 г. в крепости Георгиевск на Северном Кавказе был подпи сан договор об установлении протектората России над Восточ ной Грузией. В преамбуле " Георгиевского трактата" указыва лось, что этот документ является следствием дружественных русско-грузинских отношений, усилий России по защите гру зинских народов. Ираклий II обязался за себя и за своих на следников не признавать над собой иной власти, кроме " вер-

-80-


сандр I 12 сентября 1801 года объявил грузинскому народу желании сохранить Грузию за Россией и в тот же день издал " Постановление внутреннего в Грузии управления", согласно которому признавалась сила уложения царя Вахтанга " яко коренным грузинским законом" 82.

Выдающийся грузинский общественный деятель и писа­тель И. Г. Чавчавадзе так писал о вступлении русских войск в Тбилиси: " Покровительство единоверного великого народа рас­сеяло вечный страх перед неумолимыми врагами. Утихомири­лась давно уже не видевшая покоя усталая страна, отдохнула oт разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчез грозный блеск занесенного над страной и нашими семьями вражеского меча, исчезли полыхающие пожары, в которых гиб­ли дома и имущество наших предков, канули в вечность граби­тельские набеги, оставившие лишь страшное, потрясающее воспоминание. Наступило новое время, время покоя и безопас­ной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии" 83

Проникновение России вглубь Кавказа продолжалось. В 1810 г. правитель Абхазии Георгий Шервашидзе принял рос сийское подданство. В присяге он поклялся " поступать и исполнение чинить во всем по его, великого государя; указам, не щадя живота своего, до последней капли крови" 84. И хотя по Бухарестскому миру 1812 г. границы России и Турции восста­новились " совершенно так как оные были прежде до войны" 85 русские гарнизоны в Абхазии сохранились, так же, как и в Мегрелии.

В 1813 году в азербайджанском селении Гюлистан был подписан мир между Россией и Ираном, по которому шах при знал присоединение к России Северного Азербайджана и Даге стана. На территории современного Азербайджана в начале XIX в. находилось несколько ханств: Гянджинское, Карабах ское, Кубинское, Нахичеванское, Талышское, Щекинское и др. Каждое из них в административном отношении делилось на магалы. Магалы управлялись наибами или магалбеками, назна- чавшимися ханами. Наибы обладали административно-поли цейскими, финансово-хозяйственными, в ряде ханств (Гянд жинское, Нахичеванское и др.) и судебными функциями.

Входившие в состав магала селения управлялись сельски­ми старшинами — юзбаши или кендхуда. Эта должность, как правило, была наследственной. Поэтому старшины порой счи­тали себя не столько управителями, сколько владельцами. В

-82-

 

Нахичеванском ханстве старшин избирали, но хан утверждал избранного в должности. Городскую администрацию возглав­лял наиб или калантар (наместник). В его подчинении находи­лись калабек (комендант крепости), эссабаши (начальник по лиции) и др. чиновники. Город в административно-полицей­ском отношении делился на кварталы (махаллэ), которыми управляли назначенные главой городской администрации ста­росты.

Судебная власть принадлежала шариатским судам, кото­рые рассматривали и разрешали все споры и тяжбы, дела по примирению спорящих, о разделе имущества между наследни­ками. Они ведали также вопросами бракосочетания и развода­ми, попечения о сиротах, удостоверения сделок, засвидетельст­вования различных документов и т. п. Решения принимались на основе корана, а если в нем отсутствовало объяснение подоб­ного случая, то на основе хадиса или местных обычаев. Наибо­лее сложные вопросы разрешал хан86.

В 1826 г. между Ираном и Россией вновь вспыхнула вой­на. Военные действия начались в июле 1826 г. вторжением от­рядов иранской конницы в Закавказье через Карабах. Наслед­ника шаха Аббас-Мирзу, командовавшего этими силами, со­провождали английские офицеры. Однако, несмотря на более чем десятикратное превосходство над русским корпусом гене­рала А. П. Ермолова, иранские войска не смогли одержать по­беды. Так, например, иранцам не удалось овладеть старинной Карабахской крепостью Шуша, оборонявшуюся 1300 русскими воинами. Главную роль, безусловно, сыграло то, что симпатии народов Кавказа были на стороне России. В 1827 г. русские войска перешли в наступление и очистили Армению и южный Азербайджан от иранских отрядов. Местное население востор­женно встречало русскую армию и изгоняло шахских намест ников. В том же году начались переговоры о мире. Русскую де-легацию возглавлял И. Ф. Паскевич, а официальным представи телем российского Министерства иностранных дел — и. о. на-чальника дипломатической канцелярии наместника Кавказа А. С. Грибоедов. В рапорте Паскевичу он писал о необходимости присоединения " областей Эриванской и Нахичеванской". В результате трудных и долгих переговоров в феврале 1828 г. в селении Туркманчай был подписан составленный А. С. Грибоедовым мирный трактат, согласно которому шах отказался в пользу России от Эриванского и Нахичеванского ханств; подтвер

- 83 -.


ждались права России на всю территорию Азербайджана, право свободного судоходства по Каспию и исключительное право России иметь здесь свой военный флот.

В 1818 г. турецкий султан объявил о расторжении Аккер-манской конвенции и призвал своих поданных к " священной войне" против русских, обвинив их в поддержке греческих пов­станцев. Упреждая противника, Россия начала военные дейст­вия на Дунае. На Кавказе русские войска овладели рядом стра­тегических крепостей (Карс, Ахалкалаки, Ахалцихе, Анапа, По-ти). На стороне русских сражались четыре полка азербайджан­ской конницы, два армянских пехотных батальона, несколько отдельных отрядов грузинских добровольцев. В результате по­бедоносного окончания войны Турция согласно Андрианополь-скому мирному договору уступила России устье Дуная, Черно­морское побережье Кавказа (кроме Батума).

Спустя 50 лет в ходе новой русско-турецкой войны Россия приобрела согласно Сан-Стефанскому мирному договору Ад­жарию и Западную Армению. Так завершилось формирование границы России в Закавказье.

В течение десятилетий сложилась своеобразная система управления Кавказом. Во главе всей администрации в начале XIX в. находился главнокомандующий. Он же возглавлял Вер­ховное Грузинское правительство, состоявшее из четырех экс­педиций, каждая из которых находилась под руководством рос­сийского чиновника. Советниками в экспедициях в основном являлись грузинские князья. Грузия была разделена на пять уездов и в каждом из них создана управа земской полиции и уездный суд. Управой земской полиции руководил российский капитан-исправник, а оба его помощника были из грузинских дворян. То же мы видим в суде: судья — российский чиновник, а оба заседателя из грузинских дворян. Комендантами уездных городов были русские офицеры, а его помощник и городской казначей также из грузинских дворян.

Следует подчеркнуть, что гражданские дела решались на основе грузинского феодального права — уложения царя Вах-танга VI и обычного права. Территории, населенные малыми народами (осетины, пшавы, татары, хевсуры и т.д.) управля­лись под началом моуравов из грузинских князей, которым бы ли предоставлены права капитан-исправников, а их помощни­ками были российские чиновники. Была сохранена автономия Мегрелии и ею управлял прежний князь Гр. Дадиани. Абхазия

 

управлялась по " древним обычиям" даже после формального подчинения ее в 1839 г. администрации Кавказской линии.

После присоединения к России феодальная раздроблен­ность Азербайджана была ликвидирована. Ханства были пере­именованы в соответствующие провинции и объединены в два округа: Мусульманский в составе Карабахской, Талышской, Щекинской, Ширванской провинций, Дагестанский — в соста­ве Бакинской, Кубинской и Дербентской провинций. Конкрет­ное решение вопроса о системе административного управления в каждом из бывших ханств принималось с учетом многих фак­торов, главным из которых было отношение хана к России, ис­кренность его сотрудничества с царскими властями. Большин­ство ханов осталось у власти на своих территориях, превратив­шись в чиновников российского государственного аппарата на местах. Функции их сократились. Отныне они лишались прав вести самостоятельно внешнюю политику и управлять войска­ми. В провинциях было сохранено прежнее деление на магалы. Управление магалами осуществляли наибы, назначенные из чис­ла преданных русской администрации беков. Их права и обязан­ности регламентированы не были. Наибы не получали жалова­нья из казны, а вознаграждались из собранных налогов87.

К 1830 г. сложилось управление всем Северным Кавказом. Общее управление осуществлял находившийся в Тбилиси глав­ноуправляющий на Кавказе. Ему подчинялся начальник Кав­казской линии, который со своим штабом разместился в Став­рополе. Центром Кавказской линии руководил начальник из русских офицеров в Нальчике, левым флангом линии — управ­ляющий Чечней с приставом Чечни (оба служили в Грозном). Начальнику Кавказской линии подчинялся комендант Влади­кавказа, в свою очередь отдававший распоряжения приставу Осетии и Ингушетии и приставу " назрановских" ингушей. На­чальнику Центра Кавказской линии подчинялся пристав Ка-барды88.

Армения в административно-территориальном отношении была разделена на округа вместо существовавших ранее мага-лов. Начальниками округов были в основном русские граждан­ские чиновники или офицеры. Нахичеванская провинция и Ордубадский округ управлялись наибами из местных князей. В каждом городе существовала градская полиция под управлени-ем полицмейстеров. Для сбора податей назначались комиссары.

В 1828 г. была образована Армянская область. Областное правление состояло из трех советников и областного прокуро-

-85-

 


pa. Русская администрация стремилась помимо армян иметь правлении представителя азербайджанского национального меньшинства. В 1833 г. Николай I утвердил проект управления Армянской областью. Высшим областным учреждением сохра нилось областное правление, но его функции были существен но ограничены. Отныне это была обычная канцелярия. Хозяй ственная и финансовая части были выделены в отдельно управление по сбору податей и повинностей89.

Реальная автономия была предоставлена армяно-гpeгopи анской церкви. С переходом к России Эчмиадзинского мона стыря — места пребывания католикоса всех армян — Никола I признал эчмиадзинского патриарха " католикосом народа гай- канского" и право избрания его " всем гайканским народом" (на практике он избирался депутатами от епархий армяно-гpeгopи анской церкви, по одному от духовных лиц и мирян епархии Из-за постоянной напряженности в российско-турецких отно шениях в выборах католикоса участвовали представители толь ко российских армян, хотя большинство их проживало в Тур ции и Иране.

Главноуправляющий на Кавказе И. Ф. Паскевич во всепод даннейшем рапорте от 16 мая 1829 г. поставил вопрос о необ ходимости реорганизации управления в крае и просил прислать ревизоров. В том же году Правительствующий Сенат направил на Кавказ сенаторов П. И. Мечникова и Е. И. Кутайсова. Ссы лаясь на неопределенность прав и обязанностей должностных лиц, смешение русских законов с местными, сложную систем сбора податей, заявил: " Нахожу лучшим и действительным введение во всех закавказских провинциях российского образа управления и законов" 90.

В 1833 г. Государственный совет рассмотрел собранный Кавказе сенаторами материал о характере сложившегося ynpaв ления и постановил образовать для подготовки проекта реформ специальный комитет. 11 июля 1833 г. Николай I образовал Комитет об устройстве Закавказского края. Членами Комитета стали по должности министры А. И. Чернышев, Е. Ф. Канкрин Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков. Комитет приступил к рассмотрению многочисленных проектов управления Кавказом. В это время новый главноуправляющий на Кавказе Г. В. Розен выступил против предложений Паскевича и стал отстаивать существовав­шую систему. У себя в Тбилиси он создал специальный коми­тет для подготовки предложений Комитету об устройстве За-

-86-

 

кавказского края. Розен не спешил и писал военному министру А. И. Чернышеву: " Я полагал бы лучше пожертвовать некото­рым временем, нежели основать мои заключения на неполных и недостаточных сведениях".

В 1837 г. Правительствующий Сенат направил на Кавказ очередную комиссию во главе с П. В. Ганом. Ган был сторон ником взглядов Паскевича и с его подачи Розен был смещен с должности главноуправляющего. В 1840 г. реформу управления на Кавказе наконец-то решил рассмотреть Комитет министров. Министры в один голос заявили, что с введением русских за­конов на Кавказе лучше повременить. В результате был разра­ботан крайне осторожный в своих основных положениях про­ект, который после обсуждения в Государственном совете Ни­колай I утвердил. Правовой базой реформы стали четыре акта: " Учреждение для управления Закавказским краем" и штаты этого управления, Положение о городском общественном управлении в Тифлисе, Положение о комитетах земских по­винностей, Положение о преимуществах чиновников, служа­щих за Кавказом.

Согласно " Учреждению" весь край был разделен на Грузи­но-Имеретинскую губернию и Каспийскую область. Во главе царской администрации был поставлен главнокомандующий, который приравнивался к генерал-губернаторам. Действие за­конов царя Вахтанга было прекращено.

" Учреждение для управления Закавказским краем" ввело новую систему административно-территориального деления: губерния (область) — уезд (округ) — участок. Грузино-Имере­тинская губерния с центром в Тбилиси состояла из 11 уездов, а Каспийская область с центром в Шемахе из 7 уездов. Дербент ский и Кубинский уезды были выделены в отдельный военный округ. Повсеместно участки соответствовали границам бывших магалов. Губернские и уездные учреждения функционировали по законам внутренних губерний России91.

24 апреля 1840 г. Николай I заявил об учреждении специ ального Комитета для введения в Закавказском крае высочайше Утвержденных проектов нового гражданского устройства под председательством А. И. Чернышева. В Комитет вошли Е. Ф. Канкрин, ПД. Кисилев, А. Г. Строганов, Д. Н. Блудов и другие. Комитет не ограничился надзором за введением в крае нового Управления, а стал подготовительной инстанцией Государственного совета в делах, касающихся этого края. В 1842 г. Ко-

-87-


митет был упразднен, а вместо него Николай I создал еще один Комитет для управления Закавказским краем. Председателем его вновь стал А. И. Чернышев, а в его состав вошли Е. Ф. Канкрин, П. Д. Кисилев, Л. А. Перовский, В. Н. Панин. Позднее его членом стал наследник престола (будущий император Алек­сандр II), многие великие князья, А. Х. Бенкендорф, Ф. П. Вронченко, А. Ф. Орлов, В.А.Долгоруков, С. С. Ланской, П. А. Валуев, А. М. Горчаков, Д. А. Милютин, С. А. Грейг и др. Комитету поручили решать дела, превышающие власть министров и главноуправляющих. Он стал высшим органом власти для Закавказья92. Здесь был рассмотрен проект наказа для чиновников в качестве временного нормативного акта. Наказ определял на три года политику самодержавия в этой части империи.

12 ноября 1842 г. Николай I утвердил " Наказ Главному управлению Закавказским краем", который надолго определил политику самодержавия в этом районе империи. В наказе, в ча­стности, говорилось о необходимости определить права и обя­занности различных сословий на Кавказе, " но без всякого про­тиводействия вековым понятиям жителей". Особенно рекомен­довалось поддерживать " во всем достоинстве привилегирован­ные, правительством доселе признаваемые, сословия, имеющие влияние на народ... ". Главное управление было призвано по­кровительствовать " всем вероисповеданиям, по законам импе­рии в недрах ее терпимым", " вводить просвещение, сообразное с общими началами онаго в империи, но примененное в под­робностях к действительным нуждам, характеру и обычаям жи телей", " применять судебные обряды к правам и обычаям на родным" 93.

Предполагалось, что частично охрану государственной гра­ницы возьмут на себя отряды из местных жителей. В Наказе подчеркивалось, что в этом случае наряды не должны быть отя­готительны для жителей и соответствовать их " нравам и обыча­ям". Рекомендовалось, кстати, не стеснять мелкой пограничной торговли, так как запреты " на практике невозможны" и могут привести лишь к " тайным сношениям", занесению болезней и вторжению вооруженных отрядов. Для избежания " внутренних смут" полагалось основывать связи с местными жителями " на началах строгой справедливости" 94.

Особо подчеркивалось, что строго следует наказывать лю бое злоупотребление властью, при передвижении войск не отя гощать местное население " излишними нарядами подвод и лю

-88-

 

пей". Учитывая, что еще не все народы признали власть рус­ского царя, упрочить владычество России рекомендовалось «справедливым и кротким с ними обращением, строгим выбо­ром местных начальников, сближением, по возможности, с ев­ропейским образом жизни и, главнейше, примером справедли­вого и кроткого управления народами, безусловно России под­властными" 95.

В 1843-1844 гг. Комитет обсуждал проекты инструкций членам Совета Главного управления Закавказским краем, а за­тем приступило к разработке планов учреждения на Кавказе наместничества. Впоследствии наместник использовал Комитет в качестве важнейшей стадии для выдвигаемых им законопро­ектов. После тщательного обсуждения они передавались в Го­сударственный совет.

Первым наместником на Кавказе стал выдающийся госу-дарственный деятель России М. С. Воронцов. Пользуясь распо-ложением Николая I, он свел к минимуму влияние всех мини-стров на кавказские дела. Никакие распоряжения министров, имеющие силу для всей страны, не допускались к применению на Кавказе без предварительного согласия Воронцова. Ему уда­юсь найти быстрое взаимопонимание с местной знатью. Во-ронцов добился законодательного признания за грузинским дворянством прав на владение землею. " Мусульманское сосло зие" фактически было приравнено к дворянству. По инициати ве Воронцова для замещения различных должностей в местных учреждениях в вузах Петербурга и Москвы стали держать осо­бые вакансии для уроженцев Кавказа из наиболее знатных фа­милий. Воспитывались они за счет казны.

По инициативе Воронцова на Кавказе быстро стали разви-ваться торговля и промышленность, появились различные об щества по изучению природных условий края, был образован особый кавказский учебный округ и открыты 5 гимназий и 21 уездное училище, первая публичная библиотека, появилась ме стная газета " Арарат" и журнал на грузинском языке " Заря". В Тифлисе был открыт русский театр.

В 1847 г. на территории Дагестана был образован Прикас­пийский край, а в 1860 г. было утверждено положение о Даге­станской области. Управлял областью начальник (с 1883 г. — военный губернатор). В Дербенте был градоначальник. В Порт-Петровском существовало особое управление. Область была разделена на округа Верхнего, Северного, Среднего, Южного

-89-


мента Главного управления, начальника Управления государст­венными имуществами, старшего председателя Судебной пала­ты и трех членов по особому назначению. В заседаниях с пра­вом голоса участвовали управляющие отдельными частями по делам, относящимся к ведению каждого из них. Совет в пред­варительном порядке рассматривал законопроекты по всем во­просам жизни населения Кавказа, подлежащим рассмотрению в Совете министров98. В Совете Главного управления обсужда­лись жалобы на постановления губернских мест по админист­ративным вопросам, ежегодные финансовые сметы местных доходов и расходов Кавказского и Закавказского края, устанав­ливались новые сборы с жителей городов, Совет принимал ре­шения о предании суду должностных лиц. Естественно, что на­местник имел право поручить Совету обсудить и другие вопро­сы". В 1875 г. была учреждена должность помощника кавказ­ского наместника, который в отсутствие наместника на Кавка­зе исправлял его должность. Он же стал председателем Совета Главного управления, переименованного в Совет наместника кавказского. При этом начальник Главного управления полу­чил звание старшего члена этого Совета100.

После завершения Кавказской войны был изменен статус Абхазии и Мегрелии. Долгие годы Абхазия была опорным пунктом российских властей на Кавказе в силу выгоды своего географического положения, лояльности России, умения кня­зей Шервашидзе гасить часто наиболее сильные антироссий­ские проявления многих горских народов. И вот теперь наме­стник вел. кн. Михаил Николаевич цинично утверждал, что не­зависимость Абхазии имела смысл только тогда, когда шла вой­на с горцами и с нею надо покончить101.

В 1864 г. Абхазское княжество было упразднено Шерва­шидзе был вывезен в Россию и умер в Воронеже102. Вся терри­тория княжества стала именоваться Сухумским военным отде­лом империи, разделенным на три округа. Отдел находился в подчинении Кутаисского генерал-губернатора.

7 сентября 1857 г. последовал высочайший рескрипт на имя княгини Дадиани, правящей в Мегрелии с приглашением переселиться в Петербург. А на следующий день было утвер­ждено особое положение об управлении Мегрелией. Главой ис­полнительной власти стал военный губернатор. Он председа­тельствовал в Совете, являвшемся органом исполнительно-рас­порядительной и судебной власти в бывшем княжестве. В трех

-91 -


 

 


Дагестана. Администрация Дагестанской области была уком плектована в основном из представителей народов Кавказа При назначении должностных лиц учитывалось их отношение к народам Дагестана. Округа подразделялись на наибства 1899 г. — участки). Сельское управление составляли: сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кадий, сельский суд. На сельский сход приглашались одни мужчины (по одному от " дыма"). Следует отметить осторожную позицию русской aд- министрации. Так, в одном из первых своих отчетов М. С. Воронцов писал: " Главный интерес России — связать разнопле менный край с империей. Всякое нововведение, изменяющее вековые обычаи, чрезвычайно трудно..., поэтому надо действо вать с большой осторожностью. Насильственные меры не при несут добра, но могут иметь дурные последствия" 96.

После присоединения Закавказья Россия оказалась в свое образном геополитическом положении. Ведь связь с централь ными губерниями России осуществлялась через узкую линию крепостей на Северном Кавказе, вблизи которых селились пре имущественно враждебные России горские племена. В интере сах обеспечения безопасности российских подданных в Закав­казье пришлось с оружием в руках завоевывать территории, на которых проживали черкесы и чеченцы. Несколько десятиле-тий продолжалась Кавказская война. А после ее окончания Александр II провел новую реорганизацию управления Кавка зом. 9 декабря 1867 г. он подписал несколько именных указов Сенату по административно-территориальному делению края распространению на него судебной реформы 1864 г. и т. В тот же день он утвердил " Положение о Главном управлении Наместника Кавказского" 97.

Согласно " Положению", кавказскому наместнику был по­
ручен высший надзор по управлению Кавказским и Закавказ­
ским краем, а текущая работа сосредоточена в стоящем при на­
местнике Главном управлении во главе с начальником.
Главное управление состояло из Совета, Департамента, Управ­
ления государственными имуществами, управления частями:
учебной, горной, почтовой, медицинской и карантинно-тамо-
женной, Особого о земских повинностях присутствия, комите
тов по устройству крестьян, строительно-дорожного, кавказ
ского статистического.

Совет был совещательным учреждением и состоял из пред седателя (начальник Главного управления), директора Департа-


-90-


сла вопрос о свободе вероисповедания ислама в пределах Рос­сийской империи. Окончательно поворот был связан с рядом выступлений башкир, в том числе с их участием в пугачевском восстании. Публичное обещание охранять мусульманскую веру и храмы было дано в манифесте Екатерины II 8 апреля 1783 г. по случаю присоединения Крыма. Крымско-татарская и волж ско-татарская знать была уравнена в правах с российским дво- рянством. Для управления духовными делами мусульман были открыты Таврическое магометанское правление (в Симферопо- ле), созданное для сглаживания " племенно-религиозных" осо- бенностей народа и введения гражданских понятий, и Орен- бургское духовное собрание (в Уфе), учрежденное высочайшим повелением 22 сентября 1788 г. главным образом для надзора за назначением мулл, испытанием их знаний и доверенности их благонамеренности106.

Деятельность созданных при Екатерине II мусульманских духовных управлений обнимала собой контроль за духовенст­вом и конфессиональной школой, регулирование семейно-брачных отношений, разрешение на принципах шариата на­следственных споров, ведение метрических книг. Все эти дела ни центральная, ни местная бюрократия просто физически не могли взять на себя. Но при этом деятельность управлений бы­ла поставлена в тесные рамки. Таврическое правление, зани­мавшееся делами мусульман Крыма и западных губерний, име­ло лишь " общие права присутственного места" и находилось под непосредственным ведением таврического губернского прав­ления. Хотя первоначально муфтий и кадий-эске избирались узким кругом крымско-татарского духовенства и дворянства, к Магометанскому правлению был приставлен назначаемый МВД секретарь, имевший право опротестовывать все решения правления, " которые он признает несогласными с общими уза­конениями". Оренбургскому духовному собранию подчинялось все мусульманское духовенство России в ее тогдашних грани­цах, кроме Крыма и западных губерний (с созданием первого Кавказского наместничества, включившего в себя Астрахан­скую губернию, вне подчинения Собранию оказался Северный Кавказ). Соответственно оренбургскому муфтию было придано Формально более высокое положение: он утверждался в долж­ности высочайшей властью. По закону 1793 г. не только муфтий, но и все три члена собрания избирались из числа казан­ских мулл.

-93-


округах местные мдиван-беги были заменены окружными на­чальниками. А в 1867 г. удалось добиться отречения от своих прав владетеля Мегрелии кн. Николая Давидовича103.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал